Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока

Шишкина Наталья Игоревна

Цели урока:

Образовательные:

  1. формировать умения определять условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласные;
  2. тренировать умение выделять приставки в словах;

Развивающие:

  1. развивать схематическое мышление, зрительное внимание, память, словарный запас, устную и письменную связную речь.
  2. расширить познания детей в истории.

Воспитательные

  1. воспитывать умение работать в команде;
  2. обогащать духовный мир учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list_y-i.docx14.03 КБ
Файл urok_39.docx19.05 КБ
Файл prezentatsiya_y-i.pptx427.19 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Тема_________________________________________________________________

1. Посмотрите на текст, какую орфограмму мы будем повторять?

 Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание:

Предл..жил выр..стить р..сток,

Так подб..ри ему горшок.

Лампу рядом заж..гай

Коврик снизу подст..лай.

Забл..стит в земле листок –

Это выр..с твой р..сток.

2. Прочитайте текст, обратите внимание на выделенные слова.

Проказница-Мартышка,

Осел, Козел да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

- Постойте ж, я сыскал секрет,-

Кричит Осел,

- Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем.

Выпишите выделенные слова в столбик, поставив их в неопределенную форму,  рядом запишите слова, от которых они образовались.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выполните упр. 198.  С помощью приставок без-,  сверх-  и не- образуйте однокоренные слова от слов

                                                    Без-                   сверх-                  не-

Инициативный________________________________________

Интересный___________________________________________

Искусный____________________________________________

Известный____________________________________________

Обозначьте условия выбора данной орфограммы.

4. Отгадай слово.

В слове недавно выделите приставку.

В слове бездарный выделите приставку.

В слове поинтересоваться выделите корень.

В слове железный выделите суффикс.

В слове красный выделите окончание.

Полученное слово________________________________________

5.Подберите приставку, способную изменить слово. Варианты приставок: пред-, под-, с-, без-, сверх-

История, играть, иронизировать, идейный, итожить, идущий, искусственный

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сказка

Жили-были слова без приставок искать, играть и интересный. И вдруг пришли приставки, да такие капризные, требовательные, твердые: они оканчивались на твердый согласный. И вот…_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И только меж- и сверх- вели себя скромно… _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Понравился ли вам урок? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Оцените свою работу по пятибалльной системе___________
  3. Выберите домашнее задание.

1)Упр. 199. Правило стр. 109 учить.  

2) Написать небольшой рассказ, используя как можно больше слов с изученной орфограммой.



Предварительный просмотр:

Урок № 38

Тема: Буквы ы и после приставок

Цель: знать условия выбора гласных ы и после приставок. Уметь находить данную орфограмму, письменно объяснять условия выбора данных букв

Разделы: Преподавание русского языка

Цели урока:

Образовательные:

  1. формировать умения определять условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласные;
  2. тренировать умение выделять приставки в словах;

Развивающие:

  1. развивать схематическое мышление, зрительное внимание, память, словарный запас, устную и письменную связную речь.
  2. расширить познания детей в истории.

Воспитательные

  1. воспитывать умение работать в команде;
  2. обогащать духовный мир учеников.

Оборудование урока:

Презентация к уроку.

Раздаточный материал (рабочие листы)

Урок проводится по учебнику: М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений.. – М.: Просвещение, 2012.

Задания предлагаются по пособию: С.С. Колчановой «поурочные планы по чебнику: М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 6 класс.

  1. Организационный момент.
  2. –Проверьте готовность к уроку. На столе у вас должны быть учебник, справочник, пенал, дневник, рабочий лист.

2. Повторение

Урок я хотела бы начать не совсем обычно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, какие орфограммы мы будем вспоминать? Слайд 1.

Варианты ответов.

- чередования в корнях рос//раст//ращ, лаг//лож,пер//пир итд

Текст на экране. (Раздаточный материал )Работа на рабочих листах.

 Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. Работа по цепочке:

Предл..жил выр..стить р..сток,

Так подб..ри ему горшок.

Лампу рядом заж..гай

Коврик снизу подст..лай.

Забл..стит в земле листок –

Это выр..с твой р..сток.

4. Сейчас мы встретимся еще с одним чередованием. Слайд 2 Переходим к новой теме. Прочитайте выразительно текст. Из какого произведения этот отрывок:

Проказница-Мартышка,

Осел, Козел да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

«Постойте ж, я сыскал секрет»,-

Кричит Осел.

- Обратим внимание на слова сыграть и сыскал (выведены на экране). В чем особенность их написания? Выпишите выделенные слова в неопределенной форме, рядом напишите слова, от которых они образовались. Как вы думаете, что случилось с буквой и, почему она изменилась на ы? Слайд 3

-Запишем тему урока.  Слайд 4 Как выдумаете, какова цель нашего урока?

Варианты ответов: запомнить, что после приставок на согласный и переходит в ы, узнать после всех ли согласных это происходит.  

Слово учителя. История этого чередования берет начало в 18 веке и связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова. Слайд 5. Изучению законов русского языка Ломоносов отдал много сил. С увлечением собирал Ломоносов материал для своей «Русской грамматики» (вышла в 1757 году).  Слайд 6 Тысячи записей! И каждая какое-нибудь наблюдение, вопрос, обобщение, предположение. Вот, например:

Отъискать

Оттискать

Отыскать.

Одно слово записано в трех вариантах. Ломоносов ищет, какую форму избрать? Утвердилось последнее написание, сам Ломоносов отдавал ему предпочтение. Слайд 7

Искать-отыскать

Играть-сыграть

Итог-подытожить

Почему он выбрал третий вариант. Как вы думаете? Ломоносов чутко отмечал, что отвечает духу нашего письма, что – противоречит.

- Но после всех ли приставок и изменяется на ы? Давайте прочитаем правило и узнаем.

-. А теперь прочитаем правило на стр. 110 учебника.

Чередование не происходит после иноязычных приставок. Например дез- слайд8

Итак, когда же после приставок пишется и, а когда ы?

-Работа с опорной схемой. Запись в справочник. Слайд 9

  1. Закрепление . Выполнение упр. 198. Прочитайте задание. Его мы будем выполнять на рабочих листах. Третий столбик пока не заполняйте. Проверяем.  Какой столбик мы пока не заполнили? Заполните. Произошло ли чередование? Почему?

-С помощью приставок без- , сверх-  и не- образуйте однокоренные слова от слов слайд 10

Инициативный

Интересный

Искусный

Известный

обозначьте условия выбора данной орфограммы.

  1. Отгадай слово. Это задание № 4 в рабочем листе слайд 11

В слове недавно выделите приставку.

В слове бездарный выделите приставку.

В слове поинтересоваться выделите корень.

В слове железный выделите суффикс.

В слове красный выделите окончание.

Какое слово у вас получилось? Напишите его на доске. Что произошло в корне получившегося слова и почему? Сверимся с экраном слайд 12

Итак,  я думаю, мы достаточно потренировались и можем уже посоревноваться.

-Эстафета

Каждая колонка получает лист с заданием. Каждый участник команды должен вставить пропущенную орфограмму в слово и объяснить орфограмму. Слайд 13

Под..скать

Сверх..нтересный

Не..звестный

Под..тожить

без..скусный

роз..грыш

по..скать

меж..нститутский

небез..звестный

без..сходный

Награждение победителей.

Упражнение. Слайд 14

-Подберите приставку, способную изменить слово. Варианты приставок: пред-, под-, с-, без-, сверх-

История, играть, иронизировать, идейный, итожить, идущий, искусственный.

  1.  Давайте попробуем сочинить сказку о нашей орфограмме. Чтобы вам было легче я предлагаю ее начало. Слайд 15

Жили-были слова без приставок искать, играть и интересный. И вдруг пришли приставки, да такие капризные, требовательные, твердые: они оканчивались на твердый согласный. И вот…

И только меж- и сверх- вели себя скромно…

  1. Итог урока. Слайд 16 Проставление оценок . Напомните мне, кто хорошо работал на уроке.
  2. Домашнее задание.Слайд 17 Упр. 153. Правило стр. 64 учить.  Написать небольшой рассказ, используя как можно больше слов с изученной орфограммой.

Под..скать

Сверх..нтересный

Не..звестный

Под..тожить

без..скусный

роз..грыш

по..скать

меж..нститутский

небез..звестный

без..сходный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание: Предл ..жил выр .. стить р..сток, Так подб .. ри ему горшок. Лампу рядом заж .. гай, Коврик снизу подст ..лай. Забл .. стит в земле листок – Это выр ..с твой р..сток.

Слайд 3

Обратите внимание на выделенные слова Проказница-Мартышка, Осел , Козел да косолапый Мишка Затеяли сыграть квартет. - Постойте ж, я сыскал секрет, - Кричит Осел .

Слайд 4

Сравните пары С ы грать – и грать С ы скать - и скать

Слайд 5

Запишите тему Буквы « ы - и » после приставок

Слайд 6

Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 7

«Русская грамматика» М. В. Ломоносова вышла в 1757 году. Тысячи записей! И каждая какое-нибудь наблюдение, вопрос, обобщение, предположение. Вот, например: Отъискать Оттискать Отыскать .

Слайд 8

К акую форму избрать? Утвердилось последнее написание, сам Ломоносов отдавал ему предпочтение. И скать-от ы скать И грать-с ы грать И тог-под ы тожить

Слайд 9

Прочитаем правило После приставок на согласный пишется буква ы , если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [ и ] . После приставок меж- , сверх- и некоторых иноязычных приставок ( дез - дез и нформация) пишется буква и .

Слайд 10

согл. Ы меж И сверх И Опорные схемы

Слайд 11

С помощью приставок без- , сверх- и не- образуйте однокоренные слова от данных слов. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы. Инициативный Интересный Искусный Известный

Слайд 12

Отгадай слово В слове недавно выделите приставку. В слове бездарный выделите приставку. В слове поинтересоваться выделите корень. В слове железный выделите суффикс. В слове красный выделите окончание.

Слайд 13

Какое слово получилось? Что произошло в корне? небез ы нтересный

Слайд 14

Эстафета Под.. скать Сверх .. нтересный Не ..звестный Под.. тожить без.. скусный роз.. грыш по.. скать меж.. нститутский небез .. звестный без..сходный

Слайд 15

Подберите приставку, способную изменить слово. Варианты приставок: пред-, под-, с-, без-, сверх- История, играть, иронизировать, идейный, итожить, идущий, искусственный

Слайд 16

Закончите сказку Жили-были слова без приставок искать , играть и интересный . И вдруг пришли приставки, да такие капризные, требовательные, твердые: они оканчивались на твердый согласный . И вот… И только меж- и сверх- вели себя скромно…

Слайд 17

Что мы сегодня повторили? Удалось ли нам решить задачи, которые были поставлены в начале урока? Что сегодня не получилось? Что нового узнали сегодня на уроке?

Слайд 18

Выберите домашнее задание. 1)Упр. 199. Правило на стр. 109 учить. 2) Написать небольшой рассказ, используя как можно больше слов с изученной орфограммой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...

Причастие. Причастный оборот.Презентация к уроку русского языка 7 классе

Презентация позволит в интересной форме повторить определение причастия, признаки прилагательного и глагола у причастия, синтаксическую роль причастий. Семикласники смогут вспомнят правила  поста...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)

Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...

Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".

Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....

Урок русского языка. 2 класс. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Этапы урока:- мотивация (с помощью видеоролика);- актуализация знаний (обобщение признаков текста на основе);- работа с текстом (составление плана, подбор заголовка, ответы на вопросы по тексту,);- в ...

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного...