Рабочая программа ОУД.02 Литература для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
рабочая программа

Баскаева Залина Яковлевна

Рабочая программа ОУД.02 Литература для специальности 43.02.15 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_oud_02.docx89.71 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА 

для специальностей СПО (ППКРС)

43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Форма обучения: очная

Владикавказ

2021

ОДОБРЕНА

Предметно - цикловой комиссией гуманитарных дисциплин

Протокол №____

от   «__» __________2021г.

Председатель ПЦК

______________ Г.Н.Волина

           подпись                    

Согласована

Методист ГБПОУ «ВТЭТ»

_________________ Т.Ю.Джагаева

         Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (протокол №3 от 21 июля 2015 года с внесенными изменениями, протокол от 28 июня 2016г.№2/16-з).

Регистрационный номер рецензии №382 от 23 июля 2015г., ФГАУ «ФИРО».

Составитель рабочей программы: преподаватель общеобразовательных дисциплин Баскаева Залина Яковлевна

Заведующий учебной частью __________________/ З.Р. Гаппоева/

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины                                               4
  2. Структура и содержание учебной дисциплины                                       8
  3. Условия реализации учебной дисциплины                                             19
  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины         21


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 02 «ЛИТЕРАТУРА»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Литература» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования социально-экономического профиля - программы подготовки специалистов среднего звена, реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.

Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

  1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «Литература» относится к обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования для специальности СПО естественнонаучного профиля профессионального образования.

  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

■ личностных:

  • отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
  • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
  • эстетическое отношение к миру;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание - чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и др.)

■ метапредметных:

-владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

  • владение языковыми средствами;
  • умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на

межпредметномуровне;

  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

■ предметных

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.

Личностные результаты реализации программы воспитания:

ЛР-1 Проявление активной, гражданской позиции, демонстрирование приверженности принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций;  

ЛР-2 Проявление и демонстрирование уважение к людям труда, осознание ценность собственного труда. Стремление к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»;

ЛР-3 Осознание приоритетной ценности человека; проявление уважения к собственной и чужой уникальности в различных ситуациях. Во всех формах и видах деятельности;

ЛР-4 Проявление уважения к эстетическим ценностям, владение основами эстетической культуры;

ЛР-6 Принятие семейных ценностей, готовность к созданию своей микро ячейки общества – семьи;

  1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Учебным планом для данной дисциплины определено:

обязательная аудиторная нагрузка - 156 часов;

Промежуточный контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачета.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

156

в том числе:

теоретических занятий

78

практических занятий

78

промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01.1 Литература

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа  обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Романтизм в литературе и искусстве.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

 Специфика литературы как вида искусства.

Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы.

4

1

Раздел 1Русская литература первой половины XIX века

14

Тема 1.1

А.С.Пушкин

Жизненный и творческий путь.

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Философское начало в ранней лирике

Мотивы свободы, неволи, обманутой любви.

Эволюция романтического героя. «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану» и др.  

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу. «Элегия», «Вольность».

Тема поэта и поэзии.

Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.  «Поэту», «Пророк».

Лирика любви и дружбы.

Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. «Я Вас любил», «Друзья мои, прекрасен наш союз» и др.

4

1

Тема 1.2

М.Ю. Лермонтов

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова.

Мотивы одиночества.

Поэма «Демон». Аналитическое чтение

4

1

Тема 1.3.

Н. В. Гоголь

Очерк жизни и творчества. Н. В. Гоголя.

 «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования.

Приемы комического в повести. Авторская позиция.

4

1

Контрольная работа по тв-ву Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Сочинение

2

2

Раздел 2      Русская литература второй половины XIX в.

50

Тема 2.1

Русская литература второй половины XIX в. (обзор)

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика

2

1

Тема 2.2

А.Н. Островский

Сведения из биографии.

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского

Драма «Гроза».Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

2  

1

Тема 2.3

И.С. Тургенев

Жизнь и творчество И.С.Тургенева. «Стихотворения в прозе»

       2

       1

Роман «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа.

       4

1

Практическое занятие

Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

       2

2

Контрольная работа. Тест.

       2

2

Тема 2.4

Н.А.Некрасов

Очерк жизни и творчества. «Поэт мести и печали», «Я лиру посвятил народу своему».

«Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы. Художественные особенности поэмы.

      2

1

Тема 2.5

Ф. И. Тютчев Обзор жизни и творчества

Тема 2.6

А. А. Фет

Практическое занятие

Философичность лирики Тютчева

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся»,«Полдень»,«Silentium»,«Видение», «Тени сизые смесились»,«Не то, что мните вы, природа…»,

«29-е января 1837»,«Я лютеран люблю богослуженье»,

«Умом Россию не понять…»,«О, как убийственно мы любим»,

«Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. Итем она верней»,«Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…»

Анализ стихотворений

Непосредственность художественного восприятия мира в лирике Фета. Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…»,«Какое счастье – ночь, и мы одни...»,«Сияла ночь. Луной был полон сад...»,«Еще майская ночь...»,«Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...»,«Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.

4

2

Тема 2.7

А.К. Толстой. Обзор жизни и творчества

Обзор жизни и творчества

Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…»,

2

1

Тема 2.8

М. Е. Салтыков - Щедрин

Очерк жизни и творчества

Сказка «Пропала совесть»

     2

       1

Тема 2.9

К. Л. Хетагуров

Очерк жизни и творчества Коста.

«Ирон фандыр». Поэма «Фатима».  

      2

       1

Тема 2.10

Ф. М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание».

Обзор жизни и творчества.

Роман «Преступление и наказание».Своеобразие жанра романа.

Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика в романе.

4

       1

Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин, нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе.

2

1

Контрольная работа по творчеству Ф.Достоевского.

2

2

Тема 2.11

Л. Н. Толстой

Жизненный и творческий путь.

Духовные искания писателя.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира».

4

1

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи… «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.  

 4

1

Контрольная работа.

Тест по творчеству Л.Толстого.

2

2

Тема 2.12

Н.С.Лесков. Обзор жизни и творчества.

Повесть «Очарованный странник»

Обзор жизни и творчества Повесть «Очарованный странник»

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина.

Тема трагической судьбы талантливого русского человека.

Смысл названия повести.

 Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

2

1

Тема 2.13

А. П. Чехов

Обзор жизни и творчества.

 «Студент»,«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.

Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова.

Новаторство Чехова.

Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова.

Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова.

Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе.

Синтаксический строй речи героев пьесы.

4

1

Раздел 3

Зарубежная литература 19 века

 2

Тема 3.1

Зарубежная литература

19 века

Обзор  зарубежной литературы: О'Генри. Новеллы. О.де Бальзак «Шагреневая кожа».

Импрессионизм.  (Сообщения по теме).

Отзыв о прочитанной книге.(из зарубежных авторов)

Экранизация романа О. де Бальзака «Шагреневая кожа». Рецензия

2

1

Раздел 4Литература первой половины XX века.

56

Тема 4.1

Литература первой половины XX века(обзор)

Литература XX века. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.

Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века.

Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

4

         1

Тема 4.2

И. А. Бунин

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».

Философичность лирики Бунина.

Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого.

Осуждение бездуховности существования.

Поэтика И. А. Бунина.

Рассказы: «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско».

2

1

Тема 4.3

А. И. Куприн

Сведения из биографии

Рассказы:«Олеся», «Поединок»,«Гранатовый браслет».

Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна.

Осуждение пороков современного общества.

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести.

2

1

Тема 4.4

М. Горький.

Обзор жизни и творчества.

Романтические рассказы. «Старуха Изергиль»

Пьеса «На дне».  

Спор о назначении человека.

Авторская позиция и способы ее выражения.

         4

 1

Контрольная работа. Сочинение.                                                                                            

          2

      2

Тема 4.5

Поэзия начала ХХ века

В. Я. Брюсов

Обзор творчества

И. Северянин

Обзор творчества

Серебряный век как своеобразный русский  ренессанс

В.Я. Брюсов

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова.

Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

И.Северянин

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

          2

      1

Тема 4.6

Н. С. Гумилев

Стихотворения: «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов.

2

1

Тема 4.7

А. А. Блок 

Обзор   жизни и творчества.

Обзор жизни и творчества.

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы». Поэма «Двенадцать».

Природа социальных противоречий в изображении поэта.

Тема исторического прошлого в лирике Блока.

Тема родины, тревога за судьбу России. Поэма «Двенадцать»:

2

1

Контрольная работа. Тест «Поэзия начала 20 века».

2

2

Тема 4.8 - 4.9

Литература 20-х годов (обзор).

Крестьянская поэзия

Противоречивость развития культуры в 20-е годы.

Литературный процесс 20-х годов.

Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.).

Политика партии в области литературы в 20-е годы.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов

Творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.

Экранизация произведений вышеперечисленных авторов.

Термин «Новокрестьянская поэзия».

Основные черты «новокрестьянской» поэзии.

Н. Клюев, С. Клычков, С. Есенин.

4

1

Тема 4.10

В.В.Маяковский.

Обзор жизни и творчества.

Поэтическая новизна ранней лирики.

Характер и личность автора в стихах о любви.

 Сатира Маяковского. Стихотворения:  «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», поэма «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!»,«Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это».
Пьесы «Клоп», «Баня».

Новая система стихосложения.

Анализ поэтического текста.

 4

1

Тема 4.11

С. А.Есенин

Очерк жизни и творчества. Художественное своеобразие творчества Есенина. Глубокий лиризм, необычайная образность. Зрительность впечатлений.

 «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,«Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…»,«Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст»,«Русь Советская»,«Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».

Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме.

Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.

4

       1

Тема 4.12

Становление новой культуры в 30-е  40-е годы

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.

2

1

Тема 4.13

М.И.Цветаева

Обзор жизни и творчества.

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу».

Судьба М. Цветаевой. (Подготовка сообщений по теме, индивидуальное задание)

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Своеобразие стиля поэтессы. «О средствах поэтической выразительности». Сообщение.

2

1

Тема 4.14

М.А.Булгаков

Обзор жизни и  творчества.

«Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа.

Система образов.

Ершалаимские главы.

Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение.

Фантастическое и реалистическое в романе.

4

1

Тема 4.15

А.Н.Толстой.

Жизнь и творчество А.Н.Толстого.

Роман «Петр Первый». Тема русской истории в творчестве писателя. «Петр Первый» – художественная история России XVIII века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе.

 2

       1

Тема 4.16

М.А.Шолохов

 «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа.

Патриотизм и гуманизм романа.

Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.

 «Судьба человека», «Они сражались за Родину». Военная тема в тв-ве Шолохова.

8

       1

Контрольная работа. Сочинение.

2

       2

Тема 4.17

Литература русского Зарубежья

В. В. Набоков.

Обзор жизни и творчества. Тема России в творчестве Набокова.

Н. А. Заболоцкий Стихотворения

Г. Газданов «Призрак Александра Вольфа»

2

       1

Раздел 5

Литература периода ВОВ и первых послевоенных лет.

       10

Тема 5.1

Деятели литературы на защите Отечества

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстого.

Военная лирика – летопись времени

2

       1

Тема 5.2-5.3

А.А.Ахматова

Поэма «Реквием»

Обзор жизни и творчества

Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи»,«Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой.

Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

       4

       1

Тема 5.4

Б.Л. Пастернак

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про этистихи», «Определение поэзии», «Гамлет»,«Быть знаменитымнекрасиво»,«Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь».

Роман «Доктор Живаго».

2

      1

Тема 5.5

А.Т.Твардовский

Сведения из биографии. Тема войны и памяти в лирике Твардовского. Утверждение нравственных ценностей.

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…»,«К обидам горьким собственной персоны...»,«В тот день, когда кончилась война…»,«Ты, дура смерть, грозишься людям». Поэма «По праву памяти».

       2

       1

Раздел 6              Литература 50–80-х годов

12

Тема 6.1

Литература 50–80-х годов (обзор)

Новое осмысление проблемы человека на войне. Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др.

Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

2

     1

Тема 6.2

Поэзия 60-х годов

Поэзия «шестидесятников». Творчество Б. Ахмадуллиной, Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А.Вознесенского. Авторская (бардовая) песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др.

       4

      2

Тема 6.3-6.4

А.И. Солженицын

В.Т. Шаламов

А.И. Солженицын

Сведения из биографии. Рассказы: «Матренин двор»,«Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

В.Т. Шаламов

Сведения из биографии. «Колымские рассказы» (два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

2

      1

Тема 6.5

В.М. Шукшин

Сведения из биографии.

Художественные особенности прозы В. Шукшина. Рассказы: «Чудик»,«Выбираю деревню на жительство»«Срезал», «Микроскоп»,«Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. (Подготовка сообщений по теме Индивидуальное задание)

 2

     1

Тема 6.6        

А.В. Вампилов

Сведения из биографии.  Образ вечного, неистребимого бюрократа.

Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.

        2

      1

Раздел 7                                   Зарубежная литература.

      2

Тема 7.1

Зарубежная литература.

Э. Хемингуэй. «Старик и море».  

М,Зузак «Воровка книг»

      2

       1

Раздел 8                                    Современная литература

      6

Тема 8.1

Современная литература

А. Черчесов

Рассказ «И будет лето…»

Повесть «Венок на могилу ветра»

      2

        1

В. Пелевин «Желтая стрела»   Б.Акунин «Турецкий гамбит»   В.Токарева. Рассказы

М. Веллер  «О любви»

       2

        1

Дифференцированный зачет

       2

ИТОГО

       156

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины ОУД.02 Литература требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебной аудитории:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины;

учебно-методический комплекс «Литература», рабочая программа, календарно-тематический план;

библиотечный фонд;

технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

           

  • Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века.  10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1, 2. М.: Просвещение, 2016
  • Журавлев В.П. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1, 2.    М.: Просвещение, 2016

Литература для учителя

Методические пособия

      1.И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Универсальные поурочные разработки по литературе 10 класс (1 и 2 полугодие). – М.: ВАКО, 2016

     2.Н.В.Егорова, И.В.Золотарева. Универсальные поурочные разработки по литературе 11 класс (1 и 2 полугодие). – М.: ВАКО, 2016

    3. Лебедев Ю.В., Романова А.Н.  Литература. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2016

Школьные словари

    1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011

Литература для обучающихся

     1.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века.  10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1, 2. М.: Просвещение, 2016

     2.Журавлев В.П. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1, 2.    М.: Просвещение, 2016

     3.Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XIX века. – М.: Издательство «Экзамен», 2013

   

Контрольно-измерительные материалы

  1.Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы / авт.- сост. Н.Ю.Кадашникова, Л.М.Савина. – Волгоград: Учитель, 2009

 

Интернет - ресурсы

  • http://www.edu.ru – образовательный портал «Российской образование»
  • http://www.school. edu. ru – национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
  • http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
  • http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - специализированный портал «Здоровье и образование»
  • http://www.ucheba.ru - образовательный портал «УЧЕБА»
  • http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал
  •   http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников
  • http://www.prosv.ru — сайт издательства «Просвещение»
  • http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-   портал«Русский язык»).
  • http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Литература».
  • http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова»
  • http://www.ruscenter.ru — РОФ «Центр развития русского языка».
  • http://www.center.fio.ru — мастерская «В помощь учителю. Литература.»  Московского центра интернет-образования
  • http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
  •  http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
  •  http://www.old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
  •  http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
  •  http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
  •  http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

Ресурсы для дистанционных форм обучения

  • http://www. vschool.km.ru - виртуальная школа Кирилла и Мефодия  
  • http://www. teachpro.ru - образовательный сайт Teachpro.ru
  • http://www. ozo.rcsz.ru - обучающие сетевые олимпиады


  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения семинарских занятий, обязательного тестирования, заслушивания сообщений, докладов, итогового тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

аудиторная самостоятельная работа, реферат

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

аудиторная самостоятельная работа, подготовка сообщений по теме Индивидуальное задание

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

аудиторная самостоятельная работа, реферат

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аудиторная самостоятельная работа

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

аудиторная самостоятельная работа, подготовка сообщений по теме

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

аудиторная самостоятельная работа Индивидуальное задание

Знать:

образную природу словесного искусства;

аудиторная самостоятельная работа,

содержание изученных литературных произведений;

аудиторная самостоятельная работа,

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

аудиторная самостоятельная работа, доклады;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

аудиторная самостоятельная работа

основные теоретико-литературные понятия

аудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля 05. по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Рабочая программа профессионального модуля является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело по направлению подготовки по укрупнен...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Безопасность жизнедеятельности для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ 01. Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента Специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1.1. Область применения примерной программы Примерная программа профессионального модуля является частью примерной основ-ной образователь...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Организация хранения и контроль запасов и сырья. специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Организация хранения и контроль запасов и сырья.специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПП.01 по специальности43.02.15. Поварское и кондитерское дело

Рабочая ппрограмма по специальности "Поварскоек и кондитерское дело по  ПП 01...

Методическая разработка рабочей программы профессионального модуля ПМ.02, специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента с у...