Урок литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
план-конспект урока

Исакова Наталья Александровна

«Каждый понимает счастье по- своему. У каждого оно своё…»
К.Г.Паустовский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения с использованием технологии критического мышления

Тема К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

К . Паустовский и Э.Григ – два великих мастера

Цель: формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного  читателя через включение учащихся в  технологию  деятельностного  метода и РКМЧП  на  основе изучения  произведения  К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Задачи, направленные  на достижение личностных результатов обучения:

* установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов;

* выделение морально-этического содержания событий и действий;

Задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения:

Познавательные:

* самостоятельное выделение и формулировка учебной цели;

*развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения и др.;

*формирование способности решать проблемы поискового характера.

Регулятивные:

*формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи в результате поисковой деятельности;

*формирование умения   оценивать свою деятельность, взаимопроверка;

*развитие умения работать с информацией.

Коммуникативные:

*формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с нормами общения;

*обеспечить условия для включения учащихся в работу в  группах,  парах ;

*формирование умения слушать и слышать собеседника ,вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

*создание  условий для включения учащихся по использованию продуктивного способа чтения, используя разные виды чтения (ознакомительное ,изучающее, «чтение с остановками»);

*организация  деятельности  учащихся на формирование  умения  определять основную мысль произведения,  уметь подтверждать её словами текста, описывать характерные черты героев, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

*создание  условий  для формирования умения прогнозировать содержание произведения;

*обогащение словарного запаса.

Оборудование урока:

-запись музыкального произведения Э.Грига «Утро»;

-презентация;

-карточки-помощники с планом текста;

-карточки с заданиями  для работы в группах;

-карточки для домашнего задания;

-карточки  для рефлексии.

-толковый словарь.

Ход учебного занятия

№ этапа

Содержание

Время

1

Орг.момент Актуализация знаний

-Добрый день, уважаемые взрослые. Нам приятно видеть вас на нашем занятии. Пусть этот день принесёт всем радость общения, наполнит душу и сердце благородными чувствами. Сядьте удобнее, начнем занятие.

1мин

2

Слайд 2

«Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно своё…» К.Г.Паустовский

- Как вы понимаете эти слова?

- Что для вас «БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ»?

2 мин

Слайд 3 РАБОТА В ГРУППАХ

-Посмотрите на доску. Перед вами два портрета:  писатель К.Г.Паустовский и норвежский композитор Э.Григ

Почему портреты писателя и композитора поставлены рядом? Что их объединяет и что разнит? (заполните диаграмму)

https://fs01.infourok.ru/images/doc/68/83744/img11.jpg

ОБСУЖДЕНИЕ. ДОЗАПОЛНЕНИЕ КАЖДОЙ ГРУППОЙ

К.Г.Паустовский

Общее

Э.Григ

Писатель

Мастер слова

Искусство

Доброта

Композитор

Мастер музыки

3 мин

3

Работа над содержание произведения

РАБОТА В ГРУППАХ. СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ ПО ЧАСТЯМ

  1. ВСТРЕЧА В ОСЕННЕМ ЛЕСУ
  2. В ДОМЕ ЭДВАРДА ГРИГА
  3. В ГОСТЯХ
  4. ДОЛГОЖДАННЫЙ ПОДАРОК

(на доске. Определить последовательность событий) Составление вопросов по ромашке. У каждого своя часть

РОМАШКА БЛУМА

 https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0542/00007a71-a8b05eee/hello_html_m237394fa.png

1-2 мин

5-7 мин

4

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/02eb/0000d9c2-49140c4b/img21.jpg

 

Обсуждение, ответы на вопросы, работа с текстом

ПРИ РАБОТЕ С 1 ЧАСТЬЮ

МУЗ.ГРИГА УТРО (А МОЖЕТ ЛИ ЗВУКИ И КРАСКИ, ЗАПАХИ ИЗОБРАЗИТЬ КОМПАЗИТОР . ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, НАДО СЛУШАТЬ В ТИШИНЕ) Среди этой сказочной красоты и произошла встреча Грига с Дагни

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ

Обсуждение других частей

Предполагаемые вопросы

1часть 

- Где происходят события рассказа?

- Что делал в лесу Э. Григ?

- С какой целью отправилась в лес дочь лесника?

- Расскажите о встрече маленькой Дагни с композитором.

- Какие слова были непонятными?

-Как вы думаете, что будет дальше?

2 часть 

-Как Григ сочинял свое произведение, посвященное дочери лесника.

- О чем думал композитор во время игры?

- Какие картины виделись ему?

- Что говорил великий композитор о жизни?

- Почему он чувствовал себя счастливым человеком?

3 часть – аудиозапись.

- Как слушала Дагни музыку, посвященную ей?

- Какие мысли и чувства вдруг охватили ее?

- Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?

- Что она думала о композиторе?

-Как называла его?

-Какие слова были непонятными?

-Сбылись ли ваши предположения?

4 часть

- В жизни ни Паустовский, ни Григ не встречались. Как вы думаете, почему?

- Почему же тогда К. Паустовский решил написать рассказ об Э. Григе?

- Могли бы они подружиться? Объясните свое мнение.

- Какое чудо случилось в жизни Дагни?

- Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?

- Какова основная мысль произведения?

10 мин

4 мин

5

Работа с концовкой рассказа

ЧТЕНИЕ ( распечатать)

-Почему Дагни плакала? (Слёзы благодарности)

- Счастливый ли конец рассказа? Как вы думаете?

Вернемся к диаграмме. Чем бы вы ее дополнили?

К.Г.Паустовский

Общее

Э.Григ

Писатель

Мастер слова

Искусство

Доброта

БЕССМЕРТНЫЕ ПОДАРКИ, были счастливыми людьми, приносили радость другим

Композитор

Мастер музыки

4 мин

6

СИНКВЕЙН (НА ВЫБОР)

Дагни                     ГРИГ                              ПАУСТОВСКИЙ

7 мин

7

ИТОГ

- Появилось ли желание познакомиться с другими произведениями К.Паустовского и Э.Грига? (Светофоры)

-Людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте и мы поблагодарим К.Паустовского за прекрасный рассказ, а Э.Грига за великолепную музыку

На уроке русского языка мы порассуждаем на тему «ЧЕМ ДОЛЖЕН ЖИТЬ ЧЕЛОВЕК?»

1 мин

1 мин

https://fs01.infourok.ru/images/doc/68/83744/img11.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

Урок литературного чтения

МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»                         1 кл...

Открытый урок. Типология уроков литературного чтения. 3 курс. Гаврилова В.Ю.

Методическая разработка открытого урокапреподавателя методики русского языка КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж» Гавриловой Валерии Юрьевны. Пояснительная записка.  С 2009 год...

Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения

Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...

Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".

Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...

Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».

Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.  В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...