Проектная деятельность в учебном процессе
статья

Лапушкина-Ерхова Елена Анатольевна

Каждый день в нашем мире происходит что-то новое. Прогресс не стоит на месте. Еще совсем недавно мы не могли представить, что можно выполнять работу, обучаться, записываться на прием в поликлинику, не выходя из дома. Теперь можно совершить важные дела, собрав большую команду друзей, многих из которых лично не знакомы. Главное-идея. Человек ставит перед собой цель и стремится к ее осуществлению, а команда, собранная для единого дела, активно помогает в разработке и проведении плана мероприятий, соответствующих данному замыслу. Из маленькой идеи получаются большие перспективные проекты, которые всегда найдут свое применение в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в учебном процессе

Каждый день в нашем мире происходит что-то новое. Прогресс не стоит на месте. Еще совсем недавно мы не могли представить, что можно выполнять работу, обучаться, записываться на прием в поликлинику, не выходя из дома. Теперь можно совершить важные дела, собрав большую команду друзей, многих из которых лично не знакомы. Главное-идея. Человек ставит перед собой цель и стремится к ее осуществлению, а команда, собранная для единого дела, активно помогает в разработке и проведении плана мероприятий, соответствующих данному замыслу. Из маленькой идеи получаются большие перспективные проекты, которые всегда найдут свое применение в жизни.

Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — согласно новому стандарту ISO 21500 — уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определенным заранее требованиям, в том числе ограничения на получения результатов, таких как время, деньги и ресурсы.[1]

В настоящее время проектная деятельность прочно вошла во все сферы жизнедеятельности: экономическая, политическая, духовная, социальная  – во всех активно применяются разработки новых идей и проектов.

Первое мое знакомство с проектной деятельностью произошло, когда стала руководить волонтерским отрядом. В нашем колледже волонтерская деятельность существует более тридцати лет. Студенты медицинского учреждения являются активными участниками просветительской деятельности в области ЗОЖ, патриотической и культурной, а также оказывают сестринские услуги людям, нуждающимся в них. Очень часто для решения проблемы членами волонтерского отряда разрабатывались проекты, направленные на благую помощь. Информирование населения, профилактика заболеваний, помощь по дому, уходу и прочее- все это тщательно прорабатывалось, ставились цели, назначались ответственные и осуществлялось. Не всегда желание волонтерского отряда совпадали с материальными возможностями. Очень выручали конкурсы по проектной деятельности.

Актуальным стало применять метод проектирования на уроке. Данный вид деятельности учит подростка видеть проблему, ставить цель в изучении данного вопроса и самостоятельно находит доказательства того, что его идея актуальна и требует решения. Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных; курсовое проектирование в предпрофессиональной подготовке; проектирование по составу участников: индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное. 

Преподавателю в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта.

На первых занятиях проводится обсуждение со студентами структуры проекта, его основных составляющих, составляется план, по которому студент продолжает свою работу.

Важно, чтобы обучающийся сам выбрал тему и попытался сформулировать цель, объяснив важность и необходимость решения данной проблемы. Тогда проектная деятельность будет интересна для него. Определив задачи, студенты предлагают способы реализации своих идей, распределяя свои замыслы по временным срокам. Когда подготовительный этап завершен, собрана необходимая информация по интересующему вопросу, обучающийся (или проектная группа) приступают к основному этапу – проведению исследования проблемы, опрос населения, привлечение участников. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. 

Работа над проектом должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат). [2] Завершающий этап – это подведение итогов проектной деятельности, выводы и предложения, оценивание проведенной работы.

В период дистанционного обучения проектная деятельность имеет особое значение - усиливает активную роль учащегося. Сейчас главным в образовательном процессе является не усвоение информации, а «деятельность, направленная на получение самостоятельного продукта путем поиска и обработки информации».

Например, при подготовке домашнего задания по литературе студентам предлагается подготовить мини-проект по творчеству поэта или писателя. Работы могут быть представлены в виде презентации, видеоматериала, коллажа и прочее. На уроках, разбирая основные темы произведений, обучающимся дается задание по группам. Данный метод позволяет привлечь всех студентов к самостоятельному целеполаганию, исследованию данной проблемы и подведению итогов, а также учит работать в группе.

Включение проектной деятельности в учебный процесс является необходимым компонентом учебной деятельности. Новое поколение должно действовать осознанно, уметь ставить цель и стремится найти пути решения проблемы, проявлять инициативу и ответственно подходить к любому вопросу.

 Список литературы:

1.https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1701101

2.Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат М., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат М., Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - 2, г. 4. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - 4, 2002

3.Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личности учащихся в процессе организации проектной деятельности на уроках физики

формирование у учащихся положительного отношения к труду (обученью)  в процессе выполнения творческого  задания...

Методическая разработка практического занятия по МДК 02.01 «Основы организации внеурочной работы» Тема: Моделирование презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работы

Форма занятия: практикум-презентацияЦель: формирование первоначального опыта студентов в реализации презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работыЗадачи:1....

Памятка педагогу«Проектная деятельность как форма организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

«Проектная деятельность как форма организации образовательного процесса  в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»...

Статья "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ"

Научно-исследовательская деятельность студентов – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретическ...

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.

Работа над созданием медиа проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс": пректная деятельность, этапы работы, содержание проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс...

Проектная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС как средство моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе

педагогический проект , коллекция моделей одежды, учебный проект, проблемы и возможности. Предлагается к использованию в  системе СПО по специальности 29.02.04 "Конструирование, моделировани...

Вытупление на семинаре "Проектная деятельность учащихся в процессе физического воспитания"

Презентация к выступлению "Проектная деятельность учащихся в процессе физического воспитания"...