СБОРНИК Музыкально-дидактических игр
учебно-методический материал

Фарафонова Ольга Борисовна

СБОРНИК

Музыкально-дидактические игры.

Использование музыкально-дидактических игр

в самостоятельной детской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry.docx40.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр

в самостоятельной деятельности

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально-сенсорное развитие ребёнка. Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии и т.д.

     Однако между музыкально-дидактическими пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в организованной музыкальной деятельности.

В основу классификации музыкально-дидактических игр положены задачи формирования восприятия четырёх важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки).

1. Игры, развивающие звуковысотный слух – развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука.

2. Игры, развивающие ритмическое чувство – развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.

3. Игры, развивающие тембровый слух – дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.

4. Игры, развивающие динамический слух – развитие способности различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов.

Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы представлены в определённой последовательности постепенно усложняющихся музыкально-сенсорных задач. Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. Каждая игра требует от детей самостоятельных действий в восприятии и различении музыкальных звуков. Умение вслушиваться, различать тот или иной музыкальный звук является показателем определённого уровня музыкально-сенсорного развития у детей дошкольного возраста. А это в свою очередь даёт детям возможность использовать игры в самостоятельной музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

Для того чтобы игра проходила весело, интересно в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

Первый этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.

Второй этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

Третий этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.

Четвёртый этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.

В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.

Игра «Музыкальная лесенка».

Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.

Ход игры:

• Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках.

• Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной музыкальной лесенки, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. её ступеньки – музыкальные звуки – можно только услышать.

• Детям предлагается прослушать движение мелодии вверх и вниз по ступенькам музыкальной лесенки. Педагог поёт песенку, сопровождая своё пение движением ладони по воображаемым ступеням.

Сту-пень-ки - зву-ки вверх и-дут, за-тем о-ни нас вниз све-дут.

• Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.

• Для закрепления представлений детей о поступенчатом движении мелодии вверх и вниз педагог использует наглядность (8-ступенчатую лесенку и фигурку, которая перемещается по ней).

Игра «Озорное эхо».

Цель: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, в центре педагог с мячом. Мячик - эхо, разрисованный символическим изображением эха – с одной стороны весёлая гримаса, окруженная словами, например: «Ау», «Солнышко», «Здравствуй», с другой грустная гримаса, окруженная словами: «Дождик», «Тучка», «Ослик».

Бросая мячик – эхо кому-либо из детей, педагог пропевает его имя или слово настроение. Ребёнок должен вернуть мяч, интонационно точно повторяя музыкальную фразу.

Игра «Нарисуй мелодию».

Цель игры: развитие звуковысотного слуха.

Ход игры:

• Педагог раздаёт детям индивидуальные карточки, на обороте которых приклеен конверт с нотами-кружочками.

• Педагог пропевает песенку и даёт детям задание определить, из какого количества ступенек музыкальной лесенки она состоит.

• Детям предлагается вместе с педагогом пропеть эту песенку,  двигая ладошку по ступенькам.

• Педагог пропевает песенку по фразам, предлагая детям «нарисовать мелодию» на карточке, используя ноты-кружочки.

• Дети вместе с педагогом пропевают песенку, глядя на графическое изображение мелодии на карточке.

Например:

Тётка – богатка, 0 0 0 0 0

Сшей мне рубашку. 0 0 0 0 0

Хочу нарядиться: 0 0 0 0 0 0

Еду веселиться. 0 0 0 0 0 0

И так далее…. (на двух, трёх, четырёх звуках).

Игра «Колокольцы – бубенцы».

Цель: развитие вокального тембрового слуха.

Ход игры:

Дети, взявшись за руки, водят хоровод по кругу, исполняя песенку. песенки исполняет ребёнок, которому педагог вручает колокольчик. Ребёнок, стоящий в центре круга, должен узнать поющего по голосу. Если узнавание происходит, поющий ребёнок, звеня колокольчиком, бегает внутри круга, а водящий пытается его поймать. Если узнавание не происходит, игра повторяется с новым солистом.

Игра «Угадай инструмент».

Цель игры: развитие тембрового слуха в сочетании с концентрацией внимания.

Ход игры:

• Дети, сидя полукругом перед столом, на котором находятся картинки с изображениями различных инструментов.

• Педагог предлагает им прослушать различные инструментальные произведения и определить, какой инструмент или инструменты участвовали в исполнении каждого музыкального произведения и выбрать карточки с их изображением.

Игра «Игра с платочком».

Цель игры: развивать у детей реакцию на смену динамических оттенков.

Ход игры:

• Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга, в руках у них цветные платочки.

• Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое звучание музыки – прячут платочки за спину (аудиозапись вариаций Моцарта из оперы «Волшебная флейта»).

• Невнимательные к смене динамики дети выбывают из игры.

Игра «Шаг и бег».

Цель: дать детям представление о долгих и коротких звуках.

Ход игры:

• Педагог даёт детям прослушать марш и предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку.

• После ответа детей педагог предлагает им прошагать под эту же музыку, произнося слово «шаг – шаг – шаг».

• Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «шаг» более удобным слогом «та».

• Педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «та» - |.

• Звучит аудиозапись с музыкой для лёгкого бега, и педагог предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку.

• После ответа педагог предлагает им пробежать на носочках, говоря слово бег – бег – бег».

• Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «бег» на короткие слоги «ти-ти».

• Педагог демонстрирует детям графическое изображение слогов «ти-ти» - [[.

• Заключить данную игру необходимо совместным выводом детей и педагога, что символ долгого звука «та» содержит в себе два более коротких символа «ти-ти» - | = [[.

• Движения шагом и бегом можно заменить хлопками, шлепками или притопами, то есть всю игру можно освоить, не сходя с места.

Игра «Прочитай карточку».

Цель: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением.

Ход игры:

• Педагог предлагает детям при помощи хлопков, шлепков или притопов «прочитать» поочерёдно сменяющие друг друга ритмические карточки.

• Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами.

• Объявлять нужный способ «чтения» (хлопки, шлепки, притопы) педагог должен в короткой паузе между сменой карточек.

• Ритмические группировки на карточках должны быть лаконичны, разнообразны и иметь логическое завершение (не обрывать «ритмическую мысль»).

Игра «Ритмическое эхо».

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры:

Педагог предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример предложенный педагогом, а именно:

- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы);

- эхо окрашено тихой динамикой.

Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

Игра «Переводчик».

Цель: закрепление полученных знаний в процессе развития чувства ритма.

Ход игры:

• Педагог предлагает детям «перевести» фразы из знакомых песен на ритмический язык, используя символы та и ти-ти.

• Дети воспроизводят предложенную педагогом фразу, заменяя текст ритмическими символами.

• Педагог предлагает кому-нибудь из детей изобразить ритмический график данной фразы на доске или выбрать из нескольких графических карточек нужную для данного упражнения.

Игра «Угадай мелодию».

Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.

Ход игры:

• Педагог прохлопывает ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.

• Дети повторяют и угадывают название песни, частью которой она является.

• Для поддержания интереса к игре можно использовать ударные инструменты, которые предлагаются детям-солистам для исполнения ритмического рисунка той или иной фразы.

• Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами

Игра «Ритмический оркестр».

Цель: формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах), основываясь на полученных ранее знаниях.

Ход игры:

• Педагог разбивает детей на четыре равные подгруппы, каждая из которых образует сторону квадрата. В руках у каждой группы однородные ударные инструменты.

• В центре квадрата стоит дирижёр.

• Все дети исполняют песню.

• По указанию дирижёра, обращённому к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и играет на музыкальных инструментах.

• Усложнять игру можно ускорением темпа, а также использованием одновременного звучания всего оркестра.

Игра «Воротики».

Цель: обучить детей восприятию ритмического разнообразия (долгие и короткие звуки) посредством движений под музыку.

Ход игры:

• Педагог делит детей на первые и вторые номера.

• Дети с одинаковыми номерами становятся парами, образуя круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.

• Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом, высоко поднимая колени.

• С окончанием музыки педагог даёт команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики».

• Под звучание польки, не названные номера, лёгким бегом пробегают в «воротики».

• Далее игра повторяется сначала, но «воротики» образуют другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз.

В процессе игры педагог акцентирует внимание детей на связь их движений с характером музыки. Перед игрой необходимо закрепить с детьми полученные ранее знания о долгих и коротких звуках.

Игра «Передай мяч».

Цель: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.

Ход игры:

• Дети стоят в кругу.

• Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передают вправо, под тихое звучание музыки – влево.

• Если музыка звучит громко, движения рук с мячом могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более плавными и нежными.

Игра «Жмурка».

Цель: обучить детей восприятию смены темпа в музыке и точной реакции на неё посредством движения.

Ход игры:

• Педагог выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определённые движения. Под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, жмурка ходит между детьми, под быстрое исполнение музыки – передвигаться лёгким бегом по залу вокруг «спящего» жмурки.

• С окончанием музыки жмурка ловит детей.

Игра «Звёздная эстафета».

Цель: обучить детей восприятию разнохарактерной музыки посредством соответствующей смены движений.

Ход игры:

• Педагог делит детей на две команды, в каждой из которых направляющий держит серебряную звезду.

• Под музыку арии И.С.Баха направляющие движутся простым шагом с носка до определённой черты в противоположном конце зала, где меняют серебряную звезду на золотую.

• Под музыку «Шутки» И.С.Баха лёгким бегом на носочках направляющие возвращаются к своей команде и передают звезду следующему участнику, а сами становятся позади своей команды.

• В игре побеждает команда, которая без ошибок реагировала на смену характера музыки, точно и выразительно выполняла движения. Недопустимо, чтобы, передвигаясь лёгким бегом, дети боролись за первенство за счёт качества движений.

Игра «Верные друзья».

Цель: обучить детей восприятию многочастного музыкального произведения и согласовывать свои движения с музыкой каждой части.

Ход игры:

• Звучит песня «Ах, вы сени….», под которую дети простым шагом идут по кругу, взявшись за руки.

• Звучит песня «Ой, то не вечер…», под которую ищет себе пару и, найдя, кружится с нею.

• Звучит песня «Ах, вы сени….», под которую дети идут по кругу, но уже парами.

• Под частушки дети останавливаются, разворачиваются в парах лицом друг другу и выполняют пляску по показу, то есть по указанию педагога внешний круг демонстрирует какое-либо движение, а внутренний – его повторяет.

• Под звучание песни «Во саду ли, в огороде…» дети лёгкими подскоками разбегаются в разные стороны.

• Звучит песня «Ах, вы сени…», под которую каждый ребёнок ищет свою пару, затем пары поднимают сцепленные руки вверх.

• Побеждает пара, которая сделает это первой.

Игра «Круг и кружочки».

Цель: формирование у детей представления о вальсе на основе некоторых его элементов.

Ход игры:

• Педагог делит детей на 3-4 равные подгруппы по 5-6 человек, производя в каждой из них расчёт по порядку номеров.

• Дети стоят в кругу, лицом к центру.

• Под музыку вальса по указанию педагога дети чередуют следующие движения:

- плавное движение рук вверх-вниз перед собой;

- плавное движение рук в сторону – вверх - вниз с движением

головы вслед за руками;

- шаг вальса: вперёд-назад (в центр круга и назад).

• По сигналу воспитателя (например: «Первые номера!» или «Третьи номера!») названные номера перестраиваются в маленькие кружочки. Движение продолжается шагом вальса со сцепленными руками.

• Далее педагог, меняя сигналы, чередует построение детей из маленьких кружков в большой круг и наоборот.

Игра «Змейка».

Цель: формирование у детей представления о польке и вальсе на основе некоторых их элементов.

Ход игры:

• Педагог делит детей на три подгруппы и выстраивает в колонны в указанных местах зала.

• Под звучание польки все дети двигаются по залу «змейкой».

• Под звуки вальса, стоя на месте, дети выполняют: 1. Плавные движения руками вверх-вниз перед собой; 2. Шаг вальса вперёд-назад или в стороны - назад.

• С окончанием музыки все дети бегут на свои места. Выигрывает та колонна, которая построилась раньше других.

Игра «Цветные звёздочки».

Цель: формирование у детей представления об элементах русских народных танцев.

Ход игры:

• Педагог в центре зала расставляет два ряда стульев параллельно друг другу. Дети рассаживаются на стулья друг против друга.

• В начале образованного коридора стоит воспитатель и держит в руках разноцветные звёздочки.

• Дети, сидящие последними в каждом ряду от воспитателя, встают и двигаются к воспитателю переменным шагом.

• На вторую часть музыки дети, дошедшие до воспитателя, начинают обегать свой ряд подскоками.

• Победителю воспитатель вручает цветную звёздочку. Если оба ребёнка прибегают одновременно, воспитатель вручает звёздочку каждому из них.

• Игра продолжается с участием остальных детей.

• Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество цветных звёздочек. Оценивается не только быстрота, но и качество движений, что является одним из основных правил игры.

Игра «Музыкальные загадки».

Цель: закрепление у детей представлений о жанровом разнообразии танцевальной музыки посредством соответствующих элементов танцевальных движений.

Ход игры:

• Педагог делит детей на 3-4 подгруппы по 5 человек в каждой.

• Дети каждой подгруппы строятся, образуя параллельные колонны. В другом конце зала стоит воспитатель.

• Под звучание музыки дети, стоящие первыми в каждой колонне, двигаются по направлению к воспитателю шагом, соответствующим характеру музыки.

• Если ребёнок выполняет движения, соответствующие музыке, то есть отгадал музыкальную загадку, воспитатель вручает ему символическую нотку.

• Далее игра продолжается под звучание всех остальных произведений с участием остальных детей.

ИГРА «Ступеньки»

Цель: развивать звуковысотный слух.

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры: ребенок-ведущий исполняет на любом музыкальном инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх – вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх – вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

ИГРА «Прогулка»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны приклеена фланель).

Ход игры: Игра соответствует аналогичной, проводимой в младшей группе, но кроме этого дети должны передать ритмический рисунок – выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – низким.

Например: «Тана взяла мяч, говорит воспитатель, - и стала медленно ударять им о землю».Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошел частый, сильный дождь», - говорит воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

ИГРА «Наше путешествие»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры: воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте сначала, что я вам расскажу, - говорит воспитатель. – Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку – она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так. (Ритмично ударяет в барабан.) Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки. (Играет на металлофоне.) Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».

Игра проводится во второй половине дня.

ИГРА «Выполни задание»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: фланелеграф; карточки с изображением коротких и длинных звуков (игра «Прогулка»); детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

Ход игры: воспитатель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмичный рисунок. Ребенок должен выложить карточки на фланелеграфе. Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий выкладывает ритмический рисунок на столе.

ИГРА «Определи инструмент!»

Цель: развивать тембровый слух.

Игровой материал: аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, деревянные ложки – 4.

Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые музыкальные инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой на таком же инструменте его повторяет. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать загадку. Если ребенок ошибся, то он слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время.

ИГРА «Музыкальные загадки»

Цель: развивать тембровый слух.

Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок - ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Игра проводится в свободное от занятий время.

ИГРА «Громко – тихо запоем!»

Цель: развивать диатонический слух.

Игровой материал: любая игрушка.

Ход игры: дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игра проводится как развлечение.

ИГРА «Передай ритм»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Примечание. Ведущим может быть музыкальный руководитель, воспитатель, ребенок.

Дети стоят паровозиком или сидят друг за другом на стульях, на скамье.

ИГРА «Музыкальные стульчики»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

Примечание. Игру детей педагог может сопровождать музыкальным аккомпанементом. С началом нового тура один стул убирают.

ИГРА «Барабанщики»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры: Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.

ИГРА «Замри»

Цель: учить определять мажорный и минорный лады.

Ход игры: Дети свободно перемещаются по залу под определенную (например, мажорную) мелодию. Как только звучит минорная, они мгновенно замирают.

ИГРА «Сосульки»

Цель: развивать чувство ритма.

Ход игры: Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап, кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап, кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произносятся слова «кап-кап-кап-кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются.

Примечание. Можно использовать музыкальное сопровождение.

ИГРА «Чиж».

Цель: музыкально-дидактическая игра, основанная на народном материале.

Ход игры: Дети по одному идут по кругу и напевают:

По дубочку постучишь –

Вылетает пестрый чиж.

У чижа, у чижика –

Хохолочек рыженький.

Чиж, чиж, вылетай,

Себе пару (тройку и т.д.) выбирай!

Дети становятся в пары (тройки и т.д), идут по кругу и снова поют.

ИГРА «Выбери инструмент».

ЦЕЛЬ: развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки.

Ход игры:

Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни.

Детям исполняются две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. первая пьеса («Белка» Н.Римского-Корсакова ) звучит нежно, в высоком регистре, напоминая по звучанию металлофон или колокольчики; вторая («Парень играет на гармошке» Г.Свиридова) напоминает характер звучания гармошки.

После прослушивания дети должны выбрать соответствующий инструмент.

ИГРА «Весёлый поезд».

ЦЕЛЬ: закреплять умение различать изменение темпа музыки.

Ход игры:

Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передан образ движущегося поезда: сначала он движется медленно, затем всё быстрее и быстрее, а концу пьесы движение поезда постепенно замедляется и он останавливается.

При повторном исполнении пьесы педагог предлагает желающим передвигать игрушечный поезд, внимательно слушая музыку, чтобы точно передать изменение темпа.

ИГРА «Копилка».

ЦЕЛЬ: закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.

Ход игры:

После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой», затем обращается к детям: «Какая вместительная у каждого у вас копилка! Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово нам подходит, мы закроем его в копилку, если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведёте ладошки в стороны, чтобы оно не попало в копилку».

Игра заканчивается повторением всех слов из копилки.

ИГРА  «Кто в домике живет»

ЦЕЛЬ: развитие у детей тембрального звука, путем соотнесения героя  сказки с определенным музыкальным инструментом.

Ход игры:

Дети знакомятся с персонажами «Музыкального теремка». У каждого персонажа есть любимый инструмент (медведь-бубен, заяц - барабан, петушок – ложки, птичка – колокольчик, лиса – ксилофон). Дети запоминают, и по звуку инструменты, называют героя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник творческих заданий по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса по всем специальностям

Сборник содержит задачи творческого характера по темам раздела «Основы экологии», а также из истории науки, которые можно активно использовать в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности.При пр...

Сборник творческих заданий по дисциплине «Химия» для всех специальностей на базе основного образования СПО

Сборник содержит задачи творческого характера по разделам «Неорганическая химия», «Органическая химия», которые можно активно использовать в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности. В отдельн...

сборник контрольных работ

Данное пособие содержит подборку контрольных работ по разным темам....

Музыкально - дидактические игры (из опыта совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя)

Музыкально - дидактические игры(из опыта совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя)...

Презентация Использование музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Презентация предназначена для работников в области дошкольной педагогики в современном ДОУ- в частности педагогам дполнительного образования  в области хореографии  и музыкальных руководител...

МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО - СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья описывает опыт исследовательской работы в области использования информационно - коммуникационных технологий, а именно игр разработанных в программе SMART Notebook, в процессе развития музы...