ВКР: Игры и упражнения как средство формирования звукопроизношения у дошкольников
опыты и эксперименты

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Дорогие друзья!

       Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа (ВКР) на тему «Игры и упражнения как средство формирования звукопроизношения у дошкольников» студентки Амурского педагогического колледжа Прокофьевой Тамара Александровна. Научный руководитель Гольская Оксана Геннадьевна.

       Воспитание звуковой культуры – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения и является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности.

       В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, М.Е. Хватцева, Е.И. Радиной.

       Актуальность данной проблемы вызвана с одной стороны, необходимостью совершенствования уже имеющихся подходов к организации и содержанию логопедо-педагогических процессов, а с другой стороны – целесообразностью разработки новых, рационально построенных и действенных методик и их организация. Значимость такой работы повышается в связи с тем, что резко увеличились разного рода патологии у детей, в том числе и речевых, что необходимо во многих случаях принимать самые неотложные меры по выравниванию весьма тяжелого и сложного положения. И на первый план выходят такие задачи, как своевременно вовлечь логопеда коррекционный процесс; формирование желания и умения преодолеть речевые нарушения; развитие личности ребенка; организация личностно ориентированного взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родители». [2].

       Таким образом, данное исследование обусловлено тем, что нормальное речевое развитие ребенка позволяет ему расширять запас знаний и представлений об окружающем. Из этого следует, что речь и ее развитие тесным образом связаны с развитием мышления.

       Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние игр и упражнений на формирование звукопроизношения.

       Объект исследования: формирование звукопроизношения у дошкольников.

       Предмет исследования: игры и упражнения как средство формирования звукопроизношения у дошкольников.

       Задачи:

– изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

– рассмотреть особенность звукопроизношения и его развитие у дошкольников;

– изучить влияние игр и упражнений на развитие звукопроизношения у дошкольников;

– провести коррекционно-педагогическую работу по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста и исследовать ее результативность.

       Гипотеза исследования: игры и упражнения будут способствовать формированию звукопроизношения у дошкольников, если:

    - своевременно проводить обследование неречевых функций, связанных с речевой деятельностью детей;

    - подбирать игры и упражнения формирования звукопроизношения у дошкольников, речевой и дидактический материал в соответствии с речевым дефектом.

       Методы исследования:

- анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;

- педагогический эксперимент;

- количественная и качественная обработка результатов исследования.

   Опытно-экспериментальная работа по формированию звукопроизношения у детей старшей группы проводилась на базе структурное подразделение муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Токурская средняя общеобразовательная школа детский сад «Ромашка».

 

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

 

P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД

           Если вы скопировали текст или фотографии и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).

       Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:

         Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

        «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."

          ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.

ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Заведующий отделением № 1

_________/Н.А. Кузнецова/

 «_____» ___________2019 г

Игры и упражнения как средство формирования звукопроизношения у старших дошкольников

Выпускная квалификационная работа

Выполнила:

Прокофьева Тамара Александровна                                      Специальность 44.02.01.

                                      Дошкольное образование

                              Курс IV, группа 146

                                    Научный руководитель:

                                              Гольская Оксана Геннадьевна

                                                           

Рецензент: Черномазова  Светлана                   Викторовна

                                                                  Защита состоялась

                                                  «_______» ___________2019 г

                             

                               Оценка «________»

                                                         Председатель ГЭК: (подпись)_____

Благовещенск 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

6

1.1.Современные исследования по проблеме формирования звукопроизношения у дошкольников

6

1.2.Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников

11

1.3.Методика проведения игр и упражнений на формирование звукопроизношения

23

2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

30

2.1. Содержание исследовательской работы на констатирующем этапе

30

2.2. Содержание работы на формирующем этапе

36

2.3. Содержание контрольного этапа

40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  49

ПРИЛОЖЕНИЯ

 52


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте Уважаемая комиссия, я Прокофьева Тамара Александровна, представляю вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему «Игры и упражнения как средство формирования звукопроизношения у дошкольников». Научный руководитель Гольская Оксана Геннадьевна.

1 слайд

Воспитание звуковой культуры – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения и является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности.

В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, М.Е. Хватцева, Е.И. Радиной.

Актуальность данной проблемы вызвана с одной стороны, необходимостью совершенствования уже имеющихся подходов к организации и содержанию логопедо-педагогических процессов, а с другой стороны – целесообразностью разработки новых, рационально построенных и действенных методик и их организация. Значимость такой работы повышается в связи с тем, что резко увеличились разного рода патологии у детей, в том числе и речевых, что необходимо во многих случаях принимать самые неотложные меры по выравниванию весьма тяжелого и сложного положения. И на первый план выходят такие задачи, как своевременно вовлечь логопеда коррекционный процесс; формирование желания и умения преодолеть речевые нарушения; развитие личности ребенка; организация личностно ориентированного взаимодействия в системе « педагог – ребенок – родители».[2].

Таким образом, данное исследование обусловлено тем, что  нормальное речевое развитие ребенка позволяет ему расширять запас знаний и представлений об окружающем. Из этого следует, что речь и ее развитие тесным образом связаны с развитием мышления.

  2 слайд

Методологический аппарат нашего исследования представлен на слайде

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние игр и упражнений на формирование звукопроизношения.

Объект исследования: формирование звукопроизношения у дошкольников.

Предмет исследования:  игры и упражнения как средство формирования звукопроизношения у дошкольников.

  3 слайд

Задачи.

 изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

 рассмотреть особенность звукопроизношения и его развитие у дошкольников;

 изучить влияние игр и упражнений на развитие звукопроизношения у дошкольников;

 провести коррекционно-педагогическую работу по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста и исследовать ее результативность.

4 слайд

  • Гипотеза исследования: игры и упражнения будут способствовать формированию звукопроизношения у дошкольников, если:

    - своевременно проводить обследование неречевых функций, связанных с речевой деятельностью детей;

    - подбирать игры и упражнения формирования звукопроизношения у дошкольников, речевой и дидактический материал в соответствии с речевым дефектом.

5 слайд

Методы исследования:  

- анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;

- педагогический эксперимент;

- количественная и качественная обработка результатов исследования.

6 слайд

 Опытно-экспериментальная работа по формированию звукопроизношения у детей старшей группы проводилась на базе структурное подразделение муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Токурская средняя общеобразовательная школа детский сад «Ромашка».

 7 слайд

Обратите внимание на слайд, на нем представлено содержание констатирующего этапа.  

Цель определить уровень звукопроизношения у старших дошкольников.

1 Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата. Изучить особенности обследования артикуляционного аппарата автор Костышная

2 . Обследование фонематического слуха (умение дифференцировать звуки). Определить уровень фонематического слуха у детей, как они умеют дифференцировать звуки

3. Обследование мелкой моторики.

4. Обследование звукопроизношения

        8 слайд

Из результатов 1 обследования видно что Высокий уровень на данном этапе составил 70%. У детей нарушений в строении артикуляционного аппарата нет. Упражнения выполняли верно, точно.

Средний уровень составил 20%. У одного ребенка (Аня Л.) передний открытый прикус, у второго ребенка (Злата Т.) губы малоподвижны, анемичны; движения языка слабые, неточные; переключаемость слабая.

Низкий уровень составил 10% . Саша П. не выполнил задание.

9 слайд

Из результ 2 обсл  Высокий уровень- 80%. Восемь детей дифференцируют все звуки, что оценивается 2 баллами.

  Средний уровень-  20%. Саша П., Вова Б., в нескольких словах заменили звуки [с - ш] – оценка 1балл.

Низкого уровня не выявлено.

10 слайд

        Обследование по данному показателю выявило, что дети затрудняются при выполнении заданий некоторых упражнений. Саша П., затруднялся при выполнении некоторых  упражнений (1 балл) ,Аня Л.. также испытывала трудности при выполнении заданий (1 балл). Остальные дети правильно выполняли все задания(2балла). 

Высокий уровень составил- 70%.Дети правильно и точно выполняли упражнения.

Средний уровень составил 20%. Саша П., затруднялся при выполнении упражнений (1 балл),Аня Л.. также испытывала трудности при выполнении некоторых  заданий (1 балл).

Низкий уровень составил 10%.  У  Вани Т. недостаточная  сформированность мелкой моторики (движение непоследовательны и неточны).

11 сл

Саша П. – межзубный сигматизм шипящих (при произнесении шипящих звуков язык просовывается между зубами), отсутствие звука [р] (ротацизм), отсутствие звука [л] (ламбдацизм); Аня Л. – замена звука [л] звуком [в] – ламбдацизм, искажение шипящих звуков;  Ваня Т. – замена звука [р] звуком [л] ротацизм ; Злата Т. – боковое произношение шипящих звуков;  Женя Г. – искажение произношения шипящих звуков;

Сережа Г. – искажение шипящих звуков;  Миша Т. – нарушений в звукопроизношении нет, но речь нечеткая, неясная;  Вова Б. и Настя Б. – искажение произношения шипящих звуков, Кира Ж.. – ротацизм, речь с предыханием. Высокого уровня на данном этапе не выявлено.

Средний уровень составил 80%.У детей неустойчивость и недостаточная четкость произношения звуков. 

Низкий уровень составил 20%.

12

Формирующий этап  Цель: подобрать, апробировать    игры и упражнения  с учетом  плана коррекционной работы для формирования звукопроизношения у дошкольников 6 года жизни

13-14 План ф. э. представлен на слайдах

15  контрольный этап .Повторное обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата.

2.Повторное обследование фонематического слуха

3.Повторное обследование мелкой моторики

4.Повторное обследование звукопроизношения.

16. 

Результаты сравнительного обследования артикуляционного аппарата на констатирующем и контрольном этапах

  По показателю «артикуляционный аппарат»: с помощью постоянной тренировки Злата Т.,Вова Б. научились делать, язык стал более подвижным, активным, было – достигнуто удержание ритма движений, движения стали, более плавными, хотя над этим необходимо продолжить работу, у Ани Л. – передний открытый прикус. У остальных детей (Женя Г.,Ваня Т., Сережа Г.,Миша Т.,Кира Ж., Настя Б.) развитие артикуляционного аппарата в норме. Оценка по данному показателю: у двоих детей (Саша П.,Аня Л.) – 1 балл (средний балл), у остальных детей (Женя Г.,Ваня Т.,Злата Т.,Сережа Г., Миша Т., Вова Б., Кира Ж., Настя  Б.) – 2 балла (высокий уровень). 

Высокий уровень составил 80%

Средний уровень- 20%

Низкого уровня не выявлено.

17 сл

По показателю «фонематический слух» (дифференциация звуков): в результате коррекционной работы по развитию фонематического слуха два ребенка (Вова Б.,Злата Т.) полностью стали дифференцировать звуки [ с ] - [ ш ], один ребенок (Саша П.) научился изолированно дифференцировать все звуки, но в речи встречаются замены. Оценка по данному показателю: у двоих детей (Вова Б.,Злата Т.) – 2 балла, у Саши П. – 1 балл. 

Высокий уровень- 90%

Средний уровень- 10%

Низкий уровень-0%

18 сл  По показателю «мелкая моторика»: у двоих детей (Аня Л.,Саша П.) при констатирующем эксперименте были выявлены затруднения при динамической координации, с помощью общих и специальных упражнений динамическая координация движений пальцев рук была улучшена, но, несмотря на это, наблюдаются трудности при выполнении графических заданий, таких как штрихование внутри контура выходят за пределы контура), обведение по контуру (смещение линии обводки с линии контура). Оценка по данному показателю: у одного ребенка (Саша  П.) - 1 балл, у остальных детей – 2 балла.

Высокий уровень-90%

Средний уровень-10%

Низкий уровень-0%

19 сл На этапе констатирующего эксперимента были выявлены следующие нарушения звукопроизношения: Женя Г. – сигматизм шипящих (искажение произношения шипящих звуков);Аня Л. – ламдацизм; Злата Т. – боковое произношение шипящих;Ваня Т. - ротацизм; Саша П. - межзубный сигматизм шипящих, ротацизм, ламбацизм; Сережа Г. - сигматизм шипящих;Вова Б. – сигматизм шипящих;Кира Ж. - ротацизм; Настя Б. – ротацизм. В ходе коррекционной работы улучшилось звукопроизношение у всех детей Высокий уровень-20%

Средний уровень-70%

Низкий уровень- 10%

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и упражнения как средство формирования звукопроизношения у старших дошкольников Выполнила: Прокофьева Тамара Александровна Специальность:44.02.01 Дошкольное образование Курс IV группа 1 4 6 Научный руководитель: Гольская Оксана Геннадьевна

Слайд 2

Методологический аппарат Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать влияние игр и упражнений на формирование звукопроизношения. Объект исследования: формирование звукопроизношения у дошкольников. Предмет исследования: игры и упражнения как средство формирования звукопроизношения у дошкольников .

Слайд 3

Задачи исследования -Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования; -Подобрать обследования и выявить уровень звукопроизношения; - Апробировать игры и упражнения для формирования звукопроизношения у старших дошкольников.

Слайд 4

Гипотеза исследования : игры и упражнения будут способствовать формированию звукопроизношения у дошкольников, если: - своевременно проводить обследование неречевых функций, связанных с речевой деятельностью детей; - подбирать игры и упражнения формирования звукопроизношения у дошкольников, речевой и дидактический материал в соответствии с речевым дефектом.

Слайд 5

Методы исследования: -анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; - педагогический эксперимент; - количественная и качественная обработка результатов исследования.

Слайд 6

Констатирующий этап Цель: определить уровень звукопроизношения у старших дошкольников. Название диагностики Автор Цель 1. Обследование фонематического слуха (умение дифференцировать звуки). 2.Обследование звукопроизношения Волкова Л.С., Голубева Г.Г., Коноваленко В.В. М.Ф. Фомичева., Т.Б. Филичева. Определить уровень фонематического слуха у детей, как они умеют диффе ренцировать звуки. Определить уровень звукопроизношения у детей.

Слайд 7

Результаты обследования фонематического слуха на констатирующем этапе. Авторы: Волкова Л.С., Голубева Г.Г., Коноваленко В.В.

Слайд 8

Результаты обследования звукопроизношения на констатирующем этапе Авторы: М.Ф . Фомичева., Т.Б. Филичева.

Слайд 9

Формирующий этап Цель : подобрать, апробировать игры и упражнения с учетом плана коррекционной работы для формирования звукопроизношения у дошкольников 6 года жизни.

Слайд 10

План формирующего этапа Содержание работы Цель 1.Повторение слогов са - ша-ша, сы-сы – шы , шу-су-шу -, со-шо-со ; Учить детей дифференцировать звуки [с], [ш] в слогах. Учить звуковому анализу и синтезу 2.Названия слов, которые начинаются на звук [с] и на звук [ш]. Учить детей различать звуки [с], [ш] на слух и в произношении. 3.Расскажи и докажи. Учить дифференцировать звуков [ c ] и [ш] в словах звукобуквенному анализу и синтезу слов с данными звуками. 4. Произнесение слогов со звуком [р]. Автоматизация звука [р] в слогах. 5. Произнесение слогов и слов. Автоматизация звука [р] в словах и слогах. Учить детей выделять звук [р] в начале слова.

Слайд 11

План формирующего этапа Содержание работы на формирующем этапе Цель 6. Запомни и назови. Развитие слухового внимания. Учить детей выделять звук [р] в словах. 7. Закончи слово. Автоматизация звука [р] в словах, развитие слухового внимания. Учить детей определить позицию звука [р] в словах и делать в них звуковые замены. 8. Придумай слово. Автоматизация звука [р] в словах. 9. Разучивание чистоговорок . Учить детей произносить звук [р] в слогах и фразах. 10. Произнесение слов. Автоматизация звука [л] в словах. Учить детей выделять звук [л] в начале, середине и конце слова.

Слайд 12

План формирующего этапа Содержание работы на формирующем этапе Цель 11. Замени звук Учить детей определять позицию звука [л] в словах и делать в них звуковые замены. 12. Ступеньки слов. Отработка навыка правильного произношения звука [л] в словах. 13. Занятие Дифференциация звуков [с] и [ш] в речи (старшая группа) Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и в предложениях. 14.Занятие «Путешествие в страну Красивой речи. Составление рассказа по скороговоркам.» Развитие связной речи

Слайд 13

Содержание работы на контрольном этапе 1.Повторное обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата. 2.Повторное обследование фонематического слуха 3.Повторное обследование мелкой моторики 4.Повторное обследование звукопроизношения.

Слайд 14

Результаты обследования фонематического слуха на контрольном этапе

Слайд 15

Результаты обследования звукопроизношения на контрольном этапе

Слайд 16

Результаты сравнительного обследования фонематического слуха на констатирующем и контрольном этапах

Слайд 17

Результаты сравнительного обследования звукопроизношения на констатирующем и контрольном этапах

Слайд 18

Игры и упражнения как средство формирования звукопроизношения у дошкольников Выполнила: Прокофьева Тамара Александровна Специальность:44.02.01 Дошкольное образование Курс IV группа 1 4 6 Научный руководитель: Гольская Оксана Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Игра, как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками"

Выпускная работа  на факультете профессиональной переподготовки "Педагогика и психология дошкольников"...

ВКР: Игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах у детей шестого года жизни

В  ВКР  по теме: "Игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах у детей шестого года жизни"  студентка...

ВКР: Дидактические игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах в старшем дошкольном возрасте

В  выпускной квалификационной работе по теме: "Дидактические игры и занятия как средства формирования представлений о народных промыслах в старшем дошкол...

ВКР: Игры и упражнения как средство формирования лексики детей с ОНР седьмого года жизни

Проведенная опытно - экспериментальная   работа по теме: "Игры и упражнения как средство формирования лексики детей с ОНР 7 г. жизни" позволила...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ нормативного поведения дошкольников

Пояснительная записка  Актуальность, объект, цель и задачи курсового проекта Кардинальные социально-экономические преобразования современного общества с особой остротой ставят проблему ...

ВКР: Лого-сказка как средство формирования звукопроизношения у детей шестого года жизни

Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития речи в детском саду. Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономер...