«Работа над полифонией в старших классах»
план-конспект урока

Хусаинова Наталья Николаевна

План-конспект открытого урока «Работа над полифонией в старших классах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_moy.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

План-конспект открытого урока

«Работа над полифонией в старших классах»

Составитель:

 Наталья Николаевна

преподаватель без

квалификационной категории

г. Александровск-Сахалинский

2021 г.

План-конспект открытого урока

«Работа над полифонией в старших классах»

Цель урока: Показать ученице способы работы над полифоническим произведением.
Задачи:
1.Обучающие:
-Определить мелодические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь.
-Выявление трудностей, практические методы и приёмы их преодоления в работе над трехголосной инвенцией.
2.Воспитательные:
-Развитие внимания и усидчивости.
3.Развивающие:
-Расширение кругозора по теме «Полифония», развитие интеллекта, памяти, полифонического слуха, мышления и воображения.
ПЛАН УРОКА.
Введение.
1.Начало урока
-Организационный этап.
-Сообщение цели и хода работы на уроке.
2.Основная часть урока
-Теоретическая часть
-Работа над трехголосной инвенцией Ре Мажоре И.С. Баха
3.Заключительный этап .
-Оценка.
-Домашнее задание.

Ход урока

Сегодня мы весь урок посвятим работе над полифонией. Что означает слово полифония?

Ответ: Многозвучие.

 Да, поли- много, фон-звук.

В своих рукописях Бах ограничивался записью нот и украшений и не оставил почти никаких указаний относительно динамики, темпа, фразировки, аппликатуры, расшифровки украшений. Почему это так произошло? (Вспоминаем, что Бах сам занимался со своими детьми.)Вопрос: но если Бах их не писал никаких, расшифровок то кто это сделал?
Это выдающийся музыкант-исполнитель Ферруччо Бузони много лет посвятил он изучению музыки Баха, дал большие сопроводительные пояснительные тексты, где много внимания уделил анализу формы и структуре каждого произведения.
Какие виды полифонии ты знаешь?

Ответ: Имитационная, подголосочная, разнотемная или контрасная.

На прошлом уроке мы с тобой познакомились с трёхголосной инвенцией И. С. Баха.  Что означает слово «инвенция»?

Ответ: Изобретение, открытие.

Да, Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие своих произведений, а «инвенция» (от латинского inventio – изобретение, открытие)

Как ты думаешь, какого вида полифония, над которой мы будем работать?

Ответ: Имитационная.

 Скажи, в какой тональности написана эта инвенция?

Ответ: Ре мажор.

Мы с тобой прослушали эту инвенцию, определили тему. Тема - это ядро полифонии. Она занимает 2 такта, но её почти всегда дополняет  мелодия ещё половины такта. Давай сыграем её. Очень важно знать, что наша полифония имитационная с противосложением. Что же такое противосложение?

Ответ: Это мелодия, которая звучит одновременно с проведением темы в другом голосе.

Давай мы сыграем мелодию- противосложение.

Игра мелодии противосложения.

Давай рассмотрим, как строится эта часть инвенции- экспозиция. Вот тема в 1 голосе, а дальше- ответ во 2 голосе– противосложение, снова ответ, уже в 3 голосе -противосложение. Давай сыграем вместе. Ты будешь играть тему, а я противосложение.

Педагог и ученица играют вместе тему и противосложение, меняясь ролями. Теперь попробуй сыграть экспозицию сама. Обрати внимание, что экспозиция заканчивается на Доминанте. 

За третьим проведением темы, следует двухтактовая интерлюдия. Вспоминаем, что такое интерлюдия?

Ответ: Интерлюдия- короткое музыкальное построение между частями произведения.

Да. Интер-между Людия-игра Интерлюдия-небольшой промежуточный эпизод.

Но, т.к. наша тема имеет дополнительный мотив, то окончание темы является и началом интерлюдии.

На протяжении этой интерлюдии нижний и верхний голос исполняют этот дополнительный мотив в чередующихся имитациях. Поиграй верхний голос, обрати внимание, это секвенции. Теперь поиграй нижний голос, тот же мотив.

А дальше идёт переплетение голосов, и в этом сплетении ясно слышится тема.

Игра темы в вариативной части инвенции.

Заканчивается 1 часть инвенции в фа диез миноре. Вторая часть начинается имитационной разработкой мотива темы, она длится всего 4,5 такта.

Находим мотивчики темы.

До окончания произведения тема проходит ещё 3 раза, но теперь уже в обратном порядке.

Находим и играем тему в 3. 2. 1 голосах.

Домашнее задание: Играть дома экспозицию обеими руками. Найти и поиграть тему и противосложение во всём произведении отдельно каждой рукой.

Методические указания:

Работая над трех – четырехголосными произведениями, ученик уже может не учить специально каждый голос, а учить по два голоса в разных сочетаниях: первый и второй, второй и третий, первый и третий, играя один из них f, espressivo, а другой – pp. Этот способ полезен и при соединении всех трех голосов вместе: сначала громко играется один голос, а остальные два – тихо. Затем динамика голосов меняется. Затрата времени на такую работу различна в зависимости от степени подвинутости ученика. Но учить так – полезно, этот способ, пожалуй, самый эффективный. Из других способов работы над полифонией можно назвать:
• исполнение разных голосов различными штрихами (legato и nonlegato или staccato);
• исполнение всех голосов p, прозрачно;
• исполнение голосов ровное при специально сосредоточенном внимании на одном из них;
• исполнение без одного голоса (этот голосов представлять себе внутренне или петь).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки открытых уроков: 1. Первые шаги юного музыканта в классе спец. фортепиано. 2. Работа над техникой в мл.кл. 3. Работа над худож.образом в муз.произв. кантиленного характера. 4.Осн. принципы работы над полифонией в ст.кл.

1. Первые шаги юного музыканта в классе специального фортепиано. 2. Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.3. Работа над художественным образом в музыкальном произведении к...

Конспект занятия по теме «Развитие технических навыков в работе над гаммами в старших классах специальности «Гитара» в ДМШ».

Конспект занятия для работы с учениками старших классов школ искусств по специальности «Классическая гитара»....

Научно - методическая разработка "Работа над полифонией"

С первых классов школы учащийся должен познакомиться со всеми видами полифонического письма – подголосочным, контрастным, имитационным – и овладеть элементарными навыками исполнения двух, а затем и тр...

Методическая разработка открытого урока "Работа над полифонией в младших классах"

-Знакомство с Маленькой прелюдией До мажор И.С.Баха-Основные этапы работы над полифонической пьесой...

РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Данная работа представляет собой некоторые аспекты работы над полифоническими музыкальными произведениями на начальном периоде обучения фортепиано....

Методическая разработка открытого урока по теме "Работа над полифонией И.С.Баха " Курочкиной С.Ю.

Общепризнано, что преподавание И.С. Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики. Данный урок с обучающимися  Дорофеевой Кристиной 2 класс и Шароновой Василисой 3 кл...