Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда
план-конспект занятия

В данном материале размещен коспект занятия на тему "Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого коррекционного занятия «Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда»

Цель: научить детей обозначать мягкость согласных на письме посредством гласных второго ряда.

Задачи:

Образовательные:

- формировать навык различения твердых и мягких согласных;

- совершенствовать умение и навык обозначения мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда;

- развитие фонематического и слогового анализа и синтеза.

Коррекционные:

- развивать переключение внимания путем выполнения различных заданий;

- развивать связную устную речь путем развернутых ответов на вопросы;

- развивать слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать у детей познавательную активность;

- формировать умение работать в парах;

- воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

 Оборудование: карточки синего, зеленого и красного цвета, цветные карандаши, презентация, смайлики, картинка корабля, мультиборд, презентация.

Ход занятия:

Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть на нашем сегодняшнем занятии. Я вижу, что сегодня на занятии присутствуют все. Сегодня за окошком хорошая погода и поэтому мы с вами отправимся в путешествие в страну «Мягких звуков» вместе с капитаном Врунгелем и его помощником Ломом.

 - Путешествуя, выполняя разные задания вы должны научиться обозначать мягкость согласных на письме посредством гласных второго ряда.

Актуализация знаний

-  Перед тем как мы отправимся в путешествие нам надо к нему подготовиться, а для этого нам необходимо вспомнить гласные второго ряда. У нас на доске висят все гласные буквы. Давайте оставим только гласные второго ряда, а остальные уберем. (Ребята по очереди выходят и убирают с доски по одной гласной букве первого ряда)

- Что делают гласные второго ряда со согласным звуком, стоящим перед ними?

- Смягчают согласный звук.

- На прошлом занятии мы с вами изучали звонкие и глухие согласные. Наши гласные буквы второго ряда будут их смягчать. Давайте назовем несколько звонких согласных букв.

- [З], [д], [в] ...

- А теперь давайте назовем несколько глухих согласных букв.

- [Ф], [т], [с] ...

Изучение нового материала

- Молодцы, вот теперь мы готовы к путешествию, но прежде чем отправится необходимо построить и назвать нашу яхту. (Просмотр видеофрагмента слайд №2)

- Как называется яхта, на которой мы сегодня отправимся в путешествие?

- Победа.

- А вы будете помощниками капитана Врунгеля, юнгами на яхте, а самым главным призом будут знания, которые вы сегодня получите. 

 (видеофрагмент слайд №3)

- Капитан Врунгель прислал нам телеграмму. (слайд №4)

- Ребята, наш корабль потерял две буквы. Давайте их найдем, и чтобы их найти необходимо вспомнить все пары гласных букв. Я буду называть вам слог, а вы меняете в нём гласную на парную. Кому я брошу мячик тот и отвечает.

Задание 1. Игра «Поймай и измени» 

 Логопед называет открытый слог, ребёнок повторяет его и изменяет в нём гласную на парную. [а – я, о – ё  , у – ю, э – е, ы – и ] (Например: па – пя, вя – ва, мы – ми, и т.д.)

- Молодцы юнги! Вы справились отлично! Теперь мы можем отправиться в наше путешествие! (Видеофрагмент слайд №5)

- Вот и первое задание от капитана Врунгеля (слайд №6)

Задание 2. «Чтение слогов»

- Ребята я сейчас вам раздам первое задание от капитана Врунгеля. Вам будет необходимо прочитать слога и выложить на парте звуковую схему слогов. Обратите внимание, что у вас на парте лежат зелёные, синие, красные карточки, которые понадобятся вам для выполнения задания. Приступим к выполнению задания. (Ребята по цепочке читают слога и выкладывают звуковую схему слогов)

Па – пя

Ва – вя

Ро – рё

Лу – лю

Гу – гю

Ру – рю

Дэ – де

Нэ – не

Бы – би

Мы – ми

-Молодцы! Вы хорошо справились с первым заданием капитана Врунгеля. (Видеофрагмент слайд №7)

 

- Чтобы пополнить запасы пресной воды необходимо добраться до острова, но, чтобы до него добраться необходимо выполнить следующее задание капитана Врунгеля. (Слайд №8)

Задание 3. Игра «Хлопни в ладоши»

- Хлопните в ладоши, если услышите, что первый согласный звук мягкий. (Логопед проговаривает слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат в начале слова мягкий согласный звук)

Слова:

Лето, лопата, бинокль, дерево, тигр, робот, булка, самосвал, телеграмма, телохранитель, велосипедист, тыква, помидор, виноград.

-Молодцы! Вы добрались до острова и пополнили запасы пресной воды.

Физкультминутка

- А теперь давайте вместе с Ломом наведём порядок на нашей яхте. (Видеофрагмент слайд №9)

- А теперь мы можем продолжать наше путешествие дальше!

- Юнги на нашем пути не опознанный объект. Кто же это ? Она не пропустит нас пока мы невыполним следующее задание. (Слайд №10)

- Ребята, вам необходимо раскрасить те клеточки, в которых есть слова с мягким   согласным.
Задание 4. Игра «Сыщик» 

кукуруза

кино

пар

барахло

сова

пенал

азбука

динозавр

дом

липа

петух

дуб

пила

буква

куча

рога

барабан

милиметр

репа

лиса

собака

бар

кроты

баран

- Вы молодцы! Выполнили задание русалки правильно и теперь можем продолжить путешествие. (Видеофрагмент слайд №11)

- Юнги, посмотрите, кто нам встретился на нашем пути (Видеофрагмент слайд №12)

- Морские пираты.

- Да, это же морские пираты. Они не пропустят нас если мы не выполним все задания, которые они нам предложат. (Слайд№ 13)

Задание 5. Игра «Я тоже буду учителем!»

- Вам необходимо исправить ошибку в слове. В каждом слове пропущена 1 буква. Запишите в тетради. Подумайте, какое слово лишнее в каждой строчке. (Дети самостоятельно выполняют задание в парах)

Окнь, лягушк, карсь, щка.

Берза, дб, ромшка, осна.

Золто, серебр, кирпч, желзо.

- С первым заданием вы хорошо справились, посмотрим хорошо ли справитесь со вторым заданием. (Слайд №13)

Задание 6. Игра «Догадаюсь сам!»  

-  Вставьте пропущенные буквы, подумайте, какое слово в каждом столбике лишнее. Почему? (Дети самостоятельно выполняют задание)

А- Я

О - Ё

У - Ю

Э - Е

Ы - И

дестк

перекрстк

брндк

втр

шповнк

девтк

напрстк

правлящий

мтль

будльнк

птниц

иглчка

заведщий

скимо

холодльнк

- И со вторым заданием вы справились хорошо. Но как вы справитесь с третьим заданием вопрос?

Задание 7. Игра «Шифровальщик» 

- Запишите числом, сколько букв в каждом слове.

Села кошка на окошко,

4   5   2   6

Замурлыкала во сне.

11   2   3

Что тебе приснилось, кошка?

3   4   10   5

Расскажи скорее мне.

8   6   3

- Вы большие молодцы прекрасно выполнили задания морских пиратов. Теперь мы можем отправляться дальше. (видеофрагмент слайд №14)

- Мы с вами добрались до страны «Мягких согласных». Выполняя задания пиратов и русалки вы многое узнали, а теперь давайте посмотрим, чему вы научились входе нашего плавания.

Закрепление изученного материала

 

Задание 8.

- Прочитайте. Исправьте допущенные ошибки. Запишите правильно.

Повэсив нёс

Нэ поклядая рюк

Кяк снэг ня гёлёву

Рюкой подять

Ня скорюю рюку

Рефлексия


- Вот и закончилось наше путешествие! Давайте подведём небольшой итог.

- Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием. У вас на столе лежат грустный и весёлый смайлик юнги. Возьмите сейчас и из двух выберите, который наиболее лучше отражает ваше настроение в конце нашего плавания. Если вам понравилось путешествие, все задания были понятны для вас, при их выполнении не возникало трудностей, а если даже были и трудности, но вы с ними справились, то подарите капитану Врунгелю весёлый смайлик юнги. Если вам не понравилось сегодняшнее плавание, задания были для вас сложные и непонятными, вы заканчиваете плавание с плохим настроением, то подарите капитану Врунгелю грустный смайлик Юнги.  

https://i.pinimg.com/originals/eb/84/cb/eb84cbdb66f8e9c1e407390d209ff5fa.pnghttps://im0-tub-by.yandex.net/i?id=6c19781ca8f2556af7ddf17583e7f4d6-l&n=13

- Вот мы и закончили наше путешествие. Вы все были большие молодцы и справились со всеми заданиями. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...

Урок русского языка с использованием технологии критического мышления посредством чтения и письма «Словообразование» для обучающихся 1 курса ПОО СПО

Урок русского языка с использованием технологии  критического мышления посредством чтения и письма Тема урока: «Словообразование»...

Технология критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка

Что такое методика развития критического мышления? Какие интересные приемы предлагает нам МРКМ?На эти вопросы стараюсь ответить в своей работе и представить личный опыт использования данной методики н...

Презентация "Введение в фонетику. Гласные и согласные звуки" для 6 класса детей с нарушением слуха

Презентация поможет в подготовке материала для серии уроков по теме "Фонетика" (на основе учебника "Русский язык. 5 класс. 1 часть" Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л....

Способы проверки парных согласных и безударных гласных в корне

Памятка способов проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова. Варианты проверки с примерами....

Произношение и обозначение на письме слов с жи-ши

Произношение и обозначение на письме слов с жи-ши.Изучить орфографическое правило «Правописание слов с жи-ши в безударной позиции»...