ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
учебно-методический материал

Ёлшина Марина Александровна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Презентация к уроку русского языка "ФРАЗЕОЛОГИЯ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель

Ёлшина Марина Александровна        

Учебная дисциплина

Русский язык

Группа

ТЭ - 10

Специальность

23.02.04. Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных строительных машин и оборудования

Раздел дисциплины

Лексика и фразеология

Тема изучения

Фразеология

Тема урока

Фразеология. Фразеологизмы.

Номер учебного занятия по КТП

 Раздел 3 № 30

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Вид урока

Практическое занятие

Цели урока:

образовательная

формирование представления о фразеологизмах как единицах языка, об их строении и уместном употреблении в речи, обогащению знаниями о происхождении фразеологизмов, о синонимии и антонимии фразеологизмов.

развивающая

Способствовать развитию образного и логического мышления, языковой памяти, языкового слуха, умению отличать фразеологические обороты от других речевых единиц в потоках речи; совершенствованию умений подбирать  синонимичные и антонимичные фразеологизмы, умению анализировать ситуацию, осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности (анализировать, сравнивать, овладевать навыками самоанализа и самооценки); умению осуществлять поиск информации; умению общаться, работать в группе.

воспитательная

Способствовать воспитанию любви к родному языку, привитию интереса к его познанию, обогащению словарного запаса, развитию творческих способностей.

Образовательные результаты

личностные

метапредметные

предметные

В сфере отношений обучающихся к себе:

Ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

Готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения,

В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

Формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

В сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу:

Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, осознание своего места в поликультурном мире;

В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире; готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

В сфере отношений обучающихся к окружающему миру:

Готовность и способность к образованию и в том числе к самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно определять цели, формулировать собственные задачи в образовательной деятельности;

Планировать решение поставленных задач;

Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД:

Искать и находить способы решения задач, осуществлять развёрнутый информационный поиск;

Критически оценивать информацию с разных позиций;

Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого. Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения.

Коммуникативные УУД

Осуществлять деловую коммуникацию;

При групповой работе быть как как руководителем, так и членом команды в разных ролях;

Излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств;

Выстраивать деловую и образовательную коммуникацию.

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

Создавать устные и письменные высказывания определённой функционально-смысловой принадлежности;

Сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

Соблюдать культуру публичной речи;

Соблюдать в речевой практике нормы русского литературного языка;

Оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам.

Распознавать уровни и единицы языка в тексте и вдеть взаимосвязь между ними;

Анализировать при оценке собственной речи языковые средства с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Использовать синонимические ресурсы русского языка;

Иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

Осуществлять речевой самоконтроль.

Организация образовательной среды

Педагогические технологии

Методы обучения

Образовательные ресурсы

Междисциплинарные и межкурсовые связи

Формы организации работы

Развивающего обучения

Личностно-ориентированная

Информативно-коммуникационная

Проблемно-диалогическая

Системно-деятельностная

Элементы игровой технологии

Репродуктивный

Частично-поисковый

Раздаточный материал

Видеоматериал

Компьютер

Проектор

История

Литература

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Технологический процесс урока

Деятельность преподавателя и объем времени

Деятельность обучающихся

Формируемые образовательные результаты

личностные

метапредметные

предметные

1

2

3

5

6

I. Организационный этап.

Организация обучающихся на включение в активную деятельность на занятии

1 мин.

Эмоциональный настрой на занятие

Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

Регулятивные

Коммуникативные

Включение в предметную деятельность

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Формирование учебной мотивации, формулирование темы и цели урока с помощью презентации

3 мин.

Рассуждают, формулируют тему и цель урока

 Готовность и способность к отстаиванию собственного мнения, собственной позиции

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Выбор темы, определение цели для публичного высказывания

III. Актуализация знаний

Организация работы по актуализации знаний

с помощью презентации

5 мин.

Воспринимают информацию

Выделяют главное, сопоставляют, сравнивают, делают выводы

 Готовность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями

Уважение к русскому языку, гордости за прошлое и настоящее многонационального народа России

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Формирование представления о фразеологизме как единицы языка, об особенностях его строения и употреблении в речи

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Первичное усвоение новых знаний с помощью видеоматериалов, презентации

Организация работы с раздаточным материалом

15 мин.

Воспринимают информацию

Выделяют главное, сопоставляют, сравнивают, делают выводы

Готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Формирование представления о происхождении фразеологизмов,

пословиц, поговорок, крылатых выражений

V.Первичное закрепление знаний.

Первичное закрепление материала с помощью видеоматериала

«Узнай фразеологизм»

 Организация работы с раздаточным материалом

15 мин.

 Работают в группе

Выделяют отдельные фразеологизмы

Записывают в тетрадях

Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Формирование умения подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информация о домашнем задании

  1. В данном тексте выделить фразеологические обороты
  2. Написать продолжение сказки, используя фразеологизмы.

1 мин

Воспринимают информацию о домашнем задании,

задают вопросы по выполнению домашнего задания

Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Владение навыком анализировать текст

VII. Подведение итогов. Рефлексия

Варианты ответов для рефлексии

Оценивание деятельности учащихся на уроке

5 мин

Оценивание своей деятельности на уроке

Тетради сдают для оценивания.

Готовность и способность к ответственности за свою деятельность

Умение самостоятельно оценивать и организовывать собственную деятельность

Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдения за собственной деятельностью


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки-складки Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь О них обычно говорят: водой ___________ Мы исходили городок Буквально вдоль _______________ И так устали мы в дороге, Что еле ____________

Слайд 2

Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь _____________ Ежата-дети хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда в ___________!

Слайд 3

Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, _________________ Ребята слушать их не станут: От этой песни ______________ Глеб у доски повесил ___________ Краснеет до ___________ Он в этот час, как говорится, Готов сквозь _____________ О чём же думал он вчера, Когда баклуши______________ с утра?

Слайд 4

ФРАЗЕОЛОГИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ.

Слайд 5

Цель: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология» Задачи: Узнать, что такое фразеология Узнать, что такое фразеологизм и каковы его признаки Узнать, каково происхождение фразеологизмов русского языка Научиться находить и определять фразеологизмы в тексте Научиться уместно употреблять их в речи

Слайд 6

В течение занятия мы с вами будем: Работать засучив рукава! Категорически запрещается валять дурака или считать ворон! Желательно не попадать впросак и не сесть в калошу! В случае временной неудачи не падать духом, а взять себя в руки и заново приниматься за дело! Тебя ждёт успех!

Слайд 7

ФРАЗЕОЛОГИЯ Происходит от двух греческих слов: ФРАЗИС – «выражение» и ЛОГОС – «учение» ФРАЗЕОЛОГИЯ – это особый раздел лингвистической науки, изучающий устойчивые сочетания слов. Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке.

Слайд 8

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Это устойчивые неделимые сочетания слов, в которых слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Их ещё называют фразеологическими оборотами, идиомами (с греч. «своеобразная»), фразеологическими единицами

Слайд 9

ПРИЗНАКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Слайд 10

Ф Например, существуют слова: разлить, не, вода и фразеологизм «водой не разольёшь»=«очень дружны» Как, провалить, земля, сквозь = «как сквозь землю провалиться» = «неожиданно пропасть» Слова теряют свои прямые значения, становясь фразеологизмами.

Слайд 11

Пословицы и поговорки Пословица – краткое народное изречение, народный афоризм с назидательным смыслом (два медведя в одной берлоге не уживаются) Поговорка краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания (не все дома)

Слайд 12

Афоризмы и крылатые слова Афоризм – изречение какого-либо мыслителя, выраженное сжато и ёмко «Гений и злодейство – две вещи несовместимые» /А. С. Пушкин/ Крылатые слова – это «мысль, летящая на крыльях слова от собеседника к собеседнику» /древнегреческий поэт Гомер/

Слайд 13

«Найди фразеологизм»: Обозначить фразеологизмы Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...

Слайд 14

Фразеологизмы с точки зрения их происхождения

Слайд 15

Происхождение связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами предков. Тянуть канитель Кричать во всю Ивановскую Отложить в долгий ящик Мамаево нашествие (побоище) Хлеб-соль Шиворот-навыворот Бить челом Ума палата

Слайд 16

Возникли в той или иной профессиональной среде или пришли в литературный язык из профессионального жаргона Бить баклуши, разделать под орех, Тянуть канитель, попасть впросак, Сбоку припёка, сойти со сцены Играть первую скрипку, втирать очки Поставить не на ту лошадь Брать на пушку, ни пуха ни пера Без сучка, без задоринки Стричь всех под одну гребёнку Закидывать удочку, навострить лыжи Открыть Америку, попасть в ловушку.

Слайд 17

Сошли со страниц художественных произведений А Васька слушает, да ест Свежо предание, да верится с трудом Мы пахали Премудрый пескарь Быть или не быть А король-то голый Око видит, да зуб неймёт Сражаться с ветряными мельницами Рыцарь печального образа Лебедь, рак да щука

Слайд 18

Фразеологизмы библейского происхождения Я умываю руки Вавилонское столпотворение Взойти на Голгофу Манна небесная Нести свой крест Блудный сын Глас вопиющего в пустыне Козёл отпущения

Слайд 19

Античного происхождения (мифы, история, литература) Прометеев огонь; муки Тантала Яблоко раздора; ахиллесова пята Ариаднина нить; Дамоклов меч Сизифов труд; со щитом или на щите Разрубить гордиев узел Перейти Рубикон И ты, Брут; Соломоново решение

Слайд 20

Фразеологические единицы, заимствованные из других языков Альма матер, Альфа и омега, Ставить точки над « i » Терра инкогнита Потерпеть фиаско Воздушные замки Время-деньги Секрет Полишинеля

Слайд 21

Происходят из терминологии науки Привести к общему знаменателю На точке замерзания Белое пятно Чёрная дыра Абсолютный ноль Звезда первой величины Цепная реакция Катиться по наклонной плоскости Придать ускорение

Слайд 22

Роли в групповой работе: Координатор (руководит работой группы) Секретарь ( записывает результаты работы) Оратор (озвучивает результаты работы) Хранитель времени (следит за временем выполнения работы группой)

Слайд 23

Правила работы в группе Критикуй идеи, а не человека Поощряй участие каждого в обсуждении Выслушай мнение каждого, даже если не согласен с ним Стремись понять точку зрения других Ищи рациональное в высказываниях других

Слайд 24

По определению назовите фразеологизм Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха? Дело выполняется быстро, ловко, хорошо. Так говорится о человеке, который легко меняет свои решения Очень темно, совершенно ничего не видно. Оказаться в неловком, глупом положении. Изобрести то, что уже давно изобретено. Так говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком. Жить богато, роскошно, не стесняясь в средствах. Устранить, уничтожить то, что может служить уликой. Работать на кого-нибудь.

Слайд 25

Ответы Медведь на ухо наступил Дело горит в руках Семь пятниц на неделе Хоть глаз выколи Сесть в калошу Открыть Америку Мухи не обидит Замести следы Гнуть спину на хозяина

Слайд 26

Подобрать нужное слово для фразеологизма Как ветром (унесло, сдуло, закружило) Хвост (сжать, скомкать, поджать) Начать с (буквы, азов, книги) Метать бисер перед (птицами, кошками, свиньями) Выносить сор из (бани, погреба, избы ) Брать (оленя, корову, быка) за рога (Тупица, бестолочь, олух) царя небесного

Слайд 27

Прочитайте начальные буквы вставленных слов Какое слово у вас получилось? СПАСИБО! Спасибо за работу на уроке!

Слайд 28

Фразеологизмы с точки зрения и их происхождения Ответы: 1. История нашей страны: Шиворот-навыворот, Мамаево нашествие, Отложить дело в долгий ящик, потёмкинские деревни, бить челом, ума палата, встречать с хлебом-солью.

Слайд 29

2. Профессиональная среда: Бить баклуши Тянуть канитель Играть первую скрипку Брать на пушку Сойти со сцены Снять стружку Ни пуха ни пера

Слайд 30

3. Из произведений художественной литературы Быть или не быть Сражаться с ветряными мельницами Медвежья услуга Блоху подковать Рыцарь печального образа Премудрый пескарь Мы пахали

Слайд 31

4. Фразеологические обороты из древней мифологии: Яблоко раздора Ахиллесова пята Ариаднина нить Дамоклов меч Ящик Пандоры Троянский конь

Слайд 32

5. фразеология библейского происхождения Блудный сын Фома неверующий Вавилонское столпотворение Манна небесная Глас вопиющего в пустыне Козёл отпущения

Слайд 33

6. Фразеологизмы – научные термины Привести к общему знаменателю Белое пятно на карте Звезда первой величины Цепная реакция Катиться по наклонной плоскости

Слайд 34

Ответы тестового задания В В В Б А Г В Г В В

Слайд 35

Физкультминутка Встаньте, если вы на уроке не хлопали ушами. Сядьте, если вы били баклуши. Поднимите руки вверх, если вы не гоняли лодыря. Опустите руки, если вы работали в поте лица. Повернитесь направо, если вы работали через пень-колоду Похлопайте в ладоши, если у вас сегодня всё горело в руках!

Слайд 36

Домашнее задание Обозначить все фразеологические обороты из рассказа «Мир Зацепочкина» Написать продолжение рассказа, используя фразеологизмы.

Слайд 37

Подберите фразеологизмы, которые характеризуют вашу работу на сегодняшнем уроке Работал спустя рукава Из рук вон Не покладая рук Через пень-колоду Бил баклуши Трудился засучив рукава Грыз гранит науки Любо-дорого глядеть Работал в поте лица Считал ворон Хлопал ушами Умная голова У умелого всякое дело спорится

Слайд 38

К данным фразеологизмам подберите и запишите фразеологизмы-синонимы Мчаться во весь дух Знать как свои пять пальцев Свалиться как снег на голову Капля в море Ни рыба ни мясо Плечом к плечу Откуда ни возьмись Встать чуть свет Поминай как звали

Слайд 39

К данным фразеологизмам подберите и запишите фразеологизмы-антонимы В двух шагах Взять себя в руки Засучив рукава На худой конец Пасть духом Хоть пруд пруди Прикусить язык Как по маслу С распростёртыми объятьями

Слайд 40

Записать как можно больше фразеологизмов со словами: Голова -… Глаз -… Зуб -… Нога -… Нос -… Рука -… Ухо -… Язык -…

Слайд 41

Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите в исправленном виде. Вася красиво, как курица лапой написал заглавие. Женя остановилась, до глубины души восхищённая чудесной музыкой. Котёнок был очень некрасивым – глаз не оторвать. Мы дружно работали сложа руки. Мы с другом долго спорили , но в конце концов нашли общий язык. У лягушки дух захватило от страшной высоты. Яшка сломя голову остановился.

Слайд 42

Фразеологический зверинец ……… . на ухо наступил Подложить ………. Тянуть…………за хвост Писать как ………… лапой Как ………… пятая нога Как с ……….вода …………… смотрит ………… отпущения Белая …………. Делать из …………. …………..

Слайд 43

Распределите фразеологизмы по профессиям Земледелие - … Охота. Рыбная ловля - … Ремёсла - … Военное дело - … Медицина - … Искусство - …

Слайд 44

Слова для справок Подготовить почву, овчинка выделки не стоит, через час по чайной ложке, выкурить трубку мира, надеть маску, закинуть удочку, поднимать целину, на ловца и зверь бежит, доводить до белого каления, в здоровом теле здоровый дух, снять стружку, ни пуха ни пера, сложить головы, бить баклуши, держать порох сухим, на два фронта, сойти со сцены, понюхать пороху, переменить декорации

Слайд 45

О каком слове идёт речь? Нос Уши Каша Ветер Вода Язык


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи

Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...

Технологическая карта учебного занятия

Цели занятия:Образовательнаязнать: 1.     Ознакомиться с первичной документацией при поступлении и отпуске товара со склада и от поставщиков2.     Приобрести пр...

Технологическая карта учебного занятия

В материале представлена технологическая карта учебного занятия по теме "Электромагнитная индукция" дисциплины "Естествознание" для специальности 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"...

Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"

Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"...

Технологическая карта учебного занятия

Технологическая карта учебного занятия по дисциплине "Программное обеспечение электронного набора и правки текста"...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...