Конспект урока на тему "Производственная адаптация"
план-конспект урока

Строкова Ксения Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.2.1._proizvodstvennaya_adaptatsiya.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

Раздел 1. Социальная адаптация

Тема 1.2. Основные факторы производственной и непроизводственной адаптации.

1.2.1. Производственная адаптация

Цели урока:           обучающая

Раскрыть виды, цели и стадии производственной адаптации;

развивающая

Развивать самостоятельное мышление, внимание, воображение и наблюдательность; умение работать с дополнительными источниками; анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное; умение коллективного взаимодействия;

воспитывающая

Воспитывать внимательность, умение слушать других, работать в минигруппе, коммуникабельность; стремление к лучшему освоению профессии.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма проведения: индивидуальная, частично – поисковая.

Вид контроля: индивидуальный, фронтальный опрос.

Форма контроля: самоконтроль, контроль педагога.

Литература: Управление персоналом организации /Под ред. Кибанова А.Я./ - М.: ИНФРА – М, 2002г.Управление персоналом: Практикум. Учебной пособие /Под ред. Кибанова А.Я./- М., 2001г. Кодекс законов о труде Российской федерации. – М. 2002г. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Мастерство, 2002 г. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М., 2003 г. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. Ростов-на-Дону «Феникс», 2004г.

Оснащение:  

Конспект урока.

Ход урока

Организационный момент:

Оформление доски; проверка наличия у обучающихся тетрадей, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости.

План урока:

  1.  Понятие профессиональной адаптации
  2. Цели и стадии адаптации персонала 
  3. Периоды производственной адаптации
  4. Виды производственной адаптации

Актуализация опорных знаний

Проводится в форме фронтальный устный опрос.

  1. Социализация это…?
  2. Этапы социализации
  3. К какому виду социализации по вашему мнению относится семья?
  4. Какие социальные роли в течение жизни воспитываются окружением?
  5. Назовите социальные роли школьника?

Актуализация новых знаний

  1. Понятие профессиональной адаптации

Рассмотрим соотношение понятий «социализация» и «профессиональная адаптация». Социализация в самом широком понимании — это процесс становления личности человека, который происходит на протяжении всей жизни человека, а профессионализация представляет процесс становления профессионала. Профессионализацию определяют как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность. Профессиональная адаптация является одним из этапов професионализма, без которого невозможны последующие: самоактуализация человека в профессии, свободное владение профессией в форме мастерства, гармония с профессией Профессиональная и социальная адаптации рассматриваются с позиции оказания помощи специалисту в его профессиональном становлении, формировании у него необходимых для данного вида деятельности социальных и профессиональных качеств, стремлении к повышению квалификации с целью достижения высокого уровня профессионализма.

Профессиональная адаптация — это прежде всего приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и к новым для него условиям труда. Разновидностью профессиональной адаптации является производственная адаптация — приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе.

Производственная адаптация – это процесс взаимодействия молодых и новых работников и производственного коллектива в целях усвоения новой социальной роли и удовлетворения взаимных потребностей и интересов. Поступая на предприятие, человек имеет определенные цели, потребности, ценности, нормы. В соответствии с ними он предъявляет требования к условиям труда, организации труда, оплате, социальной среде. Но предприятие тоже имеет свои цели, задачи, ценности.

В результате происходит приспособление взаимное к требованиям. Процесс адаптации будет идти тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются и становятся нормами и ценностями отдельного работника, чем скорее он принимает и усваивает их.

? Вопрос: Важна ли профессиональная адаптация для личности? Чем?

2. Цели и стадии адаптации персонала

  1. уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
  2. снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников;
  3. сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
  4. экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
  5. развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Адаптационный период можно условно разбить на три стадии:

Стадия ознакомления

На этой стадии новый специалист узнает цели и задачи организации, микроклимат среды, сопоставляет их со своими целями, ожиданиями и представлениями о данной организации. По окончании этой стадии работник должен четко представлять — подходит ему данная организация и рабочее место или он ошибся.

Администрация в свою очередь проводит следующую работу по отношению к новому сотруднику:

  • окончательно подтверждает правильность решения о зачислении сотрудника в штат;
  • обеспечивает скорейший переход специалиста в режим полноценного исполнения возложенных на него функций;
  • выявляет потенциальные возможности работника;
  • окончательно определяет профессиональные категории нового сотрудника и последующего индивидуального развития в процессе дальнейшей работы.

Все вышеназванные вопросы должны быть разрешены во время испытательного срока или стажировки нового сотрудника.

Стадия приспособления

Период адаптации сотрудника может охватывать период от одного месяца до одного года. Конкретная его продолжительность прямо зависит от помощи, которую ему оказывают непосредственный руководитель, служба персонала, коллеги и подчиненные. В этот период новичок должен «вписаться» в коллектив.

? Вопрос: Что произойдет если сотрудник не пройдет стадию приспособления?

Стадия ассимиляции

В этот период работник проходит этап полного приспособления, полностью справляется со своими должностными обязанностями, может сам намечать дальнейшие целевые установки, становится полноправным членом коллектива.

Профессиональная адаптация предполагает овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую структуру профессиональной группы. Профессиональная адаптация предполагает также принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профессии. Со временем профессиональная адаптация приобретает активный характер, поскольку человек не только приноравливается к профессии, но и профессию приспосабливает под себя.

Социальная составляющая социально-профессиональной адаптации связана с адаптацией работника к условиям организации труда, системе управления, методам руководства, всему сложному комплексу социальных взаимосвязей на предприятии или организации. Социально-психологическая составляющая социально-профессиональной адаптации заключается в процессе включения индивида в трудовой коллектив, освоения им отношений и норм поведения в коллективе. Как мы видим, процессы профессиональной и социально-психологической адаптации, обладая относительной самостоятельностью, протекают в условиях постоянного взаимодействия и взаимовлияния.

3. Периоды производственной адаптации

Процесс профессиональной адаптации можно разбить на четыре периода: а) подготовка к труду в общеобразовательной школе (старшей профильной школе); б) выбор профессии; в) профессиональная подготовка и обучение; г) начало трудовой деятельности.

Профессиональная адаптация непосредственно зависит от организации и условий труда как на предприятии в целом, так и на конкретном рабочем месте. Межличностная адаптация предполагает включение молодого рабочего в систему коммуникаций, традиций и ценностей коллектива, что отражается в проявлении чувства контакта, ощущении своей полезности для коллектива, в простоте и легкости общения. Личностная адаптация предполагает включение молодого специалиста в систему повышения квалификации и учебно-культурных мероприятий предприятия,

4. Виды производственной адаптации

Выделяют пять видов производственной адаптации: профессиональная, организационная, общественная, психо – физиологическая и социально – психологическая. Ведущую роль при этом выполняет профессиональная адаптация. ? Вопрос: Как вы считаете почему?

Профессиональная адаптация определяется уровнем профессиональных навыков и умений работника, развитием устойчивых положительного отношения к своей профессии. На нее также влияют экономические и социально – психологические аспекты (условия труда, степень соответствия выполняемых работ, размер заработной платы, качества личности, социальные свойства личности) то есть адаптация к самой трудовой деятельности.

Наиболее важными периодами профессиональной адаптации является профессиональная подготовка и начальный период трудовой деятельности. В течение какого времени протекает период адаптации?

Вообще говоря, процесс адаптации протекает в течение всего срока работы, поскольку ни предприятие, ни работник не остаются неизменными.

Однако в среднем, минимальные границы этого периода определяются сроком, в течение которого администрация убеждается в профессиональной квалификации работника, а последний – в соответствии содержания, условий и оплаты труда своим ожиданиям.

Другим не менее важным видом адаптации является организационная. Это процесс образования такого типа связей, которые упорядочивают, регламентируют, создают условия взаимодействия предприятия и работника в соответствии с требованиями производства. Сюда относят: выполнение распорядка дня, трудовой дисциплины, распоряжение руководства, соблюдение режима работы, установление функциональных правил взаимодействия с другими работниками.

Наиболее важными показателями организационной адаптации следует считать трудовую дисциплину. Она соответствующим образом влияет на другие показатели трудовой деятельности и взаимоотношений.

Выделяют также материальную, жилищно - бытовую и общественную адаптацию.

Материальная адаптация во многом определяется четкостью форм и систем оплаты, оплатой вредных условий труда и сверхурочных работ, действующими нормами и расценками, отсутствием уравниловки при распределении премий.

Жилищно – бытовая адаптация. Роль жилищно – трудовой адаптации значительно снижена, а в некоторых случаях эмитируется совсем из – за перспективности получения жилья молодежью. Естественно, что для стабилизации коллектива, необходимы перспективы в получении жилья.

Общественная адаптация проявляется в участии работника в деятельности по управлению производством и трудовым коллективом, в общественно –политических мероприятиях, научно –техническом творчестве, в учебе, в спорте.

Общественная адаптация может быть только тогда эффективной, когда поддерживается руководителем предприятия и морально и материально стимулируется.

Психо - физиологическая адаптация – освоение совокупности всех условий, необходимых для работника во время труда (состояние санитарно – жилищных условий труда, ритм труда, удобное рабочее место, рабочая поза, монотонность, творчество в труде, ответственность, наличие стрессовых ситуаций). - Для рабочих главным образом – условие труда, монотонность, ритм, поза; для служащих - монотонность, ИТР - творчество, ответственность, у руководства – высокие нервные нагрузки.

Социально – психологическая адаптация характеризуется развитием личных связей и отношений между людьми, выражается в манере поведения, в отношении к труду, в установках и ориентациях.

Взаимоотношения между работниками зависят от общественных отношений, производственного коллектива, личных качеств работника. Личные качества определяются индивидуально – психологическими свойствами (темперамент, характер). Поэтому социально – психологические связи присутствуют во всех видах производственной адаптации. В ходе социально –психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь коллектива, участвует в постановке.

Закрепление материала:

Устный порос

1. Для чего необходимо адаптировать персонал?

3.Почему необходимо управлять процессом адаптации?

4.Что может произойти, если не вести работу в направлении профессиональной ориентации и социальной адаптации?

Вывод:

Именно профессиональная адаптация определяет сущность нашей жизни, развитие личности. Профессиональная адаптация характеризуется тем, освоил ли работник при получении специальности необходимый минимум знаний и навыков, в какой степени он обладает чувством ответственности, практичностью, деловитостью быстрой ориентировки в различных производственных ситуациях, навыками временного самоконтроля.

Выставление оценок.

Рефлексия:

Прием «Облако тегов»

Предложено обучающимся облако «тегов», которые необходимо дополнить.

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Рефлексия проводится письменно в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Предмет: Социальная адаптация Конспект урока на тему: Регистрация по месту жительства и месту пребывания

Данный урок представлен к курсу "Социальная адаптация", направленный на ресоциализацию личности.Данную информацию учащиеся смогут использовать после освобождения из мест лишения свободы.Испо...

Предмет: Социальная адаптация Конспект урока на тему: Профилактика социальных заболеваний

Данная методическая разработка предназначена для обсужденных, обучающихся в профессиональном училище. Курс "Социальная адаптация" направлен на ресоциализацию личности....