Произношение и обозначение на письме слов с жи-ши
план-конспект урока

Произношение и обозначение на письме слов с жи-ши.

Изучить орфографическое правило «Правописание слов с жи-ши в безударной позиции» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass_.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Дата: 27.03.2023г.

Школа: МАОУ "СОШ №93"

Класс: 3 "Ж" класс

Учитель: Другова Полина Александровна

Тип урока: Изучение нового орфографического правила

Тема урока

Произношение и обозначение на письме слов с жи-ши

Цель

Изучить орфографическое правило «Правописание слов с жи-ши в безударной позиции»

Задачи

Образовательная:

  1. Повторить правило о правописания  жи-ши в ударной позиции
  2. Формировать орфографические умения:
  •  формировать орфографическую зоркость;
  • применять орфографическое правило о правописании жи-ши в безударной позиции при написании слов; действовать по алгоритму;
  • уметь обозначать условия выбора орфограммы в устной и письменной форме;
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.
  1. Совершенствовать каллиграфический навык;
  2. Познакомить с новым словарным словом (или закрепить написание словарных слов).

Развивающая:

Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение; развивать речь учащихся, фонематический слух.

Воспитательная:

Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, усидчивость, дисциплину,  познавательный интерес к предмету русского языка.

Планируемые

результаты

Предметные результаты:

Знают орфографическое правило о правописании жи-ши в безударной позиции

Учатся применять  изученное правило при написании слов;

Учатся обозначать условия выбора изученной орфограммы в устной и письменной форме; действовать по алгоритму;

Учатся находить и исправлять ошибки в словах (и между словами) с изученными орфограммами;

Учатся осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- организовывать свое рабочее место,

- формулировать познавательную цель:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;

- находить способ действия, формировать навыки работы с информацией и разными источниками ее получения;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом),

- анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать;

Коммуникативные:

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;

- устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей;

- ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей;

- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи и др.

Основные

понятия

Безударная позиция, орфографическое правило

Межпредметные

связи

Оборудование

Карточки с заданиями, слайдовая презентация, карточки для самооценки

Ход урока

Задачи этапа урока (вида работ)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

время

1.Организационный этап

Мотивировать, заинтересовать обучающихся предстоящей работой на уроке.  

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

- Присаживайтесь. Здравствуйте, меня зовут Полина Александровна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

- На уроке я желаю вам хорошо постараться и узнать что-то новое и интересное. Я желаю вам удачи, повернитесь к соседу по парте и улыбкой пожелайте ему удачи.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя.

1 мин

2. Минутка чистописания и словарно-орфографическая работа

Совершенствовать каллиграфический навык

Ознакомить с написанием нового словарного слова.

- Запишите в тетради число и классная работа

- Как вы думаете, с чего мы начнём урок? А начнём мы с минутки чистописания.

Игра «Поймай звуки»

- Я прочитаю вам стихотворение, а вы скажете, какие звуки повторяются чаще других.

Сшил жилет жирафу ёжик

Из шикарной рыжей кожи

Шимпанзе – из джинсы клёши

И из замши плащ хороший

- Какие звуки повторялись чаще всего? ([ж] и [ш])

- Что же это за звуки? (согласные, шипящие, парные по звонкости-глухости)

- Что у этих звуков общее? (Оба эти звука всегда твёрдые)

- Какими буквами обозначаются эти звуки? (ж и ш)

Отступите одну строку вниз.

1.Письмо букв и их соединений.

- Пропишем сочетания жи, же, ши, ше до конца строки

Под одним наклоном, расстояние между слогами одинаковое, безотрывно

2. Картинный диктант

- На второй строке пропишем словарные слова, со слогами жи-ши. Но я буду их не называть, а показывать. Сначала называем слово, затем записываем.

- Первое слово с какой буквы запишем? (с заглавной)

Ножи, шина, моржи, карандаши, кувшин.

- Какое правило вам помогло записать слова? (жи-ши с буквой и)

- Поставим в словах ударение. Как найти ударение в слове? (позвать, протянуть) Работать по тому, что назвали дети, или позвать

    - Какие ещё орфограммы встретились? (безударная гласная проверяемая ударением: ножи, моржи, безударная гласная не проверяемая ударением: карандаш)

Ножи – нож (безуд гласная)

Моржи – морж (безуд. гл)

Карандаши – карандаш (слов слово)

Оформляют работу.

Прописывают буквы и

и их соединения.

Проводят звуко-буквенный анализ слова, определяют ошибкоопасное место, запоминают написание словарного слова

5 мин

3. Актуализация знаний

Повторяют, актуализируют знания, необходимые для изучения нового орфографического правила.

- Кстати, все ли из вас помнят правило о жи-ши? Как оно звучит? спросить одного

   - А знаете ли вы почему мы пишем жи-ши именно через и?

   - Сейчас буквы ж и ш обозначают только твёрдые звуки. Однако когда-то они обозначали и мягкие звуки. Однако однажды решили, что эти буквы никогда больше мягкими не будут. Но многие люди, привыкшие писать ж и ш вместе с и так и продолжили писать. Кто-то одно и то же слово писал через жы, кто-то через жи. Чтобы не путаться, было решено писать всегда писать только жи.

- Так почему жи-ши принято писать через и? (раньше так было принято)

2 мин

4. Сообщение темы и постановка задач урока.

Мотивация учебной деятельности.

Составление плана работы

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу поиска.

Формировать положительную мотивацию ознакомления с новым  орфографическим правилом.

Сформулировать тему урока, цель и задачи, осознать план необходимых действий для их достижения.

- Итак, тему о жи-ши вы усвоили хорошо. Кстати, пятое заседание клуба «Ключ и заря» было посвящено именно этой теме.

На слайде «Тайна написания жи-ши»

- Какая же это тайна, правда? Каждый школьник знает, что жи-ши пишется с и. Согласны, ребята? Именно так и подумал Миша, потому и не пошёл на заседание клуба.

А вот Маше было интересно, что же за тайна такая у жи-ши. Узнаем, какой разговор произошёл у Маши с Мишей после собрания. Откройте учебники (1 часть) на странице 146.

Читаю сама

- Итак, слушайте внимательно и следите по тексту.

- Всё-таки есть тайна в написании жи-ши, как вы считаете? (да) А стало вам любопытно узнать об этой тайне побольше? Тогда именно этим мы и займёмся сегодня на уроке!

На слайде: Цель урока – открыть тайну написания жи-ши и же-ше.

- Цель нашего урока – открыть тайну жи-ши и же-ше.

- Чтобы успешно достичь цели поставим перед собой задачи. Как мы достигнем цели?

Задачи на слайде

- Узнаем какое-нибудь новое правило? (узнаем) Это первый пункт *изучить орфографическое правило*

- После того, как узнали правило, нужно запомнить его? Как это сделать? (повторить его) Это второй пункт *закрепить изученное правило*

- Итак, вперёд, в соответствии с планом.

Выдвигают предположение о теме урока, отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя ставят цель, определяют задачи, составляют план действий.

3 мин

5. Открытие новых знаний

Познакомить с новым орфографическим правилом.

Организовать поиск решения учебной задачи.

Формировать умение делать собственные выводы на основе анализа языкового материала.

1. Раскрытие сущности орфографического правила.

- Как звучит первый пункт плана?

- Итак, какую ошибку можно допустить в словах с жи-ши? (написать е вместо и или наоборот) Для начала узнаем, в каких словах вообще можно допустить ошибку. Найдите в тексте на 147 с. И прочтите в каких словах с жи-ши можно ошибиться и написать е. (в словах, где жи-ши не под ударением)

- Посмотрите на слова из минутки чистописания. В них можно допустить ошибку с жи-ши? (нет) Почему? (в них на жи-ши падает ударение)

- А как же доказать, что пишется ши, а не ше, жи, а не же?

- Ребята, а ведь вы это уже знаете. Как мы проверяем безударную гласную? (подбираем проверочное слово)

- Посмотрим на машины слова ещё раз. Докажем, что они пишутся именно с и. Шипеть – какое проверочное слово? (шип) - Существует два слова шип. О каком речь? Обратимся к словарику. (Звук шипения) шипеть, шипящий и шипучий – это родственные слова? (да) Почему? (у них один корень, они происходят от одного слова)…. Шипы – какое проверочное слово? (шип) В каком значении? И корень здесь такой же. Это родственное слово для предыдущих? (нет) Почему? (значение другое) Вы знаете, как называются слова, которые  звучат и пишутся одинаково, но имеют разные значения? (омонимы)

- Как проверить слово тишина? (нет проверочных)

- Если не можем подобрать проверочное слово, куда нужно заглянуть? (в словарь) Есть там это слово? (да) Какая буква пишется? (и)

2. Обобщение опознавательных признаков орфограммы.

- Теперь мы можем сформулировать правило

- Всегда правописание жи-ши необходимо проверять? Когда? (когда на гласную не падает ударение) Как проверяем гласную? (подбираем проверочное слово) А если нет проверочного слова? (смотрим в словаре)

Слайд:

Безударную гласную после ж или ш проверяем, подбирая проверочное слово. Если проверочное слово подобрать не удаётся, обращаемся к словарю.

- Обратите внимание на подсказку Летучей мыши на с. 148. Прочтём.

Три человека зачитывают

- Отлично поработали, отдохнём немного.

Физминутка

- Продолжаем.

5. Самоконтроль и самоанализ обучающихся:

- Какую задачу мы выполняли? (изучить орфографическое правило)

- Все ли задачи мы решили? (нет)

- Конечно, нет. Что теперь нам нужно сделать, чтобы лучше запомнить правило? (закрепить изученное правило)

Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания.

15 мин

6. Первичное закрепление

Формировать орфографические умения:

•        формировать орфографическую зоркость;

•        применять орфографическое правило при написании слов; действовать по алгоритму;

•        уметь обозначать условия выбора орфограммы в устной и письменной форме.

- Всё верно, правило мы изучили, и сейчас необходимо его закрепить повторением.

  1. Распределительное списывание

С. 148, упражнение 111

- Прочитайте слова. На какие две группы мы можем распределить слова с жи-ши? (где жи-ши в ударной позиции и в безударной. Запишите слова в тетради, распределив в два столбика. Выделите ударение.

  1. Осложнённое списывание

Задание по карточкам в парах

- А следующее задание я предлагаю вам выполнить в парах

- На карточках вставьте пропущенные буквы и обведите лишнее слово

Пуш..нка, кувш..нка, снеж..нка, ш..рокий, держ..

(широкий – ударение не падает на ши, проверочное - ширь)

- Отлично поработали. Какую задачу мы сейчас выполнили? (закрепить изученное правило)

Учащиеся выполняют задания с целью формирования умения применять правило в практике письма.

В устной форме дают развернутый комментарий применения правила, идя от определения условий выбора орфограммы к выводу о правильном написании.

8 мин

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Провести кон-троль изучения темы урока.

Проверить достижение обучающимисяпредметных результатов.

Организовать са-мостоятельную работу обучаю-щихся.

- Правило изучили и повторили. Значит, сейчас каждый из вас должен хорошо знать, когда писать жи-ши, а когда же-ше, верно? Предлагаю вам проверить себя.

Тест с заданием на слайде

Подберите проверочное слово и назовите пропущенную букву

Ж..вая – жить

Пуш..стый - пушинка

Чиж..к - чижи

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

2 мин

8. Подведение итогов урока

Подвести итог урока.   Оценить обучающихся.

- Каждый из вас отлично поработал. Вернёмся к цели нашего урока. Чего мы хотели достигнуть? (Мы хотели открыть тайну написания жи-ши) Получилось у нас это сделать?

- В чём же заключается эта тайна? (Если после ж или ш стоит безударная гласная, её необходимо проверить)

- И как мы проверим безударную гласную? (подберём проверочное слово)

- Если проверочного слова нет? (ищем слово в словаре)

Учащиеся  демонстрируют конечный результат своей работы на уроке.

2 мин

9. Рефлексия

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

- Урок подходит к концу, и я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Оцените то, как вы старались сегодня, не то, как у вас получалось, а пытались ли вы узнать что-то новое. Перед вами лежат карточки. Не поднимайте карточки, пока я не скажу. Выберите красную карточку, если на уроке вы совсем не старались, жёлтую, если вы старались, но совсем немного, выберите зелёную карточку, если на уроке вы старались работать активно.

Обучающиеся  осуществляют рефлексию и самооценку.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...

Открытый урок по письму и развитию речи в 3 классе по теме:"Слова,обозначающие предметы"

Открытй урок по письму и развитию речи в 3 классе по теме: "слова ,обозначающие предметы"...

Слова по английскому языку 1 четверть 3 класс с произношением по учебнику М.З.Биболетова

Слова по английскому языку 1 четверть 3 класс с произношением по учебнику М.З.Биболетова. Данные слова можно распечатать и раздать детям в начале 1-ой четверти....

Дифференциация звуков [Г] – [К], [Г\'] – [К\'] изолированно, в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление образа букв Г-К.

В этом конспекте преследовались следующие задачи: 1) Коррекционно - образовательные: различать звуки г-к, г"-к" на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте.2) Коррекционн...

Как написать письмо на английском письмо

Правила написания  письма на английском письмо...

Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда

В данном материале размещен коспект занятия на тему "Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда"....

Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща

Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща...