Проект. Теоретические основы исследования LEGO- конструирования и робототехники как средства развития познавательных способностей дошкольников. Филатова Екатерина, студентка 3 курса.Специальность 44.02.01.
творческая работа учащихся

Карагод Светлана Анатольевна

Сегодня как никогда актуальны вопросы создания суперкомпьютеров, развития искусственного интеллекта, поэтому перед системой российского образования стоит задача: «Подготовка инженеров – творцов, которые могли бы изобретать и внедрять новые технологии». Поэтому те дети, которые будут увлекаться робототехникой и конструирование, сейчас – это будущие инженеры – инноваторы, которые будут востребованы не только на российском, но и на международном рынке.

Актуальность LEGO – конструирование и робототехника значимы в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Прохладненский многопрофильный колледж» Проект ТЕМА: «LEGO- конструирование и робототехника как средство развития познавательных способностей дошкольников» Выполнила : Студентка 3 курса группы №23 Специальность 44.02.01 Дошкольное Образование Филатова Екатерина Николаевна Руководитель: Карагод С. А., преподаватель спецдисциплин г. Прохладный, 2019 год

Слайд 2

ЦЕЛЬ РАБОТЫ Доказать, что LEGO – конструирование и робототехника являются средством развития познавательных способностей у дошкольников.

Слайд 3

ПРОБЛЕМА Можно ли LEGO – конструирование и робототехнику считать средством развития познавательных способностей у дошкольников?

Слайд 4

ГИПОТЕЗА организации детской деятельности на условиях равенства и партнерства (со взрослыми и сверстниками). LEGO – конструирование и робототехнику можно считать средством развития познавательных способностей у дошкольников, при условии: проведения предварительной работы с детьми; создания соответствующей предметно-пространственной образовательной среды; включения LEGO - конструирования и робототехники в различные виды деятельности;

Слайд 5

ЗАДАЧИ выявить особенности развития познавательных способностей у дошкольников с помощью LEGO – конструирования и робототехники. дать определение основным понятиям по данной теме; рассмотреть LEGO- конструирование и робототехнику как средства всестороннего развития дошкольников;

Слайд 6

ОБЪЕКТ ПРЕДМЕТ средства развития познавательных способностей у дошкольников. потенциальные возможности LEGO - конструирования и робототехники как средства развития познавательных способностей у дошкольников.

Слайд 7

СТРУКТУРА РАБОТЫ Введение. Глава I . «Теоретические основы исследования LEGO – конструирования и робототехники как средства развития познавательных способностей дошкольников» Заключение Использованные источники. Приложение.

Слайд 8

Ребёнок – прирождённый, изобретатель и исследователь! АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 9

ГЛАВА I «Теоретические основы исследования LEGO – конструирования и робототехники как средства развития познавательных способностей дошкольников» 1.1. «Психолого-педагогические исследования развития познавательных способностей у дошкольников» Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.

Слайд 10

Важные моменты в процессе развития познавательных способностей в дошкольном детстве сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе; учет индивидуальных особенностей ребенка; опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой; активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

Слайд 11

игровую, учебно-познавательную, продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование), двигательную. Основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в деятельность:

Слайд 12

«В дошкольный период решающую роль в воспитании познавательных способностей в целом и операций мышления в частности играют родители, поскольку именно они в первую очередь постоянно общаются с ребенком, стимулируют его любознательность, отвечая на многочисленные вопросы» КОНСТАНТИН УШИНСКИЙ

Слайд 13

1.2. «LEGO- конструирование и робототехника как средства всестороннего развития дошкольников» LEGO -конструирование – вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона универсальных LEGO -элементов.

Слайд 14

Способности и качества по ФГОС ДО: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.

Слайд 15

Уникальность таких конструкторов в том, что из них можно соорудить все что угодно: замки, фермы, роботов, мифических чудовищ, машинки. Возможность смешивать различные наборы позволяет детям создавать свои уникальные постройки и не ограничивает полет фантазии.

Слайд 16

Пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования: развитие математических способностей ; развитие речевых и коммуникационных навыков; коррекционная работа; воспитательная работа .

Слайд 17

КОНСТРУИРОВАНИЕ Формирует самостоятельность, настойчивость; Развивает творческое воображение; Способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. Учит быть внимательным и терпеливым;

Слайд 18

Современное средство обучения детей! РОБОТО-СРЕДА В четком соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на продукт деятельности.

Слайд 19

Необходимость ведения образовательной работы с детьми в естественнонаучном направлении необходимость ранней пропедевтики робототехники: в связи с внедрение наукоёмких технологий, автоматизации производств, недостатка квалифицированных специалистов. востребованность развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок основ инженерного мышления; отсутствие образовательной деятельности, направленной на формирования навыков начального программирования;

Слайд 20

3. «Использование LEGO- конструирования и робототехники как средства развития познавательных способностей дошкольников» Преимущества LEGO –конструкторов: Возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность. Широкие технические характеристики; Многофункциональность; Эстетичный внешний вид;

Слайд 21

«Это дает детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа является оживленной, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами» Е. В. ФЕШИНА

Слайд 22

Условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста создания соответствующей предметно-пространственной образовательной среды; проведения предварительной работы с детьми; включения LEGO - конструирования и робототехники в различные виды деятельности; организации детской деятельности на условиях равенства и партнерства (с взрослыми и сверстниками).

Слайд 23

«Активизация LEGO-конструирующей деятельности представляет собой такую организацию образовательного процесса в образовательной организации на основе LEGO-конструирования, при которой конструктор и дидактический материал к нему становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт собственного творчества» Е. В. ФЕШИНА

Слайд 24

LEGO -конструирование и робототехника - многофункциональный образовательный комплекс, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление дошкольников.

Слайд 25

ГИПОТЕЗА ДОКАЗАНА LEGO – конструирование и робототехнику можно считать средством развития познавательных способностей у дошкольников, если соблюдены условия: создания соответствующей предметно-пространственной образовательной среды; проведения предварительной работы с детьми; включения LEGO - конструирования и робототехники в различные виды деятельности; организации детской деятельности на условиях равенства и партнерства (с взрослыми и сверстниками).

Слайд 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М.С. Ишмакова.-Всерос.уч.-метод.центр образов. Робототехники.-М.:Изд.-полиграф.центр «маска».-2013.-100с. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. -2006. -№ 1. -С. 52-54. ЛЕГО-лаборатория ( Control Lab ): Справочное пособие. -М.: ИНТ, 1998. –150 с. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. –М.: Академия, 2009. –97 с. Петрова И. ЛЕГО-конструирование : развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. -2007. -№ 10. -С. 112- Образовательный портал « фгос-игра.рф » http://фгос-игра.рф http://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaja-robototehnika-dlja-doshkolnikov.html

Слайд 27

ПРИЛОЖЕНИЕ Картотека дидактических игр с использованием LEGO – конструктора Календарно-тематический план кружка по робототехнике на 1 год

Слайд 28

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Прохладненский многопрофильный колледж» Проект ТЕМА: «LEGO- конструирование и робототехника как средство развития познавательных способностей дошкольников» Выполнила : Студентка 3 курса группы №23 Специальность 44.02.01 Дошкольное Образование Филатова Екатерина Николаевна Руководитель: Карагод С. А., преподаватель спецдисциплин г. Прохладный, 2019 год



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Теоретические основы исследования LEGO- конструирования и робототехники как средства развития познавательных способностей дошкольников

1.1. Психолого-педагогические исследования развития познавательных способностей у дошкольников………………………………………………………

1.2. LEGO- конструирование и робототехника как средства всестороннего развития дошкольников………………………………………………………..

1.3. Использование LEGO- конструирования и робототехники как средства развития познавательных способностей дошкольников…………………

Заключение…………………………………………………………………..

Использованные источники……………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………..


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность в современных исследованиях, посвящена проблеме развития и образования детей дошкольного возраста, а также в образовательных программах одной из приоритетных задач является развитие любознательности, познавательной активности и самостоятельности: познавательная деятельность является и предпосылкой освоения содержания и его результатом и рассматриваются как показатель развития старших дошкольников и критерий готовности к обучению в школе (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, Л.М. Кларина, Н.Н. Поддъяков) В этой связи развитие познавательной деятельности определяется как приоритетная задача предшкольного образования.

Ребёнок – прирождённый, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы  по  вызыванию интереса к техническому творчеству и развитию первоначальных технических навыков. Однако отсутствие  необходимых условий не позволяет   решить данную проблему в  полной мере. 

В настоящее время в системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно – коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов - это конструктора «LEGO». Конструирование из LEGO– конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Сегодня как никогда актуальны вопросы создания суперкомпьютеров, развития искусственного интеллекта, поэтому перед системой российского образования стоит задача: «Подготовка инженеров – творцов, которые могли бы изобретать и внедрять новые технологии». Поэтому те дети, которые будут увлекаться робототехникой и конструирование, сейчас – это будущие инженеры – инноваторы, которые будут востребованы не только на российском, но и на международном рынке.

Актуальность LEGO – конструирование и робототехника значимы в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Разработками методики формирования конструктивно игровой деятельности при помощи конструктора Лего занимались ученые: Е. В. Фешина, Т. В. Лусс.

 Исследователи: З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, Ф. Фребель - рассматривали детское конструирование как деятельность, в процессе которой развивается и сам ребенок, а также предлагали разные формы организации обучения.

Несмотря на эти исследования, проблема использования LEGO- конструирования и робототехники в развитии познавательных способностей дошкольников требует  изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию познавательных способностей в практической деятельности дошкольных образовательных организаций.

Разрешение данной проблемы обусловило выбор  темы  проекта.

Проблема научного поиска: Можно ли LEGO – конструирование и робототехнику считать средством развития познавательных способностей у дошкольников?

Объект исследования: средства развития познавательных способностей у дошкольников.

Предмет исследования: потенциальные возможности LEGO - конструирования и робототехники как средства развития познавательных способностей у дошкольников.

Гипотеза:  LEGO – конструирование и робототехнику можно считать средством развития познавательных способностей у дошкольников, при условии:

  • создания соответствующей предметно-пространственной образовательной среды;
  • проведения предварительной работы с детьми;
  • включения LEGO - конструирования и робототехники в различные виды деятельности;
  • организации детской деятельности на условиях равенства и партнерства (со взрослыми и сверстниками).

Цель: доказать, что LEGO – конструирование и робототехника являются средством развития познавательных способностей у дошкольников.

Задачи: 

  • дать определение основным понятиям по данной теме;
  • рассмотреть LEGO- конструирование и робототехнику как средства всестороннего развития дошкольников;
  • выявить особенности развития познавательных способностей у дошкольников с помощью LEGO – конструирования и робототехники.

Методы исследования:

  • теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ LEGO- КОНСТРУИРОВАНИЯ И РОБОТОТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. Психолого-педагогические исследования развития познавательных способностей у дошкольников

 «Современный ребенок при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов, Заззо и Пиаже, Корчак и другие, великие детоводители прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов ХХ века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим».         

Характеризуя реальные изменения современного ребенка, Д. И. Фельдштейн говорит о глубинных изменениях его восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера его ориентаций и прочих характеристик. В качестве отличия, выходящего на первый план, он называет резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста. Одновременно с этим, отмечается выдвижение на первое место интеллектуальных ценностных ориентаций. Образованность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей и их родителей. Из сказанного выше следует, что остро стоящая сегодня проблема развития познавательных способностей детей — одна из самых актуальных в современной теории и практике детской педагогики и психологии.

Познавательная активность и познавательные способности являются необходимым условием для формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Уровень развития способностей к познанию окружающего мира (физического и мира людей) определяет сформированность учебных навыков, навыков социального взаимодействия, что в последствие окажет определяющее влияние на процесс и результат социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе.

На современном этапе развития педагогики и психологии под познавательными способностями понимается сочетание сенсорных и интеллектуальных способностей ребенка, базирующееся на проявлении познавательной активности и имеющее непосредственное отношение к любознательности и познанию мира. Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее устройство, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности. Таким образом, познавательные способности — это индивидуальная особенность человека, направленная на познание окружающего его мира, развивающаяся под воздействием множества факторов и условий в деятельности.

Проблема исследования познавательных способностей детей уже давно привлекала внимание педагогов и психологов (Венгер Л. А., Волкова С. И., Дружинин В. М., Запорожец А. В., Лейтес Н. Л., Матюшкин А. Н., Менчинская Н. А., Поддьяков Н. Н., Скрипченко А. В., Теплов Б. М., Усова А. П., Шадриков В. Д., Эльконин Д. Б. и др.). Но лишь в последние годы начала определяться, активно и прицельно изучаться сущность собственно «познавательных способностей» в структуре способностей общих.
Дошкольное детство – это важный период в развитии ребёнка, это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.

Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Они формируются в период дошкольного детства и являются важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.

Психологи (Выгодский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е.А., Коломинский Я.Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Психолого — педагогическое обеспечение процесса развития познавательных способностей в дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах деятельности (познавательной, коммуникативной, художественной). Важными моментами при этом являются:

  • сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
  • активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

Основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в деятельность:

  • игровую, учебно-познавательную,
  • продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование),
  • двигательную.

Несмотря на это, одним из аспектов повышения уровня развития познавательных способностей  является интеграция различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе. Развивающая роль любой деятельности заключается в том, что она является определенной формой практики, т.е. носит практически-продуктивный характер.

Познавательные и творческие способности формируются в деятельности в процессе поисков и находок, которые осуществляются в повседневной практике (Ветлугина Н.А., Лейтес Н.С., Новлянская З.М.).

Ученые выделяют различные пути развития познавательных способностей.

Одним из эффективных и интересных является исследовательская деятельность.

Развитию у детей наблюдательности способствует работа с дидактическим материалом Монтессори, природное окружение, организованные прогулки и экскурсии. Для дошкольников доступной является и исследовательская деятельность, о чем ярко свидетельствует детская любознательность, желание познать причины близлежащих явлений. Г.Г. Ващенко подчеркивает, что для стимулирования стремления детей к исследовательской деятельности необходимо придерживаться определенных правил. Он советует на вопрос "почемучек" давать верные, продуманные ответы в возможно простой форме, при этом не спешить с ответами на вопросы детей, ведь иногда дошкольники самостоятельно могут найти ответ на собственные вопросы, взрослому следует лишь предоставить им такую ​​возможность.

К.Д.Ушинский  подчеркивал, что в дошкольный период решающую роль в воспитании познавательных способностей в целом и операций мышления частности играют родители, поскольку именно они в первую очередь постоянно общаются с ребенком, стимулируют его любознательность, отвечая на многочисленные вопросы.

Вопрос предоставляют задачей проблемного характера, возбуждают детей к поиску способов решения. Развитию познавательных способностей также способствует участие детей в деятельностном групповом проекте. Участвуя в такой деятельности, дошкольники имеют возможность планировать, распределять свою работу; обобщать, классифицировать материал; сравнивать качество выполнения работы. Коллективная деятельность вызывает интерес у детей, повышает их активность и способствует развитию мышления, улучшает эмоциональное состояние.

 Благодаря рациональному сочетанию руководства педагога и самостоятельной деятельности детей, развивается самоконтроль и умение анализировать ошибки. Любимым видом детской деятельности является конструирование. Это не только интересное, но и весьма полезное занятие. При конструировании дети учатся анализировать предметы, выделять характерные признаки, сравнивать по этим признакам. Кроме того, развивается способность устанавливать разнообразные зависимости между отдельными явлениями (зависимость конструкции от ее назначения и т.п.); совершенствуется умение планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативность, вымысел. Такая деятельность имеет большое значение для развития творческого воображения, фантазии, мышления, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций.

Одним из средств развития познавательных способностей и активизации познавательной деятельности является музыка. Восприятие музыки тесно связано с развитием познавательных процессов. Ответы на вопросы воспитателя после слушания музыкального произведения требуют от детей активной умственной деятельности, что проявляется в умении делать первые обобщения и сравнения. Познавательное значение музыки заключается в том, что она отражает жизненные явления, обогащающие малышей новыми представлениями; расширяет кругозор; предоставляет возможность увидеть и понять красоту окружающей среды, лучше понять природу.

В развитии познавательных способностей важную роль играют различные интеллектуальные конкурсы, как: клуб веселых и находчивых, турниры эрудитов, знатоков. Такие конкурсы привлекают детей необычностью, праздничностью. Дошкольники показывают свое умение анализировать, синтезировать, обобщать, что способствует дальнейшему развитию процессов мышления; учатся самостоятельно решать проблемные ситуации, планировать свои действия, осуществлять поисковую деятельность. В процессе решения проблемных ситуаций дети используют известные способы действий, переносят их в незнакомые условия.

Организация этих конкурсов способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. Исследования педагогов и психологов показывают, что от уровня развития операций мышления, познавательных процессов во многом зависит развитие речи дошкольников.

Кроме художественной и речевой деятельности, для развития познавательных способностей используют разнообразные развивающие игры, в частности игры Б.П. Никитина, содержащие чрезвычайно широкий диапазон задач, как по сложности, так и по разнообразию характера.

Итак, для развития познавательных способностей дошкольников следует учитывать индивидуально-психологические особенности, т.е. темп усвоения знаний, особенности эмоций, регуляцию поведения; формировать положительное эмоциональное отношение к любой деятельности, использовать интеграцию различных видов детской деятельности. Используя в своей работе развивающие игры, кроссворды, ребусы, задачи-головоломки; организуя художественную, художественно-речевую деятельность, художественный анализ произведений, различные формы познавательной деятельности, разнообразные интеллектуальные конкурсы, конструктивную деятельность, педагог тем самым способствует развитию познавательных способностей дошкольников.

Подход к развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста строится на утверждении, что игра для дошкольников является ведущей деятельностью, в которой развиваются познавательные функции, которые составляют основу познавательных способностей ребенка этого возраста.. Игры признаются как средство усвоения ребенком социальных ролей и раскрытия ее внутреннего мира.

В общем, теоретический анализ понятия "познавательных способностей", позволяет определить, что познавательные (когнитивные) способности личности проявляют себя в способности к познавательной деятельности, к продуктивному решению познавательных задач, которые выступают условием их успешного выполнение. Таким образом, познавательные способности являются одними из ведущих и базовых способностей.

Обобщая позиции ряда авторов Т.В. Улькина определила, что познавательные способности целесообразно рассматривать как интегрированные базовые способности ребенка, содержащие следующие составляющие:

  • уровень интеллектуального развития (мыслительной, мнемической, персептивной составляющей); ·
  • уровень общей обучаемости ребенка; ·
  • познавательную активность как системное поведенческое проявление познавательных способностей, что имеет проявление в любознательности, заинтересованности ребенка;
  • уровень креативной способности ребенка к поиску и склонность к успешному решению творческих задач.

Важное место в период старшего дошкольного возраста занимают познавательные способности, для которых характерна высокая общая мыслительная активность, склонность к умственному напряжению, необычная степень выразительности, умение легко оперировать логическими операциями - систематизацией, классификацией, обобщением, творческими проявлениями в исполнении разнообразных задач, стремлением к успеху.

Такое повышенное влечение к умственной нагрузке, усиленная потребность в познавательной деятельности ребенка является немаловажным фактором и предпосылкой к развитию высокого уровня познавательных способностей. Существенна при этом есть роль и место психолого-педагогических, прежде всего, игровых условий и развития творчески-игрового потенциала ребенка.

  1. LEGO- конструирование и робототехника как средства

всестороннегоразвития дошкольников

Модернизация дошкольного образования предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретенные ребенком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры по ФГОС ДО:

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
  • проявляет любознательность;
  • интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.

В связи с введением ФГОС ДО и его целевыми ориентирами перед педагогами ДОО стоит тяжелая задача выпустить грамотных детей, любознательных, активных и все это надо сделать в процессе интересном для детей, увлекательном, мотивирующем на познание и главное, в ведущей детской деятельности - игре. Достижение таких результатов возможно за счет обновлений содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий.

В настоящее время современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами. Таким образом, актуальность введения LEGO-конструирования и образовательной робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС.

История возникновения LEGO-конструктора

В 1932 году Оле Кирк Кристиансен, плотник из бедной датской семьи, открыл небольшую фирму по производству стремянок, гладильных досок. Параллельно он занялся производством деревянных игровых кубиков, увидев, как его сын Готфрид с удовольствием мастерил кубики из обрезков досок. Эта идея помогла ему добиться финансового успеха.

Кампанию по производству игрушек Кристиансен назвал LEGO, соединив два слова – «leg» и « godt» - «хорошо играю». Торговая марка LEGO была зарегистрирована в 1934г. Позже Кристиансен узнал, что в переводе с латинского языка «lego» означает «я учусь» или «складываю вместе».

В компании Оле Кирка трудилось всего 7 человек, получающих удовольствие от создания игрушек. Над их рабочими местами находилась надпись – девиз фирмы – «Только лучшее является достойным», подчеркивающая заботу Кристиансена о качестве продукции.

Однако в 1942 г. фабрика полностью сгорела. Новое производство Кристиансен открыл в 1947 г. Теперь кубики стали делать из пластмассы, кроме того появились специальные элементы для соединения их друг с другом. Так появился первый «настоящий» LEGO-конструктор.

В 1963 г. кубики стали производить из специальной, нетоксичной и безопасной для детей, ABS-пластмассы, которую используют до сих пор.

Сегодня игрушки Lego – это множество линеек, предназначенных для детей разных возрастных групп: Lego- Дупло (от 1 года до 3-х лет), Lego- Город, Звездные войны, Замок и другие.

В ребенке от природы заложена жажда изобретать и исследовать что-то новое. Для реализации этих потребностей как нельзя лучше подходит LEGO-конструирование, оно предоставляет детям возможность проявлять свою фантазию и творчество, создавая различные постройки. В процессе игры с конструкторами у детей развивается воображение, память, усидчивость, стремление созидать, логическое и ассоциативное мышление. Такая игра стимулирует художественное и интеллектуальное развитие ребенка. У детей, которые часто играют с конструкторами, лучше развита речь, потому что мелкая моторика рук тесно связана с развитием этого навыка. Наборы «LEGO» отлично подходят для реализации детских потребностей в строительстве, они полностью соответствуют способностям малышей.

Уникальность таких конструкторов в том, что из них можно соорудить все что угодно: замки, фермы, роботов, мифических чудовищ, машинки. Возможность смешивать различные наборы позволяет детям создавать свои уникальные постройки и не ограничивает полет фантазии.

С помощью Лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.

Перед педагогом стоит важнейшая задача – создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы.

Лего-конструирование – вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов.

Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Занятие с конструкторами «LEGO» позволяет не только обучить детей умению конструировать, но и помогает решать основные задачи дошкольной образовательной программы. В процессе игры с конструктором ребенок создает что-то новое, раскрывает в себе новые способности и навыки, учится подбирать детали для своих конструкций. Таким образом, реализуется такая образовательная область как познание.

Такая игра подразумевает также развитие навыков коммуникации. Это происходит при помощи бесед, описаний деталей, ответов на вопросы по поводу своих моделей и т.д. Такая деятельность невозможна без участия взрослых, родителей или воспитателей. Ребенка необходимо направлять в его творчестве, помогать проявлять свои таланты. Продумывание целостного образа конструкции, оформление готовых моделей, их преобразование способствует развитию художественно-эстетического направления в образовании ребенка. Таким образом, использование конструкторов «LEGO» помогает всестороннему развитию детей.

Лего-технология – пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Например, пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • развитие математических способностей – ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали;
  • развитие речевых и коммуникационных навыков – ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства;
  • коррекционная работа – оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.);
  • воспитательная работа – совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Когда мы видим ребенка, занятого конструктором, нам кажется, что он только весело проводит время. Также мы знаем, что так оттачиваются практические навыки и углубляются знания. Но что конкретно происходит в голове ребенка при этом?

Влияние конструктора на развитие детей изучал советский психолог, доктор педагогических наук А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы.

Эту идею поддержал и развил в исследованиях Л.А. Венгер, который указывал, что конструирование позволяет детям самостоятельно создавать наглядные модели предметного мира, используя инструкции либо свой замысел.

Конструирование имеет и большое воспитательное значение. Оно способствует формированию самостоятельности, настойчивости, развивает творческое воображение.

Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. У ребёнка развивается умение сортировать мелкие предметы, различать их по форме, цвету и размерам. Развитие же мелкой моторики рук напрямую связано с развитием мышления и речи. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять их в речи.

Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели. Таким образом, он развивает самодисциплину и самоорганизацию.

Кроме того, эта игра развивает творческое мышление. Большим достоинством LEGO является возможность собирать его по своему вкусу: домик для медведя, гараж для машинки, необыкновенный мост. Детали разных наборов сочетаются между собой, что даёт неограниченный простор для фантазии.

По мнению ученых, собирание конструктора положительно влияет на ребёнка больше, чем рисование и лепка из пластилина. При рисовании и играх с пластилином результат не всегда получается успешным. А вот при игре с конструктором у детей всегда получается что-то цельное и красивое, что формирует уверенность в себе и даже лидерские качества.

Кроме того, ученые подчеркивают, что у человека, который в детстве был лишён образных игр, впоследствии проявляется неспособность к правильному восприятию окружающего мира. LEGO сводит вероятность подобных проблем к нулю, так как это удивительно яркий, красочный, конструктор, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.

Использование образовательных конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Дополнительные занятия и совместная деятельность воспитателя с детьми опираются на естественный интерес детей к разработке и сборке различных механизмов. Конструкторы позволяют заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).

Робото-среда - это современное средство обучения детей. Дальнейшее внедрение более сложных конструкторов в совместную деятельность педагога и детей разного возраста способствует разностороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше. Обучение детей с использованием робототехнического оборудования — это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Немаловажно, что применение робототехники как инновационной методики в ходе дополнительной образовательной и совместной деятельности воспитателя с детьми в детском саду, обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.

В четком соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на продукт деятельности. Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знаний: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.

Таким образом, имеется общественно значимая необходимость ведения образовательной работы с детьми в естественнонаучном направлении:

  • востребованность развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок основ инженерного мышления; -
  • отсутствие образовательной деятельности, направленной на формирования навыков начального программирования;
  • необходимость ранней пропедевтики робототехники: в связи с внедрение наукоёмких технологий, автоматизации производств, недостатка квалифицированных специалистов.

Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.

  1. Использование LEGO- конструирования и робототехники как средства развития познавательных способностей дошкольников

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по познавательному развитию при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является конструирование.

LEGO-конструирование и робототехнику специалисты относят к особым видам детской деятельности, к базовым видам творческой деятельности, в ходе которых у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.

Любой конструктор «LEGO» обладает очень важными для познавательного развития ребенка-дошкольника возможностями. Исследователь Н. Ю. Лавкина выделяет следующие преимущества LEGO -конструкторов:

  • широкие технические характеристики;
  • многофункциональность;
  • эстетичный внешний вид;
  • возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность»

Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности LEGO –конструировании и робототехники. Кроме того, они позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность. Исследователь Е. В. Фешина пишет: «Это дает детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа является оживленной, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами» 

Для познавательного развития дошкольников старшего возраста большую роль играет практическая значимость LEGO –конструирования и робототехники, которая основана на том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, при обучении с опорой на LEGO –конструирование и робототехнику можно решать и другие образовательные задачи, предусмотренные Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Используя конструкторы серии «LEGO», педагог может ставить перед дошкольниками понятные для них цели и в то же время интересные им. Таким образом, в игре, не замечая того, они обучаются, приобретают необходимые знания, умения и навыки. Однако главное, на что направлено LEGO –конструирование и робототехника — это познавательное развитие, развитие мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. А работа с конструктором и роботами одновременно и пробуждает интерес детей к новому, к творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность.

Но для более эффективного использования LEGO –конструирования и робототехники специалисты, изучающие этот вопрос, рекомендуют педагогам соблюдать условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста. Е. В. Фешина выделяет три таких условия.

Первым является создание для дошкольников среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, развивающей навыки конструирования и конструкторские способности. Такая пространственная среда необходима для более эффективного развития мышления в рамках LEGO –конструирования и робототехники. Именно это является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта, в котором эта среда определяется как «развивающая предметно-пространственная образовательная среда»

Подобная среда для LEGO –конструирования и робототехники обязательно должна включать в себя:

  • предмет деятельности дошкольников;
  • персональные LEGO -конструкторы;
  • аналоги LEGO -конструкторов;
  • компьютерное и информационное оборудование (ноутбук, проектор или цифровая доска);
  • дидактические материалы по LEGO –конструированию и робототехнике.

Создание такой среды поможет педагогу добиться главной цели, о которой говорит исследователь Е. В. Фешина: «Активизация LEGO-конструирующей деятельности представляет собой такую организацию образовательного процесса в образовательной организации на основе LEGO-конструирования, при которой конструктор и дидактический материал к нему становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт собственного творчества»

Одна из главных рекомендаций специалистов при работе с LEGO -конструктором и робототехникой связана с предварительной работой. Воспитатели до начала конструирования должны познакомить детей с темой предстоящей деятельности, основными идеями будущего строительства. Полезно будет и обсудить с детьми предполагаемые результаты работы. При этом педагог не должен полностью раскрывать перед детьми содержание конструирования, а только направить мышление детей, чтобы они сами смогли воплотить свои задумки в жизнь. LEGO –конструирование и робототехника помогают педагогам решить вопрос с личностно-ориентированным подходом к каждому ребенку. Ведь каждый дошкольник индивидуален в своем развитии: кто-то строит точно и быстро, кому-то надо помочь, кого-то стоит направить. LEGO –конструирование и робототехника помогут построить работу с дошкольниками таким образом, чтобы все дети справились с поставленной задачей, чтобы каждый ребенок получил свой результат. Это очень важно для дальнейшей мотивации детей к подобной деятельности. Например, воспитатель может предложить разным детям разные конструкторы, с большим или меньшим количеством деталей, с разной степенью трудности.

Очень важный момент при LEGO –конструировании и робототехнике — это завершающий этап деятельности. Дошкольники обязательно должны презентовать продукт своего строительства, показать его сверстникам, воспитателю, родителям, рассказать о своей поделке. С этой целью можно организовать и выставку детских конструкторов, необходимо провести рефлексию LEGO –конструирования и робототехники.

Вторым, не менее важным условием развития интеллектуальных, познавательных  и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при LEGO –конструировании и робототехнике является их включение в различные виды деятельности:  

  1. В образовательной деятельности. В данном случае LEGO -конструкторы могут выступать в роли дополнительного материала наглядного или практического.
  2. В самостоятельной деятельности. При самостоятельной деятельности детей LEGO -конструкторы могут применяться в виде дидактической игры. При этом до начала конструирования педагог дает детям задание, ставит перед ними задачи и цели.
  3. В сюжетно-ролевой деятельности.
  4. В театрализованной деятельности.
  5. В совместной деятельности со сверстниками или взрослыми.

LEGO –конструирование и робототехника как средства познавательного развития дошкольников всегда должны проходить под руководством педагога, которое может быть как непосредственным, так и опосредованным. Это зависит от образовательных задач и от уровня развития дошкольников. В основном, это касается образовательной деятельности. Но и в самостоятельной деятельности дошкольников необходимо присутствие педагога, который может предложить воспитанникам дидактические игры с использование LEGO -конструкторов, например:

  • «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей);
  • «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных признаков);
  •  «На что похож?» (развитие воображения дошкольников).

Широкое применение LEGO -конструкторы находят и в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Они могут выступать как заместители, что тоже способствует развитию мыслительных способностей дошкольников.

Третьим условием развития интеллектуальных, познавательных  и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при LEGO –конструировании и робототехнике является организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства.

Таким образом, LEGO -конструирование и робототехнику по праву можно назвать не просто средствами развития интеллектуальных и познавательных способностей детей, а многофункциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи:

  • обучить детей создавать что-то новое и полезное;
  • развить у дошкольников конструктивные способности;
  • научить детей применять и преобразовывать модели и схемы;
  • привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми;
  • научить детей добиваться конечного результата;
  • развить воображение и творческое мышление дошкольников.

Можно с уверенностью сказать, что внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием робототехники и конструкторов LEGO поможет воспитать будущих инженеров с детского сада, способствовать выявлению детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию  условий для их дальнейшего развития.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по познавательному развитию, а именно при помощи LEGO-конструирования и робототехники, которые специалисты относят к особым видам детской деятельности, к базовым видам творческой деятельности, в ходе которых у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.

Для более эффективного использования LEGO –конструирования и робототехники специалисты, изучающие этот вопрос, рекомендуют педагогам соблюдать условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста.

Первое условие. Создание соответствующей предметно – пространственной образовательной среды. Создание такой среды поможет педагогу добиться главной цели, о которой говорит исследователь Е. В. Фешина: «Активизация LEGO-конструирующей деятельности представляет собой такую организацию образовательного процесса в образовательной организации на основе LEGO-конструирования, при которой конструктор и дидактический материал к нему становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт собственного творчества»

LEGO –конструирование и робототехника помогают педагогам решить вопрос с личностно-ориентированным подходом к каждому ребенку. Ведь каждый дошкольник индивидуален в своем развитии: кто-то строит точно и быстро, кому-то надо помочь, кого-то стоит направить. Из этого следует второе условие – проведение предварительной работы с детьми.

Третьим, не менее важным условием развития интеллектуальных, познавательных  и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при LEGO –конструировании и робототехнике является их включение в различные виды деятельности:  

  • образовательную;
  • самостоятельную;
  • сюжетно-ролевую;
  • театрализованную;
  • совместную деятельности со сверстниками или взрослыми.

Четвертым условием развития интеллектуальных, познавательных  и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при LEGO –конструировании и робототехнике является организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства (с взрослыми и сверстниками). Дошкольники обязательно должны презентовать продукт своего строительства, показать его сверстникам, воспитателю, родителям, рассказать о своей поделке. С этой целью можно организовать и выставку детских конструкторов, необходимо провести рефлексию LEGO –конструирования и робототехники.

И в заключение можно с уверенностью сказать, что  LEGO – конструирование и робототехнику можно считать средством развития познавательных способностей у дошкольников, если соблюдены условия:

  • создания соответствующей предметно-пространственной образовательной среды;
  • проведения предварительной работы с детьми;
  • включения LEGO - конструирования и робототехники в различные виды деятельности;
  • организации детской деятельности на условиях равенства и партнерства (с взрослыми и сверстниками).

Гипотеза доказана.


ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Баранник Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 916-919. — URL https://moluch.ru/archive/104/24585/
  2. Гучанова А. С. Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников // Молодой ученый. — 2019. — №11. — С. 238-240. — URL https://moluch.ru/archive/249/57211/ (дата обращения: 15.05.2019).
  3. Гоголева В. Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4–7 лет /В. Г. Гоголева.-Спб.: «Детство-пресс», 2010. –56 с.
  4. Лавкина Н. Ю. Программа дополнительного образования детей «ЛЕГО-СПЕКТРО» / Н. Ю. Лавкина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. — Режим доступа: http://nsportal.ru.
  5. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное образование. -2008. -No17, 18 (233). –С. 78–85.
  6. Фешина Е. В. LEGO конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В. Фешина. — М.: Сфера, 2011. — 345 с.
  7. Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. Справочное пособие. — М. «ТЦ Сфера», 2008 г.
  8. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
  9. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  10. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  11. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
  12. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
  13. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
  14. Селезнёва  Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
  15. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
  16. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. -2009. -№ 2. -С. 48-50.
  17. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. -2008. -№ 11. -С. 32-38
  18. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. -480 с.
  19. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. -М.: Гардарики, 2008. –118 с.
  20. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. –Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. –131 с.
  21. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».-2013.-100 с.
  22. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методичсекое пособие. -М: ТЦ Сфера. 2015.-128с.
  23. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). —М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  24. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. -М., 2007. –37 с.
  25. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М.С. Ишмакова.-Всерос.уч.-метод.центр образов. Робототехники.-М.:Изд.-полиграф.центр «маска».-2013.-100с.
  26. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. -2006. -№ 1. -С. 52-54.
  27. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. -М.: ИНТ, 1998. –150 с.
  28. Лиштван З.В. Конструирование. -М.: Владос, 2011. –217 с.
  29. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.–104 с.
  30. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 2001. -210 с.
  31. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. –М.: Академия, 2009. –97 с.
  32. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. -2007. -№ 10. -С. 112-
  33. Перворобот Lego WeDo –Электронные данные. –Lego Group, 2009. –1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  34. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».-2013.-100 с.
  35. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. –СПб, 2001, -59 с.
  36. Савенков, А.И. Путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников. -СПб.: Питер. -272 с.
  37. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 –М., 2007г .-58с.
  38. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) –М., 2007.-44с.
  39. Программа дополнительного образования «Роботенок» -Дымшакова Ольга Николаевна (http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)
  40. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pd Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http: // detsad139.ru /doc/pr _ robototechnika. pdf)
  41. Урадовских, Г.А. Художественное конструирование из деталей конструктора/ // Дошкольное воспитание. -2005.-№ 2 -С.15-22.
  42. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / -М.: Сфера, 2012.-144 с.

Список сайтов

  1. http://www.int-edu.ru/
  2. http://www.lego.com/ru-ru/
  3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
  4. Образовательный портал «фгос-игра.рф» http://фгос-игра.рф
  5. http://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaja-robototehnika-dlja-doshkolnikov.html
  6. http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/08/04/perspektivnoe-planirovanie-po-lego
  7. http://www.int-edu.ru/
  8. http://www.lego.com/ru-ru/
  9. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
  10. http://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaja-robototehnika-dlja-doshkolnikov.html



   


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Картотека дидактических игр с использованием

LEGO – конструктора

  1.  «Цветные башенки»

Цель: закреплять названия цветов; развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Дети по очереди кидают кубик. На гранях кубика, находятся цвета, указывающие на то, какой цветом кубик необходимо взять следующим для постройки башенки.

  1. «Лабиринт»

Цель: развивать мышление, внимание, координацию движений.

Дети самостоятельно строят лабиринты, сложные и простые, на LEGO -пластине. Или играют в готовый лабиринт, построенный воспитателем.

  1. «Собираем и считаем»

Цель: закреплять счет и состав числа в пределах 9; развивать внимание, мышление.

1 вариант.

Дети называют число, изображенное в столбце. Считая кубики, собирают башенку из стольки кубиков, какое число изображено в данном столбце.

2 вариант.

Ребенок, выкладывая кубики на карточку, считает их и подбирает из карточек ту цифру, которая необходима.

  1. «Сосчитай и положи»

Цель: закреплять счет и начальные навыки сложения; развивать внимание, мышление.

С помощью данных карточек дети легко и с интересов складывают числа в пределах 10.

  1.  «Цветные коврики»

Цель: продолжать учить соотносить изображенное на карточке с постройкой; развивать внимание, наблюдательность.

Глядя на карточку ребенок собирает «коврик», соблюдая цветовое чередование.

 


Приложение 2

Календарно-тематический план кружка по робототехнике на 1 год

Содержание темы

Часы

Форма занятий

Тема №1. Вводное занятие.

Мир робототехники.

16

Вводное занятие. Знакомство. Правила техники безопасности.

2

Теория

Что такое робот?

2

Теория

Идея создания роботов.

2

Теория

Возникновение и развитие робототехники.

2

Теория

Виды современных роботов.

2

Практика.

Информация, информатика, робототехника, автоматы.

2

Теория

Знакомство с технической деятельностью человека.

2

Теория, практика.

Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений.

2

Практика.

Тема №2. Основы построения конструкций, устройства, приводы.

30

Конструкции: понятие, элементы.

2

Теория

Основные свойства конструкции

2

Теория

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Теория

практика.

Проверочная работа по теме «Конструкции».

2

Практика.

Манипуляционные системы роботов.

2

Практика.

Системы передвижения мобильных роботов.

2

Теория, практика.

Сенсорные системы.

2

Практика.

Устройства управления роботов.

2

Практика.

Особенности устройства других средств робототехники.

2

Теория

Классификация приводов.

2

Теория

Пневматические приводы.

2

Теория

Гидравлические приводы.

2

Теория

Электрические приводы.

2

Теория

Микроприводы.

2

Теория

практика

  1. 15.

Искусственные мышцы.

2

Практика.

Тема №3. Математическое описание роботов.

10

Основные принципы организации движения роботов.

2

Теория

Математическое описание систем передвижения роботов.

2

Теория

Математическое описание манипуляторов.

2

Практика.

Моделирование роботов на ЭВМ.

2

Практика.

Классификация способов управления роботами.

2

Практика.

Тема № 4. Конструкции и силы.

6

  1. 2

Вводные упражнения

2

Теория

Практика.

Складное кресло и подъемный мост.

2

Теория

Практика.

Исследования

2

Теория

Практика.

Тема №5. Рычаги.

16

Ознакомительное занятие

2

Теория

Вводные упражнения

2

Практика.

Исследование.

Музыкальная ударная установка

2

Практика.

Исследование.

Ударная установка с электроприводом

2

Практика.

Исследование.

Стеклоочистители лобового стекла автомобиля

2

Практика.

Исследование. Стеклоочистители с электроприводом

2

Практика.

Проект «Ударим»

2

Практика.

Проект «Присядем».

2

Практика.

Тема №6. Колеса и оси. Зубчатые передачи.

26

Вводные упражнения

2

Теория

Практика.

Колеса и оси для перемещения предметов.

2

Практика.

Исследование. Транспортное средство.

2

Практика.

Исследование. Транспортное средство с электроприводом.

2

Практика.

Исследование. Роликовый транспортер

2

Практика.

Исследование. Роликовый транспортер с электроприводом

2

Практика.

Проект « Гонки на колесах».

2

Практика.

Проект «Поднимаем».

2

Практика.

Зубчатая передача для передачи вращения.

2

Практика.

Исследование. Карусель.

2

Практика.

Исследование. Карусель с электроприводом.

2

Практика.

Исследование. Турникет.

2

Практика.

Проект «Все смешаем».

2

Практика.

Тема №7. Первые шаги в робототехнику.

36

Знакомство с конструктором ЛЕГО-WEDO

2

Теория

Практика.

Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета.

2

Игра.

Исследование «кирпичиков» конструктора

2

Практика.

Исследование конструктора и видов их соединения

2

Практика.

Мотор и ось

2

Практика.

ROBO-конструирование

2

Практика.

Зубчатые колёса

2

Практика.

Понижающая зубчатая передача

2

Практика.

Повышающая зубчатая передача

2

Практика.

Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo.

2

Практика.

Перекрёстная и ременная передача.

2

Практика.

Снижение и увеличение скорости

2

Практика.

Коронное зубчатое колесо

2

Практика.

Червячная зубчатая передача

2

Практика.

Кулачок и рычаг

2

Практика.

Блок « Цикл»

2

Практика.

Блоки «Прибавить к Экрану» и « Вычесть из Экрана»,

2

Практика.

Блок «Начать при получении письма»

2

Практика.

Тема №8. Программно-управляемые модели

26

Проектирование программно-управляемой модели: Умная вертушка.

2

Теория

Практика.

Проектирование программно-управляемой модели: Непотопляемый парусник.

2

Практика.

Проектирование программно-управляемой модели: Ликующие болельщики.

2

Практика.

Проектирование программно-управляемой модели: Нападающий.

2

Практика.

Проектирование программно-управляемой модели: Спасение самолёта.

2

Практика.

Проектирование программно-управляемой модели: Спасение от великана.

2

Практика.

Проектирование программно-управляемой модели: Вратарь.

2

Практика.

Проектирование программно-управляемой модели: Порхающая птица.

2

Практика.

Проектирование программно-управляемой модели: Танцующие птицы.

2

Практика.

Проектирование программно-управляемой модели: Голодный аллигатор.

2

Практика.

Проектирование программно-управляемой модели: Обезьянка-барабанщица.

2

Практика.

Проектирование и программно-управляемой модели: Рычащий лев.

2

Практика.

Проверочная работа по теме «Программно-управляемые модели». Защита проектов.

2

Практика.

Тема № 9. Обобщающее занятие.

2

Теория, практика

Всего:

168

К концу 1 года воспитанники должны:

Знать:

- правила безопасной работы;

- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;

- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;

-создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.

Уметь:

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);

-уметь логически мыслить.

Кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу является участие дошкольников в различных в LEGO -конкурсах и олимпиадах по робототехнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов

В данной статье рассматривается практическое применение метода проектов в междисциплинарном курсе  МДК 02.02. Технология разработки и защиты баз данных профессионального модуля 02....

Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей обучающихся на уроках истории».

На уроках истории осуществляется познавательная деятельность обучающихся с помощью различных видов работы с историческими источниками, которые были представлены мною в данной методической разработке. ...

Папка по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Папка по самообразованиюТема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников»           (Подготовительная группа...

Некоторые аспекты совместной работы педагогов ДОУ с семьей по развитию творческих способностей дошкольников

В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, высоким уровнем профессиональных компетенций, но и воспитать самостоятельную, творчески развитую личность. В ...

Проект: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей студентов, участников Творческого клуба «Вдохновение»

Данный проект ориентирован на организацию досуговогой занятости. Творческиий клуб "Вдохновение " организован на базе "Камского строительного колледжа" с целью привлечения талантлив...

Дипломная работа на тему: «Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры»

Выпускная квалификационная работа Тема: «Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры»Современному обществу сегодня необходимы...