Открытый урок для учащихся 3 класса ДШИ по теме: «Пейзаж как жанр изобразительного искусства»
план-конспект урока

Пятаченко Дилара Асраровна

Расширить знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства, о видах пейзажа.  Познакомить с произведениями искусства в жанре пейзаж, формировать навыки построения пейзажа. 

    Сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Урок для учащихся  3-х классов  ДШИ по теме:

 «Пейзаж как жанр изобразительного искусства»

(Учитель изо Пятаченко Д.А.)

  Цель: расширить знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства;

    сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.

Задачи: показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа;                                             овладеть навыками построения пейзажа

показать связь изобразительного искусства с музыкой и литературой.

  Оборудование: репродукции  картин художников-пейзажистов:

 А. Саврасов «Грачи прилетели», Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Утро в лесу», «На Севере диком» и другие.

стихотворения  М Ю. Лермонтова, С. Дрожжина, И. Бунина

Музыка П.И. Чайковского «Времена года»

Презентация по теме: «история развития жанра пейзажа»

 Оборудование для учеников: простой карандаш, ластик, лист форматом А-4.

 Ход урока

I.        Организационный момент.

1.        Приветствие.

2.        Проверка принадлежностей к уроку изобразительного искусства.

II. Ознакомление с новым материалом        

Вступительное слово учителя.

Учитель:

… Пройдет зима холодная,

 Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые,

Листами изумрудными

Леса зазеленеются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые…

                              С. Дрожжин

Вы прослушали стихотворения. Скажите, к какому жанру относятся эти поэтические зарисовки?.

Ученики: Эти стихотворения относятся к жанру пейзажа.

Учитель: Верно, вы неоднократно встречались с жанром пейзажа в процессе обучения. Что изображали художники на своих полотнах?

Ученики: Луга, поля, леса, озера, реки, моря, города…

Учитель: Верно, но просмотрев великое множество пейзажей вы не найдете ни одного похожего. Даже если художники будут писать один и тот же сюжет, они напишут его по-разному. Художники-пейзажисты создавали художественные образы, как бы заново открывая нам вечную красоту природы

III.        Изучение нового материала.

Рассказ об истории пейзажа с применением видеоматериала.

Учитель: ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение живой природы, ( горы, леса, поля, реки).

Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить  в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.

       Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке. (слайд-1)

Под влиянием китайской живописи возник и японский пейзаж (слайд-2), отличающийся обостренной графичностью, декоративными мотивами, более активной ролью человека в природе

К XV веку жанр пейзажа возникает в Нидерландах(слайд-3),  художники стремятся правдиво отображать природу, но она является лишь фоном для человека. Самостоятельный жанр пейзажа окончательно сформировался в XVII в. Его создали голландские живописцы. Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII-XVIII вв. (слайд-4).  

В России до XVIII в. пейзажа как самостоятельного жанра станковой живописи фактически не было.

Родоначальником русской пейзажной живописи по праву может быть назван Семён Фёдорович Щедрин. (слайд 5) Он писал виды императорских дворцов и парков и в целом работы Щедрина носили декоративный характер. Своим творчеством С. Ф. Щедрин вводил пейзажную живопись в культурный обиход образованных русских людей, воспитывал интерес к пейзажной живописи и понимание её. Это его большая историческая заслуга (слайд 6-7-8)

Примерно с середины XIX века в русской пейзажной живописи окончательно утвердился пленер. 

-Кто знает, что такое пленер? Ответы детей. (слайд-9).  

- Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

В дальнейшей эволюции пейзажа важнейшую роль сыграл импрессионизм, оказавший влияние на творчество почти всех серьёзных живописцев России. Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления (слайд-10,11,12).  Тогда же сформировалась и особая эстетическая концепция восприятия и отображения природы — лирический пейзаж.

Алексей Саврасов (1830—1897), ставший основоположником этого направления пейзажной живописи, сумел показать ненарочитую красоту и тонкий лиризм неброской русской природы. Сообщение по картине А.Саврасова «Грачи прилетели». Сообщение по картине «Грачи прилетели» (рассказывают учащиеся 5 класса ДШИ).

 Архипа Куи́нджи (1841—1910) привлекала живописная игра света и воздуха.  Сообщение по картине «Березовая роща».

Подлинных вершин русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве Исаака Левитана (1860—1900), ученика Саврасова. Левитан — мастер спокойных, однако пронзительно-щемящих «пейзажей настроения».  Сообщение по картине «Золотая осень»

 Сообщение по картине И. Шишкина « Утро в сосновом лесу», «На севере диком»

- Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины известных художников?

- Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники?

|||. Повторение и закрепление пройденного материала  

 Изображение пейзажа создается на основе знаний законов линейной, воздушной и цветовой перспективы.  (Учитель показывает использование  правил перспективы в картинах).         

- Чем ближе, тем: теплее, ярче, контрастнее. Чем дальше, чем: холоднее, бледнее, более размыто.

- Чем ближе, тем предмет крупнее, с мелкими подробностями, четче прорисован. Чем дальше, тем меньше по размеру, без подробностей, нет четких конкретных прорисовок.

     

Объяснение работы над пейзажем.

Пейзаж требует такого же мастерства, как и другие жанры. Первое качество пейзажиста – умение рисовать. Второе важное качество – умение наблюдать. Третье и главное качество пейзажиста – чувство природы. Без эмоционального воздействия нет художественного произведения.

Множество подобных впечатлений должно храниться в памяти художника и в нужный момент выразиться в пейзаже. Внимание к деталям позволяет писать по памяти.

Давайте рассмотрим схемы композиций в пейзаже, а потом найдем их в наших картинах.

Идет просмотр схем композиций пейзажа: фризовая, гротовая, туннельная, с высоты птичьего полета, жалюзи, змеевидная, кулисная, центральная, веерная. ( схемы вывешиваются на доске)

- А теперь внимательнее присмотритесь к нашим картинам и скажите,  какие композиции вы видите,  и на каких картинах (ответы учащихся)

IV.        Практическая часть.

Учитель: На уроке вам предстоит выполнить работу над  графическим  изображением пейзажа (по памяти или  впечатлению). Можно изобразить любое время года в одном из состояний  природы.

Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции. Рисунок выполняется простым карандашом

Второй этап: Прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы.

Третий этап: Просмотр наиболее удачных работ

V.        Итоговая часть.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (ответы учащихся)

- Чем отличается фотография  от живописного полотна художника-пейзажиста?

- Что из увиденного сегодня на уроке  больше всего затронуло, запомнилось, удивило вас в картинах?

Домашнее задание: Раскрасить дома рисунки-пейзажи любым материалом на выбор и принести своему учителю на просмотр.

-На этом наш урок закончен. Спасибо всем за внимание.

     

Рассказ по картинам учащихся ДШИ

«Золотая осень» 1895 г. 82 x 126 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

 Описание картины Левитана И.И. «Золотая осень»

На картине Левитана И.И. «Золотая осень» мы видим зелёный бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в речке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Трава ещё зелёная, только-только начала желтеть. А вот, берёзы, на своих тоненьких ножках, уже вовсю принарядилась. Автор постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.

Глядя на картину, создаётся впечатление, что жёлто-рыжие берёзки прямо горят под лучами осеннего солнца. Автор нарочно нигде не прорисовывал чёткого контура, поэтому вся его картина будит различные иллюзии и фантазии. Произведение Левитана вдохновляет, и сразу почему-то вспоминаются разные стихи Пушкина об осени, ведь он так любил это время года! И, видимо неспроста.

Вдалеке, присмотревшись, можно увидеть дома. Скорей всего, это село. От этого сразу становится теплее на душе. Вся картина не оставляет впечатление грусти или меланхолии, наоборот, от такого обилия красок сразу становится как-то весело и появляется бодрость. Хочется вдохнуть свежий воздух багряной осени, пробежаться по золотой листве, а потом, вдруг резко остановиться, и тихонечко прислушиваться к пению птиц в берёзовой роще.

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели».

1871. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.    

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и гаем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля - все обжито и согрето сердечным теплом.

Исаак Левитан так отзывался о картине "Грачи прилетели": "Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу".

  А.К. Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Все оживало с наступлением весны - любимой поры художника. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Соломонов, биограф художника,  утверждал, что картина была исполнена в один день: .Известность картины началась когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. При появлении "Грачей" перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении.

Это было единственное произведение на выставке, в котором известному художнику И. Крамскому открылось что-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, "а душа есть только в "Грачах".

Иван Бунин 1892.

Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры, И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут. Меж круглых рыхлых облаков

 Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов.

 Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада

 И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,  Крик петухов звучит порой

 А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Музей: Третьяковская галерея Автор: Иван Иванович Шишкин

  Картина "Утро в сосновом лесу" - очень яркая и настолько реалистичная, что кажется, будто бы это не шедевр кисти, а снимок лесного пейзажа. Каждая деталь картины изображена профессионально, с любовью и трепетом. На переднем плане мы видим поваленную с корнем сосну, на которую взбираются медведи. Они резвятся, вызывая положительные эмоции. Для них утро нового дня является настоящим праздником. Медвежата так добры и безобидны, словно приручены. Кажется, что они не способны на жестокость и совсем не хищны, несмотря на свою животную природу. Веселятся зверята под присмотром мамы-медведицы. Все действо происходит в глухой чаще, надежно скрытой от посторонних глаз.

   Главный акцент картины – это сочетание солнечного света на заднем плане и медведей на дереве на переднем. Художнику удивительным образом удалось передать картину раннего утра. По земле еще клубится туман, выписанный настолько ощутимо, что зритель ощущает утреннюю прохладу.

Медведей на картине написал русский художник Савицкий Константин Аполлонович. И изначально картина была соавторской, то есть на ней было две подписи Шишкин-Савицкий. Когда Третьяков эту картину у них купил, то, как владелец, решил что для его галереи будет лучше, что бы подпись на картине была одна. И подпись Савицкого  замазали.

Описание картины Куинджи А.И. «Березовая роща»

Художник изобразил небольшую зеленую полянку, залитую солнечным светом. Поляну рассекает ручей, местами покрытый ряской. На одном из его берегов расположились сонные березки, подсвеченные солнцем и  темные очертаниями леса на заднем плане. Темный лес даем нам возможность ярче увидеть голубое небо и почти светящиеся стволы берез. Трава нарисована очень ровно, будто только что подстрижена. Когда мы любуемся на ту часть картины, на которой изображена тень, то кажется, что здесь очень прохладно и приятно. Солнечный свет, изображенный вдалеке, напоминает нам о знойных летних днях.

Картина завораживает своей легкостью, декоративностью: здесь почти нет деталей. Все очень воздушно. Внимание привлекают лишь несколько ветвей березок, которые автор картины прорисовывает с большой любовью и реалистичностью. Вокруг все спокойно и тихо, в душе селится  неописуемая радость и восторг.

Куинджи по праву считается «художником света»: полотно «Березовая роща» — лучшее тому доказательство. Тонкое сочетание света и тени, солнечные зайчики, скачущие по стволам деревьев и затемненная, восхищающая глубиной вода – все это передает привольность уголка рощи, лучезарность летнего дня.

Стоит произнести знаменитые строки М. Ю. Лермонтова Всем известного нам писателя: «На севере диком, стоит одна одинешенька…», и перед мысленным взором предстает образ сосны, так гениально написанный кисточками «лесного мастера красок» Иваном Шишкиным.  У Шишкина в то время было похожее состояние одиночества. Он потерял жену, дочь переехала к мужу в Финляндию, затерявшуюся среди леденящих холодом безжизненных скал на берегу финского залива.

Душа полна обиды на судьбу, унесшую брата, сыновей жену…Неуютно дома, холодно…

На скале, среди снежных просторов и темноты, возвышается сосна. Несмотря на сильные холода, пронизывающие ветра и снежные бури дерево растет там, где, кажется, жизнь невозможна. Вопреки всем ураганам, сосна не сгибается под ударами стихии и верится, что ничто не сможет ее свалить или обломать.

Мы видим, как суровая северная природа пленила художника совершенно неземной, похожей на сказку, красой и невероятной силой духа. При помощи богатой цветовой гаммы оттенков и переходов, мастеру удалось передать и чувство холода и  одиночества.

И в этом морозном царстве, на первый взгляд, уже нет ничего живого. А одинокое дерево продолжает жить, вопреки морозу, ветрам и снегам.

Могучая сосна застыла в  ожидании лучших времен. Сколько гордости и достоинства в этом силуэте. На ее сильных ветках притаились тяжелые снежные холмики. А на макушку взгромоздилась белоснежная шапка. Она практически достает снежные облака и сливается с ними в полете по пасмурному небу. Вокруг царит ощущение холодного оцепенения и тоскливого молчания.

Невольно задумываешься, о чем же думает в это суровое время, гордое дерево на скале? возникает чувство восхищения за сосну, которая не подчиняется никаким невзгодам. Это, наверное, символ человеческой гордости и достоинства, без которых человек не сможет подняться на вершину, тем более устоять на ней.

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ivana-shishkina-na-severe-dikom/

Схемы композиций пейзажа

C:\Users\Home PC\Desktop\ПЕЙЗАЖ-УРОК\УРОК-ПЕЙЗАЖхудожка\Рисунок13.png

C:\Users\Home PC\Desktop\ПЕЙЗАЖ-УРОК\УРОК-ПЕЙЗАЖхудожка\Рисунок11.png

C:\Users\Home PC\Desktop\ПЕЙЗАЖ-УРОК\УРОК-ПЕЙЗАЖхудожка\Рисунок10.png

C:\Users\Home PC\Desktop\ПЕЙЗАЖ-УРОК\УРОК-ПЕЙЗАЖхудожка\Рисунок12.png

C:\Users\Home PC\Desktop\ПЕЙЗАЖ-УРОК\УРОК-ПЕЙЗАЖхудожка\Рисунок3.png

C:\Users\Home PC\Desktop\ПЕЙЗАЖ-УРОК\УРОК-ПЕЙЗАЖхудожка\Рисунок2.png

C:\Users\Home PC\Desktop\ПЕЙЗАЖ-УРОК\УРОК-ПЕЙЗАЖхудожка\Рисунок1.png

C:\Users\Home PC\Desktop\ПЕЙЗАЖ-УРОК\УРОК-ПЕЙЗАЖхудожка\Рисунок4.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по системному программированию на тему «UEFI – эволюция или революция?»

Автор: Смирнова Ирина Петровна, преподаватель ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж информационных технологийСпециальность: 230115 – Программирование в компьютерных системахПредмет: МДК 01.01 Системное...

презентация открытого урока по немецкому языку на тему "Я хочу быть менеджером"

Для проведения открытого урока тема " Я хочу быть менеджером" выбрана неслучайно. Менеджеры сегодня являются одними из самых востребованных и хорошо оплачиваемых специалистов в коммерческих организаци...

конспект открытого урока по немецкому языку на тему "Я хочу быть менеджером"

Для проведения открытого урока тема " Я хочу быть менеджером" выбранна неслучайно. Менеджеры сегодня являются одними из самых востребованных и хорошо оплачиваемых специалистов в коммерческих организац...

конспект открытого урока по немецкому языку на тему "Особенности немецкой кухни"

Цель разработки открытого урока по немецкому языку "Особенности немецкой кухни"- показать всевозможные средства обучения при изучении темы раздела "Кухни народов мира". Для обучающихся важно разыграть...

Разработка открытого урока в 9 классе по теме: "Выращивание винограда из чубуков (черенков)"

Урок проведен в 9 класе специальной (коррекционной) школы-интерната. Учащиеся научились заготавливать и хранить чубуки винограда, срезанные осенью при его укрытии...

План открытого урока по дисциплине: Основы экономики -Тема урока: «Производительность труда. Факторы производительности труда»

Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум комплексного применения знаний в рамках темы: «Производительность труда»Цели урока:Дидактические:·        Повтори...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по учебному предмету «Информатика» Тема: «Единый урок безопасности в сети Интернет»

Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет».  Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека.По да...