Еще раз о чтении...
статья

Федонина Маргарита Васильевна

Надо ли сегодня читать учащимся произведения русской классической литературы? Вопрос вовсе не праздный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Ещё раз о чтении…

Надо ли сегодня читать учащимся произведения русской классической литературы? Вопрос вовсе не праздный.

Экзамена по литературе нет. Чтение не имеет прикладного значения. Тогда какой должна быть мотивация со стороны педагога, чем руководствоваться?

После окончания колледжа сразу встанет вопрос: «Где работать мне тогда, чем заниматься?» Задуматься стоит заранее. Ведь чтобы стать успешным профессионалом в любой сфере, просто необходимо правильно и грамотно говорить, чётко выстраивать фразы, оформлять свои мысли.

Бывает трудно аргументировать, убеждать учащихся, которым от 16 до 20 лет и более в том, что именно чтение хороших книг русской классической литературы (а она признана в мире именами Достоевского, Толстого, Тургенева, Чехова) развивает языковой интеллект, пополняет словарный запас языка, будоражит сознание человека, сохраняя и передавая тем самым из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности.

Слово рождает образ. Это результат мысли. Значит слово может повлиять на образ нашей мысли.

В.И. Даль не случайно определял национальность человека не по крови, а по языку, на котором он думает.

Мне кажется важным читать классику именно своевременно, пока ты учишься. Позже, вряд ли, заинтересуешься жизнью Обломова; «трагическим одиночеством» Базарова и чем очаровала писателя Наташа Ростова.

Пусть не всё в жизни героев понятно молодому читателю 20-х годов XXI века, начиная с неизвестных слов, странных реалий и представлений о жизни, отношениях. Главное, что мы поставим вопросы, на которые, возможно, захочется найти ответы. Тогда возьмёшь книгу и прочитаешь. Только бы не было безразличия.

Сопереживая герою, вникая в его жизнь, никогда не напишешь, что «В свите Воланда был кот, бегемот…»; или: «Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блок посвятил Любови Менделеевне»; или ещё: «Кудряш всегда любовался Волгой». Подобных примеров много.

Увы! Не читаем сами. Это проблема. А отсюда ― не можем найти слово, отражающее ситуацию, не знаем значений очень простых слов, в лексиконе больше примитивных фраз.

Стараюсь донести до сознания учащихся, что именно русская классическая литература даёт такую возможность, раскрывая перед нами многополярность мира, человеческих образов, психологических типов. Свою речь можно обогатить слогом великих писателей, повысить грамотность.

При чтении вырабатываешь в себе отношение к самым разным людям, их судьбам, историям. Словом, включается процесс взросления человека, возникает желание разобраться в себе.

Всё это, надеюсь, поможет в будущем: учиться в ВУЗе, удерживать в памяти большой объём связей, овладевать профессией.

10 ноября 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения

Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...

Детское чтение в эпоху цифровых технологий. Чтение без принуждения?

Сегодня учителю начальных классов, одна из главных предметных задач которого научить читать, пополнить ряды юных читателей, приходится специально увлекать ребенка чтением, решать новые педагогические ...