Практико-ориентированное обучение
методическая разработка

Завалина Елена Владиславовна

ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

  

    

  

ЗАВАЛИНА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

 

 

Преподаватель: специальных дисциплин

Общий педагогический стаж: 38 лет

Стаж работы по специальности: 33 года

Образование: высшее, Балашовский государственный педагогический институт. Специальность: преподаватель педагогики и психологии дошкольной, методист по дошкольному воспитанию.

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной  деятельности обучающихся через использование интерактивных форм и методов работы в рамках реализации практико – ориентированного обучения»

 

 

Вольск 2023

 

Содержание

1.Условия возникновения опыта.  

2.Актуальность и перспективность  опыта

4. Новизна опыта.  

5. Описание инновационного опыта  педагога

6.  Результативность опыта.  

Список использованных источников и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

  

    

  

ЗАВАЛИНА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

C:\Users\Lenovo v130-1\Desktop\лена.jpg

Преподаватель: специальных дисциплин

Общий педагогический стаж: 38 лет

Стаж работы по специальности: 33 года

Образование: высшее, Балашовский государственный педагогический институт. Специальность: преподаватель педагогики и психологии дошкольной, методист по дошкольному воспитанию.

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной  деятельности обучающихся через использование интерактивных форм и методов работы в рамках реализации практико – ориентированного обучения»

Вольск 2023

 

Содержание

1.Условия возникновения опыта.  

2.Актуальность и перспективность  опыта

4. Новизна опыта.  

5. Описание инновационного опыта  педагога

6.  Результативность опыта.  

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  

1.Условия возникновения опыта

Современная социально-экономическая ситуация, развитие рыночных отношений предъявляют высокие требования к деятельности профессиональных образовательных организаций. В условиях повышения конкуренции на рынке труда и развития предпринимательской деятельности, выпускники должны быстро адаптироваться на производстве, уметь непосредственно выполнять сложные операции, организовывать и планировать  свой труд с наибольшей эффективностью.  

Введение  Федеральных государственных образовательных  стандартов  (ФГОС)  среднего профессионального образования (СПО), основанных на модульно-компетентностном подходе,   призвано способствовать формированию социально зрелой личности, конкурентоспособной на рынке труда в современных социально-экономических условиях.   

Чтобы обучающийся педагогического колледжа по профессии «Воспитатель детей дошкольного возраста» в дальнейшем действительно стал таким специалистом, в центре внимания при освоении профессии воспитателя должны быть общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции.   

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту СПО уровень владения совокупностью компетенций, отражает степень готовности выпускника к применению знаний, умений и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области.  

Важным этапом формирования профессиональных компетенций является организация и проведение уроков  учебных дисциплин  профессионального цикла,  МДК, учебной и производственной практик.  На уроках учебных дисциплин профессионального цикла, МДК, учебной практики при формировании профессиональных и общих компетенций  преподавателями и мастерами п/о используются новые образовательные развивающие технологии: конкурсы, информационно-коммуникативные технологии, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, семинары и др.  

Виды работ и проверяемые результаты обучения должны  соответствовать требованиям к практическому опыту и умениям, освоению ПК и ОК, определенным рабочей программой профессионального модуля и требованиями работодателя.  

 

2. Актуальность и перспективность опыта

Реализация новых стандартов предполагает наличие постоянной связи разработчиков образовательных программ с требованиями работодателей и реализации их запросов в содержании образования.     

С использованием  современных образовательных технологий  на уроках МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей меняется  организация  учебного процесса.  Современные  технологии  определяют системно - деятельностный  подход  в обучении , что позволяет создать ситуацию «успеха», необходимую для повышения мотивации к учению и активизации познавательной деятельности обучающихся, а значит, приводит к  повышению работоспособности  на  уроках.

      На уроках сегодня не достаточно, чтобы обучающийся  овладел полученной информацией. Важен не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность  самостоятельной умственной деятельности.

       Активизация – это такая организация познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучающегося. Активизация познавательной деятельности через отдельные приемы на уроке позволила мне обеспечить не только запоминание материала и формирование интереса к дисциплине, но и дать обучающимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания. Главным условием формирования познавательной активности обучающихся являются содержание и организация урока.  

Реализация данного опыта  потребует от преподавателя организаторского мастерства, творческого подхода в выборе определенного приема по активизации познавательной деятельности обучающихся.  Умения грамотно использовать активные и интерактивные формы работы в рамках практико - ориентированного обучения.

Для того, чтобы процесс формирования и самореализации личности обучающегося, формирование его индивидуальности проходил постепенно и ровно,  необходимо придерживаться стилю общения в формате  сотрудничества, при ведущей деятельности преподавателя.

Преподавателю на этапе активизации познавательной деятельности нельзя оценивать ответ обучающегося, в данном случае нужно обеспечить ситуацию «успеха», поощрением чувства независимости, уверенности в своих ответах.

Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс Условия, активизирующие процесс познания- создает преподаватель, результат этих условий демонстрирует обучающийся.

   

 

3. Ведущие педагогические идеи

На основе выявленных противоречий Завалиной Е.В. была выбрана оптимальная  для сложившейся ситуации цель - привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности на уроках МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей, формируя у них профессиональные компетенции.   

Педагог ставит  перед собой следующие задачи:  

  1. Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающего в работе.  
  2. Умение рационально планировать и организовывать работу.  
  3. Оценка деятельности обучающего не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.  
  4. Стимулирование обучающихся к использованию выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ или просто высказаться и т.д.  
  5. Создание проблемных ситуаций, которые позволяют обучающим проявлять инициативу, самостоятельность.  
  6. Поощрять обучающих находить рациональные или новаторские способы работы.  

Идея педагогического опыта состоит в системном применении вышеперечисленных направлений обучения.  

  

  

4. Новизна опыта

В своей практике  Завалина Е.В. применяет интерактивное оборудование, что позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание обучающихся, повышает творческий потенциал личности и мотивацию, стимулирует деятельность, упрощая подготовку к занятиям в будущем.  

  

5. Описание инновационного опыта  педагога

Технологическая сторона опыта работы Елены Владиславовны «Активизация познавательной  активности обучающихся через использование активных и интерактивных форм и методов работы в рамках реализации практико – ориентированного обучения» предполагает постановку следующей цели: вовлечь каждого обучающегося в активную познавательную деятельность на каждом уроке, успешно освоить профессиональные и общие компетенции, определенные ФГОС по профессии «Воспитатель детей дошкольного возраста» и рабочей программой.

Рассмотрим более подробно  пути активизации познавательной  активности обучающихся через использование активных и интерактивных форм и методов работы в рамках реализации практико – ориентированного обучения.  

Как было сказано выше, преподавателю на этапе активизации познавательной деятельности нельзя оценивать ответ обучающегося, в данном случае нужно обеспечить ситуацию «успеха», поощрением чувства независимости, уверенности в своих ответах.

В последние годы в образовательных учреждениях появилось понятие «инновационный урок» [11]. Это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем изменения в содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий.

Для проведения инновационного урока требуется тщательная подготовка, которая заключается

    - в осознании целей и смыслов педагогической инновации;

- в отборе и конструировании содержания, форм организации учебной деятельности, методов и средств обучения.

Примером такого урока является урок Елены Владиславовны по теме: «Обучение связной речи детей дошкольного возраста». На этом уроке студенты, самостоятельно работая с интернет-ресурсами,  показали высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков по теме, увидели возможность профессионально-творческой самореализации, продемонстрировали умение анализировать фрагменты видеозанятий и критически оценивать опыт работы воспитателей дошкольного учреждения, делать выводы на основе собственных наблюдений.

Эффективность такого урока в том, что ясно видна познавательная и творческая активность студентов на уроке, гибкое, результативное использование методов, приемов, дидактических средств обучения, объективность и оперативность педагогической оценки результатов учебной деятельности студентов, содержательная насыщенность, плотность урока, создание доброжелательного психологического климата. Но самое главное – формирование у студентов практических умений и навыков с целью овладения профессиональной компетентностью и воспитание интереса к профессии воспитателя.

Естественно, этот перечень не является завершенным. Он может быть расширен и даже видоизменен в зависимости от цели проводимого анализа и оценки эффективности урока.

О целесообразности использования игровых технологий известно всем. В педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к обоснованию сущности дидактических возможностей игр. Некоторые ученые, например, Л.С.Шубина, Л.И.Крюкова и др., относят их к методам обучения. В.П.Бедерканова, Н.Н.Богомолова характеризуют игры как средство обучения. В.И.Андреев считает, что педагогическая игра - это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности студентов, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию студентов, воссоздает и моделирует опыт человеческой деятельности и общения [6].

Игровая форма обучения имеет чрезвычайно много неиспользованных, резервных возможностей и для творчества учителя, и для активизации познавательной деятельности студентов. Наиболее глубоко технология игры как формы организации и совершенствования учебного процесса рассмотрена С.Ф.Занько [11], который полагает, что до принципов и методов игра не могла получить и не имела педагогической логики своего построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания проблем, ни в аспекте организации и осуществления процесса игры. Его исследование показало, что спектр педагогических и дидактических возможностей игровых форм обучения достаточно широк. Они позволяют:

  • активизировать и интенсифицировать процесс обучения, так как достаточно сильно стимулирует мотивы учебной деятельности студентов;
  • в широких пределах варьировать проблемность, трудность, сложность учебного материала, включенного в ситуацию игровой деятельности;
  • гибко сочетать разнообразные приемы и методы обучения: от репродуктивных до проблемных;
  • моделировать практически любой вид профессиональной деятельности;
  • игра студентов выступает и как специфический феномен развития культуры творчества, т.к. позволяет расширить и углубить процесс творческого самоопределения, самосовершенствования, самореализации, а, следовательно, и творческого саморазвития студентов [4].

Одним из признаков деловой игры как формы обучения является моделирование педагогически управляемой деятельности студентов, направленной на решение проблемы или серии задач.        

Примером деловой педагогической игры служит урок, проведенный в форме родительского собрания по теме « Развитие речи детей раннего

возраста», где студенты обобщили и систематизировали свои знания по данной теме, сумели воссоздать межличностные отношения, принимали решения в ситуациях, моделирующих реальные условия их профессиональной деятельности. Ведь умение студентов работать эффективно, активно развивая себя, показывая не только знание теории, но и умение применить их на практике, позволяет студентам проявить себя в профессиональной сфере, активизировать и интенсифицировать процесс обучения и поэтому, использование учителем нечто нового влияет на осознанное и целенаправленное развитие личности студентов.

После данного урока была составлена анкета по выявлению отношения студентов к проведению уроков в нетрадиционной форме (в частности, деловой игры).

Результаты анкеты показали, что 63% студентов считают данную форму организации урока успешной, интересной, т.к. дает возможность поставить себя на место воспитателя, с позиции педагога решать возникающие проблемы в практике обучения и воспитания. 78% студентов высказали пожелания как можно чаще планировать такие уроки, потому что на таком уроке игра позволяет повысить знания, умения применять эти знания на практике в детском саду. Определяя роль преподавателя на уроке 59 % студентов отметили, что урок данного вида дает возможность им быть активными, самостоятельными участниками педагогического процесса, а это влияет на развитие их творческого потенциала. Учитель, по их словам, должен анализировать, фиксировать объем работы, давать объективную оценку их деятельности на уроке.

В связи с тем, что игры создают весьма благоприятные дидактические условия для стимулирования творчества, хотелось бы заметить, что это во многом зависит как от деятельности учителя, так и от поведения студентов в различных игровых ситуациях.

Проблема повышения эффективности самостоятельной работы студентов не нова. Различные аспекты проблемы самостоятельной работы студентов исследовались Б. П. Есиповым, М.Н.Скаткиным, И.Я.Лернером, П.И.Пидкасистым, А.В.Усовой. Однако мнение ученых о сущности самостоятельной работы расходятся. Одни определили ее через понятие «метод обучения», другие - через систему приемов обучения. П.И.Пидкасистый определил самостоятельную работу как «средство организации и выполнения определенной деятельности в соответствии с поставленной целью» [12].

Однако, вслед за П.И. Пидкасистым, многие ученые считают, что более правомерным отнести самостоятельную работу студентов к формам организации учебной деятельности. Эта точка зрения обусловлена тем, что в процессе самостоятельной работы могут быть применены самые разнообразные методы и приемы обучения, а потому подводить самостоятельную работу под понятие «метод» в качестве родового понятия некорректно.

В процессе изучения нового материала методики развития речи могут найти применение разнообразные виды самостоятельных работ, чтение или подбор фактического материала из первоисточников, указанных преподавателем; подготовка сообщений, докладов; предварительное выполнение практических заданий с целью получения данных, необходимых для изучения нового материала и многие др. Они позволяют активно привлекать студентов к работе на уроке, ориентировать их на учебную деятельность, стимулировать творческий потенциал. Приведем несколько примеров, раскрывающих характер самостоятельных работ, активизирующих и интенсифицирующих учебную деятельность студентов.

Известно, что одного только слушания нового учебного материала недостаточно для сознательного и прочного усвоения знаний. Поэтому вслед за слушанием необходима организация самостоятельной работы по воспроизведению изучаемого вопроса его осмыслению и закреплению в памяти. Например, познакомившись с методическими требованиями к проведению занятий по развитию речи в теме «Методика работы по заучиванию стихотворений наизусть», студенты просматривают видеозапись занятия, по которой они определяют его структуру, выделяя части, методы и приемы обучения, анализируя речь воспитателя и детей в свете изученных требований.

Считаем, что одной из наиболее эффективных, активных форм организации самостоятельных работ является работа студентов с конспектами проведения занятий в детском саду.

На этапе закрепления знаний по теме «Обучение рассказыванию по игрушкам, картинам» просмотр фрагментов видеозанятий.

Анализ выявленных студентами ошибок после просмотра  показывает, насколько успешно они усвоили данную тему, сумели разобраться в структуре и методике проведения занятий.

После этого организуется работа со студентами по составлению технологической карты такого занятия: определяют цель и задачи,  содержание, намечают основную часть, подбирают физминутку, в программе SMART Notebook составляют интерактивную игру по теме занятия, продумывают анализ и конец занятия. Далее идет обсуждение исправлений, дополнений.

Готовое занятие проигрывается в классе и  анализируется по вопросам:

-соответствие занятия теме и цели и задачам;
-четкость структуры, взаимосвязь частей;

-приемы обучения в каждой структурной части, их эффективность;

-предполагаемый уровень речевой активности детей и воспитателя.

Хочется отметить, что на таких практико-ориентированных занятиях студенты работают активно, творчески, самостоятельно. Именно благодаря такой форме организации урока студенты проверяют собственные возможности при составлении технологической карты занятия, испытывают удовлетворение от своей работы и получают прочные богатые знания, которые впоследствии применяют на практике в детском саду, а это значит, что умение работать самостоятельно становится фактором самореализации и формирования личности.

При всей простоте названных формах организации самостоятельной работы требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес студентов к самостоятельной работе, активизировать и интенсифицировать их учебную деятельность.

Хотелось бы акцентировать внимание как педагогов, так и студентов на следующих положениях:

1. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:

- уяснение цели и поставленной учебной задачи;

- четкое и системное планирование самостоятельной работы;

- поиск необходимой учебной и научной информации;

- освоение собственной информации и ее логическая переработка;

- использование     методов     исследовательской,     научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;

- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;

- представление, обоснование и защита полученного решения;

- проведение самоанализа и самоконтроля.

2. Студент должен понимать, что учебно-познавательная деятельность отличается от обычной учебной деятельности. Она носит поисковый характер, в ходе ее решаются несколько познавательных задач, ее результат - решение проблемных ситуаций.

3. Позиция обучающегося учебно-познавательной деятельности - субъектно-субъектная, она всегда проводится на продуктивном уровне. Поэтому, при оптимальном варианте учебно-познавательная деятельность студента является саморегулируемой, самоуправляемой, внутренне мотивированной, носит избирательный характер.

Среди разнообразных форм организации учебных занятий определенное место занимают семинары.

Педагогическая эффективность применения семинарских занятий доказана и получила обоснование в трудах отечественных дидактов Б.П. Есипова, В.П. Стрезикозина, А.В. Усовой и др. В.П.

Стрезикозин отмечал, что большое обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают студентов свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвинутые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с товарищами, теоретически объяснять жизненные явления [10].

Успех всего семинара и особенно на этапе его подготовки во многом зависит от эффективности самостоятельных работ студентов. Другими словами, семинар вбирает в себя, интегрирует как часть самостоятельную работу студентов. Эффект имеют вводные семинары, которые предваряют изучение темы и позволяют студентам самостоятельно разобраться, поработать с определенной учебной литературой, поразмышлять над вопросами, проблемами, которые предстоит еще изучить.

Примером такого семинара служит семинар, проведенный для студентов третьих курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образование на тему «Этапы обучения правильному звукопроизношению». Была организована большая предварительная работа: проведены установочные групповые и индивидуальные консультации, работа с докладчиками (работа с интернет-источниками, подбор необходимой литературы, обсуждение основных положений содержания), контроль и оказание помощи.  Центральным элементом данного семинара послужила дискуссия, которая состояла из основных этапов:

  1. Вводное информирование, изложение основного замысла организуемой дискуссии.
  2. Выделение основных направлений, вопросов дискуссии, определение времени на выступления и обсуждения каждого вопроса:
  • Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка ( 8-10 мин.).
  • Воспитание звуковой культуры речи у детей от 1г 6 мес. до Зх лет ( 1 этап) ( 10 - 12 мин.).
  • Воспитание звуковой культуры речи у детей от Зх до 5ти лет. (2 этап) (10-12 мин).
  1. Выступление основного докладчика, который раскрывает значение звуковой культуры речи для развития личности ребенка и дает характеристику основных этапов обучения звукопроизношению.
  2. Выступление содокладчиков, которые излагают в своих сообщениях способы, средства решения данной проблемы в разных возрастных группах, аргументируя выступление оппонента и приводя примеры работы на каждом возрастном этапе, демонстрируя элементы занятий.
  1. Организация работы слушателей:
  • дается перечень вопросов по теме семинара и выступлениям;
  • анализ конспектов занятий по звуковой культуре речи в разных возрастных группах.

    7. Работа студентов с дополнительной литературой   - идет проверка всевозможных вариантов решения проблемы, находится оптимальное решение.

8. 3авершсние дискуссии, обобщение результатов.

9.Составление презентации своих выступлений.

Итак, семинары, на которых педагог поощряет и поддерживает дискуссии студентов, их оригинальность суждения и собственные обобщения и выводы, обладают большими не только обучающими, но и развивающими возможностями. Они развивают критическое творческое мышление студентов, их умение обосновывать, убеждать и доказывать свою точку зрения, свой взгляд на явления действительности.

Семинарские занятия помогают студентам продвинуться в своем развитии, овладеть хотя бы малым элементом на пределе своих способностей и направляют их на творческую деятельность, на образование гарантированного качества, которое переходит в самообразование.

Таким образом, активизация познавательной деятельности студентов во многом зависит от инициативной позиции преподавателя и его профессиональной компетентности  на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.

 

  1. Результативность опыта

На протяжении последних лет Елена Владиславовна проводит мониторинг учебной деятельности.

Мониторинг осуществлялся по следующим критериям:

-Педагогическое наблюдение, объектом которого являются:

1. степень заинтересованности и активности учащихся в процессе обучения предмету;

2.уровень удовлетворенности и мотивации учащихся (Методика А.А. Андреевой).

-Анализ качества творческих работ студентов (написание рефератов, составление презентаций, интерактивных игр и др.: отражение в них знаний предмета).

-Диагностика результатов педагогического наблюдения показал:

-повышение мотивации учащихся в овладении предметными знаниями;

-свободное творческое самовыражение учащихся в учебном процессе, проявляющееся в естественном, непринужденном, активном участии в творческой деятельности, их умение понимать и выполнять поставленные задачи;

-повышение заинтересованности студентов в подготовке и создании сценариев мероприятий, в процессе проведения предметных недель.

Методика А.А. Андреевой позволила установить изменения в уровне удовлетворенности и мотивации учащихся за этот период. В тестировании принимали участие студенты 3 курсов отделения «Дошкольное образование».

2020-2021 уч.год

2021-2022 уч.год

2022-2023 уч.год

Низкий 12%

Средний 55%

Высокий 33%

Низкий 9%

Средний 35%

Высокий 56%

Низкий 6%

Средний 30%

Высокий 64%

  

Результаты анкетирования свидетельствуют об устойчивом отношении студентов к МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей, а рост числа студентов, выбирающих его в качестве одного и выбираемых предметов, говорит о продуктивности применяемых методов (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Итак, анализ результатов работы позволяет сделать заключение о положительной динамике в конкретизации интересов и предпочтений студентов. Наблюдается повышение мотивации творческого освоения предмета, а также рост творческого развития и качественно более высокий уровень самовыражения учащихся. Следовательно, применение активных и интерактивных форм и методов работы в рамках реализации практико – ориентированного обучения, является перспективным направлением в организации практико-ориентированного обучения.

   Эффективность применения  активных форм и методов в учебно- воспитательном процессе  зависит не только от качества и дидактических возможностей аппаратных и программных средств, но и от мастерства педагога, его компетентности и готовности к практическому их применению в процессе преподавания.

Практическая значимость опыта заключается в том, что он может способствовать более успешному овладению профессиональными компетентностями через активизацию познавательной деятельности обучающихся с применением активных и инновационных технологий обучения, развитию самостоятельности обучающихся и росту успешности уроков производственного обучения.   

Таким образом, личностно-ориентированный подход на уроках производственного обучения  не только целесообразен, но и позволит достичь главную цель, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» и «Закон об образовании» а именно: подготовка разностороннего личностно-ориентированного  специалиста.    

Опыт может быть рекомендован для использования  преподавателями специальных дисциплин отделения «Дошкольное образование» по профессии «Воспитатель детей дошкольного возраста».

Список использованных источников и литературы

  

1.Александрова Е. А. Методология педагогики : монография / Е.А. Александрова, Р.М. Асадуллин, Е.В. Бережнова [и др.] ; под общ. ред. В.Г. Рындак. — М. : ИНФРА-М, 2018.

2.Алексеева ММ. Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: // http://pedlib.ru

5.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. I ч. - Казань, 2012.

6.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. II ч. -Казань, 2012.

7.Бородич A.M. Методика развития речи [Электронный ресурс]. – URL: // http://pedlib.ru

8.Есипов Б.П., Огородников И.Т. Дидактика и методика проведения урока // Педагогика. – 2013. - №4.

9.Коменский Я.А.. Педагогическая система [Электронный ресурс]. – URL: // https://ru.wikipedia.org

10.Левитес Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д.Г. Левитес. — М. : ИНФРА-М, 2018.

11. Мякишева Н.Г. Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций [Электронный ресурс]. – URL: // https://infourok.ru/praktikoorientirovannoe-obuchenie-studentov-kak-osnova-formirovaniya-professionalnih-kompetenciy

 12.Мокшина, Н. Г. Практико-ориентированный подход к преподаванию педагогических дисциплин / Н. Г. Мокшина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13162/ (дата обращения: 25.01.2023).
          13.Околелов О. П. Инновационная педагогика : учеб. пособие / О.П. Околелов. — М. : ИНФРА-М, 2018.

12.Пидкасистый П.И. Педагогика и психология. М- .:Издательство: «Юрайт»,2009. 

13. Роджерс Р. Гуманистическая психология. – М.:Издательство: «МОДЭК», «НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет», 2013. 

14. Сергеева В.П. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям : монография / под науч. ред. В.П. Сергеевой. — М. : ИНФРА-М, 2018.

 

 



Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

  

    

  

ЗАВАЛИНА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА

C:\Users\Lenovo v130-1\Desktop\лена.jpg

Преподаватель: специальных дисциплин

Общий педагогический стаж: 38 лет

Стаж работы по специальности: 33 года

Образование: высшее, Балашовский государственный педагогический институт. Специальность: преподаватель педагогики и психологии дошкольной, методист по дошкольному воспитанию.

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной  деятельности обучающихся через использование интерактивных форм и методов работы в рамках реализации практико – ориентированного обучения»

Вольск 2023

 

Содержание

1.Условия возникновения опыта.  

2.Актуальность и перспективность  опыта

4. Новизна опыта.  

5. Описание инновационного опыта  педагога

6.  Результативность опыта.  

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  

1.Условия возникновения опыта

Современная социально-экономическая ситуация, развитие рыночных отношений предъявляют высокие требования к деятельности профессиональных образовательных организаций. В условиях повышения конкуренции на рынке труда и развития предпринимательской деятельности, выпускники должны быстро адаптироваться на производстве, уметь непосредственно выполнять сложные операции, организовывать и планировать  свой труд с наибольшей эффективностью.  

Введение  Федеральных государственных образовательных  стандартов  (ФГОС)  среднего профессионального образования (СПО), основанных на модульно-компетентностном подходе,   призвано способствовать формированию социально зрелой личности, конкурентоспособной на рынке труда в современных социально-экономических условиях.   

Чтобы обучающийся педагогического колледжа по профессии «Воспитатель детей дошкольного возраста» в дальнейшем действительно стал таким специалистом, в центре внимания при освоении профессии воспитателя должны быть общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции.   

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту СПО уровень владения совокупностью компетенций, отражает степень готовности выпускника к применению знаний, умений и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области.  

Важным этапом формирования профессиональных компетенций является организация и проведение уроков  учебных дисциплин  профессионального цикла,  МДК, учебной и производственной практик.  На уроках учебных дисциплин профессионального цикла, МДК, учебной практики при формировании профессиональных и общих компетенций  преподавателями и мастерами п/о используются новые образовательные развивающие технологии: конкурсы, информационно-коммуникативные технологии, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, семинары и др.  

Виды работ и проверяемые результаты обучения должны  соответствовать требованиям к практическому опыту и умениям, освоению ПК и ОК, определенным рабочей программой профессионального модуля и требованиями работодателя.  

 

2. Актуальность и перспективность опыта

Реализация новых стандартов предполагает наличие постоянной связи разработчиков образовательных программ с требованиями работодателей и реализации их запросов в содержании образования.     

С использованием  современных образовательных технологий  на уроках МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей меняется  организация  учебного процесса.  Современные  технологии  определяют системно - деятельностный  подход  в обучении , что позволяет создать ситуацию «успеха», необходимую для повышения мотивации к учению и активизации познавательной деятельности обучающихся, а значит, приводит к  повышению работоспособности  на  уроках.

      На уроках сегодня не достаточно, чтобы обучающийся  овладел полученной информацией. Важен не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность  самостоятельной умственной деятельности.

       Активизация – это такая организация познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучающегося. Активизация познавательной деятельности через отдельные приемы на уроке позволила мне обеспечить не только запоминание материала и формирование интереса к дисциплине, но и дать обучающимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания. Главным условием формирования познавательной активности обучающихся являются содержание и организация урока.  

Реализация данного опыта  потребует от преподавателя организаторского мастерства, творческого подхода в выборе определенного приема по активизации познавательной деятельности обучающихся.  Умения грамотно использовать активные и интерактивные формы работы в рамках практико - ориентированного обучения.

Для того, чтобы процесс формирования и самореализации личности обучающегося, формирование его индивидуальности проходил постепенно и ровно,  необходимо придерживаться стилю общения в формате  сотрудничества, при ведущей деятельности преподавателя.

Преподавателю на этапе активизации познавательной деятельности нельзя оценивать ответ обучающегося, в данном случае нужно обеспечить ситуацию «успеха», поощрением чувства независимости, уверенности в своих ответах.

Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс Условия, активизирующие процесс познания- создает преподаватель, результат этих условий демонстрирует обучающийся.

   

 

3. Ведущие педагогические идеи

На основе выявленных противоречий Завалиной Е.В. была выбрана оптимальная  для сложившейся ситуации цель - привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности на уроках МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей, формируя у них профессиональные компетенции.   

Педагог ставит  перед собой следующие задачи:  

  1. Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающего в работе.  
  2. Умение рационально планировать и организовывать работу.  
  3. Оценка деятельности обучающего не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.  
  4. Стимулирование обучающихся к использованию выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ или просто высказаться и т.д.  
  5. Создание проблемных ситуаций, которые позволяют обучающим проявлять инициативу, самостоятельность.  
  6. Поощрять обучающих находить рациональные или новаторские способы работы.  

Идея педагогического опыта состоит в системном применении вышеперечисленных направлений обучения.  

  

  

4. Новизна опыта

В своей практике  Завалина Е.В. применяет интерактивное оборудование, что позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание обучающихся, повышает творческий потенциал личности и мотивацию, стимулирует деятельность, упрощая подготовку к занятиям в будущем.  

  

5. Описание инновационного опыта  педагога

Технологическая сторона опыта работы Елены Владиславовны «Активизация познавательной  активности обучающихся через использование активных и интерактивных форм и методов работы в рамках реализации практико – ориентированного обучения» предполагает постановку следующей цели: вовлечь каждого обучающегося в активную познавательную деятельность на каждом уроке, успешно освоить профессиональные и общие компетенции, определенные ФГОС по профессии «Воспитатель детей дошкольного возраста» и рабочей программой.

Рассмотрим более подробно  пути активизации познавательной  активности обучающихся через использование активных и интерактивных форм и методов работы в рамках реализации практико – ориентированного обучения.  

Как было сказано выше, преподавателю на этапе активизации познавательной деятельности нельзя оценивать ответ обучающегося, в данном случае нужно обеспечить ситуацию «успеха», поощрением чувства независимости, уверенности в своих ответах.

В последние годы в образовательных учреждениях появилось понятие «инновационный урок» [11]. Это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем изменения в содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий.

Для проведения инновационного урока требуется тщательная подготовка, которая заключается

    - в осознании целей и смыслов педагогической инновации;

- в отборе и конструировании содержания, форм организации учебной деятельности, методов и средств обучения.

Примером такого урока является урок Елены Владиславовны по теме: «Обучение связной речи детей дошкольного возраста». На этом уроке студенты, самостоятельно работая с интернет-ресурсами,  показали высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков по теме, увидели возможность профессионально-творческой самореализации, продемонстрировали умение анализировать фрагменты видеозанятий и критически оценивать опыт работы воспитателей дошкольного учреждения, делать выводы на основе собственных наблюдений.

Эффективность такого урока в том, что ясно видна познавательная и творческая активность студентов на уроке, гибкое, результативное использование методов, приемов, дидактических средств обучения, объективность и оперативность педагогической оценки результатов учебной деятельности студентов, содержательная насыщенность, плотность урока, создание доброжелательного психологического климата. Но самое главное – формирование у студентов практических умений и навыков с целью овладения профессиональной компетентностью и воспитание интереса к профессии воспитателя.

Естественно, этот перечень не является завершенным. Он может быть расширен и даже видоизменен в зависимости от цели проводимого анализа и оценки эффективности урока.

О целесообразности использования игровых технологий известно всем. В педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к обоснованию сущности дидактических возможностей игр. Некоторые ученые, например, Л.С.Шубина, Л.И.Крюкова и др., относят их к методам обучения. В.П.Бедерканова, Н.Н.Богомолова характеризуют игры как средство обучения. В.И.Андреев считает, что педагогическая игра - это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности студентов, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию студентов, воссоздает и моделирует опыт человеческой деятельности и общения [6].

Игровая форма обучения имеет чрезвычайно много неиспользованных, резервных возможностей и для творчества учителя, и для активизации познавательной деятельности студентов. Наиболее глубоко технология игры как формы организации и совершенствования учебного процесса рассмотрена С.Ф.Занько [11], который полагает, что до принципов и методов игра не могла получить и не имела педагогической логики своего построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания проблем, ни в аспекте организации и осуществления процесса игры. Его исследование показало, что спектр педагогических и дидактических возможностей игровых форм обучения достаточно широк. Они позволяют:

  • активизировать и интенсифицировать процесс обучения, так как достаточно сильно стимулирует мотивы учебной деятельности студентов;
  • в широких пределах варьировать проблемность, трудность, сложность учебного материала, включенного в ситуацию игровой деятельности;
  • гибко сочетать разнообразные приемы и методы обучения: от репродуктивных до проблемных;
  • моделировать практически любой вид профессиональной деятельности;
  • игра студентов выступает и как специфический феномен развития культуры творчества, т.к. позволяет расширить и углубить процесс творческого самоопределения, самосовершенствования, самореализации, а, следовательно, и творческого саморазвития студентов [4].

Одним из признаков деловой игры как формы обучения является моделирование педагогически управляемой деятельности студентов, направленной на решение проблемы или серии задач.        

Примером деловой педагогической игры служит урок, проведенный в форме родительского собрания по теме « Развитие речи детей раннего

возраста», где студенты обобщили и систематизировали свои знания по данной теме, сумели воссоздать межличностные отношения, принимали решения в ситуациях, моделирующих реальные условия их профессиональной деятельности. Ведь умение студентов работать эффективно, активно развивая себя, показывая не только знание теории, но и умение применить их на практике, позволяет студентам проявить себя в профессиональной сфере, активизировать и интенсифицировать процесс обучения и поэтому, использование учителем нечто нового влияет на осознанное и целенаправленное развитие личности студентов.

После данного урока была составлена анкета по выявлению отношения студентов к проведению уроков в нетрадиционной форме (в частности, деловой игры).

Результаты анкеты показали, что 63% студентов считают данную форму организации урока успешной, интересной, т.к. дает возможность поставить себя на место воспитателя, с позиции педагога решать возникающие проблемы в практике обучения и воспитания. 78% студентов высказали пожелания как можно чаще планировать такие уроки, потому что на таком уроке игра позволяет повысить знания, умения применять эти знания на практике в детском саду. Определяя роль преподавателя на уроке 59 % студентов отметили, что урок данного вида дает возможность им быть активными, самостоятельными участниками педагогического процесса, а это влияет на развитие их творческого потенциала. Учитель, по их словам, должен анализировать, фиксировать объем работы, давать объективную оценку их деятельности на уроке.

В связи с тем, что игры создают весьма благоприятные дидактические условия для стимулирования творчества, хотелось бы заметить, что это во многом зависит как от деятельности учителя, так и от поведения студентов в различных игровых ситуациях.

Проблема повышения эффективности самостоятельной работы студентов не нова. Различные аспекты проблемы самостоятельной работы студентов исследовались Б. П. Есиповым, М.Н.Скаткиным, И.Я.Лернером, П.И.Пидкасистым, А.В.Усовой. Однако мнение ученых о сущности самостоятельной работы расходятся. Одни определили ее через понятие «метод обучения», другие - через систему приемов обучения. П.И.Пидкасистый определил самостоятельную работу как «средство организации и выполнения определенной деятельности в соответствии с поставленной целью» [12].

Однако, вслед за П.И. Пидкасистым, многие ученые считают, что более правомерным отнести самостоятельную работу студентов к формам организации учебной деятельности. Эта точка зрения обусловлена тем, что в процессе самостоятельной работы могут быть применены самые разнообразные методы и приемы обучения, а потому подводить самостоятельную работу под понятие «метод» в качестве родового понятия некорректно.

В процессе изучения нового материала методики развития речи могут найти применение разнообразные виды самостоятельных работ, чтение или подбор фактического материала из первоисточников, указанных преподавателем; подготовка сообщений, докладов; предварительное выполнение практических заданий с целью получения данных, необходимых для изучения нового материала и многие др. Они позволяют активно привлекать студентов к работе на уроке, ориентировать их на учебную деятельность, стимулировать творческий потенциал. Приведем несколько примеров, раскрывающих характер самостоятельных работ, активизирующих и интенсифицирующих учебную деятельность студентов.

Известно, что одного только слушания нового учебного материала недостаточно для сознательного и прочного усвоения знаний. Поэтому вслед за слушанием необходима организация самостоятельной работы по воспроизведению изучаемого вопроса его осмыслению и закреплению в памяти. Например, познакомившись с методическими требованиями к проведению занятий по развитию речи в теме «Методика работы по заучиванию стихотворений наизусть», студенты просматривают видеозапись занятия, по которой они определяют его структуру, выделяя части, методы и приемы обучения, анализируя речь воспитателя и детей в свете изученных требований.

Считаем, что одной из наиболее эффективных, активных форм организации самостоятельных работ является работа студентов с конспектами проведения занятий в детском саду.

На этапе закрепления знаний по теме «Обучение рассказыванию по игрушкам, картинам» просмотр фрагментов видеозанятий.

Анализ выявленных студентами ошибок после просмотра  показывает, насколько успешно они усвоили данную тему, сумели разобраться в структуре и методике проведения занятий.

После этого организуется работа со студентами по составлению технологической карты такого занятия: определяют цель и задачи,  содержание, намечают основную часть, подбирают физминутку, в программе SMART Notebook составляют интерактивную игру по теме занятия, продумывают анализ и конец занятия. Далее идет обсуждение исправлений, дополнений.

Готовое занятие проигрывается в классе и  анализируется по вопросам:

-соответствие занятия теме и цели и задачам;
-четкость структуры, взаимосвязь частей;

-приемы обучения в каждой структурной части, их эффективность;

-предполагаемый уровень речевой активности детей и воспитателя.

Хочется отметить, что на таких практико-ориентированных занятиях студенты работают активно, творчески, самостоятельно. Именно благодаря такой форме организации урока студенты проверяют собственные возможности при составлении технологической карты занятия, испытывают удовлетворение от своей работы и получают прочные богатые знания, которые впоследствии применяют на практике в детском саду, а это значит, что умение работать самостоятельно становится фактором самореализации и формирования личности.

При всей простоте названных формах организации самостоятельной работы требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес студентов к самостоятельной работе, активизировать и интенсифицировать их учебную деятельность.

Хотелось бы акцентировать внимание как педагогов, так и студентов на следующих положениях:

1. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:

- уяснение цели и поставленной учебной задачи;

- четкое и системное планирование самостоятельной работы;

- поиск необходимой учебной и научной информации;

- освоение собственной информации и ее логическая переработка;

- использование     методов     исследовательской,     научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;

- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;

- представление, обоснование и защита полученного решения;

- проведение самоанализа и самоконтроля.

2. Студент должен понимать, что учебно-познавательная деятельность отличается от обычной учебной деятельности. Она носит поисковый характер, в ходе ее решаются несколько познавательных задач, ее результат - решение проблемных ситуаций.

3. Позиция обучающегося учебно-познавательной деятельности - субъектно-субъектная, она всегда проводится на продуктивном уровне. Поэтому, при оптимальном варианте учебно-познавательная деятельность студента является саморегулируемой, самоуправляемой, внутренне мотивированной, носит избирательный характер.

Среди разнообразных форм организации учебных занятий определенное место занимают семинары.

Педагогическая эффективность применения семинарских занятий доказана и получила обоснование в трудах отечественных дидактов Б.П. Есипова, В.П. Стрезикозина, А.В. Усовой и др. В.П.

Стрезикозин отмечал, что большое обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают студентов свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвинутые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с товарищами, теоретически объяснять жизненные явления [10].

Успех всего семинара и особенно на этапе его подготовки во многом зависит от эффективности самостоятельных работ студентов. Другими словами, семинар вбирает в себя, интегрирует как часть самостоятельную работу студентов. Эффект имеют вводные семинары, которые предваряют изучение темы и позволяют студентам самостоятельно разобраться, поработать с определенной учебной литературой, поразмышлять над вопросами, проблемами, которые предстоит еще изучить.

Примером такого семинара служит семинар, проведенный для студентов третьих курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образование на тему «Этапы обучения правильному звукопроизношению». Была организована большая предварительная работа: проведены установочные групповые и индивидуальные консультации, работа с докладчиками (работа с интернет-источниками, подбор необходимой литературы, обсуждение основных положений содержания), контроль и оказание помощи.  Центральным элементом данного семинара послужила дискуссия, которая состояла из основных этапов:

  1. Вводное информирование, изложение основного замысла организуемой дискуссии.
  2. Выделение основных направлений, вопросов дискуссии, определение времени на выступления и обсуждения каждого вопроса:
  • Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка ( 8-10 мин.).
  • Воспитание звуковой культуры речи у детей от 1г 6 мес. до Зх лет ( 1 этап) ( 10 - 12 мин.).
  • Воспитание звуковой культуры речи у детей от Зх до 5ти лет. (2 этап) (10-12 мин).
  1. Выступление основного докладчика, который раскрывает значение звуковой культуры речи для развития личности ребенка и дает характеристику основных этапов обучения звукопроизношению.
  2. Выступление содокладчиков, которые излагают в своих сообщениях способы, средства решения данной проблемы в разных возрастных группах, аргументируя выступление оппонента и приводя примеры работы на каждом возрастном этапе, демонстрируя элементы занятий.
  1. Организация работы слушателей:
  • дается перечень вопросов по теме семинара и выступлениям;
  • анализ конспектов занятий по звуковой культуре речи в разных возрастных группах.

    7. Работа студентов с дополнительной литературой   - идет проверка всевозможных вариантов решения проблемы, находится оптимальное решение.

8. 3авершсние дискуссии, обобщение результатов.

9.Составление презентации своих выступлений.

Итак, семинары, на которых педагог поощряет и поддерживает дискуссии студентов, их оригинальность суждения и собственные обобщения и выводы, обладают большими не только обучающими, но и развивающими возможностями. Они развивают критическое творческое мышление студентов, их умение обосновывать, убеждать и доказывать свою точку зрения, свой взгляд на явления действительности.

Семинарские занятия помогают студентам продвинуться в своем развитии, овладеть хотя бы малым элементом на пределе своих способностей и направляют их на творческую деятельность, на образование гарантированного качества, которое переходит в самообразование.

Таким образом, активизация познавательной деятельности студентов во многом зависит от инициативной позиции преподавателя и его профессиональной компетентности  на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.

 

  1. Результативность опыта

На протяжении последних лет Елена Владиславовна проводит мониторинг учебной деятельности.

Мониторинг осуществлялся по следующим критериям:

-Педагогическое наблюдение, объектом которого являются:

1. степень заинтересованности и активности учащихся в процессе обучения предмету;

2.уровень удовлетворенности и мотивации учащихся (Методика А.А. Андреевой).

-Анализ качества творческих работ студентов (написание рефератов, составление презентаций, интерактивных игр и др.: отражение в них знаний предмета).

-Диагностика результатов педагогического наблюдения показал:

-повышение мотивации учащихся в овладении предметными знаниями;

-свободное творческое самовыражение учащихся в учебном процессе, проявляющееся в естественном, непринужденном, активном участии в творческой деятельности, их умение понимать и выполнять поставленные задачи;

-повышение заинтересованности студентов в подготовке и создании сценариев мероприятий, в процессе проведения предметных недель.

Методика А.А. Андреевой позволила установить изменения в уровне удовлетворенности и мотивации учащихся за этот период. В тестировании принимали участие студенты 3 курсов отделения «Дошкольное образование».

2020-2021 уч.год

2021-2022 уч.год

2022-2023 уч.год

Низкий 12%

Средний 55%

Высокий 33%

Низкий 9%

Средний 35%

Высокий 56%

Низкий 6%

Средний 30%

Высокий 64%

  

Результаты анкетирования свидетельствуют об устойчивом отношении студентов к МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей, а рост числа студентов, выбирающих его в качестве одного и выбираемых предметов, говорит о продуктивности применяемых методов (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Итак, анализ результатов работы позволяет сделать заключение о положительной динамике в конкретизации интересов и предпочтений студентов. Наблюдается повышение мотивации творческого освоения предмета, а также рост творческого развития и качественно более высокий уровень самовыражения учащихся. Следовательно, применение активных и интерактивных форм и методов работы в рамках реализации практико – ориентированного обучения, является перспективным направлением в организации практико-ориентированного обучения.

   Эффективность применения  активных форм и методов в учебно- воспитательном процессе  зависит не только от качества и дидактических возможностей аппаратных и программных средств, но и от мастерства педагога, его компетентности и готовности к практическому их применению в процессе преподавания.

Практическая значимость опыта заключается в том, что он может способствовать более успешному овладению профессиональными компетентностями через активизацию познавательной деятельности обучающихся с применением активных и инновационных технологий обучения, развитию самостоятельности обучающихся и росту успешности уроков производственного обучения.   

Таким образом, личностно-ориентированный подход на уроках производственного обучения  не только целесообразен, но и позволит достичь главную цель, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» и «Закон об образовании» а именно: подготовка разностороннего личностно-ориентированного  специалиста.    

Опыт может быть рекомендован для использования  преподавателями специальных дисциплин отделения «Дошкольное образование» по профессии «Воспитатель детей дошкольного возраста».

Список использованных источников и литературы

  

1.Александрова Е. А. Методология педагогики : монография / Е.А. Александрова, Р.М. Асадуллин, Е.В. Бережнова [и др.] ; под общ. ред. В.Г. Рындак. — М. : ИНФРА-М, 2018.

2.Алексеева ММ. Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: // http://pedlib.ru

5.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. I ч. - Казань, 2012.

6.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. II ч. -Казань, 2012.

7.Бородич A.M. Методика развития речи [Электронный ресурс]. – URL: // http://pedlib.ru

8.Есипов Б.П., Огородников И.Т. Дидактика и методика проведения урока // Педагогика. – 2013. - №4.

9.Коменский Я.А.. Педагогическая система [Электронный ресурс]. – URL: // https://ru.wikipedia.org

10.Левитес Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д.Г. Левитес. — М. : ИНФРА-М, 2018.

11. Мякишева Н.Г. Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций [Электронный ресурс]. – URL: // https://infourok.ru/praktikoorientirovannoe-obuchenie-studentov-kak-osnova-formirovaniya-professionalnih-kompetenciy

 12.Мокшина, Н. Г. Практико-ориентированный подход к преподаванию педагогических дисциплин / Н. Г. Мокшина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13162/ (дата обращения: 25.01.2023).
          13.Околелов О. П. Инновационная педагогика : учеб. пособие / О.П. Околелов. — М. : ИНФРА-М, 2018.

12.Пидкасистый П.И. Педагогика и психология. М- .:Издательство: «Юрайт»,2009. 

13. Роджерс Р. Гуманистическая психология. – М.:Издательство: «МОДЭК», «НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет», 2013. 

14. Сергеева В.П. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям : монография / под науч. ред. В.П. Сергеевой. — М. : ИНФРА-М, 2018.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

О роли современных учреждений СПО в  работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...

Практико-ориентированное обучение в рамках дисциплины "Документационное обеспечение управления"

Практико-ориентированное обучение в рамках дисциплины "Документационное обеспечение управления"...

Доклад на тему: «Практико-ориентированное обучение – условие формирования у обучающихся готовности к трудоустройству».

В конце концов, от всех приобретенных знанийв памяти у нас остается только то, что мы применили на практикеГёте...

Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами  остро встала  и в ...

Организация практико-ориентированного обучения в «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» по специальности «Стилистика и искусство визажа»

Организация практико-ориентированного обучения в «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» по специальности «Стилистика и искусство визажа»...

Задачи, стоящие перед мастером производственного обучения при реализации практико-ориентированных программ в системе СПО

Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студент образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических за...

Прикладной практико-ориентированный проект "Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций"

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с образовательными пр...