Выступление в рамках деловой программы "Абилимпикс-2022"
методическая разработка

Гнедова Наталья Петровна

Выступление и презентация к нему , рассказывающее об опыте работы со студентами, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении программ профессионального обучения»

Гнедова Наталья Петровна, социальный педагог
АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд., Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и условием их интеграции в общество.

На Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, проводимой в 1994 году в г. Саламанка (Испания) по образованию лиц с особыми образовательными потребностями говорилось о том, что молодым людям с особыми образовательными потребностями необходимо оказать помощь в реальном переходе от обучения в школе к взрослой трудовой жизни. Школа должна оказать им помощь в том, чтобы стать экономически активными и привить им навыки, необходимые в повседневной жизни, обеспечив обучение навыкам, которые отвечают социальным и коммуникационным требованиям и условиям взрослой жизни. Для этого необходимы соответствующие методы организации профессиональной подготовки, включая приобретение непосредственного опыта в ситуациях реальной жизни вне школы.

В настоящее время Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации, а в государственном федеральном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определены особые образовательные потребности, одной из которых является возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а так же постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации, что будет способствовать развитию личности в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.

Слайд. В Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже с 2010 года наряду с программами подготовки специалистов среднего звена и подготовки квалифицированных рабочих реализуются и программы профессиональной подготовки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести.

В настоящее время в колледже реализуются 2 программы - «Маляр строительный» и «Рабочий зеленого хозяйства». Программы рассчитаны на 10 месяцев обучения.

Слайд. Основным контингентом абитуриентов, поступающих на программы профессионального обучения, являются выпускники Ханты-Мансийской школы для обучающихся с ОВЗ и выпускники школ Ханты-Мансийского района, реже встречаются абитуриенты из других территорий округа, в основном из западной части округа. Это обусловлено различной степенью тяжести нарушения интеллекта, что сказывается на самостоятельности будущих студентов, возможности их раздельного проживания с родителями или заменяющими их лицами.

Формирование у умственно отсталых школьников адекватного восприятия своей социальной роли и окружающих, оказание помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Профессиональное самоопределение умственно отсталых обучающихся затруднено в связи с характерными для них особенностями психофизических, когнитивных и личностных качеств: недоразвитие высших психических функций, незрелость учебной, социальной, трудовой мотивации, низкий уровень культурных потребностей, неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии. Поэтому профессиональное самоопределение умственно отсталых детей осуществляется под руководством школы, семьи, общества.

Еще на этапе профориентационной работы учащиеся школы посещают колледж на экскурсии, где знакомятся с особенностями обучения, распорядка дня, спецификой профессий, которые можно получить в колледже.

Основой политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является их реабилитация, позволяющая достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Профессиональная подготовка как система и процесс овладения навыками конкретной профессии играет определяющую роль в профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, именно она создает основу для реализации принципа равных возможностей.

Слайд Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ.

Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д.

Ежегодно, на обучающих семинарах педагоги и мастера производственного обучения, ведущие преподавательскую и воспитательную деятельность в группах профессиональной подготовкой умственно отсталых обучающихся в рамках инклюзивного начального профессионального образования, знакомятся с характеристикой контингента лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии; особенностями социально-трудовой адаптации и подбора вида деятельности; особенностями построения их трудовой и профессиональной подготовки; видами производственных процессов, в которых можно использовать рабочих с отклонениями в интеллектуальном развитии; перечнем профессий, доступных для лиц с нарушениями развития; профессиональными характеристиками профессий; моделями учебных планов профессиональной подготовки; адаптированным содержанием профессиональной подготовки в колледже.

Для успешного включения обучающегося с ОВЗ (с нарушениями интеллекта различной степени тяжести) в среде образовательной организации предусматривается должность тьютора.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. В настоящее время не во всех образовательных организациях в штате есть тьюторы, выполнение данной функции передано специалистам по воспитательной работе (социальный педагог, педагог-психолог).

Слайд.

Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.

1. Создание комфортных условий для нахождения в образовательной организации: конкретная помощь и организация доступа в помещение ОО, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь учебной группы, образовательной организации, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

3. Помощь в усвоении соответствующих образовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

Таким образом, в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.

Слайд С первого месяца обучения за учебной группой закрепляется мастер производственного обучения, который непосредственно работает с ней.

Сопровождение образовательного процесса направлено на создание условий, обеспечивающих:

  • психологически комфортное прибывание инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже;
  • максимальное раскрытие потенциальных возможностей в познавательном и личностном плане; создание условий для успешной социализации;
  • помощь в установлении утраченных социальных связей и социально-психологического статуса и т.п.

Слайд В процессе сопровождения социальным педагогом групп профессионального обучения проводится консультативная работа с обучающимися, педагогами, родителями, мероприятия по организации стипендиального обеспечения, в дальнейшем, на протяжении всего обучения данный вопрос находится на контроле. В особо тяжелых случаях, социальным педагогом проводятся мероприятия оказанию помощи в обеспечении подопечного необходимыми документами, организация прохождения медико-социальной экспертизы.

Слайд Помимо организации учебного процесса все обучающиеся имеют доступ к участию во внеурочной деятельности, посещению спортивных секций (с учетом медицинских рекомендаций), участвуют в соревнованиях по настольному теннису, шашкам, командным видам спорта – пионербол, участвовали в легкоатлетическом кроссе. Являются постоянными участниками библиотечных часов, классный час о творчестве Достоевского, конкурс чтецов посвященных Дню Победы.

Слайд Большое внимание уделяется и трудоустройству наших выпускников. Для этого ежегодно в колледже проводится круглый стол, на который приглашаются сотрудники территориальной ПМПК, Центра занятости, сотрудники психоневрологической больницы. На этой встрече мы обсуждаем возможности трудоустройства наших выпускников. К сожалению, все выпускники особенно из групп профессиональной подготовки могут трудоустроиться. Причиной тому, чаще всего, служит состояние их физического и психического здоровья. В 2022 году совместно с Центром занятости населения была организована встреча для выпускников и родителей, на которой рассказали, как какую помощь можно получить при трудоустройстве, куда необходимо обратиться за данной помощью.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на тему "Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога".

Выступление для заседания ШМО по теме "Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога."...

Выступление на ЦМК НА ТЕМУ: "Деловая игра на уроках информатики и ИКТ"-2013

В выступлении дано понятие инновационного урока, его видов; рассмотрены основные характеристики урока-деловой игры; приведены примеры деловых игр из моего опыта преподавания по данной технологии....

Выступление на семинаре в рамках Фестиваля открытых дверей для специалистов службы сопровождения по теме: «Особенности проведения логопедических занятий в школе»

В нашей школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении общеобразовательных программ. Они поступают к нам по направлению ППЦ «Здоровье». Специфика проведения логопе...

Выступление на тему: «Преодоление дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОНР III уровня.» в рамках методического объединения учителей-логопедов

В разработке раскрыты основопологающие принципы коррекционной работы в преодолении дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОНР III уровня,  различные методики коррекционной работы ...

Методическая разработка «Особенности профессионального общения в рамках деловой самопрезентации»

Разработка содержит подробное описание этапов проведения занятия...