Эффективные методы повышения качества педагогической практики
статья

Рыжакова  Ольга  Петровна

Аннотация: В статье представлены факты применения инновационных форматов обучения в конкретном техникуме, связанных не только с эпидемиологической обстановкой, но и с развитием системы СПО, в соответствии с Федеральным проектом. Включение демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций позволяет провести независимую оценку качества подготовки кадров: уровень знаний, умений и навыков. Дистанционное обучение позволяет раскрыть новые горизонты интерактивного общения между преподавателями и студентами, при этом основой образовательного процесса выступает целенаправленная и интенсивная самостоятельная работа обучаемого, а результатом является получение базовых навыков необходимых для становления настоящим специалистом в выбранной профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании

Эффективные методы повышения качества педагогической практики

Рыжакова Ольга Петровна, преподаватель физики

ГАПОУ СО «Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова», г. Балаково, Саратовской области

На современном этапе развития страны необходима своевременная подготовка новоиспеченных кадров, соответствующих запросам рынка труда. Это становится возможным благодаря внедрению Федерального проекта «Молодые профессионалы», который позволяет обучающимся образовательных организаций  получить современное, высококвалифицированное профессиональное образование. Для достижения положительных результатов  в этом вопросе потребуется внедрение адаптивных, практико-ориентированных образовательных программ и оснащение  мастерских высокотехнологичным оборудованием.  

В феврале 2021 года нашему техникуму присвоен статус центра проведения демонстрационного экзамена аккредитованного по стандартам ВОРЛДСКИЛЛС Россия. Это позволило в июне провести защиту выпускной практической квалификационной работы по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» в  современной форме. На новейшем оборудовании в учебных лабораториях, выполняя работы на  действующих автомобилях, выпускники проводили: демонтаж конкретного узла, его диагностику и дефектовку, проведение необходимых измерений, сборку в обратной последовательности. Присутствующие на экзамене представители предприятий, могли лично убедиться в профессиональных умениях и навыках выпускников и отобрать для себя лучших молодых специалистов.

Также в марте этого года на площадке техникума проходили профессиональные состязания VI Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskillsrussia) по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» в Саратовской области. Эти соревнования позволяют раскрыть значимость и престиж рабочих профессий среди выпускников школ и студентов, гарантированно помочь в дальнейшем трудоустройстве путём приобретения навыков повышающих конкурентоспособность. Помимо основной профессиональной направленности чемпионата, в техникуме проходила дискуссионная площадка «Современные образовательные практики организации успешного процесса обучения и воспитания в условиях образовательной организации», в рамках которой обсуждались актуальные вопросы дистанционного обучения между преподавателями дисциплин общеобразовательного цикла. Каждый из присутствующих определил на примере своего педагогического опыта позитивные и негативные моменты замены традиционной формы обучения на дистанционную, поделился проверенными образовательными технологиями и методами, способными помочь в процессе реализации удаленного формата обучения. Цифровизация образования позволяет разнообразить способы подачи материала и организовать обучение с использованием информационных технологий, тем самым освободив студента от аудиторной нагрузки и увеличив при этом долю его самостоятельной работы в комфортном для его обучения режиме [1].

В настоящее время каждый человек ощутил на себе последствия пандемии, как в повседневной жизни, так и в развитии страны в целом. Серьезные изменения происходят  в деятельности учреждений среднего профессионального образования. С течением времени существенно изменились специализированные технологии и средства обучения. В дополнении к электронной почте начали активно использоваться видео-конференции, мессенджеры и различные образовательные платформы. Помимо электронных библиотек в качестве источников информации могут использоваться видеоуроки и аудиолекции[2].

После улучшения ситуации с начальным этапом перехода на дистанционный формат обучения коллективу нашего техникума удалось постепенно и достаточно эффективно перестроиться на работу в новых условиях. Для  успешного взаимодействия преподавателей и студентов необходимы современные формы и методы подачи материала, зависящие от технических средств обмена информацией. Используя достижения в области информационных технологий, для проведения онлайн-занятий была выбрана платформа Zoom. Многие студенты первого курса уже имели опыт работы в форме видеоконференции, которая позволяет полноценно изучать новый материал. Среди прочих программно-аппаратных средств, упрощающих наглядное отображение учебного материала, имеется виртуальная доска. Онлайн-формат занятий позволяет: обращаться к конкретным студентам, проводить фронтальные опросы, проверять выполненные задания и совместно решать онлайн-задачи, используя демонстрацию экрана.  

В соответствии с современными тенденциями развития СПО, в своей трудовой деятельности ежедневно использую эффективные методы повышения качества педагогической практики. Именно ЭОР позволяют в короткий срок подготовить тематическую презентацию, проверочную работу, демонстрационный эксперимент, разработку урока и многое другое. Но работа в режиме дистанционного обучения сокращает личное общение между преподавателем и студентом, поэтому для успешного усвоения программного материала необходимо значительно увеличить роль самостоятельной учебной деятельности студентов, их заинтересованности в усвоении знаний. Для повторения изученного материала, использую тематические ребусы, кроссворды, лабиринты. Подобные головоломки помогают не только повторить термины, определения и формулы, но и развивают внимательность, смекалку и воображение, вносят соревновательный элемент. Согласитесь, это гораздо интереснее, чем слушать монотонные объяснения. Раньше много времени уходило на поиски заданий по конкретной теме, а сейчас, используя генератор ребусов «Квестодел», можно самостоятельно задать необходимое слово или фразу и скачать готовый продукт. Сделать образовательный процесс более насыщенным, ярким, результативным и укрепить навыки работы с компьютером позволяет интерактивный сайт «Learningapps» по созданию онлайн-кроссвордов. Для проверки понимания свойств тел, их взаимодействия, знания формул, законов и единиц измерения гораздо эффективнее применять онлайн-тест. На ресурсе «Образовательные тесты» testedu, вместо письменной контрольной работы, студент получает результат  развития своего аналитического мышления и формирование навыков самостоятельной работы сразу после прохождения теста, который сохраняется на личной странице. Как известно, физика это экспериментальная наука, поэтому для стимулирования исследовательской и творческой деятельности студента использую виртуальные лабораторные работы на ресурсах «All-fizika» и «Mediadidaktika». Здесь имеется большой тематический выбор цифровых опытов, разнообразные параметры, приятная анимация, для каждой работы представлены исчерпывающие методические указания и детальные рекомендации. В отличие от очной формы проведения занятий студент должен самостоятельно найти необходимую информацию и провести её обработку, усвоить основы эксперимента, проанализировать опытные данные и сделать вывод.

Цифровой формат занятий требует от преподавателя специальной подготовки по работе с ДОТ.  На протяжении дистанционных переходов в обучении, мне удалось использовать на практике материалы различных мероприятий, в которых принимала участие: апрель 2020 года - онлайн-семинар на тему «Дистанционное обучение: использование социальных сетей и виртуальной обучающей среды в образовании»; сентябрь 2020 года - онлайн-марафон «Онлайн-ресурсы в помощь педагогу»; ноябрь 2020 года - международная онлайн-конферения «Цифровая дидактика режим развития»; февраль 2021 года - всероссийский образовательный форум «Цифровая дидактика СПО»; март 2021 года - всероссийский онлайн-марафон «Электронное обучение в колледже 2021». Повышение квалификации: ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» по программе: «Теория и методика обучения физике в условиях реализации ФГОС общего образования» (с использованием ДОТ) в объеме 120 часов, 2019г.

Наряду с преимуществами, дистанционное обучение не лишено недостатков. Зачастую проблемы связаны с технической оснащенность обучающихся: отсутствие персонального компьютера со стабильным подключением к сети Интернет. Помимо всего прочего, немаловажным фактором, влияющим на успешность ДО, является самодисциплина и сознательность обучающихся.

В завершении хочется вспомнить знаменитую фразу Аристотеля: "Движение - это жизнь, а жизнь - это движение!". Мы должны исследовать и создавать новые подходы в образовании. Цифровое образование дает новый опыт, новые возможности, дополнительные инструменты, способствует развитию студента и его стремлению приобретать знания. Ключевая задача как традиционного, так и дистанционного обучения в учреждении СПО одна и та же: научить будущего специалиста учиться, чтобы стать настоящим профессионалом[3].

1. Кузьменко Н.И., Долгополова Л.Б. Цифровизация образовательного пространства как средство организации обучения студентов с ОВЗ в условиях СПО // Развитие личности в условиях цифровой трансформации: материалы V Международной научно-практической конференции. – Челябинск: Челябинский институт развития профессионального образования, 2020. С. 107–108.

2. Соловых Г.Н., Кануникова Е.А., Фабарисова Л.Г., Тихомирова Г.М., Нефёдова Е.М., Осинкина Т.В., Ходячих И.Н. Опыт внедрения дистанционных форм обучения по блоку естественно-научных дисциплин в медицинских вузах // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.

3. Д. Г. Абукова, преподаватель Аграрно-экономического колледжа (г. Хасавюрт, Республика Дагестан), статья «Дистанционный формат обучения в СПО: проблемы и пути их решения», журнал «Среднее профессиональное образование»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки - экскурсии как метод повышения качества профессиональной подготовки студентов

Научно - меодическая работа преподавателя среднего профессионального образования в пределах своей компетенции....

4. Личный вклад в повышение качества образования,совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объеди

Продукты интелектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирование опыта профессиональной деятельности с использ...

4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объед

Формирование современной образовательной среды.Продукты интеллектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирован...

Стендовый доклад "Историческая карта - результативный метод повышения качества образования"

Как повысить качество обучения с помощью исторической карты....

Использование ЭОР как эффективный инструмент повышения качества образования

В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традиционными, ...