Особенности школьного психолого-дефектологического сопровождения семей учащихся с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями
статья на тему

Дунайцева Виктория Анатольевна

Проблемы детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития. Глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делают этих детей практически не обучаемыми даже в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности школьного  психолого-дефектологического сопровождения  семей  учащихся с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями.

ГБОУ СКОШ VIII вида №162

Дунайцева В.А. Макурина Н.А.

В настоящее время назрела необходимость совершенствования системы помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт работы различных учреждений социальной защиты населения по оказанию помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, показывает, что решение данной проблемы должно одновременно идти по многим направлениям. Необходимо развивать сеть реабилитационных центров, коррекционных учреждений, учебных и воспитательных учреждений, которые уже неплохо зарекомендовали себя в работе по социальной адаптации и реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов. И, наконец, в обществе необходимо воспитать стремление морально поддерживать и понимать проблемы семьи с ребёнком-инвалидом.

Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил в качестве принципа государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (п. З ст. 2 Закона). Установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства, создавать «гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (п. 6 ст.5 Закона).

В статье хотелось бы в первую очередь обратить внимание на проблемы детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития. Глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делают этих детей практически не обучаемыми даже в коррекционной школе. Однако установлено, что определённая часть таких детей может овладеть некоторыми знаниями, умениями и навыками в объёме специально разработанных  для них программ.

В последнее время наше общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии и именно теперь, наиболее остро встал вопрос о методах и приёмах работы с детьми, на которых стояла печать «необучаемые». В работе с детьми с глубокой степенью умственной отсталостью предлагается опираться на его возможность достичь оптимального для него уровня развития только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления его индивидуального развития (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социокультурное). Основным условием и фактором развития детей является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.

Конечно, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития нуждаются в постоянном внимании, помощи со стороны педагогов-дефектологов, психологов, логопедов. Им все дается тяжелее и медленнее, чем другим учащимся. Постоянное сопровождение помогает в решении одной из главнейших проблем, затрудняющих обучение и адаптацию - это дезориентация: в пространстве, времени, непосредственной ситуации, в событиях, в требованиях и правилах поведения. Справиться самостоятельно со всем новым и необычным такие учащиеся не в состоянии. И их привычные помощники - родители, в данном случае им мало, чем могут помочь - они столь же дезориентированы - многие из них в первый год обучения с трудом представляют своего ребёнка в школе, а другие, наоборот, предъявляют к ребёнку и процессу обучения, крайне завышенные требования.

Главной задачей школьного обучения и воспитания данной категории детей видится развитие их потенциальных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью коррекционно-развивающей работы в школе является приобщение детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирования умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.

Содержание образования детей с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями развития носит качественно иной характер в условиях специальной коррекционной школы VIII вида. Оно направлено на специально организуемое обучение и воспитание, которое подразумевает особую подготовку этих детей к жизни и работе в условиях социума, так как самостоятельная жизнь и работа детей в обычных условиях социума невозможны. Так же как и без этих специальных поддерживающих условий, работа специалистов будет малоэффективной или совсем неэффективной. Приоритетными в содержании образования детей с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности являются социальные и воспитательные цели обучения, выработка адаптивных навыков. Основной принцип обучения таких детей - создание наиболее оптимальных условий для развития коммуникативных и социальных навыков.

Адаптивные и интегрированные программы обучения, отбор и применение оптимальных приёмов, методов и форм обучения, создание и использование специальных учебных пособий, обязательный мониторинг для отслеживания и учёта динамики развития, коррекции и компенсации дефектов - основа работы с детьми с интеллектуальной недостаточности тяжёлой степени и комплексными нарушениями в коррекционной школе. В этих классах постоянно в мониторинговой форме проводятся педагогические, культурно-гигиенические и индивидуальные общеразвивающие мероприятия, содержание которых направлено на максимально возможное развитие ребёнка. Важно помнить, что дети требуют индивидуальной работы, специального отношения и ухода.

Занятия с детьми строятся по индивидуальному плану, исходя из особенности восприятия и определённых навыков ученика. Только в атмосфере уверенности, защиты, доверия, можно достичь взаимопонимания между детьми и педагогом. На базе тесного эмоционального контакта с ребёнком создаётся атмосфера переживания событий, которая в своё время даст эффект длительного положительного взаимодействия. При организации и оценке знаний детей мы исходим от достигнутого ими минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к такому ребёнку. Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребёнка в целом, а не на тренировке отдельных функций. Этот аспект учитывается в практической работе.

Формирование и развитие основных навыков и умений предлагается вести по следующим направлениям:

  1. Формирование социального поведения, коммуникативных умений, расширение социальных контактов, умение адекватно обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия.
  2. Формирование адекватного поведения планируется и осуществляется по ситуации, которые отбираются по возрасту и жизненному опыту ребёнка.
  3. Формирование и развитие коммуникативных функций речи.
  4. Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости.
  5. Включение учащихся в домашний, хозяйственный труд.
  6. Мотивация на помощь другому, а не только ожидание помощи себе.
  7. Эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим.
  8. Развитие умения занять себя в свободное время.
  9. Развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности.
  10. Укрепление и охрана здоровья.
  11. Физическое развитие ребёнка

Важным направлением в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями является работа с родителями. При работе с такими детьми необходимо обращать внимание на выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей. Большинство семей отличаются гиперопекой, снижающей социальную активность ребёнка, но встречаются семьи с явным или открытым эмоциональным отвержением больного ребёнка.

Значимой составной частью работы в коррекционной школе является психолого-педагогическая (просветительско-профилактическая) подготовка родителей. Методологическим основанием программы просветительско-профилактического образования родителей является положение, что семья - это та среда, в которой у ребёнка формируется о себе - «Я - концепция», где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа. Задача семейного воспитания – помочь детям с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства достоинства и достижения определённого общественного положения.

Психолого-дефектологическое сопровождение родителей с детьми с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями предполагает систематическую теоретически обоснованную программу, целью которой является трансляция знаний, формирование соответствующих представлений и навыков развития, обучения и воспитания таких детей и использование родителей в качестве ассистентов педагогов. Ещё одно направление работы - психологическая поддержка родителей, нивелирование негативных проявлений, депрессивных, угнетённых настроений - все это сказывается на ребенке и затрудняет для него адаптацию в школьном учреждении. Так же, важным моментом в этом направлении является выработка совместной стратегии родителей, дефектолога, психолога - единство требований и подхода.

В первоочередном внимании школьного психолога оказываются такие сферы, как поведенческая, моторная и коммуникативная. Разумеется работа по остальным направлениям (таким как познавательная сфера, эмоционально-личностная, произвольная) также ведётся, однако для наиболее успешной коррекционной работы и обучения в начале важен непосредственный контакт с ребенком, нахождение подхода с учётом его своеобразия и научения самого ребенка адекватно взаимодействовать со взрослым (педагогом) и другими детьми.

Следует отметить, что только совместная работа педагогов-дефектологов, логопедов, педагогов-психологов, и родителей в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой степени и комплексными нарушениями позволит решить проблемы развития личности ребёнка, его социальной реабилитации и адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая реабилитация детей с интеллектуальной недостаточностью

В статье отражена система коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность в условиях дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей. Вся работа разбита на н...

Адаптивная образовательная среда как условие успешной социализации школьников с интеллектуальной недостаточностью

Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве : материалы VI Международ-ной научно-практической конференции (г. Москва, 12 марта 2015 г.) / отв. ред. Л.А. Рапацкая. - Москв...

Методические рекомендации: Организационная модель социально-педагогического сопровождения детей сирот с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома интерната

В материале описываются особенности организации комплексного социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящихся в стационарном учреждении....

Проблема пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Статья отражает основные аспекты изучения пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 6 до 7 лет. Текст является вводной частью исследования динамики...

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

В рассматриваемой статье раскрываются основные направления деятельности Службы сопровождения замещающих семей, описываются формы и методы работы, основные принципы и этапы сопровождения. Материал буде...

Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида

laquo;Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида» У детей обучающ...