Время как фактор оценки качества обучения.
статья

Творогов Борис Михайлович

В статье рассматривается подход к оценке качества формирования умений и навыков на основании необходимого и достаточного времени их формирования на базе времени, затраченного конгломератом студентов при усвоении заданных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremya_kak_faktor_statya_231222.docx200.49 КБ

Предварительный просмотр:

Время как фактор оценки качества обучения.

Автор: Творогов Борис Михайлович, инженер электромеханик, магистр управления образовательными системами, педагогический стаж 35 лет.

В статье рассматривается подход к оценке качества формирования умений и навыков на основании необходимого и достаточного времени их формирования на базе времени, затраченного конгломератом студентов при усвоении заданных умений и навыков.

В профессиональном образовании особое значение имеют умения и навыки.

        Без качественно и прочно сформированных умений и навыков – нет профессионализма.

        Критерием качества умений и навыков является точное выполнение содержания дидактической единицы умений и навыков (формул, порядка расчетов, инструкций по выполнению работ и т.д.).

        Дидактическая единица умений и навыков должна быть гарантированно усвоена. 

        Качество усвоения дидактической единицы должно подтверждаться полноценно выполненными заданиями данного объёма информации и всегда на «хорошо» или «отлично».  

Обеспечить качество усвоения дидактической единицы должна система формирования умений и навыков.

        Каждый дидактический блок, для формирования знаний, умений и навыков, должен иметь задания.

        Задание дидактического блока состоит из нескольких задач разного типа: расчётных; на соответствие; на сравнение; одиночного выбора, и т.д., по усмотрению преподавателя.

Для качественного формирования умений и навыков задания по назначению делятся на:

1. Задания для формирования умений.

2. Задания для формирования и закрепления навыков.

3. Контрольное задание.

Фактором оценки качества формирования умений и навыков является время, затраченное на формирование умения или навыка.

В процессе выполнения задания фиксируются следующие виды времени выполнения задания.

        1. Суммарное время (∑t).

        2. Максимальное время (tmax). 

        3. Среднее время (tср) 

        4. Минимальное время (tmin)

        Из этих величин формируется временнáя база данных процесса обучения студента.

        Принцип гарантии усвоения дидактической единицы, для формирования точных умений и навыков, требует построения процесса обучения, предусматривающего отдельное время на создание умений и закрепление навыков.

Т.е. должны быть:

  1. Информационные уроки, включающие сообщение информации; демонстрацию процессов и явлений; иллюстрации к учебному материалу; выполнение заданий для усвоения текущей информации и т.д.
  2. Уроки формирования умений пользования данной информацией.
  3. Уроки перевода умений в профессиональные навыки.
  4. Контрольные уроки, оценивающие качество усвоения знаний, умений и навыков и определяющие дальнейшую траекторию обучения.

Процесс формирования умений, навыков и контроль качества  программируется в следующей последовательности:

Компьютерная программа составлена так, что без достижения положительных результатов формирования умения студент не может получить задание на формирование навыка, без достижения положительных результатов формирования навыка студент не может получить контрольное задание, при некачественном выполнении контрольного задания студент возвращается к заданиям формирования навыков. Повторные задания будут иными по структуре и содержанию изучаемого материала, но по тому же блоку дидактической единицы.

На основании данных времени выполнения заданий конгломератом студентов компьютер вычисляет усреднённые временные параметры формирования умений и навыков блока данной дидактической единицы.

Среднее нормативное значение времени (tср.н.) становится оценочным фактором изучения данной дидактической единицы конкретным студентом или группой.

 tср.н. измеряется минутах, секундах и долях секунд. Доли секунд уточняют границы величины (tср.н.), учитываются компьютером, но не указываются как нормативные.

        Поскольку, точного соответствия tср.н. по блоку и tср.с. студента быть не может, вводится статистическая величина погрешности затрат времени  ∆tср.н. - среднее отклонение нормативного времени. Среднее отклонение нормативного времени (tср.н.) рассчитывается компьютером по функции угасания поля средних временных показателей или может быть задано.

        Оценочное время вычисляется: tср.н. ∆tср.н.

Области оценок:

Расчет оценок выполняется компьютером и предъявляется в традиционной оценочной форме оценками «4» и «5». Оценки «3»; «2» - направляют студента к повторению заданий умений и навыков для формирования их до уровня оценок «4» и «5».

Например: По блоку № 1 групповой показатель Гр.№1 выполнения задания tср.н.=28:32;   ∆tср.н. = 02:28;

1.У студента №2 tср.с. = 43:30; > tср.н.=28:32 02:28=31’

 студент должен выполнять задания по блоку №1 до достижения скорости выполнения, соответствующей нормативной.

2. У студента №10 tср.с. = 30:25; - оценка «4».

3. У студента №15 tср.с. = 25:20; - оценка «5».

        Оценки формируются программой компьютера, фиксируются в памяти, выдаются студенту и преподавателю.

        Принцип обязательно правильного решения каждой задачи реализуется в программе заданий.

        При задаче решенной неправильно, задание считается невыполненным.

Базы данных времени выполнения заданий формируются компьютерной программой и результаты выдаются преподавателю по запросу в удобном для него виде.

        Отдельно по каждому заданию; итоговые; в виде таблиц или графиков; по каждому студенту, по каждой группе или всех групп в целом.

           

Таблица результатов.                             График результатов.

Из временных показателей:

          1. Суммарное время (∑t).

        2. Максимальное время (tmax). 

        3. Среднее время (tср) 

        4. Минимальное время (tmin)

по оценками «4» и «5» создаются базы данных:

  1. Времени выполнения заданий по группам.
  2. Времени выполнения заданий по темам.
  3. Времени выполнения заданий по дисциплине.

Формирование базы данных времени выполнения заданий по темам определяет фактические временные параметры усвоения умений и навыков студентов по темам программы.

Таким же образом создаётся база данных формирования умений и навыков по всем дисциплинам и по профессии в целом.

На основании этих данных корректируется учебный план, сроки обучения обоснованные реальными временными процессами создания знаний, умений и навыков у студентов.

Определяются пограничные значения tmax и tmin, суммарное время t; - учитывающие индивидуальные особенности усвоения теории и практики технических предметов, которые студенты познают впервые.

Временнáя оценка качества показывает необходимое и достаточное время для формирования умений и навыков на основе психофизиологических особенностей индивида или группы.

        Систематическое создание условий формирования умений и навыков на принципе полноценного и точного объема, при временнóй оценке их качества, приводит к созданию в коре головного мозга прочных нейронных моделей наиболее близких к реальным базовым объектам; тренирует нервную систему управления мышцами; развивает мышечную и мыслительную скорость, при точном выполнении реальных процессов.

Качество программ, рассчитанных по содержанию и количеству часов, обеспечивает высокий уровень профессионального обучения.         

Результаты исследования процесса обучения в реальной оценке времени затрат на формирование умений и навыков, имеют важное значение и для студентов. Наблюдая на графиках рост скорости формирования умений и навыков, несмотря на увеличивающуюся сложность и объём решаемых задач, они видят увеличение мощности собственного мышления. Даже при ровных участках графика рост мощности мышления объясняется увеличением сложности и объёмности обрабатываемой мозгом информации. Студенты получают стимул к обучению и развитию мышления, осознанный на наглядно построенном графике формирования умений и навыков.

График результатов.

На графике видно снижение затрат времени на выполнение заданий, при увеличивающейся их сложности, т.е. скорость мышления индивида увеличивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный метод, как фактор повышения качества в обучении математики студентов колледжа.

Признание математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования в большой мере обуславливает необходимость осуществления дифференцированного подхода к студентам – как  к опре...

ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по профессиональным модулям ПМ 01 «УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ» МДК 01.01 «Управление ассортиментом товаров» ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ МДК 02.01«Оценка качества и основы э

Тема: «Формирование ассортимента кисломолочных товаров на основе оценки конкурентоспособности товара» Тип занятия: формирования умений и навыковВид занятия: практическое, с элементами деловой игр...

Методические указания по выполнению курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы

Предлагаемая разработка содержит основные положения, рекомендуемые темы, порядок оформления и защиты курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01....

Педагогические измерительные материалы для проведения контрольного среза для оценки качества подготовки обучающихся во время аккредитационной экспертизы по профессии 230103.02 «Мастер по цифровой обработке информации»

Педагогические измерительные материалы для проведения контрольного среза для оценки качества подготовки обучающихся во время аккредитационной экспертизы по профессии 230103.02 «Мастер по цифровой обра...

Методическая разработка проведения урока-олимпиады по ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров и УД Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров на тему: "Оценка качества товаров и основы экспертизы"

В основу методической разработки проведения олимпиады легла идея применения игровых технологий. Использование их в учебном процессе позволяет решать практические задачи, развивает профессиональное тво...

«Использование структур сингапурской методики для повышения качества обучения во время учебных занятий»

Данная статья  разработана для преподавателей, представляет собой комплекс материалов по методике преподавания учебных дисциплин с учетом современных технологий обучения, направленных на по...