Урок литературного чтения В.А.Осеева "Синие листья"
учебно-методический материал

Корней Светлана Федоровна

На данном уроке используется  технология РКМЧП для нравственного воспитания подрастающего поколения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                                                                         

                                                                       

Технологическая карта урока

Тема

В.А. Осеева  «Синие листья»

Тип урока

Изучение нового

Цели:

 создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе с текстом.

 

     Задачи:

  • формирование умения анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека;
  • развитие навыков правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы, умение высказывать своё отношение к написанному автором, использовать выборочное чтение для подтверждения какой – либо мысли;
  • воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся;
  • развитие творческих навыков и умений.

               

     Оборудование:

  • портрет В.А.Осеевой,
  • выставка книг В.А.Осеевой,
  • мультимедийный проектор, презентация
  • шаблоны листьев

  Формы  организации      деятельности:

- фронтальная работа;

- самостоятельная работа;

- групповая работа;

- индивидуальная работа.

       Методы работы

- наглядный

- технология РКМЧП

Универсальные учебные действия:

1. Личностные

 - Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.

- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- Уважать мнение одноклассников.

-  Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

2.Регулятивные:

- Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий.

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

3.Познавательные:

-Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Сравнивать  и группировать  объекты  по нескольким признакам.

-Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

-Совершенствовать умение  работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.                                                  

4.Коммуникативные:

-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.

- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

                                                                           

Ход   урока:

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся.

Формируемые УУД

ВЫЗОВ

 

 Цель:  Учить  самостоятельно определять тему  и цель  урока.

.

I. Мотивация к учебной деятельности 

Задача:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Вступительное слово:

Я предлагаю вам начать наш урок с игры, которая называется» Верю! Не верю!

ПРИЕМ «ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»

  • Лучший друг-это тот, на кого можно всегда положиться в трудной ситуации.
  • Друг стремится переделать друга по своему образцу.
  • Друг первым прощает ошибки друга.
  • Друг не помнит о друге, когда того нет рядом.
  • Друг добровольно помогает в случае нужды.

Я хороший друг.

Эмоционально настраиваются на урок.

Контролируют готовность к уроку 

Личностные:

Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

Управление поведением партнера.Регулятивные:

Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий

II. Выявление имеющихся знаний по теме урока

 Задача: определить имеющиеся у учащихся знания по теме урока. 

  Послушайте загадку. Что это?

Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят. (Листья.)

- Прочитайте загадку «губами»

- Теперь прочитайте жужжащим чтением

- Прочитайте загадку в парах

- Заслушаем чтение одной пары

Возьмите листья, которые лежат у вас на партах. Внимательно рассмотрите.

- Кто может сказать лист какого дерева у него в руках? (Клёна, березы, дуба.) (Можно использовать атлас - определитель "От земли до неба".)

- Что интересного вы знаете о дубе? (Дерево долгожитель. Из желудей можно варить кофейный напиток.)

- Что интересного вы знаете о березе? (Символ России, делают березовый сок, существует два типа дерева - мужское и женское. Женская береза распускает листья в сторону, а мужское дерево вверх.)

- Что интересного вы знаете о клене? (символ Канады, из листьев добывают кленовый сахар.)

https://documents.infourok.ru/3f39f1fc-ebe7-4a17-a090-17b894f483d0/0/image001.jpg                    https://documents.infourok.ru/3f39f1fc-ebe7-4a17-a090-17b894f483d0/0/image002.gif              https://documents.infourok.ru/3f39f1fc-ebe7-4a17-a090-17b894f483d0/0/image003.jpg

- Раскрасьте ваши листочки. В какие цвета вы их раскрасили?  (Зеленый, желтый. красный, оранжевый.)

- Могут ли листья быть синего цвета?

Оказывается –могут!

Отгадывают загадку

Читают разными способами

Выполняют задания, делятся своими знаниями

Коммуникативные:

-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Познавательные УУД: совершенствовать умение  работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.      

Личностные  УУД: воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.                                      

Постановка учебной задачи

Задача: вызвать  интерес  к  учебному  материалу.

- Рассказ который мы сегодня будем читать называется "Синие листья". Его написала В. Осеева.

 - Как вы думаете, почему она его так назвала? (Предположения детей.)

- Итак, наши задачи:

1) познакомиться с В.А. Осеевой.

2)познакомиться с рассказом В.А. Осеевой "Синие листья";

3) выяснить почему рассказ так называется;

Ведут диалог с педагогом, высказывают предположения.

Выводят тему и цели урока.

Регулятивные:

Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий

ОСМЫСЛЕНИЕ

 

Первичное восприятие.

Задача: вызвать  интерес  к  учебному  материалу.

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них — Валентина Осеева. Валентина Александровна Осеева-Хмелёва — одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.

. Я случайно нашла письмо ее к Вам, детям. Вот оно.

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

- Давайте послушаем рассказ В. Осеевой "Синие листья".

ПРИЕМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»

Чтение текста учителем.

Дети отвечают на вопросы по проверке первичного восприятия.

IV.Работа  над  нравственной  идеей   текста.

 

Задача: выделять  события,  видеть   их  последовательность ;  формировать  представления  о  нравственных   понятиях.

V.Работа  над  языком  произведения.

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

- Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

  •  Что надо было нарисовать Лене?
  •  Почему она не смогла раскрасить листья?
  • К кому она обратилась за помощью?
  •  Почему именно у Кати попросила Лена зеленый карандаш?
  • Почему Лена не взяла карандаш, который был ей нужен?
  • Как вы думаете как дальше будут развиваться события?

Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

- Ну, что ж ты? Бери!

  •  Почему Катя не дала Лене карандаш сразу?
  •  У кого нужно было спросить разрешения?
  •  Чего боялась Катя?
  •  Дала ли она карандаш Лене?
  • Взяла ли карандаш Лена?

- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

- Карандаша зелёного нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

- Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.

  •  Почему Катя на уроке покраснела «как, рак»
  •  Были ли Катя и Лена подругами? Аргументируйте свой ответ.

- Нужно ли помогать другим людям? Докажите свое мнение.

- Как бы вы решили проблему Лены?

- Почему учитель сказал такие слова: «Надо так давать, чтобы можно было взять». Как вы их понимаете?

"Жужжащее чтение" детей.

- Прочитайте рассказ вполголоса.

Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прослушав это произведение?

Каковы главные слова всего произведения? Как вы их понимаете?

- Давайте, подумаем какими чертами характера обладали девочки.

          Характеристика героев. (Работа в группах)

- Откройте конверт (В конверте лежат слова-качества героев, имя девочки. Нужно составить кластер-ромашку).

  • Охарактеризуйте качества Кати. (Жадность, равнодушие…) Как вы их понимаете?
  • Охарактеризуйте качества Лены. (Скромность, терпение…) Как вы их понимаете?
  • Назовите качества, которыми должны обладать настоящие друзья.

ПРИЕМ «КЛАСТЕР»

Проверка выполненной работы. (На доску вывешиваются кластеры. Командир читает вопрос, члены в группе называют качества характера, которые подобрали.  Другие группы слушают ответы детей, и, если возникает свой ответ, могут высказать его). 

Чтение рассказа по ролям

- Мы выяснили особенности характеров девочек. Это поможет нам лучше прочитать этот рассказ по ролям.

Ведут диалог с педагогом, высказывают предположения.

Опираясь на предложенный материал, дети выбирают слова для характеристики качеств героев (по группам). Представляют свой результат на прослушивание и обсуждение.

Коммуникативные:

-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Познавательные УУД: совершенствовать умение  работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.      

Личностные  УУД: воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.                                      

Регулятивные УУД: закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность.                                                                                    Личностные УУД:

 оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

РЕФЛЕКСИЯ

Задача:  учить  осуществлять  первоначальный   контроль  своих  действий.

ПРИЕМ «СИНКВЕЙН»

Подведем итог и составим синквейн со словом ДРУЖБА

Дружба

Настоящая, верная.

Сближает, выручает, доверяет,

Настоящий друг помогает в беде.

Доверие.

- А теперь, давайте создадим своё необычное дерево дружбы. (в конверте - листья деревьев синего и зеленого цвета. На доске на половинке ватмана изображение ствола дерева с ветками без листьев. Задание:

- Те ребята, кто считает, что теперь знает, кто такие настоящие друзья – приклеивает на дерево зеленый листок, а кто еще не совсем понял, что значит дружить – приклеивает синий листок).

Обобщают полученные знания

Регулятивные УУД: закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность                                                                                    Личностные УУД: Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

VI.  Итог урока.

VII. Домашнее задание

Цель:

– организовать выполнение д/з.

-  Заканчивая урок, я прочту вам еще одно стихотворение.

Случается, бываем одиноки,
И не хватает нам душевной теплоты,
Бываем мы задумчивы и строги
И не кому как будто не нужны
И светит солнышко неярко
И нет желанья рисовать,
Читать, играть не интересно
Но, как скажите не скучать?
Мир сразу красками наполнится
Измениться вдруг все вокруг
Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий верный друг
.

- Чему научил вас этот рассказ?

- Какова основная мысль рассказа?

Из группы пословиц выберите только те, которые подходит к нашему рассказу.

• Вежливость открывает все двери.

• Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

• Нет — друга ищи, а нашёл — береги.

• Делу время, а потехе — час.

• Где труд, там и радость.

• Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

• Добрый человек добру учит.

• Кто скоро помог, тот дважды помог.

• Лето прохлопал, осень протопал, а тут снег на голову.

• Птица сильна крыльями, а человек — дружбой.

• Красив тот, кто красиво поступает.

 • Сердце матери лучше солнца греет.

Определяют главную мысль произведения.

Познавательные УУД: анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы                                                  

           

Приложение

В.А.Осеева "Синие листья"

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

- Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

- Ну, что ж ты? Бери!

- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

- Карандаша зелёного нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

- Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

Урок литературного чтения

МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»                         1 кл...

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Открытый урок. Типология уроков литературного чтения. 3 курс. Гаврилова В.Ю.

Методическая разработка открытого урокапреподавателя методики русского языка КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж» Гавриловой Валерии Юрьевны. Пояснительная записка.  С 2009 год...

Урок литературного чтения 3 класс Виеру. "Подснежник"

Тема.  Виеру . « Подснежник."По моему мнению, уроки поэзии особенно  нужны детям, чтобы пробудить  в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...

Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».

Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.  В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...