РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ СВЯЗЕЙ
статья

Яценко Антонина Владимировна

Инновационный социальный проект «Общение без границ», разработанный специалистами Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1», направленный на улучшение качества жизни детей с интеллектуальной недостаточностью, их социализацию и интеграцию в общество в 2019 году занял II место во Всероссийском конкурсе инновационных социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chechenkova_e.v._yatsenko_a.v.docx36.28 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Чеченкова, А.В. Яценко

(СПб ГБСУСО «ДДИ №1», Санкт-Петербург, г. Петергоф, Россия)

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ СВЯЗЕЙ

Инновационный социальный проект «Общение без границ», разработанный специалистами Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1», направленный на улучшение качества жизни детей с интеллектуальной недостаточностью, их социализацию и интеграцию в общество в 2019 году занял II место во Всероссийском конкурсе инновационных социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время особенно актуально для воспитанников детского дома является их включение в среду сверстников, возможность обрести семью. Решение подобных проблем невозможно без навыков социального взаимодействия и коммуникации. Работа по проекту ведется с использованием технологий альтернативной дополнительной коммуникации, современных эффективных практик формирования и развития коммуникативного потенциала у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

Цель работы учреждения: максимально способствовать возвращению ребенка в родную (кровную) семью, передаче детей под опеку, попечительство или приемные семьи.

Каждый ребенок – участник проекта получает возможность научиться общению на доступном уровне и с использованием современных технических средств и  в итоге преодолеть существующие барьеры и границы в общении.

Детско-родительские отношения в семьях детей с интеллектуальным недоразвитием представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему.

Семья, в которой родился ребенок с тяжелым нарушением развития, находится в условиях психотравматической ситуации.

По данным исследований (Р.Ф.Майрамян, 1976; О.К.Агавелян, 1989), рождение ребенка с аномалиями неизбежно, влечет за собой родительский кризис.

Важным фактором является, работа с родителями, вовлечение их в повседневную жизнь ребёнка: в мир его желаний, интересов и потребностей, в коммуникативное взаимодействие, уменьшение их тревожности.

Перед специалистами учреждения стоит задача: обучить родителей понимать вербальные и невербальные сообщения детей с тяжелыми речевыми нарушениями,  обеспечить более эффективное взаимодействие родителей со своим ребёнком.

Развитие и совершенствование навыков общения у ребенка с интеллектуальной недостаточностью на разных этапах жизни — от рождения до взрослости — требует от педагогов, психологов, родителей много внимания и терпения. Педагоги и родители должны вести усиленное наблюдение за его поведенческими и речевыми реакциями во всех видах деятельности, чтобы помочь и направить развитие коммуникативных навыков.

Наблюдение за выражением лица ребенка, развитием его органов чувств не должно оставаться вне поля зрения педагогов и родителей. Различные занятия, упражнения и использование предметов обихода принесут немалую пользу в этом направлении.

Ребенка с интеллектуальной недостаточностью зачастую необходимо учить всему, даже улыбаться. Улыбка появляется лишь под воздействием социальных факторов. С такими детьми нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью со спокойной, приветливой интонацией. С ними надо больше разговаривать, называя действия, которые производятся. Нужно постоянно поддерживать внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружению.

Общение — это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу.

Работа по взаимодействию с родителями, детей с интеллектуальной недостаточностью включает в себя два блока: информационно-исследовательский и деятельностный.

Информационно-исследовательский блок является базовым, т.к. он обеспечивает информацией, необходимой для правильного построения взаимодействия с родителями с учётом их личностных особенностей, особенностей родительских позиций по отношению к ребёнку, типа семейного воспитания, выраженности эмоционального стресса, вызванного нарушением развития и здоровья ребёнка. С этой целью был использован метод диагностики:

 -анкетирование с целью выявления отношений родителей к ребёнку, особенностей общения с ним;

-анкетирование с целью выявления характера восприятия родителей ребёнка;

-наблюдение за взаимодействием родителей с ребёнком в ходе совместной деятельности, беседы с целью собственного осмысления своих проблем, ведущих к переоценке жизненных установок.

Изучение взаимодействия ребёнка и родителя в ходе совместной деятельности показало, что большинство родителей осуществляют своё взаимодействие по типу «доминирование». Для родителей характерно одёргивание ребёнка, суетливость, нервозность, старание удерживать ребёнка около себя, ограничение инициативы ребёнка, решение только одной потребности – накормить. Или имеет тенденцию «говорить за них», «решать за них», и иногда просто забывают к ним обращаться.

Опыт наблюдения за взаимоотношениями родителей со своими детьми показывает, что родители чаще находятся в стрессовом состоянии, которое выражено или в скрываемом эмоциональном отвержении или повышенной моральной ответственности, которая не позволяет родителям адекватно оценивать ребёнка и его перспективы развития.

На основе анализа результатов диагностики были определены направления психокоррекционной и консультативной работы с родителями. Деятельностный блок включает в себя следующие направления:

  • гармонизацию семейных отношений;
  • установлению правильных детско-родительских отношений;
  • улучшению эмоционального климата в семье;
  • упрочнению социального статуса в семье;
  • расширению ближайшего социального окружения детей и взрослых;
  • улучшению содержания повседневных коммуникативных контактов детей, их эмоциональному, сенсорному и когнитивному наполнению;
  • повышению эмоциональной насыщенности и информированности контактов родителей с детьми;
  • развитию коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению.

Для реализации содержания взаимодействия используются индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

Общение взрослого с ребенком строится по принципам:

- сохранять в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком;

- передать ощущение ребенку чувства любви близких;

- принимать ребенка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

- проявлять интерес к ребенку во время общения, кивком головы, одобрением и т.д.;

- поддерживать стремление ребенка к общению со взрослыми членами семьи;

- показывать положительный эмоциональный тон при общении с ребёнком. Чаще улыбаться ребенку в процессе общения с ним;

- замечать успехи и достижения ребенка, радоваться вместе с ним;

- уделять внимание не только вербальной (речевой) стороне, но и невербальной (неречевой) в общении с ребёнком.

В рамках проекта «Общение без границ» были проведены следующие мероприятия по теме «Секреты общения ребёнка в семье»:

  • организация родительских собраний с целью теоретического информирования базовым основам коммуникации;
  • совместные встречи родителей с детьми с целью изучения и использования способов и приёмов коммуникации в процессе повседневной жизни в доступных формах;
  • консультирования (тематические, стендовые, публичные, адресные);
  • создание чата «Родители» с целью информирования родителей о повседневной жизни ребёнка и расширения контактов взаимодействия между родителями, решение проблемных ситуаций;
  • изучение специальной литературы в области коррекционной педагогики, логопедии, психологии;
  • создание индивидуального иллюстрированного пособия «Говори со мной» с целью изучения наборов жестовых знаком взаимопонимания;
  • создание индивидуального коммуникативного альбома «Мир сказок» (альбом с картинками). Альбом используется для запоминания жестов в игровой форме через художественную литературу (при чтении историй, авторских сказок с использованием разнообразных пальчиковых игр и стихов);
  • совместные выпуски газет, буклетов по актуальным темам;
  • совместные игры с детьми;
  • проведение досуговой деятельности: семейные, спортивные праздники, концерты, совместные выезды (театры, музеи, кино, выставки, рестораны), участие в концертах, фестивалях.

В ходе работы отмечена положительная динамика общения родителей со своими детьми: появилась внутренняя эмоциональная стабильность, выражение одобрения и оказания эмоциональной поддержки ребёнку, принятие ребёнка родителями, восстановились  доверительные  отношения, научились замечать успехи своего ребёнка, понимать и разговаривать с ним.

Родители и дети стали жить более полной жизнью, в которой всё большее место занимает общение друг с другом,  сложилась атмосфера взаимопонимания, общность интересов,  произошло зарождение  семейных ритуалов, традиций, между родителями расширился круг общения. Высокая актуальность темы работы с семьями заставляет нас постоянно усовершенствовать существующие методы и приёмы работы и искать новые .

В этом году в детском доме на каждой группе мы создали клуб для родителей «Семейная гостиная», ориентированная на формирование семейных ценностей.

Клуб объединяют разные формы взаимодействия учреждения и семьи. Именно здесь происходит общение родителей с детьми в неформальной обстановке на интересующиеся темы. Тематика работы зависит от запросов родителей. Педагогами создаются видеоролики по наиболее востребованным для родителей темам, проводятся мастер-классы, совместные занятия, праздники.

Социальное поведение и взаимодействие родителей стимулировало развитие коммуникативной компетенции каждого ребенка.

 

Список литературы

  1. Альтернативная коммуникация. Технологии невербальной коммуникации. Информационно-методические материалы / под ред. В. Л. Рыскиной. – СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2018. – 28 с. – (Библиотека специалиста учреждения социального обслуживания. Методы и технологии реабилитации). 
  1. Комплексное сопровождение детей-сирот/Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. СПБ., Институт специальной педагогики и психологии, 2003, 93 с. 
  1. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой, учебное пособие - СПБ.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000, 108с. 
  1. Лазина Е., Рыскина В.Л. Коммуникация - это не только слова. Методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов. Коммуникация с помощью картинок. Изд.: Благотворительная компания «Эвричайлд» (Великобритания) в РФ, Санкт-Петербург, 64с.  
  1. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи: М.: Изд. «Педагогика»; 1990. 160с. 
  1. Работа с кровной семьей воспитанников учреждений для детей-сирот и профилактика социального сиротства. Опыт Благотворительного фонда «Дети наши» и специалистов Смоленской области: сборник статей / под ред. А.С. Омельченко— М.; Смоленск : БФ «Дети наши», 2016, 226с. 
  1. Раттер Майкл. Помощь трудным детям. М., Изд. ЭКСМО-Пресс, 1999, 432с. 
  1. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. М.: Изд. Теревининф, 2011, 416с. 
  1. Штягинова Е. А. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. ГООИ «ОБЩЕСТВО «ДАУН СИНДРОМ», Новосибирск, 2012, 31с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая реабилитация детей с интеллектуальной недостаточностью

В статье отражена система коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность в условиях дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей. Вся работа разбита на н...

Организация интегрированного обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в МОАУ «СОШ с. Кундур».

«Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности, в безопасных и благоприятных условиях……."...

Формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Анализ наблюдений показывает, что схема собственного тела с трудом усваивается детьми с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) в старшем дошкольном возрасте. Ориентировка на себе ф...

Методические рекомендации: Организационная модель социально-педагогического сопровождения детей сирот с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома интерната

В материале описываются особенности организации комплексного социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящихся в стационарном учреждении....

Проблема пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Статья отражает основные аспекты изучения пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 6 до 7 лет. Текст является вводной частью исследования динамики...

Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...