МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
статья

Лаврова Татьяна Федоровна

В данной статье освещается проблема подготовки потенциальных специалистов для предприятий в контексте инновационной экономики. Здесь рассматриваются методические вопросы современного образования и получения профессиональных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lavrova_t.f._statya.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Лаврова Татьяна Федоровна, преподаватель

ОГАПОУ  «Шебекинский  техникум промышленности и транспорта»

г. Шебекино e-mail: shtspt@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема подготовки потенциальных специалистов для предприятий в контексте инновационной экономики. Здесь рассматриваются методические вопросы современного образования и получения профессиональных компетенций.

Одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения обучающимся систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, является образование. [1, с. 36] Программа модернизации профессионального образования, одним из основных принципов которой является компетентностный подход к процессу образования была разработана именно с этой целью.

Подготовка современного специалиста требует владения хотя бы одним иностранным языком в степени, обеспечивающей возможность практического применения его в будущей профессиональной деятельности. Цель обучения иностранному языку в обеспечении возможности коммуникации в сфере профессиональной деятельности и подчинена общей задаче подготовке специалистов в профессиональной сфере, для которых иностранный язык является дополнительным средством, повышающим их конкурентоспособность на рынке труда.

Целью реализации ФГОС СПО является формирование соответствующих компетенций, которые формируются не только за счет содержания образовательных программ, но и являются результатом внедрения образовательных технологий, широкого использования активных и интерактивных методов обучения, а также межпредметными связями  образовательного процесса.

Сегодня в педагогике и психологии все большее признание получает мнение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и умениями.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они метапредметны: реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающихся.

Для овладения научным понятием и способом действий в сфере этого понятия студенту необходимо научиться исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами исследуемого объекта, находить возможности его преобразования. Он должен уметь, столкнувшись с новой задачей, перестроить известные или найти новые способы действия.
Для решения учебной задачи студент выполняет ряд операций: анализ условия, расчленение на ряд вспомогательных задач, т.е. определение системы промежуточных целей и способов их достижений.

На сегодняшний день нет ответа на многие методические вопросы: как выработать устойчивую мотивацию к учению, как приспособить учебную среду для полноценной интеграции и др.

Решение этой проблемы требует развития творческой, познавательной активности обучаемых в процессе усвоения знаний. При этом происходит переход на более высокий уровень обучения, при котором у студентов формируется умение извлекать и использовать в интегративной связи содержание каждой дисциплины, как средство для решения профессиональных задач. Практика использования межпредметных связей в учебном процессе показывает, что у студентов формируется целостная структура профессиональных знаний, умений и навыков, тем самым обеспечивается профессиональная направленность и активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения.

Установление межпредметных связей и интегрированное обучение стало уже одним из ведущих направлений в научно – практической работе студентов. Согласование учебных программ смежных дисциплин позволяет нам оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостное восприятие с позиций различных наук. Традиционные виды аудиторных занятий становятся личностно – ориентированными по форме, если используются интерактивные методы обучения, такие как «мозговой штурм», решение ситуационных задач, деловые игры. Наши преподаватели активизируют методы обучения путем широкого внедрения в учебный процесс компьютерных технологий. Интегрированная система планирования обучения конечной целью ставит создание логически взаимосвязанной организационной и методической структуры, которая обеспечивает студентам получение не суммы знаний, а системы знаний, соответствующей современным требованиям при получении специальности. [2,   с,   124]

Интеграция учебного процесса в СПО технического профиля заключается в том, что все нетехнические предметы должны быть пропитаны духом техники. Эту проблему можно решить путем раскрытия внутренних межпредметных связей и созданием логической системы всего учебного процесса. Нам представляется следующая последовательность действий:

-анализ типового учебного плана, рабочих программ, перспективно-тематических планов;

-изучение, выявление и уточнение междисциплинарных связей;

-согласование содержания естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки с техническими дисциплинами;

-разработка методического обеспечения интегрированных занятий;

-выбор методов , форм и средств интегрированного обучения;

-теоретико-педагогическая подготовка преподавателей;

-обобщение, распространение передового педагогического опыта. [3]

Как показывает опыт, сотрудничество преподавателей общепрофессиональных и технических дисциплин обеспечивает успешность решения студентами междисциплинарных задач и внедрения интерактивных методов обучения. Обучающиеся устанавливают связи между элементами знаний, относящихся к разным дисциплинам. В результате междисциплинарного интегрирования формируется теоретическое мышление, возникает способность абстрагирования, обобщения.

Поэтапное осуществление активизации познавательной деятельности студентами технического профиля требует соблюдения некоторых условий:

-участие всех преподавателей в научно-педагогической и исследовательской деятельности по проблемам совершенствования учебного процесса в техническом образовании;

-построение учебных занятий на основе интеграции учебных дисциплин (теоретических и практических);

-проведение семинаров по внедрению интегрированного преподавания учебных дисциплин в техническом образовании;

-овладение преподавателем методикой проведения интегрированного занятия на основе проблемно-ориентированного обучения.

Список использованной литературы

  1. Синицын М.В. «Эргономические и психологические факторы повышения интеллектуальной работоспособности студентов». – М.: Высшая школа, 2017
  2. Топинская А.А. «Психофизиологические основы учебного труда», Калуга 2016
  3. www.lapic.ru  - сайт для обучающихся СПО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

О роли современных учреждений СПО в  работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...

Усовершенствование межпредметных связей в преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» как способ повышения качества подготовки специалистов

Цель статьи — определить эффективность использования МПС в системе педагогических категорий и значение их усовершенствования как педагогическим коллективом, так и отдельными преподавателями в среднем ...

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОПД.04. Документационное обеспечение управления для ОПОП подготовки специалистов среднего звена 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Методические указания по ОПД.04. «Документационное обеспечение управления» для выполнения практических работ  созданы Вам  в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам....

Межпредметные связи между структурными элементами программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих

Презентация «Межпредметные связи между структурными элементами программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих» подготовлена для выступления на ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для обучающихся по выполнению внеаудиторных самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП 01. «Экономика организации» для ОПОП подготовки специалистов среднего звена 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральными Государственными  образовательными  стандартами  среднего   профессионального образования, в  соответстви...

Межпредметные связи в подготовке парикмахеров

Материал представляет собой авторскую публикацию (статью) по обмену педагогическим опытом в направлении подготовки обучающихся по профессии "Парикмахер"...

Профессиональное самоопределение школьников как одно из условий подготовки специалистов с компетенциями цифровой экономики в разрезе системы среднего профессионального образования

XII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные направления цифрового развития», круглый стол «Кадры для цифровой экономики»...