Рациональное расписание учебных занятий
консультация

Даренкова Надежда Сергеевна

Рекомендации по рациональному составлению учебного расписания в общеобразовательных учреждениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ratsionalnoe_raspisanie_uchebnyh_zanyatiy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рациональное расписание учебных занятий

Поскольку основой организации процесса обучения является школьное расписание уроков, необходимо учитывать физиолого-гигиенические требования к его составлению, т. е. динамику изменений физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня                        и недели.

        Под работоспособностью обычно понимается свойство человека, определяемое состоянием высших психических функций и характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого промежутка времени. При этом у одного и того же человека работоспособность может колебаться в зависимости от времени года, дня, недели, времени суток. Имеются многочисленные данные о том, что построение правильного режима обучения, грамотный выбор педагогических средств являются одним из основных путей сохранения работоспособности и уменьшения утомляемости учащихся

        Анализ динамики работоспособности в течение дня показывает, что она имеет два пика, совпадающие по времени с периодами высокого уровня действия физиологических функций: первый – с 8 до 12 ч, второй – с 16 до 18 ч. Однако даже в эти периоды уровень работоспособности не остается постоянным. Он изменяется и на протяжении одного урока. Вот как это происходит.

        Первый период – фаза врабатывания. Работоспособность относительно невелика и постепенно повышается. У детей по сравнению со взрослыми фаза врабатывания несколько короче (от 2 до 7 мин), что связано с более высокой возбудимостью и функциональной подвижностью нервной системы. Затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне. Через 20 мин работы она снижается. Вследствие этого целесообразно сложные элементы программы преподносить после 7-й минуты занятия.

        За фазой врабатывания следует фаза оптимальной устойчивой работоспособности. Затем работоспособность снижается. Последние

5– 10 мин урока педагогически малопродуктивны.

        В ряде случаев незадолго до окончания работы может наступить кратковременное повышение работоспособности – фаза «конечного прорыва».

Динамика изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели определяет физиолого гигиенические требования к составлению расписания занятий, где должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонента во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки занятий можно использовать ранговую шкалу трудности предметов И. Г. Сивкова (табл.1,2)

№ 1. Шкала трудности предметов для младших классов (по И. Г. Сивкову)

   

№  п/п

Предмет

Балл

1

Математика  

8

2

Русский (национальный) язык      

7

3

Природоведение  

6

4

Русская (национальная) литература              

5

5

История

4

6

Рисование и музыка                                        

3

7

Труд

2

8

Физкультура

1

№ 2. Шкала трудности предметов для старших классов (по И. Г. Сивкову)

№  п/п

Предмет

Балл

1

Математика, русский язык (национальная школа)    

11

2

Иностранный язык

10

3

Физика, химия

9

4

История

8

5

Родной язык (литература)

7

6

Естествознание, география, ОБЖ

6

7

Физкультура

5

8

Труд

4

9

Черчение

3

10

Рисование

2

11

Музыка

1

Наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими (но не первыми и не последними) уроками. Нельзя ставить два или три трудных урока подряд (например, физика, математика,  иностранный язык), лучше чередовать их с менее трудными (например, история, математика, география). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше всего использовать во второй части (четвертыми или пятыми), но не в самом конце учебного дня. Следует учесть, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.

        Школьное расписание оценивается положительно, если на графике образуется кривая с одним подъемом – в среду и четверг или во вторник                  и среду (как в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным, если пик приходится на понедельник или субботу. При организации 5-дневной недели нагрузка учащихся в течение каждого учебного дня не должна быть выше, чем при 6-дневной учебной неделе: не должно увеличиваться количество занятий, а также суммарный балл нагрузки за день. Это связано с изменением работоспособности учащихся во время учебной деятельности.

        Как уже было отмечено, сначала она повышается (период врабатывания), затем устанавливается на высоком уровне, а затем наступает период снижения работоспособности и развития утомления. Поэтому начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, т. к. продуктивность в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, давать контрольные работы и др. На середину учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и др. По окончании периода высокой работоспособности, т. е. при появлении начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других, обеспечивающих смену деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи

Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ) по междисциплинарному курсу МДК.03.01 Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Данная работа имеет форму методической разработки занятия для студентов третьего курса специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по теме «Отражение в учете суммы начисл...

Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...