Произношение и обозначение на письме слов с жи-ши
план-конспект урока
Произношение и обозначение на письме слов с жи-ши.
Изучить орфографическое правило «Правописание слов с жи-ши в безударной позиции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Дата: 27.03.2023г.
Школа: МАОУ "СОШ №93"
Класс: 3 "Ж" класс
Учитель: Другова Полина Александровна
Тип урока: Изучение нового орфографического правила
Тема урока | Произношение и обозначение на письме слов с жи-ши |
Цель | Изучить орфографическое правило «Правописание слов с жи-ши в безударной позиции» |
Задачи | Образовательная:
Развивающая: Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение; развивать речь учащихся, фонематический слух. Воспитательная: Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, усидчивость, дисциплину, познавательный интерес к предмету русского языка. |
Планируемые результаты | Предметные результаты: Знают орфографическое правило о правописании жи-ши в безударной позиции Учатся применять изученное правило при написании слов; Учатся обозначать условия выбора изученной орфограммы в устной и письменной форме; действовать по алгоритму; Учатся находить и исправлять ошибки в словах (и между словами) с изученными орфограммами; Учатся осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. Метапредметные результаты: Регулятивные: - организовывать свое рабочее место, - формулировать познавательную цель: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу; - находить способ действия, формировать навыки работы с информацией и разными источниками ее получения; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), - анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать; Коммуникативные: - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; - устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей; - ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей; - формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи и др. |
Основные понятия | Безударная позиция, орфографическое правило |
Межпредметные связи | |
Оборудование | Карточки с заданиями, слайдовая презентация, карточки для самооценки |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | время |
1.Организационный этап | |||
Мотивировать, заинтересовать обучающихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | - Присаживайтесь. Здравствуйте, меня зовут Полина Александровна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. - На уроке я желаю вам хорошо постараться и узнать что-то новое и интересное. Я желаю вам удачи, повернитесь к соседу по парте и улыбкой пожелайте ему удачи. | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя. | 1 мин |
2. Минутка чистописания и словарно-орфографическая работа | |||
Совершенствовать каллиграфический навык Ознакомить с написанием нового словарного слова. | - Запишите в тетради число и классная работа - Как вы думаете, с чего мы начнём урок? А начнём мы с минутки чистописания. Игра «Поймай звуки» - Я прочитаю вам стихотворение, а вы скажете, какие звуки повторяются чаще других. Сшил жилет жирафу ёжик Из шикарной рыжей кожи Шимпанзе – из джинсы клёши И из замши плащ хороший - Какие звуки повторялись чаще всего? ([ж] и [ш]) - Что же это за звуки? (согласные, шипящие, парные по звонкости-глухости) - Что у этих звуков общее? (Оба эти звука всегда твёрдые) - Какими буквами обозначаются эти звуки? (ж и ш) Отступите одну строку вниз. 1.Письмо букв и их соединений. - Пропишем сочетания жи, же, ши, ше до конца строки Под одним наклоном, расстояние между слогами одинаковое, безотрывно 2. Картинный диктант - На второй строке пропишем словарные слова, со слогами жи-ши. Но я буду их не называть, а показывать. Сначала называем слово, затем записываем. - Первое слово с какой буквы запишем? (с заглавной) Ножи, шина, моржи, карандаши, кувшин. - Какое правило вам помогло записать слова? (жи-ши с буквой и) - Поставим в словах ударение. Как найти ударение в слове? (позвать, протянуть) Работать по тому, что назвали дети, или позвать - Какие ещё орфограммы встретились? (безударная гласная проверяемая ударением: ножи, моржи, безударная гласная не проверяемая ударением: карандаш) Ножи – нож (безуд гласная) Моржи – морж (безуд. гл) Карандаши – карандаш (слов слово) | Оформляют работу. Прописывают буквы и и их соединения. Проводят звуко-буквенный анализ слова, определяют ошибкоопасное место, запоминают написание словарного слова | 5 мин |
3. Актуализация знаний | |||
Повторяют, актуализируют знания, необходимые для изучения нового орфографического правила. | - Кстати, все ли из вас помнят правило о жи-ши? Как оно звучит? спросить одного - А знаете ли вы почему мы пишем жи-ши именно через и? - Сейчас буквы ж и ш обозначают только твёрдые звуки. Однако когда-то они обозначали и мягкие звуки. Однако однажды решили, что эти буквы никогда больше мягкими не будут. Но многие люди, привыкшие писать ж и ш вместе с и так и продолжили писать. Кто-то одно и то же слово писал через жы, кто-то через жи. Чтобы не путаться, было решено писать всегда писать только жи. - Так почему жи-ши принято писать через и? (раньше так было принято) | 2 мин | |
4. Сообщение темы и постановка задач урока. Мотивация учебной деятельности. Составление плана работы | |||
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу поиска. Формировать положительную мотивацию ознакомления с новым орфографическим правилом. Сформулировать тему урока, цель и задачи, осознать план необходимых действий для их достижения. | - Итак, тему о жи-ши вы усвоили хорошо. Кстати, пятое заседание клуба «Ключ и заря» было посвящено именно этой теме. На слайде «Тайна написания жи-ши» - Какая же это тайна, правда? Каждый школьник знает, что жи-ши пишется с и. Согласны, ребята? Именно так и подумал Миша, потому и не пошёл на заседание клуба. А вот Маше было интересно, что же за тайна такая у жи-ши. Узнаем, какой разговор произошёл у Маши с Мишей после собрания. Откройте учебники (1 часть) на странице 146. Читаю сама - Итак, слушайте внимательно и следите по тексту. - Всё-таки есть тайна в написании жи-ши, как вы считаете? (да) А стало вам любопытно узнать об этой тайне побольше? Тогда именно этим мы и займёмся сегодня на уроке! На слайде: Цель урока – открыть тайну написания жи-ши и же-ше. - Цель нашего урока – открыть тайну жи-ши и же-ше. - Чтобы успешно достичь цели поставим перед собой задачи. Как мы достигнем цели? Задачи на слайде - Узнаем какое-нибудь новое правило? (узнаем) Это первый пункт *изучить орфографическое правило* - После того, как узнали правило, нужно запомнить его? Как это сделать? (повторить его) Это второй пункт *закрепить изученное правило* - Итак, вперёд, в соответствии с планом. | Выдвигают предположение о теме урока, отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя ставят цель, определяют задачи, составляют план действий. | 3 мин |
5. Открытие новых знаний | |||
Познакомить с новым орфографическим правилом. Организовать поиск решения учебной задачи. Формировать умение делать собственные выводы на основе анализа языкового материала. | 1. Раскрытие сущности орфографического правила. - Как звучит первый пункт плана? - Итак, какую ошибку можно допустить в словах с жи-ши? (написать е вместо и или наоборот) Для начала узнаем, в каких словах вообще можно допустить ошибку. Найдите в тексте на 147 с. И прочтите в каких словах с жи-ши можно ошибиться и написать е. (в словах, где жи-ши не под ударением) - Посмотрите на слова из минутки чистописания. В них можно допустить ошибку с жи-ши? (нет) Почему? (в них на жи-ши падает ударение) - А как же доказать, что пишется ши, а не ше, жи, а не же? - Ребята, а ведь вы это уже знаете. Как мы проверяем безударную гласную? (подбираем проверочное слово) - Посмотрим на машины слова ещё раз. Докажем, что они пишутся именно с и. Шипеть – какое проверочное слово? (шип) - Существует два слова шип. О каком речь? Обратимся к словарику. (Звук шипения) шипеть, шипящий и шипучий – это родственные слова? (да) Почему? (у них один корень, они происходят от одного слова)…. Шипы – какое проверочное слово? (шип) В каком значении? И корень здесь такой же. Это родственное слово для предыдущих? (нет) Почему? (значение другое) Вы знаете, как называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разные значения? (омонимы) - Как проверить слово тишина? (нет проверочных) - Если не можем подобрать проверочное слово, куда нужно заглянуть? (в словарь) Есть там это слово? (да) Какая буква пишется? (и) 2. Обобщение опознавательных признаков орфограммы. - Теперь мы можем сформулировать правило - Всегда правописание жи-ши необходимо проверять? Когда? (когда на гласную не падает ударение) Как проверяем гласную? (подбираем проверочное слово) А если нет проверочного слова? (смотрим в словаре) Слайд: Безударную гласную после ж или ш проверяем, подбирая проверочное слово. Если проверочное слово подобрать не удаётся, обращаемся к словарю. - Обратите внимание на подсказку Летучей мыши на с. 148. Прочтём. Три человека зачитывают - Отлично поработали, отдохнём немного. Физминутка - Продолжаем. 5. Самоконтроль и самоанализ обучающихся: - Какую задачу мы выполняли? (изучить орфографическое правило) - Все ли задачи мы решили? (нет) - Конечно, нет. Что теперь нам нужно сделать, чтобы лучше запомнить правило? (закрепить изученное правило) | Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания. | 15 мин |
6. Первичное закрепление | |||
Формировать орфографические умения: • формировать орфографическую зоркость; • применять орфографическое правило при написании слов; действовать по алгоритму; • уметь обозначать условия выбора орфограммы в устной и письменной форме. | - Всё верно, правило мы изучили, и сейчас необходимо его закрепить повторением.
С. 148, упражнение 111 - Прочитайте слова. На какие две группы мы можем распределить слова с жи-ши? (где жи-ши в ударной позиции и в безударной. Запишите слова в тетради, распределив в два столбика. Выделите ударение.
Задание по карточкам в парах - А следующее задание я предлагаю вам выполнить в парах - На карточках вставьте пропущенные буквы и обведите лишнее слово Пуш..нка, кувш..нка, снеж..нка, ш..рокий, держ.. (широкий – ударение не падает на ши, проверочное - ширь) - Отлично поработали. Какую задачу мы сейчас выполнили? (закрепить изученное правило) | Учащиеся выполняют задания с целью формирования умения применять правило в практике письма. В устной форме дают развернутый комментарий применения правила, идя от определения условий выбора орфограммы к выводу о правильном написании. | 8 мин |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |||
Провести кон-троль изучения темы урока. Проверить достижение обучающимисяпредметных результатов. Организовать са-мостоятельную работу обучаю-щихся. | - Правило изучили и повторили. Значит, сейчас каждый из вас должен хорошо знать, когда писать жи-ши, а когда же-ше, верно? Предлагаю вам проверить себя. Тест с заданием на слайде Подберите проверочное слово и назовите пропущенную букву Ж..вая – жить Пуш..стый - пушинка Чиж..к - чижи | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | 2 мин |
8. Подведение итогов урока | |||
Подвести итог урока. Оценить обучающихся. | - Каждый из вас отлично поработал. Вернёмся к цели нашего урока. Чего мы хотели достигнуть? (Мы хотели открыть тайну написания жи-ши) Получилось у нас это сделать? - В чём же заключается эта тайна? (Если после ж или ш стоит безударная гласная, её необходимо проверить) - И как мы проверим безударную гласную? (подберём проверочное слово) - Если проверочного слова нет? (ищем слово в словаре) | Учащиеся демонстрируют конечный результат своей работы на уроке. | 2 мин |
9. Рефлексия | |||
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | - Урок подходит к концу, и я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Оцените то, как вы старались сегодня, не то, как у вас получалось, а пытались ли вы узнать что-то новое. Перед вами лежат карточки. Не поднимайте карточки, пока я не скажу. Выберите красную карточку, если на уроке вы совсем не старались, жёлтую, если вы старались, но совсем немного, выберите зелёную карточку, если на уроке вы старались работать активно. | Обучающиеся осуществляют рефлексию и самооценку. | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.
На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...
Открытый урок по письму и развитию речи в 3 классе по теме:"Слова,обозначающие предметы"
Открытй урок по письму и развитию речи в 3 классе по теме: "слова ,обозначающие предметы"...
Слова по английскому языку 1 четверть 3 класс с произношением по учебнику М.З.Биболетова
Слова по английскому языку 1 четверть 3 класс с произношением по учебнику М.З.Биболетова. Данные слова можно распечатать и раздать детям в начале 1-ой четверти....
Дифференциация звуков [Г] – [К], [Г\'] – [К\'] изолированно, в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление образа букв Г-К.
В этом конспекте преследовались следующие задачи: 1) Коррекционно - образовательные: различать звуки г-к, г"-к" на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте.2) Коррекционн...
Как написать письмо на английском письмо
Правила написания письма на английском письмо...
Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда
В данном материале размещен коспект занятия на тему "Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда"....
Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща
Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща...