Научная статья: Индивидуализация тренировочных нагрузок в ходе сборов по физической подготовке квалифицированных волейболистов
статья

Дурандин Артемий Анатольевич

Статья раскрывает возможности индивидуализации и регулирования нагрузок в ходе тренировочных сборов квалифицированных волейболистов на основе определения значения их пульсовых проб. Определение ежедневной индивидуальной пульсометрии спортсмена и ее учет при выполнении запланированной тренировочной нагрузки позволяет повысить индивидуальные показатели физической подготовленности квалифицированных волейболистов и не допустить состояния их перетренированности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научная статья38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дурандин Артемий Анатольевич

Учитель ФК ГБОУ школа № 371

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

В ХОДЕ СБОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

АННОТАЦИЯ: Статья раскрывает возможности индивидуализации и регулирования нагрузок в ходе тренировочных сборов квалифицированных волейболистов на основе определения значения их пульсовых проб. Определение ежедневной индивидуальной пульсометрии спортсмена и ее учет при выполнении запланированной тренировочной нагрузки позволяет повысить индивидуальные показатели физической подготовленности квалифицированных волейболистов и не допустить состояния их перетренированности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Нагрузка, адаптация, тренировочный сбор, пульсовая проба, квалифицированные волейболисты.

ВВЕДЕНИЕ

Тренировочные сборы относят к кратковременным формам повышения спортивного мастерства. Основная задача тренировочного процесса состоит в получении устойчивой, долговременной адаптации к конкретной спортивной деятельности в процессе выполнения программы тренировочного сбора.

На современном этапе развития спорта, волейбола, в частности, одной из актуальных задач является исследование механизмов и закономерностей процесса адаптации организма к различным условиям среды. Это приспособление к любой деятельности человека представляет собой сложный, многоуровневый процесс, затрагивающий различные функциональные системы организма. В физиологическом отношении адаптация к мышечной деятельности является системным ответом организма, направленным на достижение высокой тренированности и минимизацию физиологической цены за это [4, С. 65]. В процессе адаптации не наблюдается никаких новых функциональных явлений и механизмов, просто имеющиеся уже механизмы начинают работать совершеннее, интенсивнее и экономичнее, а системообразующим фактором при этом является приспособительный полезный результат - выполнение поставленной задачи, то есть конечный спортивный результат [4, С. 67].

Физиологическая сущность тренированности - это такой уровень функционального состояния организма, который характеризуется совершенствованием механизмов регуляции, увеличением физиологических резервов и готовностью к их мобилизации, что выражается в его повышенной устойчивости к длительным и интенсивным физическим нагрузкам, а так же высокой работоспособности [4, С. 66].

Эффективное управление тренировочным процессом невозможно без установления и поддержки четких взаимосвязей между функциональным состоянием спортсменов и уровнями тренировочных воздействий. Для тренера и для спортсмена желательно оперативно получать объективную информацию о только что выполненных упражнениях и достигнутых при этом эффекте [2, С. 63].

На сегодняшний день индивидуализация в спорте определяется как учет индивидуальных характеристик занимающегося и их динамика в процессе педагогического воздействия [1, С. 28].

Нестеров А.А. в статье «Педагогический принцип индивидуализации в системе спорта высших достижений» пишет, что индивидуальный подход можно считать сердцевиной системы воспитания элитных спортсменов. Этот принцип реализуется на основе органичного сочетания двух направлений подготовки: общеподготовительного, определяющего совершенствование обязательного для любого спортсмена объема жизненно важных двигательных умений, навыков, соответствующего уровня развития физических качеств, и специализированного, ведущего к достижению спроектированных, оптимально возможных для спортсмена результатов соревновательной деятельности [3, С. 52].

Калинина Е.В. осуществляет индивидуализацию тренировочного процесса на основании показателей уровня текущего функционального состояния занимающихся (проверяемых методом текущего контроля), в результате чего происходило выделение индивидуальной составляющей в структуре групповой тренировки как лимитирующей групповые требования для конкретного занимающегося [1, С. 27].

Нужно уметь учитывать, оценивать уровень способностей спортсмена (постоянно находящихся в развитии) в интересах оптимизации процесса тренировки и состязательной деятельности, чему и призван служить педагогический принцип индивидуализации [3, С. 54].

В процессе проектирования системы индивидуальной программы подготовки спортсмена Нестеров А.А. реализует следующие педагогические установки:

1. реализация текущего адаптационного резерва организма;

2. сохранение тренирующего потенциала физической и психоэмоциональной нагрузки;

3. концентрированное использование специальных однонаправленных

нагрузок;

4. использование долговременного отставленного тренировочного эффекта концентрированного объема разнообразных физических нагрузок;

5. разделение по времени объемных нагрузок различной направленности [3, С. 54].

Основной прерогативой тренеров, по мнению А.С. Солодкова, является научное обоснование определения тренировочных нагрузок, с учетом закономерностей функциональных и структурных изменений, протекающих в организме в процессе выполнения заданной работы [4, С. 66].

В современной научной литературе по волейболу достаточно подробно раскрыты вопросы содержания тренировочных сборов, формы их проведения, необходимый перечень документов планирования, цели и задачи, характеристика нагрузки и работоспособность спортсменов. Однако, вопрос индивидуализации нагрузок квалифицированных волейболистов в ходе тренировочного сбора представляется наименее изученным, поэтому выбор темы является актуальным.

ГИПОТЕЗА

В нашем исследовании предполагалось, что показатели физической подготовленности у квалифицированных волейболистов по окончанию тренировочного сбора повысятся, если в ходе тренировочных занятий будет осуществляться индивидуальный контроль переносимости нагрузок и учет возможностей спортсмена выполнить запланированную работу.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании была определена следующая цель: совершенствование тренировочного процесса в рамках тренировочного сбора по физической подготовке на основе индивидуализации тренировочных нагрузок квалифицированных волейболистов.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Определить показатели физической подготовленности квалифицированных волейболистов до проведения тренировочного сбора.

2. Разработать содержание тренировочных сборов по физической подготовке квалифицированных волейболистов.

3. Определить индивидуальную реакцию организма на нагрузку и проверить эффективность индивидуальной корректировки тренировочных нагрузок у квалифицированных волейболистов.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

2. Спортивно-педагогическое тестирование.

3. Педагогический эксперимент.

4. Методы математической обработки результатов исследования.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Педагогический эксперимент проводится в период с 10.06.18 по 30.06.18. В педагогическом эксперименте приняли участие 12 спортсменов СШОР-1 Московского района и 12 спортсменов СШОР-1 Красносельского района, города Санкт-Петербурга, юноши 2000-2002 года рождения, на этапе спортивного совершенствования (СС-1).

Для решения первой задачи исследования до проведения тренировочного сбора нами было проведено спортивно-педагогическое тестирование по шести контрольным упражнениям (тестам): бег 30 м., бег 92 м., прыжок в длину с места, прыжок вверх с места, метание мяча весом 150 г., сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Показатели в двух группах не имеют статистически достоверных различий, поэтому группа «А» была определена нами как экспериментальная, группа «Б» - как контрольная.

Для решения второй задачи исследования нами было разработано содержание тренировочного сбора в виде пирамиды перекрестной тренировки [5, С. 18] и составлен пакет документов, отражающий содержание тренировочной работы: план-график распределения часовой нагрузки по циклам и видам подготовки; график тренировочных и выходных дней; план-график распределения уровня объема и интенсивности общих и специальных нагрузок в тренировочных циклах; содержание видов подготовки по циклам; режим дня.

Для решения третьей задачи исследования нами была определена индивидуальная реакция организма испытуемых на нагрузку. С этой целью ежедневно определялось значение пульсовых проб каждого спортсмена и суммарное среднее для группы в целом: пульс за 1 минуту в положении лежа на спине; пульс за 1 минуту в положении сидя; разница второго и первого измерения; пульс за 1 минуту после 30 приседаний (темп: 1 приседание за 2 секунды); пульс за 1 минуту после минуты отдыха.

Оценка индивидуальной реакции организма испытуемых на нагрузку осуществлялась по следующей шкале: 280 и ниже – высокий уровень работоспособности; 280–300 – выше среднего; 300–320 – средний; 320–340 – низкий; 340–360 – отсутствие физической готовности; 360 и выше – требуется снижение физической нагрузки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе тренировочной работы, под контролем спортивного врача и тренера, испытуемые ежедневно фиксировали в дневниках показатели пульсометрии, которые представлялись в виде графиков. На основании анализа этих данных вносились оперативные изменения в индивидуальный график работы каждого юного спортсмена.

В случае, когда для спортсмена выполняемая работа оказывалась чрезмерной, из тренировочного процесса исключались наиболее энергоемкие упражнения. В отдельных случаях применялся активный отдых, при котором волейболист выполнял роль ассистента на тренировках.

В случае, когда график пульсометрии приближался к показателям уровня высокой работоспособности, последовательно увеличивались объем и интенсивность в упражнениях. За этими спортсменами наиболее тщательно велся медицинский и педагогический контроль. Спортивным врачом ежедневно фиксировались показатели: давление и сумма рефлекторных реакций. В ходе тренировочного процесса оценивались: цвет кожи, потливость, движение, внимание, самочувствие, контролировалась техника выполнения упражнений. Так же контролировался темп и ритм выполняемых действий, и самооценка спортсменом своего состояния.

В конце сбора был составлен единый график колебания показателей пульсовых проб средних значений по группе. Далее было проведено повторное спортивно-педагогическое тестирование. Анализ полученных результатов позволяет сделать заключение, что после тренировочного сбора в экспериментальной группе показатели физической подготовленности квалифицированных волейболистов в каждом из шести тестов имеют статистически достоверные различия с исходными показателями в группе и с конечными показателями контрольной группы. В экспериментальной группе в ходе сбора не выявлены состояния перетренированности, что подтверждается отсутствием как травматизма, так и оказания специальной медицинской помощи волейболистам в ходе тренировочного процесса.

Таким образом, индивидуальную реакцию организма испытуемых на нагрузку целесообразно выявлять на основе измерения и определения значения пульсовых проб каждого спортсмена и группы в целом, которые могут быть представлены в виде графиков. Учет индивидуальных показателей пульсометрии позволяет оперативно регулировать последующую нагрузку тренировочных занятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Калинина, Е.В. Структура индивидуализации педагогического процесса на занятиях гидроаэробикой / Е.В. Калинина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2006. – № 21. – С. 25-29.
  2. Мокеев, Г. И. Основные концепции получения и представления информации для целей управления тренировкой боксеров / Г.И. Мокеев, С.Е. Бакулев, М.П. Иванов, А.М. Латыпов, К.В. Шестаков // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». – СПб., – 2007. – Вып. 2 (24). – С. 63-68.
  3. Нестеров, А.А. Педагогический принцип индивидуализации в системе спорта высших достижений / А.А. Нестеров, Л.И. Егорова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2007. – № 4 (26). – С. 52-56.
  4. Солодков, А. С. Итоги и перспективы исследований проблемы адаптации в спорте / А. С. Солодков // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – СПб., – 2005. Вып. 18. – С. 65-74.
  5. Яхонтов Е. Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб ГУФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., Олимп, 2006. 134 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование компетентностей в ходе реализации программ по дисциплинам общеобразовательного и социально - гуманитарного циклов в СПО"

С введением компетентностного подхода в систему среднего профессионального образования связывают возможность качественного изменения подготовки специалистов. Все более очевидной становится потре...

Научная статья " ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ"

В данной статье рассматриваются следующие аспекты:-классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»;-целевые ориентации;-особенности содержания и методики;-гуманно-личностный по...

Научная статья на тему: "Факторы риска, оказывающие непосредственное влияние на студентов средних специальных учебных учреждений". автор : Руководитель физической культуры Прокопов В.В.

Научная статья на тему: "Факторы риска, оказывающие непосредственное влияние на студентов средних специальных учебных учреждений". Статья содержит обзор научно - исследовательского материала за послед...

Научная статья на тему: "Состояние здоровья обучающихся и студентов средних специальных учебных учреждений на современном этапе". Автор: Руководитель физической культуры Прокопов В.В.

Научная статья на тему: "Состояние здоровья обучающихся и студентов средних специальных учебных учреждений на современном этапе". В статье рассматриваются проблемы здоровья современной учащейся молоде...

Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. XII Международная студенческая научно-практическая конференция. – 17 апреля 2018 г. Материалы конференции (сборник научных статей)

Сборник научных статей печатается по решению научно-технического совета ГАОУ ВО города Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича» (МГИИТ).В сборник...

Презентация на тему: "Индивидуализация тренировочных нагрузок в условиях тренировочного сбора у квалифицированных волейболистов"

Наглядный материал к методической разработке "Индивидуализация тренировочных нагрузок в условиях тренировочного сбора у квалифицированных волейболистов"...

Научная статья: "Влияние физической аэробной активности на работу сердечно-сосудистой системы" Пугусова С.Р., Смыслова О.А.

Заочная Всероссийская студенческая научно-практическая конференции «Здоровье и образ жизни»...