ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
статья

Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами  Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не поймет и мыслей, высказанных в предложениях.  Именно овладение грамматическими значениями делает человека существом мыслящим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_0.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У   ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Учитель – логопед Упалева Анастасия Геннадьевна

ГБДОУ детский сад 67 Выборгского района

   Ещё в прошлом столетии профессор Левина Р.Е., изучая наиболее тяжёлые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированности всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а следовательно плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь.  

   Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.  Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования; синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.  Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами  Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не поймет и мыслей, высказанных в предложениях.  Именно овладение грамматическими значениями делает человека существом мыслящим.

   Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека.

   Интерес к   детской грамматике   известных исследователей педагогики, лингвистики и психологии понятен, ибо чудо постижения ребенком системных связей языка - наглядное свидетельство его природной одаренности, лингвистической гениальности [1, С. 253]. Первые исследования в области детской грамматики были начаты в Академии педагогических наук в послевоенные годы Е.И. Радиной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Л.А. Пеньевской, М.М. Кониной и др. В большей мере они опирались на опыт Е.И. Тихеевой.

   Более глубоко данная проблема стала изучаться в пятидесятые годы XX в. после выхода в свет фундаментального труда А.Н. Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка».  Автор этого труда детально описал, какие грамматические категории, элементы и конструкции появляются в речи ребенка на каждом возрастном этапе.  Важно отметить, что немалый вклад в исследовании детской речи внёс К.И. Чуковский, также подчеркивавший изящество и меткость детских изречений. К.И. Чуковский и А.Н. Гвоздев не переставали удивляться творческим возможностям детей, сравнивая их достижения и сам метод словесного творчества с деятельностью художников слова [1, С. 255].

   Обогащение речи детей грамматическими формами происходит следующим образом:

  • Формирование грамматических  навыков ребенка является  спонтанным процессом; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен не системно.
  • Разные стороны грамматического строя языка -  морфологию, синтаксис - ребенок усваивает по - разному,  и на каждой возрастной ступени на передний план выступает что - то одно. Так, системой словоизменения - правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем, среднем дошкольном возрасте. В старших группах на первый план выдвигается задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный словарь ребенка.
  • Способы словообразования осваиваются детьми позже,  их  критическое отношение к своим действиям, точное знание норм словообразования   начинает складываться в подготовительной группе.

Всё это хорошо формируется  при создании следующих условий:

  • Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых.
  • Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок.
  • Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.
  • Исправление грамматических ошибок.

 

 Проанализировав  образовательные программы  по дошкольному образованию я сделала следующий вывод, что формирование и коррекция грамматического строя речи  осуществляется двумя путями

  1.  Через  непосредственную образовательную деятельность. Дает  возможность предупредить грамматические ошибки детей  Реализуется  через направление «Познавательно – речевое развитие»
  1. Образовательную область «Коммуникация»

Через решение следующих задач:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей(лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности.
  • Практическое овладение детьми нормами речи.
  1. Образовательную область «Познание»

 Направлена на развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития, реализуются через:

  • Сенсорное развитие.
  • Формирование элементарных математических представлений.
  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
  1. Образовательную область «Чтение художественной литературы»

Через решение следующих задач:

  • Развитие литературной речи.
  • Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  • Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

II . Формирование грамматических навыков в повседневном общении - создаются условия для практики речевого общения. Реализуется через направление «Социально – личностное развитие»

  1. Образовательную область «Социализация»

Путем решения следующих задач:

  • Развитие игровой деятельности детей.
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
  • Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

   Планируя работу по развитию грамматики, необходимо учитывать  последовательность  в работе и приёмы формирования:

  • Вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного.
  • Использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, и говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму из речи окружающих.
  • Самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым.
  • Оценивать грамматически правильность своей и чужой  речи, определять можно или нельзя так сказать.

(А. Г. Арушанова)

    Планируя работу по развитию грамматики у детей с ОНР, необходимо учитывать закономерности формирования словаря в онтогенезе, его особенности у детей с речевой патологией. Работа по расширению грамматических категорий у детей с ОНР осуществляется и логопедом и воспитателем при лексическом подходе т. е. в рамках одной лексической темы. При лексико – грамматическом подходе воспитатель знакомит на непосредственной образовательной деятельности и в других видах деятельности со словарем по темам, а логопед, используя разнообразный речевой материал, работает над формированием грамматических категорий. Воспитатель должен включать грамматические задания в непосредственную образовательную деятельность, в игры, осуществлять постоянный контроль за правильностью речи.

С учётом онтогенеза развития и характерных  ошибок в грамматическом строе можно выделить следующие направления в развитии словоизменении и словообразовании (таблица 1).

  Темы для работы логопеда и воспитателя по предупреждению аграмматизмов.

Словоизменение

Словообразование

• именительный падеж имен существительных единственного и множественного числа
• винительный падеж существительных
• родительный падеж существительных ед. числа
• дательный падеж существительных ед, числа
• творительный падеж существительных ед. числа без предлога
• предложный падеж существительных                                                                          
• согласование существительного с прилагательным
• падежные формы множественного числа существительных и прилагательных
• именительный падеж мужского и женского рода прилагательных
 • именительный падеж среднего рода прилагательных
 • падежные формы множественного числа существительных и прилагательных                                                                                                                • употребление глаголов 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа
• глагол настоящего времени ед. и мн. числа
 • прошедшее время глагола
 • изменение глагола по родам, лицам, числам
• совершенный и несовершенный вид глагола
• глаголы будущего времени
• повелительное наклонение глагола
 • согласование существительных с числительными «два» и «пять»
 • согласование существительных с собирательными и порядковыми числительными
 • употребление существительных с   предлогами                                                  употребление местоимений с предлогами.

 образование существительных с уменьшительно -ласкательными суффиксами
 • образование относительных прилагательных от существительных
 • образование притяжательных прилагательных                                                           • образование глаголов движения с помощью приставок
  приставочные глаголы
• образование сложных слов
  образование сравнительной и превосходной степени прилагательных
• работа над родственными словами
  образование прилагательных от наречий
 • образование  наречий от прилагательных

    Только при условии владении указанными грамматическими формами ребёнок будет иметь правильную речь и не испытывать трудности в обучении.

 «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить отмечал: то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает ребенок». К. И. Чуковский

Литература

   

1.Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] / П.П. Блонский. В 2-х т. Т. 2 / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.  

2. Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: изд-во ЛИТУР. - 2000.

3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Спб. : «СОЮЗ», 2001.

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Вераксы Н. Е. – М., «Мозайка – синтез» 2011.

5. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарёв В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М., «Просвещение», 1977.

6. Шипицына Л. М., Хилько А. А…. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – Спб.: РЕЧЬ 2003.

 

 

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...

Научная публикация: "Коррекционная работа при общем недоразвитии речи с детьми 5-6 лет".

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: КОМПЛЕКСНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ ФУНКЦИЙ РЕЧИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ И УЛУЧШЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ....

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет"

Статья о формировании слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет....

ВКР: Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи седьмого года жизни

Дорогие друзья!        В выпускной квалификационной работе (ВКР) «Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей...

ВКР: Пересказ литературных произведений как средство формирования связной речи у дошкольников 7 года жизни с общим недоразвитием речи

     В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого – педагогических условий развития связной речи детей дошкольного во...

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Результаты и выводы нашего исследования могут быть использованы для решения практических задач по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....