Современные технологии
статья

Педагогические технологии- это новое направление в педагогике. основе педагогических технологии -это идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом,путём поэтапного воспроизведения.Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленной цели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме

«Современные технологии воспитательной работы»

       Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

      Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии, работа над овладением педагогических технологий, всё это позволяет воспитателю наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность и быстрее стать мастером своего дела.

 Освоение педагогами практик продуктивных педагогических идей- являются одними путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении. . Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

        Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». Это и В.М.Шепель, Б.Т.Лихачев, В.П.Беспалько, И.П.Волков, Ю.К.Бабанский, Н.Р.Талызина, В.Ф.Шаталов.

Что же обозначает слово «технология»? Оно происходит от греческого techne –искусство, мастерство, умения и  «логия» - наука. В толковом словаре даётся следующее определение: « Технология- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. Трактовок понятия «технология множество, на основании которых можно сделать вывод.                Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения        каких-либо        проблем.»
        В настоящее время существует много видов технологий, разработанных на основе трудов наших ученных педагогов:

-Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

       Данный вид технологий могу использовать не только преподаватели в учебных заведениях ,но и воспитатели в своей работе

 

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания,  система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

          Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент

      Содержательный компонент  наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. Эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько грамотно и правильно выбраны цели и содержание деятельности.

Содержанием воспитательных технологий являются:

  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха

Технологии воспитания классифицируют :

  1. По философской основе:
  • материалистические;
  • прагматические;
  • гуманистические,
  • антропософские.
  1. По научной концепции:
  • поведенческие;
  • деятельностные;
  • интериоризаторские,
  • нейролингвистического программирования.
  1. По категории объекта:
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • коллективные;
  • массовые.

    Воспитательная технология хороша тем ,что даёт возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

           Предлагаю рассмотреть самый распространенный пример воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (автор Н.Е.Щуркова). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых  отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

              Мы можем представить технологическую цепочку следующим образом:

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
  • Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
  • Содержательная (предметная) деятельность
  • Завершение
  • Проекция на будущее.

       

А сейчас рассмотрим ещё одну воспитательную технологию, которая на данный момен получила массовое распространение как в школах ,так и в других учреждениях, при работе с детьми.

     

 Технология здоровьесберегающая.

      Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Самая обоснованная и проверенная классификация предложенна Н.К. Смирновым.  

Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет в образовательных учреждениях организует проведение прививок детей, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению детей и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуютсякак во время учебного процесса, так и в работе спортивных секций,тем самым оберегая детей от вредных привычек и приобщая к ЗОЖ .Сохраняя здоровье нации.

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. Обустройство территории зелеными растениями внутри помещений и на открытом воздухе, и участие в природоохранных мероприятиях.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

     Сохранение здоровья ,в данной технологии, рассматривается как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающей технологии. Грамотность детей по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ ,проведение олимпиад ,викторин , тестов,на основе пройденного материала.

      В воспитательной работе так же используется технология проектного обучения: учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.

  Технологии личностно-ориентированного обучения, которые создают наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка как индивидуальности. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

  Одним из основоположников гуманно-личностной технологии был Шалвы Александровича  Амонашвили,академика РАО, известного советского и грузинского педагога -ученого и практика, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход.

        Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются: способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке  

           благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных сил ребенка;

идеал воспитания – самовоспитание.

Эти технологии хорошо используются в работе кружков и секций ,где дети в полном объёме могут раскрыть свои таланты и способности.
           Технология педагогики сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

-Переход от педагогики требований к педагогике отношений

-Гуманно – личностный подход к ребёнку

-Единство обучения и воспитания

          Основные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

-превращение школы Знания в школу Воспитания;

-постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

-гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих       ценностей;

-развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;

-возрождение национальных культурных традиций;

-сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

-постановка трудной цели.

Технология педагогического общения – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким , каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.

Технология педагогического разрешения конфликта – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Существует несколько способов разрешения конфликта ,которые могут быть использованы; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи. В каждом конкретном случае выбирается свой.

Технология предъявления педагогического требования – технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.

Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная  на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей  является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.

В современном мире,когда на детей «обрушивается» огромный поток информации,одной из основных стала информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. 
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ребёнка и воспитателя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.
       

Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания 

(Олег Сергеевич Анисимов, Николай Петрович Капустин). Именно рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.

Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса,      при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия воспитатель и воспитанник являются приоритетными.  

Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.

      Технологии воспитания на основе системного подхода 

Караковский Владимир Абрамович, доктор педагогических наук, профессор, директор  школы-лаборатории №825, г.Москвы. Новикова Людмила Ивановна разработали технологии воспитания на основе системного подхода 

      Ведущей идеей здесь является ориентация на личность ребёнка, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.

Целевые ориентации:

-Формирование личности – главная цель школы.

-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.

-Развитие социальной активности.

-Формирование ответственности, гражданского самосознания.

-Развитие творческих способностей детей.

-Превращение школы в большую воспитательную систему.

-Формирование целостной научно обоснованной картины.

-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.

-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд,  Знания, Культура, Мир, Человек.

Технологию самосовершенствования личности ребёнка создал Герман Константинович Селевко, руководитель Центра развития и саморазвития личности Международной Академии наук педагогического образования. Данная технология  основывается на широком использовании самоуправляющих (психогенных) механизмов развития личности. В содержание образования вводится методологическая компонента – дети вооружаются знаниями и умениями саморазвития, включаются в адекватную деятельность. Технология саморазвития личности позволяет:

осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию;

формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию;

формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу.

         Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание и сегодня актуально.

Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова.            

       Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором  педагогических наук Российской Академии образования, профессором и  его сподвижниками. Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Технология гуманного коллективного воспитания Василия Александровича Сухомлинского.

Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.

Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.

Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

Идеи и принципы:

-в воспитании нет главного и второстепенного;

-воспитание – это прежде всего человековедение;

-эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, -эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;

-принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;

-культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;

-приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость;

       В настоящее время широко применяются педагогические технологии авторских школ.

   Технология «Экология и диалектика» Льва Васильевича Тарасова, кандидата педагогических наук, профессора. Термин экология подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь - экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции. Технология «Экология и диалектика» использует в комплексе многие инновации в педагогике и психологии, применима к самым различным общеобразовательными учреждениями.

      Модель трудового воспитания Александра Александровича Католикова, педагога – новатора, по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду. Главные идеи:

-труд – основа формирования личности;

- интерес и внимание к каждому ребенку;

-у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни»;

-соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия;

-детское самоуправление и самоконтроль и др.

        И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина предложили авторскую модель « Русская школа»целевые ориентации которой: формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России.

В завершении своего доклада ,что чем лучше мы овладеваем педагогическими технологиями ,тем мы становимся профессиональнее

       

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

3. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

4. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

5. Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. Концептуальные основы теории воспитательных систем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии контроля практической подготовки студентов

         Целью контроля проведения производственной практики является выявление и устранение недостатков, а также оказание практической помощи студентам в выполне...

Химия в современных технологиях

Цель работы – проанализировать историю создания ЭВМ и показать,  какие химические элементы используются в развитии компьютерных технологий....

Современные технологии, в изучении дисциплины "Биология".

Различают "полевые" (основанные на реальном фактическом материале) и "кабинетные" (выдуманные) кейсы.К середине прошлого столетия метод конкретных ситуаций приобрел четкий технологический алгори...

Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на основе современных технологий образования», 2011

Итоговая аттестационная работа курсов повышения квалификации по направлению «Современные технологии в образовании»: «Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» уч...

Современный урок иностранного языка. Синтез традиционных и современных технологий.

Современный урок иностранного языка. Синтез традиционных и современных технологий. Осознание урока повышение интереса педагогов к современным технологиям осознание необходимости повышения ур...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ХХI-й век – век высоких информационных и компьютерных технологий. Только человек, грамотно владеющий способами работы с информацией и техникой в различных сферах деятельности, востребован сейчас...