Роль и ролевые ожидания в общении
статья

 

Львы живут прайдами, волки – стаями, а люди – социальными группами. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_i_rolevye_ozhidaniya_v_obshchenii.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Роль и ролевые ожидания в общении

Понятие социальной роли

Львы живут прайдами, волки – стаями, а люди – социальными группами. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.).

Социальные группы  – это сообщества индивидов, объединенных общей целью и совместной деятельностью, направленной на ее достижение. Любая групповая деятельность требует распределения функций, предполагающих определенный тип поведения, комплекс обязанностей, позицию человека в социуме и т. д.

Вот эти функции с точки зрения психологии и есть социальные роли, которые играют люди, и социум предъявляет жесткие требования к ролевому поведению, так как от него зависит достижение общей цели.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

В каждой группе таких ролей много, их содержание определяется задачами общегрупповой деятельности. Так, в школьном коллективе есть роли учеников, учителей, директора, завуча, технички, библиотекаря и т.д.

Так как человек обычно входит в различные группы, в которых выполняет разные функции, то и роль играет тоже не одну. В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. 

Социальная роль состоит:

из  ролевого ожидания (экспектации) – того, чего ждут от носителя роли окружающие

из  ролевого поведения,  исполнения этой роли (игры) – конкретных действий, которые совершает человек

Принимая новую для себя роль, человек должен в первую очередь осознать ее функциональную составляющую, то есть понять, какой вклад он должен вносить в общую деятельность, что ждет от него сообщество. Без этого невозможно освоение роли. И если в официальных группах функции каждого их члена расписаны в соответствующих документах как должностные обязанности, то в семье этого нет. Поэтому неправильное понимание функционального компонента своей роли или нежелание его понимать приводит к неизбежным конфликтам.

Невыполнение человеком своих ролевых функций не просто вызывает негативную реакцию группы, к человеку могут быть применены социальные санкции: от открытого осуждения до изгнания из социума.

Сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид «усвоит» роль. Социальная роль оставляет «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно назвать «стилем исполнения роли».

Роль имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты:

  • социальные нормы;
  • обязанности, связанные с выполнением групповых функций;
  • права человека как члена данной группы;
  • стереотипы ролевого поведения.

Стереотипы поведения обеспечивают эффективность выполнения человеком своих ролевых функций, поэтому им придают в теории ролей большое значение. Они включают в себя наиболее рациональные и общепризнанные приемы и формы деятельности и нормы отношения с другими членами группы. Кроме этого, стереотипы поведения делают роль узнаваемой, помогают человеку быстро ориентироваться в социальной среде. Мы с детства знаем, каких действий следует ожидать от врача, продавца, парикмахера, учителя и т. д. И принимая новую роль, человеку проще освоить именно стереотипы поведения, так как он заранее знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Две стороны социальной роли – функциональную и поведенческую – можно представить так:

роль, как функция – предписывает, что нужно делать человеку;

роль, как набор стереотипов поведения – как это нужно делать.

Социальные роли не только стандартизированы, но и безличны. Конечно, каждый человек – уникальная личность, и его индивидуальность накладывает отпечаток на ролевое поведение, но это не должно выходить за рамки стереотипов. Любая социальная роль включает в себя жестко заданную систему обязанностей, и кто бы эту роль ни играл, набор требований не меняется. Так, продавец может предлагать нам товар с шутками и прибаутками, но он должен при этом выполнять свои функции. А если вместо того, чтобы продавать, он будет нас учить, как нужно одеваться или воспитывать детей, то его по меньшей мере не поймут.

Несколько сложнее обстоит дело со стереотипами ролевого поведения в такой группе, как семья. Стандарты поведения мужа, жены, детей, бабушки, дедушки, отца, матери и т. д. хоть и имеются, но они более расплывчаты, так как основаны на неформальных традициях и обычаях, мировоззренческих принципах и ценностях. На ролевое поведение в семье оказывают влияние и религиозные верования, и эмоциональные отношения. Ребенок усваивает шаблоны такого поведения на примере своей семьи, и в отдельных деталях (а иногда и существенно) они могут отличаться от того, что принято в других семьях.

Это может вызвать сложности в будущем, когда выросшие дети решат завести свои семьи. Так, юноша, воспитанный в семье, где все обязанности по дому возложены исключительно на женщину, будет от своей избранницы ожидать такого же поведения. И, например, просьба девушки помыть посуду или пропылесосить пол может вызвать у него недоумение и даже обиду.

Общаясь с людьми, мы неосознанно ожидаем от них определенного ролевого поведения, равно как и они от нас. Эти ожидания, основанные на сформированных в процессе социализации представлениях, в социальной психологии называются экспектациями. Если экспектации не совпадают из-за различий культур, верований или семейного воспитания, то может возникнуть конфликт. Несовпадение взаимных экспектаций – одна из самых распространенных причин распада молодых семей.

В результате наличия многочисленных ролей человек может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятельность в одной роли мешает деятельности в других ролях. В качестве члена группы человек испытывает сильнейшее давление отказаться от своего «Я» и обязательств перед собой в обмен на внутригрупповую деятельность. Когда это происходит, человек сталкивается с ситуацией, которая известна как ролевой конфликт.

Виды ролевых конфликтов

Конфликт «личность – роль» – когда требования роли нарушают основные ценности, отношения и потребности человека, занимающего определенное положение, например: когда человек не может позволить себе повышать голос на ребенка, но социальная роль учителя вынуждает его это делать.

Конфликт внутри роли – возникает в том случае, когда разные люди определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет человеку, выполняющему эту роль, удовлетворять все требования. Например, юрисконсульт на предприятии, с одной стороны, должен соблюдать правовые нормы, с другой – защищать интересы администрации.

Межролевой конфликт – возникает в результате столкновения многочисленных ролей, с которыми могут быть связаны противоречивые ожидания. Примером такого конфликта служит успешная в профессиональной деятельности женщина. Она добилась высот в карьере, но когда она приходит домой, совершенно не справляется с ролью жены или матери. Ей тяжело общаться с детьми, готовить пищу, убираться в квартире. Она либо не имеет достаточно времени для этого, либо просто теряется при реализации роли матери или жены.

Психологи считают, что человек, сталкиваясь с ролевым конфликтом, испытывает психологический стресс, что может привести к появлению эмоциональных проблем при взаимодействии с другими людьми, а порой и нерешительности в принятии решений.

Виды и характеристики социальных ролей

  • В зависимости от общественных отношений выделяют  социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец) - конвенциональные (конвенция – соглашение).

Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина – это тоже социальные роли (гендерные роли), биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.). В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном  амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

  • По степени проявления выделяют активные и латентные роли.

Активные роли обусловлены конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке).

Латентные роли не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем этой роли (учитель дома). Каждый из нас является носителей большого числа латентных социальных ролей.

  • По способу усвоения роли делятся на:

Предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью).

Приобретенные (которые субъект усваивает в процессе социализации).

Основные характеристики социальной роли выделил американский социолог Т. Парсонс. К ним относятся:

масштаб;

способ получения;

эмоциональность;

формализация;

мотивация.

Масштаб  роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб (например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, продавец – покупатель: взаимодействие осуществляется по конкретному поводу – покупки – масштаб небольшой).

Способ получения  роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Роли молодого человека, старика, мужчины, женщины обусловлены и не требуют особых усилий для их приобретения. Другие роли достигаются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных усилий: студент, академик, писатель и т.д.

Уровень эмоциональности: каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления её субъекта. Существуют роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль: следователь, хирург и т.д. И наоборот, от актеров требуется повышенная эмоциональность.

Формализация:  одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения (в обязанности библиотекаря входит выдача книги на определенный срок и взыскание штрафа за каждый просроченный день с нерадивого читателя); другие, напротив, – только неформальных (к примеру, мы не предполагаем, что брат или сестра должны платить нам за оказанную им помощь или услугу, хотя это вполне естественно в случае с незнакомым человеком); третьи могут сочетать и те и другие.

Мотивация  зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенке, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Нет сомнения в том, что влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует её взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также её участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Роли в коллективе


Коммуникация в организации представлена в виде сети каналов и путей, по которым в группе происходит обмен информацией. Виды коммуникации в организациях:
-
формальные – определяются организационной структурой предприятия, они установлены административно, в соответствии с должностной организационной структурой.
-
неформальные – выходят за пределы организации
-
горизонтальные – обмен информации между различными отделами для согласования действий
-
вертикальные – обмен информации между руководителем и подчиненным.

- межличностные – устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникации

В коллективе роли подразделяются на «производственные» и «межличностные».

Производственных ролей специалисты выделяют восемь.

Координатор обладает наибольшими организаторскими способностями и становится обычно в силу этого руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта. Его главная обязанность – уметь работать с теми, кто такими знаниями и опытом обладает, и направлять их активность на достижение поставленных целей.

Генератор идей, как правило, самый способный и талантливый член коллектива. Разрабатывает варианты решения любых стоящих перед ним проблем, но в силу своей пассивности, несобранности и т.п. не способен реализовать их на практике.

Контролер сам творчески мыслить не способен, но вследствие глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.

Шлифовальщик обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами коллектива.

Энтузиаст  – самый активный член коллектива; он увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.

Искатель выгод  – посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное единство действиям членов коллектива.

Исполнитель  добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.

Помощник  – человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни.

Могут иметь место также «вспомогательные» роли (например, шут).

Считается, что коллектив будет нормально функционировать при полном распределении и добросовестном исполнении перечисленных ролей. Если его членов окажется меньше восьми, то кому-то придется одновременно играть две и более роли, что неминуемо приведет к возникновению конфликтов.

Это обстоятельство является одной из причин недостаточной устойчивости небольших коллективов. В первичных оно до некоторой степени компенсируется теснотой связей между людьми, близостью их взглядов и целей, а вот группы числом от пяти до восьми человек оказываются наиболее уязвимыми и чаще всего раскалываются на две враждующие части. В этом смысле предпочтительнее коллективы, насчитывающие в своих рядах 10 -12 человек, в которых внутреннее равновесие достигается гораздо легче, но при дальнейшем росте числа членов они становится менее управляемым.

По ролям, связанным с межличностными отношениями, членов коллектива обычно делят на ведущих и ведомых. 

Первую группу образуют лица предпочитаемые («звезды», авторитетные, честолюбивые, чем-то иным привлекательные для окружающих).

Во вторую входят все остальные, включая непредпочитаемых (отверженные и проч.), с которыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответственными за все.

Позиции

Для достижения своих целей в определенной ситуации участники взаимодействия кроме исполнения тех или иных ролей выстраивают также соответствующие позиции. С этой точки зрения межличностное взаимодействие предполагает:

выбор позиции по отношению к другому, психологическую пристройку к позициям партнеров, проверку их прочности;

оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

В психологической литературе различают три типа пристройки к партнеру.

Пристройка сверху – может выглядеть как поучения, осуждения, порицания, советы, обращения, порой унижающие достоинство взрослого человека, например: вербальные – на «ты», «детка» или невербальные – похлопывание по плечу, взгляды сверху вниз и пр.

Пристройка снизу – означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. В такой ситуации человек подстраивается под более сильного партнера, при разговоре наклоняется вперед, опускает голову и пр.

Позиция равенства сторон – предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания, демонстрирует готовность выслушать критические замечания в свой адрес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевые игры. Занятие в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме "Любите книгу-источник знаний"

Ролевые игры. Примерный материал занятия в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме"Любите книгу-источник знаний" (форма-устный журнал). Роли участников игры и их обязанности. Роль книги в жизни чело...

Кейс (метод ситуационно-ролевых игр) «Ситуация в парикмахерской «люкс» Урок: ОП. 02. Основы культуры профессионального общения.

Кейс (метод ситуационно-ролевых игр) «Ситуация в парикмахерской «люкс» Урок: ОП. 02. Основы культуры профессионального общения.Разработчик: Иванова Татьяна Николаевна, преподаватель дисципли...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения интегрированного урока на тему: «Потребности и ожидания рекламодателей и трансляторов рекламных сообщений».

Интегрированный урок проводился по МДК Маркетинг в рекламе (Тема 1. Осуществление маркетинговой деятельности на предприятиях, занимающихся изготовлением рекламного продукта; Тема 2. Рекламная деятельн...

АМО Ожидание. "Логопедические часы и цветные фишки"

Данный материал раскрывае тему работа с АМО...

Решение задач на вычисление математического ожидания и дисперсии случайной величины.

Практическая работа "Решение задач на вычисление математического ожидания и дисперсии случайной величины.  "...

Методический доклад на тему: "Роль речевого общения в скрипичной педагогике".

Произнесенное педагогом, слово является мощным фактором активного влияния на психику ребенка, поэтому очень важен подбор правильных слов и выражений....