Мини-трениг "Я и мои эмоции"
план-конспект занятия

Дамигуль Кульманова

Данные занятия помогут детям лучше опеделять эмоциональные состояния людей, упражняться в регуляции своего эмоционального состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мини-тренинг Я и мои эмоции24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-тренинг: «Я и мои эмоции»

Занятие 1

«Азбука настроения»

Цель: закреплять умения детей определять эмоциональные состояния людей; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Материал: мяч, пособие «Азбука эмоций», письмо-пиктограмма, листы, цветные карандаши

Методы,

техники

Ход занятия

Ритуал приветствия, развитие просодики

«Я очень хороший»

 Детям предлагается повторять фразу «Я очень хороший» вслед за психологом с разной громкостью несколько раз: шёпотом, громко, очень громко.

Работа по карточкам

«Азбука настроения»

Психолог раздаёт детям картинки разных животных и людей с разными эмоциональными чувствами. Детям предлагается определить эти эмоциональные состояния.

При обсуждении задания психолог уточняет у детей, какое эмоциональное  настроение нравится детям и почему?

Игра на развитие мимических движений

«Покажи чувство»

Дети выходят по одному в круг и показывают с помощью мимики, жестов, движений любое чувство. А все остальные дети должны отгадать это чувство.

Работа по схемам, пиктограммы

«Прочитай письмо» 

Психолог-«почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, их надо расшифровать. Каждому ребёнку вручается конверт, и дети друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своих письмах. (Когда дети хорошо научаться сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить самим сочинять и писать письма друг другу).

Рисуночный метод

Рефлексия

«Мое настроение» Психолог предлагает детям нарисовать своё настроение. После выполнения задания ребята, сидя  в кругу, обсуждают свои рисунки.

Ритуал прощания с группой.

По выбору детей

Занятие № 2

«Отгадай эмоцию».

Цель: продолжать учить детей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; учить передавать его с помощью мимики, речи, рисунка.

Материал: мяч, обруч, картинка Бабы-Яги, картинки диких и домашних животных

Методы,

техники

Ход занятия

Ритуал приветствия

По желанию детей

Игра перевоплощение

«Изобрази животное с определённым эмоциональным состоянием»

 Каждый ребёнок по кругу изображает любое животное с помощью жестов, мимики, движений с любым эмоциональным состоянием. Все остальные дети должны отгадать животное и его чувство.

Игра на развитие слухового внимания

«Попугай»

 Психолог произносит фразу: «Я иду гулять». Все остальные дети должны повторить эту фразу по кругу, но с разными чувствами. Они должны догадаться, кто с каким чувством произнёс эту фразу.

Игра на развитие речевых навыков

Игра «Закончи предложение»

- Когда ребёнок упал и разбил коленку, он чувствует…

- Его мама чувствует…

- Воспитатель чувствует…

- Когда ребята не хотят играть с мальчиком или девочкой, то они чувствуют…

Двигательная минутка

«Баба-Яга» Дети стоят в кругу. Кладётся обруч – внутри «Баба-Яга». Дети бегают вокруг круга и дразнят: «Баба-Яга, костяная нога, с печки упала, ногу сломал, пошла в огород, испугался народ, побежала в баньку, испугала зайку. (Выбранная из детей «Баба-Яга» бегает по кругу и пытается коснуться ребят верёвочкой. Кого коснётся – тот «замирает» на месте.)

Давайте все дружно покажем злую Бабу-Ягу… Вам нравится злая «Баба-Яга»? Ответы детей.) А теперь покажем добрую «Бабушку-Ягу». Давайте придумаем для неё ласковые слова. (Ответы детей.)

Игра на воображение, метод избавления от страха

Мыслительная картина «Добрая Баба-Яга»

Детям предлагается мысленно нарисовать Бабу Ягу. Психолог предупреждает, что избавиться от неё можно, сложив все фантазии в волшебный мешочек

Ритуал прощания с группой

См. ритуал приветствия

Занятие № 3

«Язык жестов и движений»

Цель: закрепить с детьми знания о культуре жеста; научить владеть своими мыслями и чувствами при помощи мимики, жестов, движений.

Материал: картинки животных, птиц, людей

Методы,

техники

Ход занятия

Ритуал приветствия.

«Шире круг»

Разминка

«Походки»

Психолог. Сейчас вы будете ходить как разные люди или животные. Итак, я даю вам задание – показать, как ходит маленький пушистый котёнок. Вспомните, как он двигается, и попробуйте изобразить его. (Варианты походок: походить, как старый дедушка, как слон, как клоун в цирке, как заяц и т.д.). Дети могут придумать свои варианты, а остальные должны угадать, кого изображают. А теперь попробуйте представить себе, что нас заколдовал волшебник и превратил каждого в какую-нибудь игрушку.

Психотренинг на перевоплощение

«Игрушки»

Психолог. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, мишку, машинку, мячик или во что - нибудь другое. Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берёт вас на руки, любуется своей игрушкой. Постарайтесь запомнить эти ощущения. А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку только что превращался. (По очереди в центре внимания оказывается каждый ребёнок.)

Театрализация без слов

«Расскажи сказку без слов»

Психолог. Сейчас мы побываем в Молчаливом Театре. Здесь все актёры не говорят, а только показывают движения. Мы будем без слов показывать сказку «Репка». Давайте распределим роли и вспомним сказку. А наши зрители посмотрят этот спектакль и потом расскажут, всё ли им было понятно. (Дети выполняют задание.)

Этюд

«Это я! Это моё!» ( Детям предлагается показать историю  без слов).

Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя ребёнка). «Чьи это игрушки?» и т.п. Мальчик отвечает жестом. (Выразительные движения: рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!»; прижатая к груди кисть…

Этюд. Обыгрывание по рассказу

«Тише!»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» (Выразительные движения: шею вытянуть вперёд, указательный палец приставить к самим губам, брови поднять вверх.)

Рефлексия

Педагог обращает внимание детей на то, что можно понимать друг друга без слов, а с помощью жестов и мимики

Ритуал прощания с группой

По выбору

Занятие № 4

«Давайте жить дружно!».

Цель: формировать чувство принадлежности к группе; помогать каждому ребёнку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении.

Материал: стихотворение, мяч, заготовки рукавичек

Методы,

техники

Ход занятия

Ритуал приветствия

Детский сад, детский сад…

Почему так говорят?

Мы ведь не осинки,

Мы ведь не рябинки.

Вовы, Клавы, Мишеньки-

Это же не вишенки!

Детский сад, детский сад…

Почему так говорят?

Мы ведь не листочки,

Мы ведь не цветочки,

Голубые, аленькие-

Мы ребята, маленькие!

Детский сад, детский сад…

Почему так говорят?

Потому, что дружно в нём,

Мы одной семьёй растём!

Оттого и говорят:

В этом доме детский сад.

(В.Товарков)

Разминка игра на сплочение

Психолог. Вы прослушали стихотворение о том, как дружно живут в детском саду дети. А вы – дружные ребята, помогаете ли вы друг другу? Не обижаете ли вы других? Если «да», то я хочу проверить правдивость ваших слов, если «нет», то давайте, выполним задание.

«Передай мячики».

Психолог. Встаньте в круг. Вам необходимо будет как можно скорее передавать мяч из рук в руки и ни в коем случае не уронить его. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры. (Дети выполняют задание.) Усложним нашу игру: повернитесь спиной в круг и, убрав руки за спину, передавайте мяч соседу. (Дети выполняют задание.) А теперь то же самое проделайте с закрытыми глазами. (Дети выполняют задание.)

Рисуночный метод

Игра-рисунок «Рукавички»

Психолог. В дружбе очень важно уметь договариваться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят друг с другом, но никто не обижается, так как они умеют найти общий язык. Мы тоже будем учиться тому, как нужно договариваться. Я по всей комнате разложу пары рукавичек с одинаковым орнаментом, но не раскрашенные. Вы поднимете одну рукавичку, найдёте свою «пару», сядете вместе за стол и с помощь. Трёх карандашей разного цвета постараетесь как можно быстрее раскрасить рукавички совершенно одинаково. (Психолог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются; оказывает детям необходимую помощь.)

Рефлексия

Психолог обсуждает с детьми, что помогло справиться с заданием и почему некоторые ребята испытывали трудности

Ритуал прощания с группой

«Импульс»

Дети встают в круг. Берутся за руки и необходимо сжимать ладонь друг друга. Наблюдая за тем где сейчас импульс


Занятие № 5

«Эмоциональные состояния»

Цель: дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей.

Материал: пособие «Мальчик-Девочка», пособие «Герои сказок», лист бумаги, цветные карандаши

Методы,

техники

Ход занятия

Ритуал приветствия

Детям предлагают продемонстрировать весёлого, печального, испуганного, сердитого, удивлённого мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Разминка

Детям предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был весёлым, грустным, испуганным, сердитым, удивлённым.

(Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания.)

Беседа по эмоциям

«Вопрос - ответ»

Психолог предлагает детям ответить на вопросы:

- Когда человек удивляется?

- Когда человек получает удовольствие?

- Когда бывает стыдно?

- Когда бывает страшно?

- Когда человек злится?

- Когда бывает радостно?

- Когда у человека горе?

- Как вы думаете, почему детям больше нравятся книжки с картинками?

- Что произойдёт с человеком, если он увидит на берёзе груши?

- Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

- Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

- Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

- Что чувствует собака, когда другая собака утащила у неё кость?

- что почувствует человек, если у него пропадёт любимое животное?

Рисуночный метод

Рисунок – ситуация. Детям предлагается вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали: страх, радость, удивление, горе, злость. В последствие происходит обсуждение детских рисунков.

Рефлексия

Теперь мы можем распознавать эмоции свои и других людей и даже животных

Ритуал прощания

«Спасибо-До свидания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал по теме эмоции и чувства (8 классы)

тезисы предствалены кратко, по желанию материал можно изменить так, как вам будет удобно...

тренинг "эмоции и конфликты"

кувшин эмоций- он есть у каждого человека....

мастер-класс "Работа с эмоциями"

Мастер -класс "Работа с эмоциями" предназначен для родителей детей с ОВЗ. Материал включает в себя теоретический и практический блок. Кратко прописан оснавной алгоритм работы педагога-психолога с указ...

мастер-класс "Работа с эмоциями"

Мастер -класс "Работа с эмоциями" предназначен для практических психологов, консультирующих родителей детей с ОВЗ. Материал включает в себя теоретический и практический блок. Кратко прописан оснавной ...

Занятие психолога с младшими школьниками "Эмоции, чувства, настроение"

Занятие расчитано на детей младшего школьного возраста. В игровой форме создаются условия для открытия ребенком средств выражения мира чувств, эмоций, настроения. Психолог рассказывает о различны...

Беседа- практикум " Мир наших эмоций"

Беседа- практикум "мир наших эмоций" способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся,  способствует формированию умения контролировать свои отрицательные эмоции....

Роль эмоций и чувств в работе педагога

Роль эмоций и чувств в работе педагога...