Статья на тему: "Использование музыкально-дидактических игр в совместной деятельности с воспитанниками".
статья по теме

Роль дидактических игр в развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_muz_did_igry.docx15.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование музыкально-дидактических игр в совместной деятельности с воспитанниками.

Формирование творческой личности , развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка – одна из задач ФГОС ДО. Все виды деятельности с детьми дошкольного возраста нацелены на решение этой задачи.

Во ФГОС ДО (пункт 1.2.) заложены принципы, один из которых говорит о реализации образовательной программы дошкольного образования в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего проявляется втом, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи пог применять свои умения в повседневной жизни.

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны.

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Дидактические игы, развивающие первоначалные певческие навыки группируются в зависимости от поставленной дидактической задачи.

Задания на различение высоты звука. В качестве первого задания на различение звуков, разных по высоте, для детей младшего возраста мы применяем игрушки: петушки – большой и маленький, кошка и котенок и т.д. Затем задания выполняются с использованием детских музыкальных инструментов. Дети слушают и различают высокое и низкое звучание большого и маленького барабанов, бубнов, колокольчиков. Применяем также и металлофон. Трех-четырехлетние дети могут не только различать, но и сами воспроизводить контрастные звуки. Так в музыкально-дидактической игре «Чей домик?» Е.Тиличеевой ребенок подражает мяуканью кошки или котенка низкими или высокими звуками. А в старшей и подготовительной группе дети способны воспроизвести уже более близкие по высотности звуки. Например в игре «Ступеньки», «Музыкальные птенчики».

Задания на различение длительности звука. Они, так же как и предыдущие, строятся на основе восприятия и воспроизведения детьми звуков разной длительности, связанных с каким-либо образным действием. Например, долгие удары по бубну могут обозначать игровой образ – «медведь идет», короткие – «зайчики прыгают». Дети второго года жизни только слушают, как взрослый действует с игрушками, одновременно отстукивая разный ритм по бубну или барабану. На третьем году их можно упражнять и в самостоятельном отстукивании контрастного равномерного ритма, связанного с игровым образом: «кошка идет», «кошка бежит». На четвертом году жизни ребенку дается более сложное задание в музыкально-дидактической игре «Кукла шагает и бегает» Е.Тиличеевой, в которой, слушая музыку, он должен определить, что делает кукла, и выполнить с ней соответствующие движения. На пятом-седьмом году задачи выполняем через игры «Прогулка», «Глашенька учит танцевать».  

Задания на различение  звуков по тембру. Детей младшего возраста можно упражнять в различении тембровой окраски звуков, так как в их слуховом опыте уже имеются представления, связанные со звучанием различных инструментов. Эти задания вначале проводятся с использованием игрушек (котенок, петушок, корова и др.), которые дети различают и угадывают по их голосам. Дети постарше подобные задания  выполняют с музыкальными инструментами. Вначале они узнают более контрастные (дудочка – барабан, металлофон – бубен), затем – более схожие (бубен – барабан, металлофон – треугольник). Уже в старшем возрасте упражняем в определении на слух какой инструмент играет из 7-10 разных инструментов. Предлагаем игры «Какой инструмент играет» или «»на чем я играю».

Задания на различение силы звука. Дети слушают, как педагог ударяет – тихо или громко – по пластинке металлофона («падают капли дождя», « идет сильный дождь»), показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствии со звучанием. В старшем возрасте мы используем игру «Громко-тихо запоем». Дети, по показу определенных знаков, исполняют музыкальное произведение громче или тише.

Все перечисленные задания обеспечивают последовательное фомирование музыкально-сенсорных способностей. Следует обратить внимание на то, что  задания строятся таким образом, чтобы дети правильно воспринимали выразительность музыкального звука. Это позволяет в дальнейшем подойти к пониманию особенностей цельного музыкального образа.

В работе с дошкольниками используют разные музыкально-дидактические игры. Н.А.Ветлугина разделяет их на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.

В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей. Соревновательный элемент залючен в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.

Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную  плясовую – другая группа выполняет танцевальные движения.

В третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Соревнуются между собой два или три круга детей или круг и солист. Например, на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра – второго, на звучание низкого – третьего круга.

Так, роль музыкально-дидактических игр в становлении ребенка велика. Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, на прогулке, и в свободное время в группе позволяет в простой и доступной для детей игровой форме дать представления о музыке и ее выразительных средствах.  

 

Воспитание творчества требует разносторон-него и сложного взаимодействия с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература - это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии.  Задачи и цели литературного образования - это инт...

Статья на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы."

Компьютерные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более преподаватель, должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны и...

Статья на тему: «Использование технологии визуализации учебной информации для оптимизации обучения студентов иностранным языкам в совокупности с современными компьютерными технологиями»

В данной статье затрагиваются вопросы применения технологии визуализации на уроках английского языка на основе использования ИКТ....

Статья на Тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов в профессиональном обучении"

В статье изложен материал по повышению эффективности образовательного процесса через использование информационно - коммуникационных технологий....

Музыкально - дидактические игры (из опыта совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя)

Музыкально - дидактические игры(из опыта совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя)...

статья на тему Использование игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Использование различных форм и видов игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ....

Статья на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Указом Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации с 2017 года по 2030 год» утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации&raqu...