Конспект урока на тему "Стресс"
план-конспект урока

Строкова Ксения Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.3.6._stress.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

Раздел 1. Социальная адаптация

Тема 1.3. Взаимодействие с окружающими людьми

1.3.6. Стресс

Цели урока:           обучающая

Ознакомить учащихся с общим понятием стресса, стрессовыми факторами (стрессорами);

развивающая

Сформулировать общие принципы борьбы со стрессом для обеспечения психологической уравновешенности и сохранения здоровья;

воспитывающая

Вырабатывать у учащихся сознательное и ответственное отношение к своему здоровью.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма проведения: лекция с элементами беседы.

Вид контроля: индивидуальный, фронтальный опрос.

Форма контроля: самоконтроль, контроль педагога.

Литература: Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕРСЭ, 2006., Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004, с. 53—75., Джемс В. Психология. — СПб., 1905. — 337с.

Оснащение:  

Конспект урока, презентация.

Ход урока

Организационный момент:

Оформление доски; проверка наличия у обучающихся тетрадей, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости.

План урока:

  1. Понятие стресса.
  2. Стадии стресса.
  3. Влияние стресса на организм человека. Способы борьбы со стрессом.

Актуализация опорных знаний

Проводится в форме фронтальный устный опрос.

  1. Какую тему мы с вами рассматривали на прошлом занятии?
  2. Назовите правила поведения специалиста в трудовом коллективе?
  3. Назовите критерии адаптированности молодого специалиста в новом трудовом коллективе?
  4. По вашему мнению, какие чувства испытывает человек не сумевший адаптироваться в коллективе?

Актуализация новых знаний:

  1. Понятие стресса.

Канадский патолог (врач занимающийся паталогией) Ганс Селье (1907-1982г.г.) сформулировал концепцию стресса, как состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных внешних воздействий.

?Вопрос: Как вы думаете, в вашей жизни вы испытывали стресс? Приведите примеры. (Описать психологическое состояние).

?Вопрос: Как вы себя чувствовали?

?Вопрос: Может ли конфликт стать причиной стресса?

Стрессовые ситуации случаются с каждым из нас практически ежедневно: от небольшой неприятности, которую мы едва замечаем, до серьезных травматических событий, влияние которых ощущается еще долгое время.

Стрессовый фактор– это воздействие на психику человека, которое вызывает стрессовый ответ.

Даже короткие эпизоды могут стать причиной тяжелого стресса, а привычные бытовые ситуации вызывать хроническую эмоциональную усталость. Стрессовые ситуации можно разделить на три категории:

1. Острые

Эти события не длятся долго, но могут иметь длительные последствия, если ситуация была психологически травмирующей.

2. Эпизодические

Также кратковременные стрессы, с которыми мы сталкиваемся регулярно, например, когда куда то опаздываем.

3. Хронические

Это текущие стрессы, которые стали постоянными, например, болезнь или разваливающиеся отношения.

Пример: Как будет себя вести человек после того, как попал в автомобильную аварию? (разные люди по разному, одни будут кричать, реветь, метаться; другие замрут, остолбенеют, из них не выдавишь ни слова).

?Вопрос: Попробуйте назвать несколько стрессовых ситуаций из жизни.. (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, усталость, физическая травма, резкие изменения температуры наружного воздуха, шум, заболевания и др.)

А когда действия стрессоров суммируется и накапливается, становится больше в данный период жизни, тем выше будет уровень стресса.

Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает в себя сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление и остановка пищеварения, увеличение уровня сахара в крови).

  1. Стадии стресса.

В этих изменениях Селье выделил три стадии:

Стадия мобилизации, сопротивления, истощения.

  1. Стадия мобилизации:

В ответ на воздействия стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизирует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в Ч.С.), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности и деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят незамедлительно в действия, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям функций организма.

Пример: Человек всегда готов постоять за себя, даже в очень сложных обстоятельствах. Всегда в форме. Но не надо всегда ждать неприятностей. Они сами тебя найдут.

  1. Стадия сопротивления:

Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

Пример: Человеку ставили очень страшный и серьезный диагноз болезни, но под вопросом. И вот врач объявил, что опасения напрасны, диагноз не подтвердился. Этот человек будет так рад и счастлив, что другие стрессоры для него в данный момент ничего не значат, он на них даже реагировать не будет.

Вот как стресс может сделать человека счастливым.

  1. Стадия истощения:

Если уровень стресса слишком долго остается высоким, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создает такие физиологические условия, при которых способность организма оказывать сопротивление стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозность, смутная тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, чувство беспомощности, головные боли, бессонница, потеря аппетита и другие. На этой стадии иммунная система человека ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. В состоянии истощения человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

Пример: Жизнь в шумном городе, неблагоприятная обстановка на работе, проблемы в семье и другие.

?Вопрос: Вы встречаетесь в жизни с разными ситуациями, которые вас заставляют думать о вашем поведении, анализировать свои действия.

?Вопрос: Как вы считаете, стресс всегда приносит вред? А может он нужен нашему организму? (Да, есть стадии мобилизации и сопротивления)

  1. Влияние стресса на организм человека. Способы борьбы со стрессом.

Но, необходимо отметить, что стресс не всегда приносит вред.

При умеренном стрессе обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма. Приятные моменты после забот.

Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед полетом, роды женщины).

Отмечено, что не столько события (стрессоры) сами по себе определяют подверженность человека стрессу, сколько реакция человека на эти события: «Мир не такой, какой он есть, а такой каким мы его видим». А.Шопенгауэр.

Например: Причиной стресса не может быть сама контрольная работа, а вот твоя неподготовленность может.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Общие принципы борьбы со стрессом:

  • вырабатывайте у себя убеждения, что только вы сами отвечаете за своё эмоциональное и физическое благополучие;
  • нужно быть оптимистом (человек, который видит больше положительных моментов в жизни…)
  • знайте: источником стресса является не событие само по себе, а ваше восприятие;
  • смотрите на жизнь в более светлых тонах (не надо омрачать происходящее);
  • регулярно занимайтесь физической культурой и спортом;
  • ставьте перед собой посильные задачи (с чем вы реально можете справиться);
  • нужно радоваться жизни, получать радость от каждого дня;
  • соблюдать рациональное питание (витамины, объем, режим питания 3-х разовое);
  • соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, отдыхать и работать чередуя);
  • необходимо спать в хороших условиях и не менее 8-9 часов;
  • отказаться от вредных привычек (не употреблять алкоголь, наркотики, не курить).

Закрепление материала:

Задание:

Прочитайте текст, который лежит перед вами, и найдите информацию о том, как влияет стресс на человека. После мы с вами запишем в тетрадь.

Велика роль стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается.

Сильный продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведет к увеличению риска, инфекционных заболеваний. Сильный стресс может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса. В некоторых пределах стресс психически благоприятен, но когда он переходит границы оптимального уровня, то истощает психическую энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

Разные люди реагируют на стресс по-разному. Одни начинают много есть, другие теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днем. Некоторые преуспевают в такие ситуациях, когда другие быстро приходят в стадию истощения. Несмотря на это, есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса.

Записать в тетрадь:

Влияние стресса на организм человека:

- вызывает болезнь сердца;

- приводит к увеличению кровяного давления;

- нарушает работу иммунной системы организма, что увеличению риска инфекционных заболеваний;

- ведёт к язве желудка и двенадцатиперстной кишки;

- истощает психическую энергию организма;

- приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

Вывод:

Всем людям необходимо учиться овладевать эффективными методами борьбы с повседневными стрессорами, и чем раньше, тем лучше. Необходимо уметь вырабатывать у себя привычки ЗОЖ.

Анализ работ учащихся. Выставление оценок.

Рефлексия:

Когда вы пойдете с урока, то на столе оставьте тот кружочек, который посчитаете нужным.

Красный: я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтый: урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

Зеленый: пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов.


Памятка.

Способы борьбы со стрессом:

  • Спортивные занятия;
  • Контрастный душ; (холодная вода, теплая, горячая и наоборот)
  • Стирка белья;
  • Мытьё посуды;
  • Пальчиковое рисование;
  • Скомкать газету и выбросить;
  • Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть как можно подальше;
  • Порвать газету на мелкие кусочки, выбросить;
  • Громко спеть любимую песню; (а-а-а)
  • Смотреть на горящую свечу;
  • Вдохнуть глубоко 10 раз;
  • Погулять по лесу, покричать;
  • Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

Эту памятку приклейте в тетрадь и при необходимости, пользуйтесь ею.


Велика роль стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается.

Сильный продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведет к увеличению риска, инфекционных заболеваний. Сильный стресс может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса. В некоторых пределах стресс психически благоприятен, но когда он переходит границы оптимального уровня, то истощает психическую энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

Разные люди реагируют на стресс по-разному. Одни начинают много есть, другие теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днем. Некоторые преуспевают в такие ситуациях, когда другие быстро приходят в стадию истощения. Несмотря на это, есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса.

Велика роль стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается.

Сильный продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведет к увеличению риска, инфекционных заболеваний. Сильный стресс может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса. В некоторых пределах стресс психически благоприятен, но когда он переходит границы оптимального уровня, то истощает психическую энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

Разные люди реагируют на стресс по-разному. Одни начинают много есть, другие теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днем. Некоторые преуспевают в такие ситуациях, когда другие быстро приходят в стадию истощения. Несмотря на это, есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"

Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...

Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....