Логопедическая реабилитация детей с интеллектуальной недостаточностью
статья по теме

Плуталова Элла Станиславовна

В статье отражена система коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность в условиях дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей. Вся работа разбита на несколько блоков для полноценной работы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Логопедическая реабилитация детей с интеллектуальной недостаточностью»

Плуталова Э.С.,  логопед высшей квалификационной категории Иркутского детского дома-интерната № 1 для глубоко умственно отсталых детей.

Одной из наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего числа детей-сирот, ни для кого не секрет, что работа в детских домах для детей-сирот трудна, но вместе с тем интересна. Мы избрали для себя нелегкую миссию – ежедневно мы приходим на помощь детям нуждающимся в особой поддержке, проявляем сострадание и терпение. Делим их боль и порой забываем о собственных проблемах. Девиз нашего учреждения – дети с интеллектуальной недостаточностью способны к развитию. Ребенок это личность, которую мы воспринимаем такой какая она есть. Учитывая индивидуальные и типологические особенности детей с различными нарушениями психического развития, мы в нашем доме создали для них особые специальные условия пребывания, которые способствуют развитию механизмов компенсации высших психических функций. Деятельность всех служб нашего детского дома направлена на формирование воспитанника, который смог бы быть независимым и социально-ориентированным при выходе из нашего учреждения. Система квалифицированной помощи в полном объеме направлена на создание личности ребенка в социуме.

В рамках программы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью работает логопедическая служба. Задачей этой службы является процесс логопедической реабилитации детей с недостатками в развитии и воспитание у них четкой выразительной речи соответственно возрасту и интеллектуальным возможностям, словарному запасу и уровню развития связной речи путем применения разнообразных приемов направленных на устранение речевого дефекта.

Понятие «логопедическая реабилитация» появилось сравнительно недавно. Основываясь на понимании реабилитации в целом и психолого-педагогической в частности. Под логопедической реабилитацией детей с интеллектуальной недостаточностью мы понимаем создание системы оптимальных условий, обеспечивающих максимально возможную коррекцию их речи, с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка. Таким образом субъектами логопедической реабилитации являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их семьи, а также специалисты осуществляющие реабилитационный процесс.

Логопедическая реабилитация в условиях ИДДИ № 1, как одно из направлений психолого-педагогической реабилитации строится по следующим направлениям:

  1. Выявление детей с отклонениями в развитии речи (с применением экспресс-диагностики устной и письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью).
  2. Развитие и коррекция психологической базы речи у данных детей.
  3. Формирование и закрепление у детей навыков правильной речи.
  4. Организация раннего выявления и коррекции нарушений речи.
  5. Повышение логопедической компетентности специалистов ИДДИ №1

Логопедическая реабилитация в ИДДИ состоит из 4х блоков:

  1. Диагностический блок включает в себя обследование состояния звукопроизношения, словаря, фразовой речи, готовности к обучению грамоте, дисграфическим проявлениям, нарушениям чтения и письма. Результаты данного обследования заносятся в речевую карту и оформляются в логопедическую картотеку. На каждого находящегося в логопедическом обслуживании ребенка создается пакте документов, который включает в себя:
  • Протокол первичного обследования речи
  • Речевую карту
  • План логопедических мероприятий
  • График динамики речевых навыков по уровням
  • Характеристику речевого нарушения

  1. Планово-прогностический блок предполагает составление индивидуального плана коррекции для каждого ребенка с нарушением речи определяется как отдаленная (коррекция или компенсация нарушенных функций), так и ближайшая цель логопедической реабилитации с целью определения образовательного маршрута воспитанников поступающих на логопедической обслуживание. Логопед при помощи педиатра и психолога определяет частоту и продолжительность своих занятий, что зависит от тяжести основного нарушения, глубины и структуры речевого недостатка, психофизического состояния ребенка.

  1. Коррекционно-развивающий блок включает организацию логопедических занятий в соответствии с индивидуальным планом. Содержание традиционных логопедических занятий обогащается применением нетрадиционных приемов. Таких как – работа с сыпучими материалами, применение элементов логопедической ритмики, релаксации. Применяемые виды занятий:
  • Индивидуальные. Основная цель – подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.
  • Подгрупповые. Основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умение слушать и слышать логопеда, расширение лексического запаса в процессе закрепления звуков.
  • Фронтальные. Основная цель – усвоение произношения звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.

Условия проведения занятий:

  •  Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определенный не очень быстрый темп работы
  •  Логопедическая коррекция должна проводится в тесной взаимосвязи всех специалистов занимающихся с ребенком, а также с привлечением родителей.
  •  Занятия по коррекции речи должны носить индивидуальный характер с учетом психических и речевых возможностей

  1. Информационно-консультативный блок включает в себя:
  • консультации для родителей
  • тематические консультации для специалистов и педагогов ИДДИ № 1 с целью повышения логопедической компетентности
  • разработка памяток и информационных листков по логопедической тематике.

В логопедическом обслуживании находятся воспитанники с умеренной, выраженной и тяжелой степенью умственной отсталости, где различные недостатки речевого развития носят вторичный и даже третичный дефект на фоне интеллектуального недоразвития. При правильной организации логопедической работы прогресс возможен даже в самых тяжелых случаях. Основным критерием эффективности проводимой работы является овладение детьми с различными степенями умственной отсталости доступных ему способов коммуникации и включение его в различные социальные связи. Основными условиями организации коррекционно-логопедической работы являются:

1. Ранние сроки начала логопедической и дефектологической работы

2. Формирование и совершенствование у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью доступных способов коммуникации, т.е. развития коммуникативных навыков и умений

3. Осуществление дифференцированного подхода с учетом психических возможностей, работоспособности, особенностей речевого развития ребенка

4. Непрерывность и последовательность применяемых методик, то есть регулярность проведения занятий

5. Тщательная отработка этапов закрепления правильных речевых навыков с параллельным развитием общей и мелкой ручной моторики

6. Создание такой предметно-игровой среды, которая стимулировала бы осознание мира и развития когнитивных способностей

7. Воспитание у ребенка стойкой положительной мотивации к процессу логопедического воздействия

Разрабатывая систему коррекционно-логопедической помощи ребенку, имеющему интеллектуальную недостаточность, особое внимание мы уделяем коррекции речи и формированию навыков коммуникативного общения.

1. Коррекция дефектов звукопроизношения

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с умеренной и тяжелой формами умственной отсталости – длительный и сложный процесс. Работа осложняется характерной для умственно отсталых слабостью замыкательной функции коры, трудностью закрепления новых условных связей, инертностью нервных процессов. Плохая переключаемость возбуждения и торможение проявляется в упорном стереотипном воспроизведении старых связей. В следствие этого неправильное произношение звуков в словах сохраняется даже в том случае когда удается поставить подростку дефектно произносимый звук. Наиболее длительно – введение звука в речь, то есть этап автоматизации звука. В этом случае особое внимание необходимо уделять отработке в речи поставленных звуков с использованием различных ситуаций речевого общения. Коррекция нарушений звукопроизношения проводится поэтапно:

I этап – подготовительный

II этап – постановка звуков

III этап – автоматизация звуков

IV этап – дифференциация звуков

2. Формирование словаря

Речь подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью состоит из ограниченного количества слов, главным образом названий отдельных предметов или простых нераспространенных предложений. Запас слов мал, речь маловыразительна, фразы короткие и аграмматичные. Дети с выраженной и тяжелой умственной отсталостью понимают и употребляют лишь самые простые и обиходные слова, объяснить их значение они не могут. Расширение и активизация словарного запаса проводится по следующим направлениям:

  •  Работа над активизацией предметного словаря
  •  Работа над словарем признаком
  •  Расширение глагольного словаря

3. Формирование грамматического строя речи

Формирование фразовой речи – это особая форма коммуникативной деятельности. У детей с интеллектуальной недостаточностью фразовая речь формируется с большим трудом. Они затрудняются в построении фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную мысль высказывания, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Работа над формирование фразовой речи ведется по следующим направлениям:

  •  Согласование существительного с прилагательным
  •  Образование множественного числа существительных
  •  Знакомство с разными способами образования слов
  •  Закреплять умение употреблять в речи существительные и простые предлоги
  •  Учить употреблять существительные в косвенных падежах

4. Развитие связной речи

Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи. В процессе работы по формированию диалогической речи ребенок должен научиться слушать и понимать вопросы, правильно, точно в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли и ответы на них. Основные приемы развития диалогической речи – вопросно-ответные беседы, театрализованная деятельность и проведение праздничных мероприятий

5. Обучение элементам грамоты

Дети с выраженной и тяжелой степенью умственной отсталости могут усвоить буквы. Но затрудняются сливать их в слоги и в следствие не овладевают навыками чтения. Даже если ребенок овладел навыками чтения, то это чтение носит механический характер. Ребенок просто называет букву или слоги, а понимание смысла прочитанного у него отсутствует. Он не может объяснить значение знакомых слов, с трудом овладевает навыками письма и затрудняется в выполнении элементарных графических заданий. В связи с этим обучение детей с интеллектуальной недостаточностью ведется по аналитико-синтетическому методу.

        Если формирование речи и связанного с ней вербального общения у ребенка с умеренной выраженной и тяжелой степенью умственного недоразвития невозможно, то следует развивать у него мимико-жестовую речь. Возможность выражать свои мысли чувства посредством мимики и жестов способны заменить обычную речь. Особое внимание при развитии жестовой речи следует уделять взгляду, очень важно отработать открытый приветливый взгляд, который располагает к общению и настраивает на доверительное общение. Для овладения жестовой речью необходимо расширить пассивный словарь безречевых детей, достаточно хорошо развить мелкую моторику и только потом обучать жестовой речи. Основная цель таких занятий обучать предметному и глагольному словарю на бытовом уровне с помощью жестов. Обучение жестовой речи проводится по следующим разделам:

  1. Обучение названию обиходных предметов по темам (одежда, посуда, мебель)
  2. Обучение названию окружающих предметов (домашние и дикие животные, насекомые, птицы, деревья, овощи и фрукты, город и улица)
  3. Обучение глагольному словарю (сидеть, стоять, идти)
  4. Обучении фразовой речи – основывается на построении простых предложений (Я иду. Он спит. Мальчик рисует)
  5. Знакомство со словарем признаков (цвет, форма, величина)
  6. Развитие жестовой связной речи, описание сюжетных картин и ответы на вопросы

По окончании коррекционно-развивающих мероприятий необходимо проведение заключительной диагностики, основной целью которой является получение необходимой информации о результатах проведенной работы. Использование разработанной нами методики оценки нервно-психического развития ребенка на этапе заключительной диагностики позволяет объективно оценить эффективность коррекционно-развивающей работы с ребенком и прогнозировать дальнейший индивидуальный образовательный маршрут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности школьного психолого-дефектологического сопровождения семей учащихся с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями

Проблемы детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития. Глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной речи, моторики и эмоционально-вол...

Организация интегрированного обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в МОАУ «СОШ с. Кундур».

«Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности, в безопасных и благоприятных условиях……."...

Формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Анализ наблюдений показывает, что схема собственного тела с трудом усваивается детьми с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) в старшем дошкольном возрасте. Ориентировка на себе ф...

Методические рекомендации: Организационная модель социально-педагогического сопровождения детей сирот с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома интерната

В материале описываются особенности организации комплексного социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящихся в стационарном учреждении....

Проблема пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Статья отражает основные аспекты изучения пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 6 до 7 лет. Текст является вводной частью исследования динамики...

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ СВЯЗЕЙ

Инновационный социальный проект «Общение без границ», разработанный специалистами Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «...