Статья на тему: «Сценическая культура вокалиста».
статья

Морякова Т.А.

«Сценическая культура вокалиста»

К вокалистам как исполнителям предъявляются определенные требования. Эти требования должны знать обучающиеся вокальных ансамблей.

 

Сценическая культура начинается с внешнего вида на репетициях!!!

«Петь на эстраде, - отмечал М. Бернес, - надо не только голосом, но и, что, пожалуй, особенно важно, - головой, сердцем и всем своим существом».

 

Особенностью жанра народного пения является то, что оно включает в себя не только вокал, но и целый комплекс выразительных средств.

Среди них на важном месте – актёрское мастерство исполнителя. Дополнительные выразительные средства, служащие для усиления яркости создаваемого художественного образа, должны подчёркивать наиболее сильные стороны исполнителя, но ни в коем случае не разрушать созданный исполнителем художественный образ.

Дополнительные выразительные средства, способные украсить номер – это и театральные костюмы, и своеобразная игра– общение певцов между собой, взаимодействие с театрально – танцевальной группой, некоторые детали сценографического оформления номера, создание характера персонажа, художественной «маски», т.е. это один из этапов создания целостного исполнительского художественного образа. Чаще всего, обучающийся поёт «от первого лица», ансамбль же представляет себя в заданных условиях, но, при этом, тоже вживается в роль «первого лица», от имени которого ведётся рассказ. Любая песня проживается, проигрывается не только в музыкальном исполнении, но и в актёрском.

В актёрских навыках певца большое значение имеет фантазия и воображение. Чем ярче внутреннее видение исполнителя, тем больше эмоциональный отклик вызывает песня у публики. С помощью музыки и текста достаточно открыто музыканты – исполнители общаются со зрительным залом. Можно сказать, что исполнитель рассказывает песню своим слушателям. Чаще всего, в исполнении народного ансамбля звучат песни – рассказы, песни – сценки, где главное выразительное средство актёрского мастерства – перевоплощение, создание характера персонажа, от имени которого поётся песня.

Процесс работы над песней состоит из нескольких этапов. Кратко их можно перечислить как:

·             Поиск художественного материала (песни)

·             Разучивание музыкального материала

·             Работа над выразительными средствами исполнения, над текстовым осмыслением, фразировкой, характером звука, нюансировкой

·             Создание сценического костюма

·             Сценическая постановка народного (ситилизованного) номера

·             Создание атмосферы психологического единомыслия исполнителей – вокалистов

 

Хотелось бы обратить внимание на несколько простых правил, понимание и соблюдение которых не потребует больших усилий:

 

Памятка выступающему вокалисту:

Перед концертом:

· Перед выходом из дома, проверить наличие:

-флэшки с  вашим «минусом», «плюсом»

- обуви;

- носков, колготок (в т.ч. запасных);

- косметики;

- аксессуаров для волос;

- хорошего настроения.

· Костюмы, имеющиеся на руках, транспортировать только в специальных непрозрачных чехлах.

· Если вы уходите из дома более чем на 4 часа, позаботьтесь о воде и еде.

· На место сбора являться строго в назначенное время.

 

Во время концерта:

Неявка обучающегося на концерт дает руководителям право не допустить его до последующих выступлений.

· Строго выполнять все указания и распоряжения руководителей.

· Доброжелательно относиться к артистам своего и  других коллективов.

· Бережно обращаться с костюмами, аксессуарами и  обувью, независимо от того, кому это принадлежит.

· Помогать товарищам в подготовке к выходу.

· Выход за кулисы не раньше, чем за 1 номер до выступления.

 

 

 

1. Волосы и прическа. Волосы чистые. Прическа, украшения на голове, блестки на волосах и т.д. - согласно  концепции педагога.

2. Макияж. Только матовые оттенки макияжа, даже яркого. Перламутр на глазах и губах при сценическом свете не оставит в вас ничего гуманоидного. «Нет!» - синим теням! Тени – коричнего-лиловой гаммы! Тушь - черная или коричневая! Помады - без блеска! Возьмите с собой зеркальце, чтобы нанести или подправить макияж

3. Украшения. Серьги и браслеты - согласно концепции педагога.

6. Обувь. Специальная для концертных выступлений, с закрытым носом.

После концерта:

· После концерта аккуратно уложите все костюмы и  принадлежности в чехлы и сумки

· Сдайте костюмы в костюмерную

· Проверьте, чтобы после вашего ухода все было чисто.

· Строго выполнять все указания и распоряжения руководителей.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ ВОКАЛИСТА:

1. Сценическая свобода и культура поведения (выход, поклон)
2. Внешний вид
3. Правильная певческая установка
4. Эмоциональный отклик на музыку. Исполнение в характере
5. Понимание и чувство формы и целостности произведения.
6. Драматургия произведения
7. Понимание выразительности музыкального языка
8. Подвижная мимика
9. Артикуляция:
— активный артикуляционный аппарат
— четкая и ясная артикуляция
— свободная нижняя челюсть
10. Дикция:
— четкая и внятная дикция, согласные — короткие и твердые, гласные – наполненные звуком
— правильная орфоэпия
— донесение до слушателя содержания произведения
11. Правильное певческое дыхание:
— нежнереберно-диафрагмальное
— активное, объемное, бесшумное
— в характере и в темпе произведения
— фазы дыхания: вдох, задержка дыхания, выдох
— правильное распределение выдоха
12. Атака звука
— мягкая, твердая или придыхательная
— соответствие атаки звука характеру произведения
13. Динамика:
— подвижность динамики
— пение с разнообразными нюансами: от тихого пения (пиано) до громкого (форте). Применение крещендо (постепенный переход от тихого звучания к громкому) и диминуэндо (постепенный переход от громкого звучания к тихому)
— динамический план произведения
— динамические контрасты
14. Характеристика звука:
— легкий, ровный, нефорсированный, полетный, округлый, подвижный, гибкий
— выработка кантилены (напевности звучания)
— вокальная позиция – близкое пение в высокой позиции
— головное резонирование
— точное интонирование
— качественная фразировка
— движение в фразах
— сглаживание регистров
— наличие вибрато
— единая манера звукообразования — плавный переход от одного гласного в другой без смены положения гортани и певческого тембра
— диапазон голоса
— обертоновая насыщенность.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stsenicheskaya_kultura.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию

СПБ ГБ ПОУ «Колледж «Звёздный»

Ансамбль «Русская песня»

Статья на тему: «Сценическая культура вокалиста».

Подготовила – педагог СП ОДО СПБ ГБ ПОУ «Колледж «Звёздный» Морякова Татьяна Александровна

Санкт – Петербург

2022

«Сценическая культура вокалиста»

К вокалистам как исполнителям предъявляются определенные требования. Эти требования должны знать обучающиеся вокальных ансамблей.

 

Сценическая культура начинается с внешнего вида на репетициях!!!

«Петь на эстраде, - отмечал М. Бернес, - надо не только голосом, но и, что, пожалуй, особенно важно, - головой, сердцем и всем своим существом».

Особенностью жанра народного пения является то, что оно включает в себя не только вокал, но и целый комплекс выразительных средств.

Среди них на важном месте – актёрское мастерство исполнителя. Дополнительные выразительные средства, служащие для усиления яркости создаваемого художественного образа, должны подчёркивать наиболее сильные стороны исполнителя, но ни в коем случае не разрушать созданный исполнителем художественный образ.

Дополнительные выразительные средства, способные украсить номер – это и театральные костюмы, и своеобразная игра– общение певцов между собой, взаимодействие с театрально – танцевальной группой, некоторые детали сценографического оформления номера, создание характера персонажа, художественной «маски», т.е. это один из этапов создания целостного исполнительского художественного образа. Чаще всего, обучающийся поёт «от первого лица», ансамбль же представляет себя в заданных условиях, но, при этом, тоже вживается в роль «первого лица», от имени которого ведётся рассказ. Любая песня проживается, проигрывается не только в музыкальном исполнении, но и в актёрском.

В актёрских навыках певца большое значение имеет фантазия и воображение. Чем ярче внутреннее видение исполнителя, тем больше эмоциональный отклик вызывает песня у публики. С помощью музыки и текста достаточно открыто музыканты – исполнители общаются со зрительным залом. Можно сказать, что исполнитель рассказывает песню своим слушателям. Чаще всего, в исполнении народного ансамбля звучат песни – рассказы, песни – сценки, где главное выразительное средство актёрского мастерства – перевоплощение, создание характера персонажа, от имени которого поётся песня.

Процесс работы над песней состоит из нескольких этапов. Кратко их можно перечислить как:

·             Поиск художественного материала (песни)

·             Разучивание музыкального материала

·             Работа над выразительными средствами исполнения, над текстовым осмыслением, фразировкой, характером звука, нюансировкой

·             Создание сценического костюма

·             Сценическая постановка народного (ситилизованного) номера

·             Создание атмосферы психологического единомыслия исполнителей – вокалистов

 

Хотелось бы обратить внимание на несколько простых правил, понимание и соблюдение которых не потребует больших усилий:

Памятка выступающему вокалисту:

Перед концертом:

· Перед выходом из дома, проверить наличие:

-флэшки с  вашим «минусом», «плюсом»

- обуви;

- носков, колготок (в т.ч. запасных);

- косметики;

- аксессуаров для волос;

- хорошего настроения.

· Костюмы, имеющиеся на руках, транспортировать только в специальных непрозрачных чехлах.

· Если вы уходите из дома более чем на 4 часа, позаботьтесь о воде и еде.

· На место сбора являться строго в назначенное время.

 

Во время концерта:

Неявка обучающегося на концерт дает руководителям право не допустить его до последующих выступлений.

· Строго выполнять все указания и распоряжения руководителей.

· Доброжелательно относиться к артистам своего и  других коллективов.

· Бережно обращаться с костюмами, аксессуарами и  обувью, независимо от того, кому это принадлежит.

· Помогать товарищам в подготовке к выходу.

· Выход за кулисы не раньше, чем за 1 номер до выступления.

 

1. Волосы и прическа. Волосы чистые. Прическа, украшения на голове, блестки на волосах и т.д. - согласно  концепции педагога.

2. Макияж. Только матовые оттенки макияжа, даже яркого. Перламутр на глазах и губах при сценическом свете не оставит в вас ничего гуманоидного. «Нет!» - синим теням! Тени – коричнего-лиловой гаммы! Тушь - черная или коричневая! Помады - без блеска! Возьмите с собой зеркальце, чтобы нанести или подправить макияж

3. Украшения. Серьги и браслеты - согласно концепции педагога.

6. Обувь. Специальная для концертных выступлений, с закрытым носом.

После концерта:

· После концерта аккуратно уложите все костюмы и  принадлежности в чехлы и сумки

· Сдайте костюмы в костюмерную

· Проверьте, чтобы после вашего ухода все было чисто.

· Строго выполнять все указания и распоряжения руководителей.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ ВОКАЛИСТА:

1. Сценическая свобода и культура поведения (выход, поклон)
2. Внешний вид
3. Правильная певческая установка
4. Эмоциональный отклик на музыку. Исполнение в характере
5. Понимание и чувство формы и целостности произведения.
6. Драматургия произведения
7. Понимание выразительности музыкального языка
8. Подвижная мимика
9. Артикуляция:
— активный артикуляционный аппарат
— четкая и ясная артикуляция
— свободная нижняя челюсть
10. Дикция:
— четкая и внятная дикция, согласные — короткие и твердые, гласные – наполненные звуком
— правильная орфоэпия
— донесение до слушателя содержания произведения
11. Правильное певческое дыхание:
— нежнереберно-диафрагмальное
— активное, объемное, бесшумное
— в характере и в темпе произведения
— фазы дыхания: вдох, задержка дыхания, выдох
— правильное распределение выдоха
12. Атака звука
— мягкая, твердая или придыхательная
— соответствие атаки звука характеру произведения
13. Динамика:
— подвижность динамики
— пение с разнообразными нюансами: от тихого пения (пиано) до громкого (форте). Применение крещендо (постепенный переход от тихого звучания к громкому) и диминуэндо (постепенный переход от громкого звучания к тихому)
— динамический план произведения
— динамические контрасты
14. Характеристика звука:
— легкий, ровный, нефорсированный, полетный, округлый, подвижный, гибкий
— выработка кантилены (напевности звучания)
— вокальная позиция – близкое пение в высокой позиции
— головное резонирование
— точное интонирование
— качественная фразировка
— движение в фразах
— сглаживание регистров
— наличие вибрато
— единая манера звукообразования — плавный переход от одного гласного в другой без смены положения гортани и певческого тембра
— диапазон голоса
— обертоновая насыщенность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»...

Научная статья на тему: "Факторы риска, оказывающие непосредственное влияние на студентов средних специальных учебных учреждений". автор : Руководитель физической культуры Прокопов В.В.

Научная статья на тему: "Факторы риска, оказывающие непосредственное влияние на студентов средних специальных учебных учреждений". Статья содержит обзор научно - исследовательского материала за послед...

Научная статья на тему: "Состояние здоровья обучающихся и студентов средних специальных учебных учреждений на современном этапе". Автор: Руководитель физической культуры Прокопов В.В.

Научная статья на тему: "Состояние здоровья обучающихся и студентов средних специальных учебных учреждений на современном этапе". В статье рассматриваются проблемы здоровья современной учащейся молоде...

Статья на тему: "Формирование самостоятельности студентов, системного мышления, информационной и коммуникативной культуры"

                Спрос на специалистов экономических специальностей на рынке труда является высоким, несмотря на активную подготовку п...

Статья на тему: "Актуальные проблемы формирования патриотической культуры подрастающего поколения"

Статья на тему патриотического воспитания у подрастающего поколения...

Статья на тему "Культура питания в детском саду"

Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из н...

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...