Моя педагогическая философия
статья

Емельянова Надежда Афанасьевна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

Воспитателю надо глубоко знать жизнь,

чтобы к ней готовить.

Л. Н. Толстой

                Передо мной чистый лист. На нём я должна изложить свои размышления. Написать всегда труднее, чем думать вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать себе ответ. Почему я стала воспитателем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять её на любую другую, более спокойную, более оплачиваемую? Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле…Я–воспитатель.  Найти свой истинный путь в жизни, свое признание удается не каждому. Воспитатель – человек, живущий  ради детей,  играющий много ролей. Чем является деятельность воспитателя в настоящее время? Я думаю, что работа каждого воспитателя - это симбиоз науки и творчества. «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд… возвышается до творчества» - писал Максим Горький. Бесспорно, труд воспитателя тяжел, – нелегко быть образцом для подражания, эталоном порядочности, советчиком, судьей, наставником, быть творцом детской души!  

В моём профессиональной деятельности много различных ситуаций, я испытывала разные   эмоции, чувства: и радость, и гордость за достижения моих воспитанников, и боль, и чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты. Бывают моменты, когда твой труд приносит положительные результаты и успех детей окрыляет; хочется творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Иногда бывают минуты, когда опускаются руки и, кажется, что всё, все мои возможности исчерпаны… Но когда на пороге интерната  тебя радостно встречают дети, обнимают, заглядывают в глаза,  понимаешь, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними. Жизнь не бывает без трудностей, без проблем. Мы не можем знать, как сложится жизнь наших воспитанников, но мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы они были к ней готовы.

           В основе работы воспитателя лежит любовь. Любовь – именно на ней держится наша планета Земля. Любовь нужна всем детям, а особенно детям, чьи родители находятся далеко. В нашем интернате именно такие дети. Что я могу им дать? Прежде всего – любовь! И я люблю их такими, какие они есть. И они потихоньку оттаивают, становятся доверчивыми, добрыми, общительными. Но одно неосторожное движение, взгляд, жест, слово – и, увы, нет результата.         Воспитатель должен обладать высоким уровнем профессионального мастерства. Ушинский говорил: «Только личность может воспитать личность!» Но воспитатель -  это даже не профессия, это образ жизни, хобби, увлечение. Наверное, это и есть моя дорога длиною в жизнь,  ведущая к бесконечной жизни в душах моих воспитанников.

             Народная мудрость гласит: «Плохой врач может забрать жизнь, а плохой воспитатель - искалечить душу». Да, я осознаю огромную ответственность перед обществом и государством, а прежде всего перед детьми, их родителями, которые доверили мне самое дорогое, что у них есть.   Ребёнок мал, доверчив, беззащитен, и нам надо подняться до его детской философии, дотянуться до него и прожить эту жизнь вместе с ним, ведь он уже личность, имеющая право на своё мировоззрение, своё миропонимание. Стараюсь найти подход к каждому ребёнку, с каждым подружиться, каждого понять, полюбить и принять таким, какой он есть. Только тогда откроется неповторимость и образ каждого  из воспитанников, и «зазвенят колокольчики в их душах».  В  моей работе  на  первый  план  выходит  просто  человеческое:   помочь,   увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить  по  душам. А еще каждый день общаться с детьми, такими разными и неугомонными. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить, потому что нельзя  воспитать ребенка, не любя его. И, откинув личные проблемы, каждый день с улыбкой я прихожу в школу, чтобы вместе с воспитанниками познавать себя, окружающий нас мир, добро и зло, а так же учиться преданности, искренности, открытости и любви.  Я стараюсь передать детям все свои знания и умения, а знать и уметь воспитатель должен ох как много–ведь каждого надо увлечь, заинтересовать, удовлетворить в ребенке любопытство и разбудить любознательность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

             Принято считать, что профессия воспитателя призывает «сеять разумное, доброе, вечное».   Я уверена, что чем раньше воспитатель  сформирует у ребенка определенную систему ценностей, воспитает в нем чувства любви, справедливости, патриотизма, милосердия, тем устойчивее будет он к негативным воздействиям окружающего мира.

        Надеюсь  научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, показать ему, как красив и  приветлив мир, в котором мы все живём. Стремлюсь воспитать в детях взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Добро, Истина, Любовь,  Красота, Сострадание остались для них ценностями на всю жизнь.

           Мне нравится проводить различные игры с детьми   на мероприятиях,  открывать им новые знания, ведь проведение  мероприятий  для меня – это увлекательное и интересное дело.  Чтобы оно захватило и увлекло ребёнка, заставило его быть  активным, я должна наполнить его не только познавательным содержанием, но и занимательным смыслом. Поскольку ведущей деятельностью воспитанника интерната является игра, я широко использую разные игры: подвижные, сюжетно – ролевые, интеллектуальные, познавательные. Радуюсь, когда вижу, что ребенок «расправляет крылья» своих способностей, умений и делает шаг к успеху в освоении знаний. Горжусь,  когда дети участвуют  и побеждают в соревнованиях по национальным видам спорта, баскетболу и футболу, различных  конкурсах, когда учителя хвалят моих воспитанников. Тогда  понимаю, что справилась, что у меня получилось, что я действительно - воспитатель. Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление сотворчества и сотрудничества - это и есть, на мой взгляд, основа воспитания личности. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.

          Для воспитания детей нужно большое сердце, способность к общению, к признанию равенства душ.

              Воспитание – это искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность и характер, его отношение к воспитанникам. Воспитатель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни. Но, воспитывая личность, воспитатель дает шанс воспитаннику состояться как человеку, как личности. Личность – изделие штучное. Моя задача как воспитателя  состоит в том, чтобы таких «изделий» было как можно больше.  

             В нашем современном обществе в условиях образовательного процесса целью воспитания является человек, воспитание в человеке человека. А дети, они совсем другие, не такие как мы.  И чем старше, тем видней разница, тем трудней их принимать. Но их надо принимать именно такими, какими они есть. А для этого их надо понять. А чтобы понять, их надо узнать. Узнать, чтобы полюбить. Без любви воспитание не возможно! Надо уметь разговаривать на «их языке», не допуская панибратства и фамильярности. Оставаться культурным человеком, воспитателем, стоящим чуть-чуть выше, но так, чтобы детям захотелось подняться, дотянуться рукой до тебя. Не забудем протянуть им свою руку…

             Могу быть другом, партнёром, заботливой мамой, мудрым наставником; могу понять детские заботы и проблемы. Создаю условия для развития  творческих и умственных способностей, человеческих качеств, ведь я – воспитатель школы - интерната.

Сегодня меня ценят родители моих воспитанников. Ценят как партнёра в воспитании детей. Ценят за то, что отношусь к их детям так, как хотела бы, чтобы относились к моему сыну; за то, что могу им профессионально помочь и дать совет в воспитании ребенка.

        Думаю, что когда мои воспитанники подрастут и станут взрослым, они тоже оценят мои старания. Даже если не станут великими и знаменитыми, не откроют новых планет и законов физики, а будут жить в гармонии с окружающим миром, будут добрыми, честными, справедливыми, будут радоваться жизни  – это уже счастье.

        А я… Я буду знать, что в каждом из них есть частичка моего труда и сердца, что мои усилия были не напрасны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Что значит быть учителем? На этот вопрос не так легко ответить. А еще сложнее ответить на вопрос, что значит быть учителем в современном мире. ...

Эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Эссе было написано для портфолио....

Эссе на тему: "Моя педагогическая философия"

Думаю, что только педагог, который все время оттачивает свое мастерство, работает над собой, вырастит себе достойную смену....

Самопрезентация "Моя педагогическая философия"

Самопрезентация "Моя педагогическая философия" на "Учитель - года" в стихотворной форме....

Эссе «Моя педагогическая философия»

Хороший учитель, как считал В.А. Сухомлинский, - прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружит...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышление на  тему "Моя педагогическая философия"...