Текст выступления "Развитие двигательной активности дошкольников средствами музыки"
статья

Рыжова Ольга Владимировна

Выступление для педагогов МДОУ по теме: "Развитие двигательной активности дошкольников средствами музыки"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДВ №!11 «УЛЫБКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. 60 лет Комсомола, 10 тел.8(49624) 9-00-70

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО ТЕМЕ:

«Роль музыки в гармоничном развитии

 личности дошкольника»

«Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». (Р. Роллан)

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом.

Мир музыки открывает возможности  развивать музыкальные способности ребёнка, творить вокруг красоту и гармонию жизни, раскрывать его эмоционально-чувственную сферу.

Рассмотрим основные факторы влияния музыки на развитие личности дошкольника.

Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентаций в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления.

Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.

Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.

Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.

Развитию духовно-нравственного становления личности, её гармоничного отношения к природе, людям, искусству способствует профессия музыкального руководителя,  ответственная творческая профессия, направленная на совершенствование музыкально-исполнительских способностей дошкольников, а также на  развитие у них умения воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь к различным видам искусства.

Психологами установлено, что музыка способна воздействовать на чувства человека, она может пробудить соответствующие ей мысли, воздействовать на сознание. На фоне переживаний музыки зарождаются духовно–нравственные качества, которые делают человека добрее, мудрее, искреннее, а значит, счастливее.

Мир эмоций ребёнка ограничен в своих проявлениях: его радуют и огорчают лишь доступные ему явления жизни. Введение ребёнка в мир музыки побуждает его к эмоциональному сопереживанию и осознанию не только музыки, но и жизненных ситуаций. Музыка способна научить детей сопереживать, чувствовать,  мыслить. Воздействуя на эстетические чувства, она направляет ребёнка в область нравственных переживаний, а значит, к сознательному отрицанию злого, безобразного и признанию  доброго, нравственного. Нравственные и эстетические качества очень важны для человека, для формирования культурной личности. И чем раньше малыш начнёт это осознавать и принимать, тем больше общечеловеческих качеств будет заложено в его личности.

Благодаря музыке и музыкальному искусству, ребёнок учится тонко воспринимать происходящее вокруг, в нём раскрываются искренность и открытость, чуткость к проблемам окружающих. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, пробуждают у него фантазию, обогащают духовный мир. Музыка способна захватывать миром звуков и уносить в мир красоты и вдохновения.  

Для обогащения дошкольников впечатлениями, развития музыкально-слуховых представлений, расширения знаний о музыкальном искусстве знакомим детей не только  с классической музыкой, но и с произведениями народной музыки и песенного фольклора. Ребята выражают свои музыкальные впечатления и  переживания с помощью творческих действий в различных видах музыкальной деятельности, таких как вокализация, пластическое интонирование музыки, ритмические движения под музыку.

В процессе знакомства с музыкальными инструментами дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у ребят развиваются внимательность, умение анализировать – всё то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей. Благодаря использованию игры на детских музыкальных инструментах у детей  развиваются  навыки  игры, вместе с тем, ребята более осознанно различают красоту звучания музыкальных инструментов, чётче воспроизводят ритмический рисунок в игре на них.

Простейшая исполнительская практика и приобретённые навыки восприятия произведений искусства подводят детей к первоначальным обобщениям. Возникает реальная возможность выделить сведения, которые ребёнок может и должен усвоить. Таким образом, определяется содержание обучения, необходимый объем знаний, умений, навыков, который дети используют для творческого воплощения.

Обучение побуждает ребёнка переносить усвоенное под руководством педагога в самостоятельную деятельность. По собственной инициативе дети упражняются в ещё недостаточно усвоенных, но заинтересовавших их способах действий (например,  в игре на музыкальных инструментах).

Благодаря применению технологии интегрированного обучения повышается творческая активность детей в музыкальной деятельности: раскрывается творческий потенциал воспитанников и у них появляется возможность воплотить своё эмоциональное состояние в изобразительной деятельности, музицировании,  ребята легко импровизируют на предложенную тему.

Исполнительское творчество детей в музыкальных спектаклях, концертах, помогает воспитать у них эстетические чувства, обогатить разнообразными, надолго запоминающимися впечатлениями, расширить кругозор, раскрыть их творческий потенциал, проявить интерес к более глубоким музыкальным впечатлениям, укрепить любовь к музыке.

В различных видах музыкальной деятельности  (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально – образовательной) дети открывают для себя новые впечатления, переживания, образы.

 Роль музыкального руководителя заключается в том, чтобы направлять ребёнка, ненавязчиво учить его слушать музыку и исполнять её, помочь понимать смысл каждого музыкального произведения, а так же чтобы этот процесс был не только развивающим, но и доставлял радость всем детям. Стараемся даже самые серьёзные занятия проводить легко, радостно, доступно, чтобы дети не замечали, что их чему–то учат, а запоминали и усваивали материал надолго, готовясь вступить во взрослую жизнь всесторонне и гармонично развитым человеком.

Создание в ДОУ условий для гармоничного развития личности ребёнка, позволяет увидеть выпускника детского сада самостоятельным, активным, проявляющим инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально отзывчивым на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства, имеющим практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние систематических занятий футболом на двигательную активность детей разного возраста

Целью исследования является изучение влияния систематических занятий футболом на двигательную активность детей разного возраста.Задачи данного исследования можно сформулировать в соответствии с целью:...

Двигательная активность на прогулке

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой раб...

Физкультурно-оздоровительные мероприятия как средство оптимизации двигательной активности обучающихся в средне-специальном учебном заведении

Одной из проблем физического развития молодежи является низкий уровень двигательной активности. В статье приводится полный анализ календарного-плана спортвно массовой работы в колледже....

Проект " Влияние двигательной активности на физическую подготовленность студентов"

Актуальность : образ жизни современных детейочень близок "постельному режиму",ведущему к остройгипокинезии,отмечается дефицит двигательной активности,который может вызвать ряд серьезных изме...

Изучение двигательной активности обучающихся разных возрастных групп медицинского колледжа.

Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации делают учебный труд студента все более интенсивным и напряженным. Соответственно возрастает значе...

Папка по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Папка по самообразованиюТема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников»           (Подготовительная группа...

Дипломная работа на тему: «Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры»

Выпускная квалификационная работа Тема: «Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры»Современному обществу сегодня необходимы...