РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Ряснянская Наталья Алексеевна

Проблема качества образования в начале 21 века встаёт со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования. Под качеством образования понимается совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения в целях развития личности ученика и учителя.

             Управление качеством образовательного процесса – это целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс  в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryasnyanskaya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ  МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 В УПРАВЛЕНИИ  КАЧЕСТВОМ  ОБРАЗОВАНИЯ.

Ряснянская Н.А., заместитель директора по учебно- методической работе

                                                                                         Есть много методов

обучения кадров

                                                                                      Обучение в деятельности  

приносит самые  

 убедительные результаты.

Актуальность

                Проблема качества образования в начале 21 века встаёт со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования. Под качеством образования понимается совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения в целях развития личности ученика и учителя.

Управление качеством образовательного процесса – это целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс  в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам» (В.П.Панасюк).

               Процесс управления качеством образовательного процесса в образовательном учреждении следует рассматривать в нескольких плоскостях – администрация, учитель, ученик. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической службы в учреждении СПО значительно возрастает в современных условиях в связи с модернизацией образования. Рассматривая роль методической службы, необходимо отметить, что администрация, осуществляя контроль качества образовательного процесса, должна стать механизмом организации методической работы, принятия управленческих решений, роста мастерства учителей, а, следовательно, и повышения качества образования учащегося.

             Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализовываться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом.  При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса самосовершенствования. Помочь учителю в обеспечении теоретической, психологической, методической поддержки инновационных процессов, а также стимулировать повышение научно-методического уровня педагогов, овладение ими современными образовательными технологиями – вот основные задачи методической службы техникума.

Формы методической работы

        Цель методической работы – создание условий для повышения педагогического мастерства учителей. Реализация этой цели может происходить разными способами и формами, но сегодня на первый план выходят активные формы обучения педагогов и постоянная самообразовательная деятельность педагогов с обобщением своего опыта.

 В нашем техникуме  используются следующие формы организации методической работы.

Коллективные:

- проблемно-стратегические педсоветы (по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса)

- «фестиваль педагогических  находок»

- педагогические чтения

- семинары (психолого-педагогические, теоретические, семинары-практикумы, методические)

- педагогическая мастерская

- круглые столы

- презентации опыта работы, представление портфолио педагогов

- заседания школы молодого педагога

- заседания ШМО классных руководителей

- представление самоанализа деятельности за 3 года

- открытые уроки, занятия кружков, презентации кружков

- научно-практические конференции

- методические совещания

- методические уроки и недели

- предметные недели как форма творческого отчёта учителя

- работа творческих групп

- конкурсы.

Индивидуальные:

- индивидуальные консультации

- наставничество

- разработка учителем авторских программ

- работа по самообразованию

               В работе  методической службы техникума преобладают активные формы обучения, остались в прошлом педсоветы и семинары, когда читались никому ненужные научные статьи, не учитывались реальные потребности техникума.  Когда,  собираясь на педсовет или семинар, учитель брал с собой ученические тетради, кто-то заполнял классные журналы, кто-то находил повод пропустить мероприятие.

Тем не менее, серьёзной проблемой остаётся самообразовательная деятельность учителя (её планирование, отслеживание, результативность, анализ). Современному учителю никак не прожить с профессионально устаревшим багажом знаний, ориентацией только на традиционные методы обучения  и формы деятельности, игнорированием образовательных тенденций.

              В нашем техникуме педсоветы и семинары проводится в активной форме: педагогические мастерские по конструированию компетентностно-ориентированных заданий, проектирование уроков по новым технологиям, создание проектов по заданной тематике, открытые уроки с использованием новых технологий, защита презентаций и другие формы, но не всегда, и не все участники принимают активное участие, занимая позицию наблюдателя, формально принимая участие.

               Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Современный учитель должен быть способен к исследовательской деятельности, профессионально-педагогической рефлексии, к согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого, иметь инновационный тип мышления, должен быть гуманитарно-ориентированным. Техникуму нужен особый педагог. Ученик изменился, а учитель? Для этого необходимо использовать новые формы обучения педагогов.

Интерактивные формы обучения педагогов

          Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение (6). Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.

            Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку студентов, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от учителя необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, умения осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия и т. д. Педагогу, решившему использовать формы интерактивного обучения, необходимо всему этому учиться. Где и как? При существующей сегодня системе повышения профессиональной квалификации, преподаватель получает новые психолого-педагогические знания через различные лекционные курсы и семинарские занятия. Но в какой форме это происходит? В большинстве случаев это та же ситуация традиционного урока, нацеленная на обогащение слушателей методической, дидактической, психологической информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации По организации практической работы на тему: «Организация взаимосвязи сотрудников диспетчерской службы со структурными подразделениями предприятия» по ПМ 02 «Основы организации деятельности диспетчерской службы» по профессии 3

Данная методическая разработка поможет мастеру производственного обучения по профессии Оператор диспетчерской службы провести практическое занятие или занятие по учебной практике на тему "Взаимос...

Методические рекомендации Для студентов по выполнению заданий учебной практики ПМ 02 «Анализ деятельности диспетчерской службы» по профессии «Оператор диспетчерской (производственно – диспетчерской) службы на тему: «Описание деятельности предприятия»

Методические рекомендации предназначены для студентов по профессии Оператор диспетчерской службы, которые окажут помощь в выполнении заданий учебной практики на тему "Описание деятельности предпр...

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23.07.2021 № 1052 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредит

С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый порядок предоставления Рособрнадзором государственной услуги по государственной...С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый порядок предоставления Рособ...

Тема 3.7 "Прохождение военной службы по призыву, по контракту и альтернативная гражданская служба".

laquo;Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по разделу 1. «Документирование работы кадровой службы» ВЧ. ОП 15. Делопроизводство в кадровой службе

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ содержат теоретические аспекты вопроса документирования работы кадровой службы в части рассмотрения принципов организации кадровой службы, технологии приёма, перевода, поощрения...