Рабочая программа для преподавателей Армейского рукопашного боя.
рабочая программа

Аркадий Хритоненков

Программа будет интересна тренерам - преподавателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_arb_perdelannaya.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

                                                                                            Утверждаю

                                                                       Руководитель обособленного

структурного подразделения Домодедово

________________________Н.А. Кияшева

                                                                 ___ ____________2018 года

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -

СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ

ПО

АРМЕЙСКОМУ РУКОПАШНОМУ БОЮ

г. Домодедово

2018

Рабочая программа дополнительного образования разработана в целях реализации системы дополнительного образования в колледже; расширяет возможности студентов в выборе занятий в соответствии с их интересами, склонностями и потребностями; для самостоятельного выбора студентами направления и характера их деятельности; организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ

СОГЛАСОВАНА

И.о. заместителя руководителя обособленного

структурного подразделения Домодедово

по учебно - воспитательной работе

______________ /О.В. Бозай /

РАССМОТРЕНА

Методическим Советом колледжа

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /____________/

Заместителя руководителя обособленного

структурного подразделения Домодедово

по учебно – методической работе

И.Н. Елисеева

Составитель: Хритоненков Аркадий Романович, педагог дополнительного образования, преподаватель физической культуры  Государственного автономного профессионального образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Профессиональный колледж «Московия»

______________ /А.Р.Хритоненков/



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

 

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.1.

Область применения программы

1.2.

Место дополнительного образования в системе воспитания студентов

1.3.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

1.4.

Цели и задачи программы дополнительного образования

1.5.

Результаты обучения по программе дополнительного образования

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

2.1.

Структура общеразвивающей программы

2.2.

Содержание общеразвивающей программы

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1.

Требования к материально- техническому обеспечению

3.2.

Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых учебных изданий,

Интернет- ресурсов, дополнительной литературы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ ПО АРМЕЙСКОМУ РУКОПАШНОМУ БОЮ

1.1. Область применения программы

Программа направлена на реализацию дополнительного образования и не является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности. Вид профессиональной деятельности: педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых

Программа предназначена для студентов колледжа, I – IV курс

Программа рассчитана на учебный год; занятия проводятся 6 часов в неделю;

занятия проводятся по расписанию занятий дополнительного образования

Программа спортивной секции «Армейский рукопашный бой» (АРБ)»

- физкультурно- спортивной оздоровительной направленности

Способ освоения содержания образования – репродуктивный

Уровень освоения содержания образования - общекультурный

Форма организации деятельности студентов – групповая

Методы обучения – словесные, наглядные, практические, комбинированные.

1.2. Место дополнительного образования в системе воспитания студентов

 «Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей студента в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

Программа спортивной секции «Общая физическая подготовка (ОФП)» направлена на укрепление здоровья и гармоничного развития студентов.

Программа воспитывает морально-волевые качества и устойчивый интерес к занятиям, способствует повышению уровня силовой подготовки, имеет разностороннее воздействие на организм человека. С помощью гимнастических упражнений успешно совершенствуются функции всех органов человека, поэтому с помощью гимнастики можно успешно решать задачи общего физического развития и разностороннего совершенствования двигательных способностей человека. Широкое использование различных движений, обеспечивающих всестороннее и гармоническое развитие функциональных систем организма и физических качеств (силы, гибкости, выносливости).

Актуальность программы

Актуальность преподавания программы дополнительного образования по рукопашному бою заключается в том, что она направлена на достижение спортивных результатов, укрепление здоровья обучающихся и формирование личности с набором ключевых компетентностей в гражданско-правовой, коммуникативной, информационной, спортивно - оздоровительной сферах.

Одна из основных тенденций развития современного общества - это сохранение и укрепление здоровья человека. Для выполнения данного требования необходима популяризация различных видов спорта, здорового образа жизни.

        Образовательная программа по армейскому рукопашному бою способствует содействию разностороннего, гармоничного развитию личности, подготовке учащихся к трудовой деятельности, формирование умения определить свое призвание в сложных экономических условиях жизни, а также воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества.

При правильной организации педагогического процесса, опирающегося на социальную, педагогическую, организационную, методическую и спортивно - оздоровительную  составляющие, появляется возможность создания студенту «ситуации успеха». На основе успешного опыта раскрытия личности в рамках объединения по АРБ обучающийся будет более целенаправленно самореализовывать себя в условиях взрослой жизни.

Педагогическая целесообразность

программы выражена в том, что она  предполагает гражданское, военно-патриотическое воспитание молодежи и добровольную подготовку граждан к военной службе через проведение непрерывной, систематической, комплексной подготовки. позволяет удовлетворять обусловленные юношеским возрастом потребности в физическом развитии, повышении уровня самоконтроля и самооценки

Содержание программы способствует развитию компетенций, необходимых в жизни

и профессии/специальности.

  • информационно-методическая функция, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного курса;
  • организационно-планирующая функция, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

        В настоящей программе реализованы требования федеральных законов: «Об образовании», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе». В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о приемах рукопашного боя. Большое значение придаётся также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков самообороны.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • освоение знаний ведения боя борцом-рукопашником;
  • гражданское, военно-патриотическое воспитание молодежи и добровольную подготовку граждан к военной службе через проведение непрерывной, систематической, комплексной подготовки;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, направленных на приобретение умения и навыков рукопашного боя, всестороннее физическое развитие, совершенствование функциональных возможностей организма; овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления;
  • использовать средства защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Формирование УУД. 

Рабочая программа предусматривает формирование  учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для курса приоритетным можно считать формирование таких умений и навыков, как:

  •  умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  •  умение использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа;
  •  навыки исследовательской деятельности (умение выдвигать гипотезу, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сопоставления, оценки и классификации объектов);
  •  навык работы с различными средствами массовой информации (навыки поиска и обработки полученной информации);
  •  умение оценивать и корректировать своё поведение в зависимости от обстоятельств в окружающей среде;
  •  выполнение в повседневной жизни экологических требований;
  •  умение отстаивать свою гражданскую позицию;
  •  осуществлять осознанный выбор профессии.

        Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а так же возрастными особенностями развития обучающихся.

 Цели и задачи, требования к результатам

Главной целью физического воспитания 

Цельюобразовательной программы по армейскому рукопашному бою является содействие разностороннему, гармоничному развитию личности, подготовке учащихся к трудовой деятельности, формирование умения определить свое призвание в сложных экономических условиях жизни, а также воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие

1.3.Задачи:

  1. Формирование социальной и коммуникативной компетентности на основе систематических занятий армейским рукопашным боем.
  2.  Формирование устойчивого интереса, воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности.
  3. . Формирование системы взглядов, принципов, убеждений, нравственных ценностей, определяющих возложенные на гражданина обязанности по вооруженной защите государства.
  4.  Направленное формирование личности в процессе физического и духовного воспитания.

В настоящей программе выделено три этапа спортивной подготовки:

  • - спортивно-оздоровительный этап (СО);
  • - этап начальной подготовки (НП);
  • - учебно-тренировочный этап (УТ).

 На каждом этапе спортивной подготовке ставятся определенные задачи:

Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа: 

  • - укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей;
  • - формирование стойкого интереса к занятиям спортом (вообще);
  • - овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр;
  • - воспитание трудолюбия;
  • - воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости);
  • - отбор перспективных обучающихся для дальнейших занятий армейским рукопашным боем.

 Основные задачи этапа начальной подготовки:

  • вовлечение максимального числа обучающихся в систему спортивной подготовки по армейскому рукопашному бою;
  •  развитие физических качеств и общей физической подготовки;
  • изучение базовой техники армейского рукопашного боя;
  • гармоничное развитие волевых и морально-этических качеств личности;
  • формирование потребности в занятиях спортом и ведении здорового образа жизни.

Основные задачи учебно-тренировочного этапа.

В учебно-тренировочных группах задачи подготовки отвечают основным требованиям формирования спортивного мастерства по армейскому рукопашному бою, к которым относятся:

  •  укрепление здоровья, дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности;
  •  совершенствование технико-тактического арсенала и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов;
  •  воспитание специальных психических качеств.

Формирование компетентностного подхода в рамках физического воспитания 

студентов

Формирование личностной компетенции

для достижения целей физического воспитания - воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях армейским рукопашным боем, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний; определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности; понимание значения здорового образа жизни; профилактика вредных привычек средствами физической культуры.

Общекультурная, личностная компетентность -  усвоение системы знаний о занятиях армейским рукопашным боем, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации.

Формирование учебно-познавательной компетенции

познание основ армейского рукопашного боя с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности; приобретение знаний, необходимых для подготовки к службе в вооруженных силах; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки, регулярных занятий спортом; умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха (контролировать свое физическое состояние при выполнении  различных упражнений).  

Формирование коммуникативной компетенции

владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам; умение анализировать и оценивать свою деятельность, деятельность соперников; применять различные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе.

Формирование этой компетенции происходит через организацию деятельности обучающихся на занятиях: это работа в парах, тройках, командах.

Умение работать в команде – одно из ключевых качеств личности, востребованное сегодня на рынке труда как никогда. Возможно, ли создать, провести Олимпийские игры в одиночку? Масштабные задачи требуют привлечения масштабных человеческих ресурсов и не просто привлечения, а их слаженной совместной работы. Отсюда и вытекает естественная потребность организаций в людях, способных работать в команде. Именно на учебных занятиях по армейскому рукопашному бою,  формируется умения  взаимодействия в паре и как следствие в команде. . Очень важным механизмом в формировании эффективно работающей команды, являются игры - соревнования между студентами из других учебных заведений, так как именно здесь находит свое воплощение ряд важнейших потребностей каждого человека - участника группы.

Командные игры являются эффективным средством формирования одной из основных черт личности - самооценки человека и оценки поведения людей с точки зрения моральных правил и норм. Подобные игры, показывают свой уровень физического развития, и при умелой поддержке преподавателя может являться хорошим мотивом для самосовершенствования.

Необходимость развития компетентностей в рамках образования в целом и при реализации дополнительного образования обусловлена изменениями в жизни общества, особенно в сфере труда.

Выводы:

1.   Введение компетентностного подхода требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении образовательного процесса, и в практике работы педагога дополнительного образования.

2. Целью обучения становится не процесс, а достижение обучающимися определенного результата. Содержание занятий внутри программы подбирается педагогическим работником под сформулированный результат. Меняются так же и подходы к оценке — в процедуру оценивания включается наблюдение за деятельностью обучающихся.

3. Занятия физической культурой   носят деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу студентов в группах по интересам, выстраивание индивидуальных траекторий, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.

 

Воспитательная работа и психологическая подготовка

Главной задачей в занятиях с обучающимися является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств. Формирование высокого чувства ответственности перед обществом, гражданской направленности и нравственных качеств личности должно осуществляться одновременно с развитием их волевых качеств. Надо понимать психологическую подготовку как воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых свойств личности путем формирования соответствующей системы отношений. При этом психологическая подготовка к продолжительному тренировочному процессу осуществляется за счет непрерывного развития мотивов спортивной деятельности и за счет благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса. Психологическая подготовка к соревнованиям направлена на формирование свойств личности, позволяющих успешно выступать за счет адаптации к конкретным условиям вообще и к специфическим экстремальным условиям соревнований, в частности. Психологическая подготовка здесь выступает как воспитательный и самовоспитательный процесс. Центральной фигурой этого процесса является руководителя спортивной секции, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсменов во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания спортсменов во многом определяется способностью педагога дополнительного образования – руководителя спортивной секции повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания. Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний руководителя спортивной секции, дисциплинированное поведение на тренировочных занятиях, в колледже и дома — на все это должен постоянно обращать внимание педагог дополнительного образования. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие и способность преодолевать специфические трудности, что достигается прежде всего систематическим выполнением тренировочных заданий. На конкретных примерах нужно убеждать обучающегося, что успех в современном спорте зависит от трудолюбия. В процессе занятий со студентами все более важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основной задачей которого является и владение обучающимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин. Средства и методы психологической подготовки по содержанию средства и методы делятся на следующие группы:

- психолого-педагогические - убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие;

- психологические — ментальные, социально-игровые;

- психофизиологические — аппаратурные, психофармакологические, дыхательные.

 По направленности воздействия средства можно подразделить на:  

- средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы,

- средства воздействия на интеллектуальную сферу;

- на эмоциональную сферу.

Образовательная программа спортивного объединения по общей армейскому рукопашному бою составлена в соответствии с:

- Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г ФЗ-273,

  1. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
  2. Постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. № 233,
  3.  Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина о военно-патриотическом, спортивном воспитании детей и молодежи граждан России – Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ, ред. от 05.04. 2013 « О государственной поддержке молодежных и детских объединений»,
  4. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»,
  5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем развитии военной службы в Российской Федерации» - п.2 – (организация работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных учреждений и их физическому развитию; разработку и реализацию комплекса мер, направленных на развитие военно-прикладных видов спорта среди граждан призывного возраста.

  1. Результаты обучения по программе дополнительного образования:

Должны знать:

1. основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

2.потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

3.основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4. основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

5.порядок первоначальной постановки на воинский учёт, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

6.состав и предназначение Вооружённых сил Российской Федерации;

7.основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

8. основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

9.требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

10. предназначение, структуру и задачи РСЧС;

11.предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

       Должны уметь:

1.владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2. пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

3.оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять самоопределение по отношению к военной службе; использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для:

4.ведения здорового образа жизни;

5. оказания первой медицинской помощи;

6. развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для службы;

7. вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.

  1. Количество часов на занятия в спортивной секции по программе дополнительного образования:

максимальная нагрузка студента - 274 часов, в том числе:

           -  аудиторной (теоретической) нагрузки – 12 часов,

           - практические занятия – 262 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Объем занятий и виды работ

Вид работы

Объем часов

Педагогическая нагрузка (всего)

274

теоретическая нагрузка

12

в том числе:

- практические занятия

262

- тренировочные занятия, участия в соревнованиях

Результат: участие студентов в соревнованиях; достижения - призовые места


Тематический план и содержание занятий

4. Содержание учебной программы

4.1 Рекомендуемая последовательность обучения технике армейского рукопашного боя         Основным требованием при обучении технике в группах начальной подготовки следует считать выполнение элементов техники без помех, беспрепятственно со стороны партнера. Все элементы базовой техники разучиваются по принципу освоения структурно-имитационных упражнений.

В положении стоя (в стойке)

1. 3адняя подножка из различных положений.

2. Выведение из равновесия рывком с захватом руки и шеи.

3. Передняя подножка.

4. Сваливание, бросок с захватом ног и выносом их в сторону.

 5. Бросок через бедро.

6. Бросок через спину с захватом руки под плечо.

7. Бросок через голову.

8. Боковая подсечка.

 9. Передняя подсечка.

10. Бросок рывком за пятку с упором в колено.

11. Зацеп изнутри.

 12. Зацеп снаружи.

13. Бросок через бедро с падением.

14. Отхват, отхват с захватом ноги изнутри и снаружи.

15. Подхват снаружи.

16. Подхват изнутри.

17. Боковой переворот.

 18. Передний переворот.

19. Боковая подсечка с падением

. 20. Бросок через голову с упором голенью в живот захватом под плечо.

21. Упражнения для броска прогибом - вставание на мост из положения стойки с помощью партнера. 22.Бросок прогибом. 23. Бросок захватом руки на плечо в стойке и в падении.

24. Бросок через голову упором стопой в живот

25.Защита от выведения из равновесия рывком – переставление ног в направлении рывка.

26. Защита от броска захватом ног - увеличение дистанции.

27. Защита от броска захватом ног, отталкивая атакующего.

28.Защита от боковой подсечки - увеличивая сцепление ноги ковром.

29. Защита от зацепа изнутри - оставление ноги.

30. Защита от подхвата - переставление ноги через атакующую ногу.

31. Комбинация, завершаемая броском через голову, после угрозы захватом пятки снаружи.

32. Выведение из равновесия и как контрприем против выведения из равновесия толчком или рывком.

 33. Бросок захватом голени изнутри - как контрприем против выведения из равновесия рывком.

34. Боковой переворот - как контрприем против выведения из равновесия толчком.

35. Комбинация: зацеп изнутри после выведения из равновесия рывком.

36. Боковая подсечка с задней подножкой.

 37. Передняя подсечка с передней подножкой.

38. Передняя подсечка бросок через бедро.

39. Бросок через бедро, зацеп.

40. Бросок через спину, сбивание захватом рук и туловища.

41. Бросок через спину, зашагивание за спину боковая подсечка с падением.

В положении лежа (борьба лежа)

1. Перегибание (рычаг) локтя через бедро.

2. Рычаг локтя через бедро с помощью ноги.

3. Рычаг локтя захватом руки между ног.

 4. Узел ногой после удержания на боку.

 5. Перегибание (рычаг) локтя через предплечье.

6. Узел поперек и узел предплечьем вниз

7. Ущемление ахиллова сухожилия с захватом разноименной, одноименной ноги и упором в подколенный изгиб другой ноги.

8. Рычаг на оба бедра с захватом голени под плечо и упором стопой в подколенный изгиб. 9.Узел ноги с упором ладонью в колено.

10. Рычаг локтя через бедро, контрприем уход борцовским мостом на этот же прием. 1

11. Рычаг локтя через бедро на одноименную руку из положения нижнего.

12. Рычаг колена.

13. Узел поперек и узел предплечьем вниз (обратный узел поперек).

14. Перегибание (рычаг) локтя захватом руки между ног.

 15. Из стойки, забеганием, перегибание (рычаг) локтя при помощи плеча сверху.

16. Ущемление икроножной мышцы через голень.

 17. Ущемление ахиллесова сухожилия с захватом одноименной и разноименной ноги.

18. Ущемление ахиллесова сухожилия, сидя на противнике.

19. Перегибание (рычаг) локтя при помощи ноги сверху

Ударная техника рук.

1. Прямой, боковой удар и удар снизу имитация и работа на мешке на месте и в движении. 2. Прямой, боковой удар и удар снизу на лапах на месте и в движении.

3. Прямой удар в голову, защита подставкой, контратака прямым в голову.

4. Прямой удар в голову, защита уклоном, контратака боковым в голову.

5. Прямой удар в голову, защита блоком предплечья ближней, дальней рукой контратака.

6. Защита от прямого удара, сайстепом (шагом в сторону), контратака.

7. Боковой удар в голову, защита подставкой ладони, контратака.

8. Боковой удар в голову, защита нырком, контратака.

9. Защита от прямого, бокового удара, разрывом контратака.

10. Защита от прямого, бокового удара встречным ударом на одноименную и разноименную руку.

11. Прямой удар левой в голову, защита подставкой правой ладони, контратака прямым левой (тоже с другой руки).

12. Прямой удар левой в голову, защита подставкой правого плеча, контратака прямым левой (тоже с другой руки).

 13. Прямой удар левой в туловище, защита подставкой правого локтя, контратака прямым левой (тоже с другой руки).

14. Боковой удар левой в голову, защита подставкой правого предплечья, контратака прямым (боковым).

 15. Прямой удар левой в голову, защита уклоном вправо, контратака прямым правой (тоже с другой руки).

16. Прямой удар левой в голову, защита уклоном вправо, контратака встречным левой (тоже с другой руки).

17. Прямой (боковой) удар левой в голову, защита шагом в право с поворотом налево и встречным ударом правой в голову (тоже с другой руки).

18. Боковой удар левой в голову, защита нырком с встречным правой в корпус и прямым (боковым) в голову.

Ударная техника ног

1. Имитация ударов из различных положений (сидя на полу, стоя у стены, с опорой и без опоры): прямого, бокового, в сторону, назад, бокового изнутри.

2. Отработка на мешке: прямого, бокового, в сторону, назад, бокового изнутри.

3. Отработка на лапах: прямого, бокового, назад, в сторону, бокового изнутри.

4. Прямой удар левой ногой в туловище, защита подставкой правого локтя и шагом назад (тоже с другой ноги).

5. Прямой удар правой ногой в туловище, защита правой ладонью влево, контратака правой ноги в туловище.

 6. Боковой удар правой ногой в туловище, защита подставкой левого предплечья, контратака прямым правой ногой (тоже с другой ноги).

 7. Боковой удар правой ногой в голову, защита подставкой правой ладони, контратака боковым правой ногой в туловище и голову (поочередно).

 8. Прямой удар левой ногой в туловище, защита уходом с линии атаки наружу, вовнутрь захват ноги бросок (тоже с другой ноги).

9. Прямой удар правой ногой в туловище, защита блоком скрещенными руками, рычаг колена (тоже с другой ноги).

10. Прямой (боковой) удар ногой в туловище (голову), защита шагом назад, контратака той же ногой (тоже с другой ноги).

 11. Боковой удар правой ногой в голову, защита отклонением назад блок с разворотом двумя ладонями, контратака боковым с впередистоящей ноги в туловище и голову (поочередно).

12. Прямой удар в туловище, защита блоком скрещенными руками, ущемление ахиллового сухожилия.

13. Прямой удар в туловище, защита блоком предплечьем, с разворотом тычковый.

14. Прямой удар в туловище, защита шагом назад, контратака той же ногой.

 15. Прямой удар в туловище, защита отскок назад, контратака серией ударов рук, ног.

 16 Прямой удар в туловище, защита блоком предплечьем, контратака вход в ближний бой. 17. Боковой удар в голову, защита отклонением назад, блок предплечьями, контратака впередистоящей ногой боковым в голову.

 18. Боковой удар в голову, защита нырком под ногу, контратака с разворотом подсечка

Переход от ударной фазы поединка к бросковой.

К изучению техники перехода от ударной фазы поединка к бросковой целесообразно приступать по мере изучения соответствующей технике борьбы в стойке, приемов ближнего боя и вхождения в ближний бой.

Различают следующие способы:

1. Вхождение в ближний бой контратакой в момент атаки соперника ударом рукой в голову – захват за кимоно или часть тела – бросок.

2.Вхождение в ближний бой контратакой в момент атаки соперника боковым ударом ногой в голову (туловище) – захват за кимоно или часть тела – бросок.

 3.Вхождение в ближний бой во время собственной атаки – захват за кимоно или части тела – бросок.

Тематический план

Наименование занятий (тем)

Содержание материала, практические занятия

Объем часов

Тема 1.

Знакомство с группой.

Правила безопасного поведения на занятиях

Вводное занятие.  Сведения по истории, теории и методике армейского рукопашного боя. Инструктаж по технике безопасности, отсутствие медицинских противопоказаний, форма для занятий, режим занятий, о первой медицинской помощи при травмах. Об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях. Тестирование.

      4

Тема 2. Санитарно- гигиенические знания

Привитие навыков гигиены. Воспитание трудолюбия и дисциплины. Краткие сведения о строении и функциях организма.

4

Общая физическая подготовка

Тема 3. Строевые упражнения

Субординация в отношениях с преподавателями и взаимоотношение с товарищами. Построение, маршировка

4

Тема 5.Упражнения с внешним сопротивлением.

Практика выполнения упражнения со штангой и гантелями. Тяга штанги, гантелей или блочного устройства к подбородку

10

Тема 7. Упражнения с преодолением веса собственного тела

Практика отжимание на брусьях, подтягивания на турнике

6

Тема 8. Изометрические упражнения.

Практика упражнений на пресс - «планка», «зависание» при подтягивании на турнике

6

Тема 9.Упражнения на развитие гибкости, подвижности в суставах и ловкости.

Активные движения с полной амплитудой. Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

6

Акробатическая подготовка (кувырки, перевороты, прыжки)

Тема 10. Изучение различных видов кувырков

Кувырок вперед в группировке, кувырок вперед длинный прыжком, кувырок вперед из стойки на голове и руках (для юношей)

6

Тема 11.Наклоны туловища

 Практика выполнения упражнений наклоны с дополнительными движениями с помощью партнера

8

Тема 12. Отработка падений и перекатов

Группировка: лежа на спине, сидя и в приседе. Перекат назад, вперед, в сторону: в группировке, согнувшись и прогнувшись.

12

Тема 13.Различные варианты стоек (на голове, на руках, на предплечьях)Изучение ходьбы на руках

Стойка, при которой опора производится лопатками, шеей, затылком и локтями. Стойка на голове и руках. Стойка на руках. Стойка на руках толчком двух ног. Укрепление рук отжиманиями. Отработка падений. Стойка на руках у стены.

8

Тема 14. Акробатические "мосты". Акробатические "прыжки" (колесо, рондад)

Мосты (мост на одну ногу, мост на одну руку, мост кольцом, мост-складка). Колесо (переворот боком), колесо (переворот боком) на одну руку. Рондад (колесо на две ноги с поворотом)

8

Специальная физическая подготовка

Тема 15. Бросок наклоном с захватом туловища.

 Практика в выведении из равновесия. Сковывание

24

Тема 16. Упражнения на развитие гибкости, подвижности в суставах и ловкости.

Активные движения с полной амплитудой. Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой

6

Тема 17. Стойки (фронтальная, передняя, задняя, боевая) и передвижение.

Распределение веса между ногами. Влияние высоты позиции в стойке на два параметра: на устойчивость и подвижность. Разновидность стойки в зависимости от дистанции до противника

24

Тема 18. Комплекс игр-заданий по освоению противоборства в различных стойках.

Практика игры в косания («пятнашки»). Игры-задания по освоению захватов. Игры-задания по освоению умения теснений по площади поединка

12

Тема 19. Страховка и самостраховка.

Группировка, кувырки, страховка при падении вперед, назад, самостраховка падение назад, вперед в движении

Технико-тактическая подготовка

Тема 20.Борьба в положении стоя

Стойки, дистанции, подготовки к захватам,исходные положения для проведения бросков и подходы к броскам

24

Тема 21. Броски в нападении через спину.

Атака руками, захват, бросок через спину с захватом руки под плечо.

24

Тема 22. Борьба в положении лежа

Исходные положения и вспомогательные действия. Прорывы оборонительных захватов. Заваливания. Переворачивания. Удержания. Болевые приемы.

24

Тема 23. Ударная техника рук.

Отработка в стойке, в движении, по лапам, по партнеру

24

Тема 24. Броски в контратаке (работа 2- ым номером).

От бокового удара рукой, блок изнутри передняя подножка, бросок через бедро и спину.

24

Тема 25. Контрольно-переводные испытания

Бег, сгибание разгибание рук в упоре лежа, подтягивание на перекладине, поднимание туловища из положения лежа, колени согнуты

Тема 26. Участие в соревнованиях

Участие в соревнованиях

6

Тема 27. Итоговое занятие

Показательные выступления

2

 3.Условия реализации программы

        3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Спортивный зал, спортивный инвентарь, оборудование.

        3.1.1.Оборудование:

· Перекладина

· Скамейка гимнастическая

· Коврик гимнастический

· Гимнастические маты

- Груша боксёрская

- Перчатки

- Шлем

· Скакалка гимнастическая

· Аптечка медицинская

               3.1.2. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

- правила техники безопасности при занятиях физической культурой.

        3.2. Учебно-методический комплекс, систематизированный по компонентам

        3.2.1. Нормативный компонент:

 - программа;

        3.2.2.Общеметодический компонент:

Методические рекомендации:

- по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;

    3.2.3. Методический компонент по темам:

- методические разработки сценариев проведения различных видов занятий

с применением современных технологий обучения;

- терминологические словари разных типов;

   3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:

-тестовые задания

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Нормативно-правовые документы РФ

  1. Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г.
  2.  Конституция РФ (последняя редакция).
  3.  Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 237).
  4.  Уголовный кодекс РФ (последняя редакция).

Основная и дополнительная литература

  1. Акопяп А.О., Новиков А.А Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки // Научные труды ВНИИФК  Т.1. - М.,20-2г
  2. 2. Астахов СА. Технология планирования тренированных этапов скоростно- силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев (на примере рукопашного боя): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 25 с.-С. 21-31.
  3. Бурцев Г.А. Рукопашный бой. - М., 1994. - 206 с.
  4.  Вайцеховский С. М. Книга тренера. _ м.: ФиС, 1971 - 312 с.
  5.  Найденов М.И. Рукопашный бой. Организация и методика подготовки // Учебное пособие для ПВ ФСБ России. – Г., ГВИ ПВ ФСБ РФ, 2003.- 543 с.
  6. Общероссийская федерация армейского рукопашного боя. Правила соревнований. - М.: Советский спорт. 2003
  7. Остьяпов В.Н., Гайдамак И.И. Бокс (обучение и тренировка). Киев: Олимпийская литература, 2001.
  8. Супрунов Е.П. Специальная физическая подготовка в системе тренировки квалифицированных рукопашных бойцов: Автореф. Дис.. канд. Пед. наук. _ М., 2007.- 27 с.

Приложение 1

к программе АРБ

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ АРМЕЙСКИМ РУКОПАШНЫМ БОЕМ

№п.п

Ф.И.О обучающегося

Подпись обучающегося

ФИО инструктирующего/ подпись

Журнал контрольно — измерительных испытаний

№п.п

Ф.И.О. обучающегося

Контрольные нормативы

ИТОГО

Страховка /самостраховка

Ударная техника рук

Ударная техника ног

Контрприемы от бросков

Броски в падении через спину


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...