Конспект учебного занятия
план-конспект занятия

Конспект учебного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_mdk.01.02_maydibor.docx47.1 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

Майдибор Елена Сергеевна,

преподаватель

Предмет Русский язык с методикой преподавания 2 курс, специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Тема: Методика работы над басней

Тип учебного занятия: учебное занятие общеметодологической направленности

Продолжительность: 2 урока.

Цели урока: формирование знаний об особенностях построения басен и применение на практике методических приёмах работы с данным жанром художественных произведений.

Задачи урока:

Образовательные:

изучить методику работы с баснями в начальной школе; отработать основные приёмы работы над произведением для его выразительного чтения.

Развивающие:

развивать навыки анализа художественных произведений; выявить особенности анализа басни в начальной школе;

содействовать развитию умения выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения и сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения проблем, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения проблем.

Воспитательные:

создать условия для развития коммуникабельности, умения работать  сплоченно в различных ситуациях;  

воспитывать творческий подход к организации урока при изучении лирических произведений.

Планируемые результаты обучения

предметные:

- владение умением анализировать текст;

- способствовать развитию речи учащихся;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

личностные:

- сформированность стремления к речевому самосовершенствованию;

-способность к самооценке своих действий, поступков;

- готовность и способность к самостоятельной и творческой деятельности

метапредметные:

- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности,

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе самопроверки и взаимопроверки,

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности,

- находить в тексте важную информацию

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям,

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки, аргументировать и отстаивать свое мнение,

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

 

УМК и оборудование:

1. Презентация к уроку.

2. Компьютер и проектор.

3. Пульт для оценивания.

Технология обучения: технология развития критического мышления (приемы «Таблица З–Х–У», «Ассоциации», «Лови ошибку», «Групповая дискуссия»).

Формы работы: фронтальная, работа в мобильных мини-группах, индивидуальная

Ход занятия в технологической карте

Этап   урока

Деятельность учителя

Форма работы и методы

Инициация

Мотивация обучающихся к деятельности

-Здравствуйте, уважаемые студенты. На занятии нам с вами предстоит непростая работа, но я уверена, что сегодня будет работать наша формула трех «У»

-Объясните , как эта формула помогает нам на уроках.

  • Уверенность
  • Успех
  • Удовольствие

-Желаю вам удачного урока и конечно хорошего настроения.

Фронтальная работа

Метод стимулирования: эмоциональный настрой

Вхождение

Целепологание

Эпиграф к уроку:

«Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)

-О ком пойдет речь на нашем уроке? Какие художественные произведения будем изучать? Сформулируйте тему урока.

-Самостоятельно сформулируйте для себя задачи и планируемые результаты нашего урока и запишите в тетрадь.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «выразительное чтение»?

Фронтальная работа

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Индивидуальная работа

Студенты заполняют таблицу:

Знаю

Хочу знать

Узнал

Прием «Ассоциации»

Интерактивная лекция. Проработка содержания

Учитель рассказывает о методиках работы над басней: лекция, запись в тетрадь главной информации (с использованием презентации)

-Уважаемые студенты, прослушивая информацию запишите для себя самое важное.

-Басня как вид эпической поэзии появилась задолго до нашей эры. В России наибольшего совершенства она достигла в творчестве И.А. Крылова. Его басни разнообразны по тематике и идейной направленности: патриотизм русских людей в 1812 году, социальное неравенство, произвол имущих, неправый суд, быт русского общества. Для чтения в начальных классах школы отобраны басни, заключающие общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей.

-Как вы считаете, какими достоинствами обладает басня?

-Басня обладает следующими достоинствами:

  1. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня – метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит народной мудрости, просто и живо рассказывает о людских пороках. Положительная направленность того или иного осуждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной классной работе хорошо осознается школьниками.
  2. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка развивают речь и мышление учащихся. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию это – пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для детей басня – замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в низ мысли, так и яркостью ее выражения.

Вопросы:

-Что осуждает басня? Чему учит?

-Особенности методики анализа басни обусловлена её спецификой как вида художественного произведения, т.к. басня отличается тремя существенными признаками:

аллегоричностью (иносказанием)

наличием морали

особым типом чтения.

1. В баснях часто действующими лицами бывают животные (но не всегда, могут быть персонажами и люди). Басня привлекает не своим скрытым смыслом, а в первую очередь живописностью образов и сцен. Поэтому работа над басней ведётся как над реалистическим рассказом из жизни животных. Персонажи басни сами характеризуют себя своими поступками, речью.

2. Работают над образами басни как над реальными, лишь в заключении можно спросить: бывает ли так у людей?

В языке басен Крылова есть архаизмы, диалектные слова и выражения, идиомы (своеобразные укоренившиеся обороты речи, не переводимые дословно на другой язык – бить баклуши, спустя рукава, мозолить глаза) и меткие изречения.

3. При составлении характеристики басенного персонажа наряду с характеристикой его поступков следует обращать внимание на особенности его языка. Мораль басни отчасти раскрывает её аллегорию, например, слова «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» уже подсказывают, что в басне «Лебедь, Рак и Щука» речь идёт о людях.

4. Если мораль даётся в начале басни, то анализировать басню надо с самого события, не касаясь пока морали. Затем вернуться к ней, выяснить её смысл и определить, что же хотел сказать автор, какова главная мысль басни, чему она учит. Аллегория раскрывается с помощью вопросов: «Бывает ли так у людей? Что делать, если у товарища беда? Какие примеры помощи вы встречали в жизни?»

5. Пересказывать басню не следует, т.к. её язык неповторим, и детям трудно передать сатирические краски, использованные для характеристики персонажа.

6.Большинство басен заучивают наизусть, читают по ролям, используют во внеклассной работе.

-Итак, какие компоненты над работой включает басня? Запишем на флипчарте.

Работа над басней включает следующие компоненты:

  1. Восприятие конкретного содержания басни.
  2. Раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения.
  3. Выяснение главной мысли.
  4. Раскрытие аллегории.
  5. Анализ морали.

Фронтальная и индивидуальная работа

Мини-лекция

Практическая работа: запись в тетрадь

Прием  «Лови ошибку»

  1. Найти ошибку в названиях басен:
  2. «Демьянова уха»,
  3. «Обоз»,
  4. «Две бочки»,
  5. «Слон и Моська»,
  6. «Кошка и Соловей»,
  7. «Волк и Журавль»,
  8. «Ворона и Курица»,
  9. «Тришкин кафтан»,
  10. «Слон на воеводстве»,
  11. «Мор зверей»,
  12. «Квартет».

Проработка содержания

-Задание в группе: приготовьте типовой план чтения, проведите анализ басни, охарактеризуйте каждого героя. Найдите архаизмы, диалектные слова и выражения:

1 группа. И.А.Крылов «Ворона и Лиса»

2 группа. И.А.Крылов «Мартышки и очки»

3 группа И.А.Крылов «Свинья под дубом»

4 группа И.А.Крыло «Лебедь, Рак и Щука»

-Каждая группа представляет свою работу.

Групповая работа

«Групповая дискуссия»

Практический метод: письменные задания.

Словесный метод: выступление групп.

Оценка деятельности

- Оцените работу своей группы и свою работу с помощью

пультов-результаты отображаются в диаграммах на интерактивной доске. Воспользуйтесь с листом самооценки.

Индивидуальная работа

Подведение итогов.

Рефлексия

-Правила синквейна:

1 строка-тема (одно существительное)

2 строка-описание предмета (два прил)

3 строка-описание действия предмета (три глагола)

4 строка-фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету

5 строка-синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово)

Заполнить лист самооценки.

Индивидуальная работа

Прием Синквейн

Лист самооценки

Домашнее задание

-В группах сочинить басни по структуре. Смотрите лекции для помощи.

Фронтальная работа

Приложение

        Лист самооценки

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5. Австралия.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5.  Австралия.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»...