Опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по экономическим дисциплинам
материал

Елена Алексеевна Зубарева

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 «Рославльский многопрофильный колледж»

ДОКЛАД

На тему: 

«Опыт организации внеаудиторной

самостоятельной работы обучающихся

по экономическим дисциплинам».

Автор: преподаватель высшей квалификационной категории Зубарева Е.А.

г.Рославль 2020г.

Общие моменты организации внеаудиторной самостоятельной работы

Главной задачей образовательного учреждения среднего профессионального образования является формирование профессиональных компетенций будущих конкурентоспособных специалистов. Но кроме профессионализма современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность.Вследствие этого в системе среднего образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Требования ФГОС третьего поколения диктуют необходимость обеспечения самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей. Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить студентов работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой кругозор. Известно, что знание, которое приобретается в процессе самостоятельной деятельности, усваивается значительно лучше, чем то, которое сообщается преподавателем как готовое.

Самостоятельная работа студентов является одной из наиболее сложных форм организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, педагогического и научно-методического сопровождения.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная;
  • внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Так как ограниченное количество аудиторного времени не позволяет использовать широкий спектр видов самостоятельной работы во время учебных занятий, большое внимание уделяется внеаудиторной работе студентов, на которую выделяется не менее 30% от общего количества часов отводимых на изучение дисциплины.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражениев рабочем учебном плане, рабочих программах дисциплин, календарно - тематических планах с распределением по разделам или темам.

Опыт организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика»

Обладание экономическими знаниями сегодня стало необходимой реальностью, и общество проявляет активный интерес к изучению различных экономических вопросов и решению проблем. Очевидна необходимость изучения экономики, и освоения того опыта, который накоплен странами, живущими в условиях рынка не одну сотню лет.

Изучение данной дисциплины предполагает не только теоретические занятия, выполнение практических работ, но и самостоятельную работу студентов.

Учебным планом и рабочей программой на неё отводится - 62 часа.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических занятий;
  • формирования умений использовать учебную и дополнительную (нормативную, правовую и справочную и другую) литературу;
  • развития познавательных способностей и активности студентов;
  • формирования самостоятельности мышления;
  • умения обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учётом имеющихся данных.

Студент в ходе самостоятельной работы оп дисциплине должен

знать/понимать:

  • смысл основных теоретических положений экономической науки;
  • основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений.

уметь:

  • приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
  • описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
  • объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; законы спроса и предложения; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
  • сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложения и величину предложения, рыночные структуры, безработных и не занятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
  • вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный ВВП, темп инфляций, уровень безработицы;
  • применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения типичных экономических ролей;
  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

При формировании содержания заданий по внеаудиторной работе, в первую очередь, учитывалась специфика учебной дисциплины, заинтересованность студентов в ее изучении, их интеллектуальный потенциал и индивидуальные особенности.

При определении норм времени на выполнение заданий применила свои наблюдения в ходе аудиторной работы, хронометраж собственных затрат времени, опрос студентов о затраченном времени на выполнение различных заданий и примерные нормы времени отводимые на выполнение аналогичных заданий.

На основании рекомендованного был составлен перечень видов внеаудиторной работы для овладения, закрепления, систематизации, контроля знаний и умений.

Основные виды организации, руководства и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика»

Вид самостоятельной работы

Время, отводимое на выполнение заданий

(примерное в часах на 1 задание)

Способы руководства со стороны преподавателя

Формы контроля

Результат

проработка конспектов лекций

0,5-1

составление электронных конспектов лекций

устный опрос, терминологический диктант, письменные работы

разработаны электронные конспекты лекций по дисциплине

изучение литературных источников

в зависимости от объёма

составление списка рекомендуемой литературы, разработка тем рефератов, докладов, проектов

устный опрос, письменные работы

сбор материала для выполнения различных заданий

составление

плана,

конспекта,

аннотации,

терминологического словаря

1

1,5-2

0,5-1

0,5

составление списка рекомендуемой литературы, разработка методических указаний

устный опрос, терминологический диктант, письменные работы, проверка наличия и регулярного ведения

рабочие тетради

систематизация знаний и их наглядное представление составление схем, таблиц, графиков, кроссвордов, тестов,

 презентаций,

1-2

2-4

консультация

схемы, таблицы, графики, презентации, кроссворды, тесты

составляются схемы таблицы графики в рабочих тетрадях

кроссворды тесты, презентации

подготовка доклада, реферата, проекта

1-1,5 на страницу

разработка тем рефератов, докладов, проектов подбор литературных источников

защита доклада, реферата, проекта, семинар

доклады и рефераты студентов по темам дисциплины

участие в региональной студенческой научно-практической конференции с проектом

поиск информации по теме в интернете

0,5-1

составление списка вопросов, на которые необходимо ответить, разработка тем рефератов, докладов, проектов

доклад, реферат, проект, письменное оформление, использование для решения поставленной проблемы

сбор материала для выполнения различных заданий

подбор материалов периодической печати по теме

2-3

составление списка вопросов, на которые необходимо ответить, разработка тем рефератов, докладов, проектов

доклад, реферат, проект, письменное оформление, использование для решения поставленной проблемы

подборка статей

выполнение индивидуальных домашних заданий и решение ситуационных задач

в зависимости от объёма и сложности

разработка вариантов заданий, консультация

проверка

рабочие тетради

подготовка к практическим занятиям, промежуточному, текущему и

итоговому контролю

2-3

15

разработка контрольных вопросов, заданий, тестов, ситуационных задач

устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач, проверка

результаты выполнения практических контрольных  работ, экзаменов

После выбора вида внеаудиторной работы, преподаватель проводит устный инструктаж. Затем каждый студент получает письменную инструкцию или памятку, представляющую четкий алгоритм действий (Приложение 1), образец оформления работы, критерии оценивания работы, сроки сдачи.

Выводы

Самостоятельная работа требует совершенствования методов и форм организации труда студентов, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их контроля и учета.

Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания заданий, формы выполнения.

Перед всеми преподавателями стоит задача - правильно организовывать самостоятельную работу студентов. Организация включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.

Важно обучение студентов работе с книгой, публикацией, конспектированию, приемам запоминания, планированию, организации и реализации самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Чем раньше студенты овладеют методами работы с учебной литературой, тем быстрее они начнут ориентироваться в большом количестве новой информации, тем быстрее проявятся их самостоятельность, активность и инициативность - такие важные профессиональные качества личности формируются в процессе самостоятельной работы.

Список используемой литературы:

  1. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5. – С.18-26.
  2. Колеватова Т.А. Самостоятельная работа студентов при изучении специальных дисциплин //Среднее профессиональное образование. Приложение. -2009.- №8. – С.18-26.
  3. Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся // Народная газета. 2005.№5.
  4. Черногаева Н.А. Контроль самостоятельной работы студентов //Методист.- 2009.- №1.- С.36-41.

Приложение 1

Инструкция по внеаудиторной работе студентов по подбору экономической информации на тему: «Особенности современной экономики России».

Цели:Формирование навыков сбора и анализа информации на заданную тему.

После выполнения работы студенты должны:

Уметь:

– находить экономическую информацию, формирующую представление о макроэкономике России.

– работать с материалами периодической печати.

Уважаемые студенты!

Мотивация:

Выполнив эту работу,Вы сможете:

– работать с материалами периодической печати;

– подбирать необходимую информацию.

Для этоговам необходимо:

  1. Изучить материал учебника «Экономика (основы экономической теории)», Под редакцией С.И. Иванова М.: Вита Пресс стр 269-286.
  2. Изучить дополнительную литературу (см. список).
  3. Подобрать необходимые издания периодической печати и изучить рубрику «Экономика».
  4. На конверты или файлы наклеить надписи:
  • “Проблемы экономического роста в России”.
  • “Рынок труда в России”.
  • “Безработица”.
  • “Инфляция”.
  • “Денежно-кредитная система в России”.
  • “Особенности социальной и инвестиционной политики в России”.
  1. Вырезать заметки, статьи и разложить в конверты.
  2. Использовать материалы на семинарском занятии.

Список литературы:

  1. Киреев А.П. Экономика. ВИТАРЕСС 2012
  2. Липсиц И.В. Экономика. ВИТА-ПРЕСС, 2015.

Периодическая печать:

  1. “Коммерсант”.
  2. “Аргументы и факты”.
  3. “Известия” и другие.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

Методические указания для выполнения самостоятельной работы по экономическим дисциплинам

Методические указания для выполнения самостоятельной работы по экономическим дисциплинам...

Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Анатомия и физиология человека»

Статья представляет собой обобщение опыта по организации самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине «Анатомия и физиология человека». В статье определены необх...

Методические указания по составлению и оформлению рефератов, контрольных и творческих работ по экономическим дисциплинам для всех специальностей

Цель данных указаний – оказать методическую помощь студентам в выполнении и оформлении основных видов письменных работ. Уровень и содержание каждого вида работ разнообразны, что обуславливает ряд спец...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Спектр учебных студенческих работ достаточно широк. К ним относятся: не только рефераты, доклады, но и практические работы. Тематика и цель их должна быть актуальной, содержание – отвечающим современн...

Опыт организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО

В статье описан опыт организации самостоятельной работы обучающихся (аудиторной и внеаудиторной) в условиях реализации ФГОС СПО...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента по дисциплине Право для специальностей социально-экономического профиля

Данная методическая разработка  предназначена, для организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Право» по специальностям  социально-экономического профиля,...