Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках английского языка
статья

Манукян Рузанна Арутюновна

Статья посвящена теме использования ИКТ на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_manukyan_r.a.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно – коммуникационных технологий

на уроках английского языка  

 В соответствии с проектом программы по учебным предметам, разработанной по стандартам второго поколения в условиях ФГОС, содержание учебных предметов, представляющее в основной школе систему научных понятий и соответствующие им способы действий, создаёт необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у школьников.                                                                                

Такая качественно новая форма мышления выступает базой перехода учащихся от учебной деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе.
           Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельность и ответственность обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. 
           
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию.

 Учитель иностранного языка должен создать условия для практического овладения языком каждым учеником, выбрать необходимые методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
          Каждый учитель мечтает приобщить своих учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми и любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащихся потребность изучения иностранного языка, убедить каждого учащегося в том, что ему нужно знать этот предмет, и поддерживать интерес к нему. 
          Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает подобрать те методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся. Это  позволяет коренным образом изменить организацию процесса обучения детей, сформировать у них системное мышление.

В новых условиях учителя часто используют разнообразные электронные ресурсы: мультимедийные программы, материалы для создания проектов о достопримечательностях, информацию о текущих событиях в разных странах, об экологической ситуации в разных уголках мира, о национальных праздниках. Интерактивные тесты и программы, найденные в интернете,  помогают учителю и учащимся при обучении по УМК различных авторов. 
           Эти материалы выступают в роли реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации. При этом роль учителя как учителя английского языка состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню в целом.
         Учащиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д.

        В работе на уроке практически ежедневно используется интерактивная доска или мультимедийный проектор. Основное преимущество этих ИКТ – наглядность и интерактивность. 
         Она оказывает одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия – слух и зрение, что позволяет достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося. Дети не только получают важную и нужную информацию, но и испытывают очень сильные положительные эмоции, такие как удивление, восторг, радость.
         При проведении уроков с мультимедийным  проектором можно использовать разные задания: распределить слова в колонки по различным признакам, подписать картинки, заполнить пропуски, составить предложение и т. д. Уроки, на которых есть такие задания, становятся намного интереснее.
         Занятия  в лингафонном кабинете вызывают  огромный интерес у обучающихся. Например, при обучении  аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый может произносить фразы. При изучении грамматических структур - дети выполняют грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов, неоднократно возвращаясь к проделанным тестам, находя правильный ответ.

ИКТ не только могут, они должны использоваться на уроках различных типов.

  1. Урок введения нового материала. При условии  использования на уроке  презентаций  процесс обучения становится более эффективным и личностно–ориентированным. Презентации удобны и для учителя, и для учеников. Кроме текста, она включает в себя картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Составление требует большой подготовки учителя по выбору материала, продумывания структуры, выбора оформления,  учитывая этическую сторону презентаций и здоровье сберегающие  технологии. Результат уроков с презентациями потрясающий. Ученики с интересом воспринимаю новую информацию, выполняют все предложенные задания.

         На уроках введения нового материала можно использовать различные образовательные программы: “Welcome to Muzzy”, The BBC Language courses for children - курс направлен на все виды речевой деятельности

2. Урок обобщения и закрепления изученного материала
        Презентация - целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала. 

       Интернет – это тот ресурс, который позволяет общаться людям с разными интересами. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно – самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

3. Выполнение  проектных работ с помощью интернет ресурсов.
       Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг интернета в процессе проектной деятельности учащихся.
       Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Основу же для этого умения можно и нужно закладывать еще в школе. 

       Способность отобрать важную информацию, проанализировать ее вырабатывается на практике с помощью аналитического чтения. 
        Так, например,  в 11 классе   учащиеся   выполняют  задания, рассчитанные  на самостоятельный поиск  в интернете. 

        В кабинете информатики на уроке английского языка они должны найти необходимый материал в сети интернет, прочитать его, выбрать необходимое, «скачать»   найденную информацию и сохранить в папках.   Учащиеся  легко справляются  с этой задачей. Создавая проекты, ученики используют собранную информацию  и  иллюстрации. 

       Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту; телеконференции; видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги; поисковые системы, разговор в сети. Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.

       Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.

        Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу, т.е. мы можем рассматривать интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения.

       При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
        На уроках английского языка можно использую следующие образовательные Интернет – ресурсы, где можно найти различные сказки, рассказы, игры, кроссворды:

www.starfall.com,

www.englishforkids.ru,

www.freeclassicaudiobooks.com,

www.mes-english.com,

www.oup.ru,

www.onestopenglish.ru,

www.elscafe.com,

www.englisgtips.org, 

www.babyland.ru  

Можно использовать различные периодические издания:

газеты: “The Washington Times”,

www.wastimes.com,

“The Times”,

www.nytimes.com

 Темы для уроков английского языка в старших классах:

«Легко ли быть молодым?»,

www.teenadvice.org,

 «Политика страны»,

www.royal.gov.uk. 
Для формирования или совершенствования грамматических и лексических навыков:

 www.study.ru.  
 При подготовке проектов:

www.alleng.ru/englishjet.com/native-english.com


Таким образом, без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки английского языка.

Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка.          

       Использование новых информационных технологий – это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.  

       Основными характеристиками применения современных методов преподавания являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной творческой активности учащихся.

       Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам.

       Современные педагогические технологии такие, как групповое обучение, обучение в сотрудничестве, игровые и здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления,  проектная методика, совсем новая «кейс технология», «перевёрнутый класс»,  - смешанное обучение, французские мастерские, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и талантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании чувашского языка.

Сегодня невозможно представить школу без хорошо оснащенного кабинета информатики и без учителей предметников, знающих компьютерные технологии. Используя компьютерные программы, мы делаем процесс...

Доклад. Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."

Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."Цель: обоснование современной  информационно  - коммуникативной технологи...

Информационно- коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Использование информационных технологий  – одно из направлений   активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала учителя с целью боле...

Статья на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы."

Компьютерные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более преподаватель, должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны и...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка (из опыта работы Шехуриной С.А.)

В данной статье приведены примеры использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка:- важность положительного эмоционального настроя- необходимость дыхательной гимнаст...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

Информационно - коммуникационные технологии помогают сделать учебный процесс эффективным и содержательным, что отвечает требованиям современного образования....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процес...