Работа с семьями и учащимися «группы риска»
материал

Гомозова Людмила Анатольевна

Работа с семьями и учащимися «группы риска» -выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gomozova_l.a.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»

Доклад на тему:

Работа с семьями и учащимися «группы риска»

 (выступление на педсовете)

                                                             Подготовила: кл. руководитель            

                                                                                      6а  Гомозова Л.А.

2020 г

Детство, как почва, в которую падают семена.

Они крохотные, их не видно, но они есть.

Потом они начинают прорастать…

Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,

некоторые – хлебными колосьями,

некоторые - злым чертополохом.

У каждого учителя в классе есть дети, которые доставляют много беспокойства и хлопот своим поведением. Очень ранимые, раздражительные, плаксивые, а иногда агрессивные, они с трудом выдерживают урок, либо отказываются отвечать, а то и срывают урок своим неадекватным поведением. Многим детям свойственно временное отклонение от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей.

 Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого результата. Эти дети образуют так называемую  

« группу риска». Эти дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны учителя. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, а это дети, требующие особое внимание и участие окружающих.

Почему дети так ведут себя, и что способствует этому? Изучая «группу риска» детей моего класса, понимаю, основные трудности в воспитании моих подопечных - в неправильном отношении в семье. Что сначала наталкивает на эту мысль? Ведь эти дети представляют собой очень трудную неоднородную группу.

Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.

Поэтому одной из важных целей моей работы является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

В моём 6-м классе на настоящий момент 9 человек. В котором обучаются 4-воспитываются одним родителем, 5- из полных семей, находящихся в учреждении по медицинским показаниям   и 4 ученика  из многодетных семей.

В начале учебного года, я, поставила перед собой следующие задачи:

- создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

- оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;

- сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

- оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.

И реализую  их с помощью следующих  методов и форм:

  • беседа;
  • наблюдение;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • анализ;
  • консультирование;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа;
  • диагностика.

Моя работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по следующим направлениям:

  • а) профилактическая работа;
  • б) организация досуговой деятельности;
  • в) работа с родителями;
  • г) работа с трудными детьми.

Основные факторы,  ведущие   к безнадзорности и  беспризорности детей.

-  Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учащимися. - Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Веду ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учащимся выясняю у родителей причину отсутствия.

-  Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие учащихся в ежемесячных Днях здоровья.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.

Пропаганде здорового образа жизни посвящены такие следующие классные часы, проведенные с сентября по декабрь месяцы:

«Курить – здоровью вредить»

«Мифы об алкоголе»

«Школьнику о вреде никотина»

«Кто кого или подросток в мире вредных привычек»

«Жизнь без наркотиков»

«ВИЧ можно избежать»

«Наркомания и ее последствия для человека»

- Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Декады профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники правоохранительных органов, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.

Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому в течение 2020 – 2021 учебного года  были запланированы  классные часы на темы:

«Права и обязанности школьника»;

«Правила поведения в общественных местах»

«Мы и улица, наши интересы»

«Конвенция ООН о правах ребенка»

«Права и обязанности школьника»;

«Почему подросток совершает преступление»;

«Административная и уголовная ответственность»

- Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Я как классный руководитель в работе тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы –  педагогом-психологом, Советом профилактики.

Наряду с этой работой проводятся и нравственные беседы и классные часы.

Были проведены классные часы

1. « Давайте жить дружно» ( Ребята анализировали свои поступки, свои черты характера.)

2. « Дисциплина и порядок -наши верные друзья.» (Говорили о правилах поведения в школе, дома, в общественных местах.)

3. « Как научиться жить без драки. » (Разрабатывали вместе с ребятами правила поведения в конфликтных ситуациях.)

На классном часе беседуем о дружбе между ребятами в классе.

Так же веду индивидуальный дневник педагогических наблюдений на ученика 6 а класса Пичугина Ивана.

Проведены следующие индивидуальные беседы с учеником:

- «Права и обязанности школьников»;

-  «Подумай, прежде чем сделать затяжку», Здоров будешь – все добудешь»;

- «Закон и подросток»;

- «Безопасный интернет»;

-  «Чтобы не случилось беды. Безопасность на улице и дома»;

- «Моё будущее в моих руках»;

- «Злой волшебник алкоголь»;

- «Кто курит, тот жизнь свою губит»;

- «Этикет в общественных местах: школа, улица», «Быть взрослым».

- Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово.

Важными направлениями в этой работе являются:

  • установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
  • разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
  • формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
  • формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Были проведены родительские собрания на тему « Семья в кризисной ситуации: уйти или остаться. » « Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека.», « Мой ребенок становится трудным…» и другие.

Проводятся индивидуальные беседы по телефону с  отцом ученика  Пичугиным С.А.  по темам:

- беседа «Преступление и правонарушение»;

- беседа  о конфликтах в семье (беседа с отцом и сыном);

- беседа «Воровство и его последствия»;

- беседа «Микроклимат в семье. Культура семейного и школьного общения»;

- беседа «Причины «трудного возраста» и их устранение»;

- беседа «Закон и подросток»;

- беседа «Десять законов семьи или как своему ребёнку»;

- беседа  «Если ребёнок грубит»;

- беседа «Права, обязанности и ответственность родителей в отношении безопасности ребёнка на улице»;

- беседа «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети " группы риска". Работа с детьми "группы риска" и их семьями.

Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными ...

КОС по ПМ 03 МДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, МДК. 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖСМДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в т...

Возможности сказкотерапии в работе педагога-психолога с обучающимися « группы риска»

В данной статье  предоставляются мини исследования ,котрые я провела на базе нашего колледжа. Мною была разрабатанна программа тренингов с использованием метода сказкотерапии.Тренинги я проведила...

Конспект ситуативного занятия с учащимися «группы риска» на тему: «Учимся предотвращать и разрешать конфликты».

Формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения....

Статья на тему "К вопросу о семьях группы риска"

В современном обществе молодая семья является одной из самых незащищенных групп населения. Научные исследователи относят ее к категории групп социального риска. В наши дни понятие «семья группы ...

Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.

В работе с детьми «группы риска» и их семьями большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию гибкости подростка через...

Учебная программа ПМ.03 Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ПМ.03  Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС 39.02.01 Социальная работа...