Методическая разработка классного часа Семейные ценности
методическая разработка

Чекмарёва Ольга Владимировна

Методическая разработка классного часа. Деловая игра  " Cемейные ценности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

Московской области

« Ногинский колледж»

Методическая разработка классного часа

Деловая игра

“Семейные ценности”

Составила и провела:

Классный руководитель группы 3ТУР

( Туризм)

Чекмарёва О.В.

Г.Ногинск

2023г.

Деловая игра « Семейные ценности»

Группа 3 ТУР

Составил: Чекмарёва Ольга Владимировна

  1. Мотивационный блок

Как правило молодые люди уверены, что создав семью, они будут чрезмерно счастливы. Но, увы, так получается не всегда. Юноша и девушка влюблены друг в друга, ни на минуту не  хотят расставаться. Но прошло совсем немного времени после свадьбы, и в семье начались ссоры, взаимные упрёки и разговоры о разводе. Что помешало молодым быть счастливыми?

Что же такое семья? Готовы ли вы к семейной жизни? Как построить крепкую семью? Каковы основные нравственно-правовые нормы семейных отношений? На эти вопросы мы попробуем ответить сегодня.

  1. Исследовательский блок

Семья – это круг лиц, объединённых супружескими отношениями, близкими кровным родством либо родством в результате усыновления (удочерения).

Вместе с тем, члены семьи ведут совместное хозяйство, обеспечивают потребности в еде, жилище, одежде, отдыхе, развлечениях, в духовном общении, поддержке и т.д..

Анкета

« Готов ли я к семейной жизни ?»

Одна из причин одиночества в том, что в семье возникает спор по поводу распределения обязанностей. Многие женщины уверены, что общество требует от них гораздо больше, чем от мужчин. А мужчины убеждены, что домашнее хозяйство и воспитание детей - это настолько несерьёзно дело, что мужчине недостойно им заниматься. А как думаете вы?  Выразите своё отношение к вопросу, ответив «Я», если считаете, что этим в семье должны заниматься вы, и «Он» (она), если вы считаете, что это не ваша обязанность, как супруга ( супруги), «Я» и « Он» (она), если речь идёт, на ваш взгляд, об обязанности обоих супругов.

Утверждения

Я

Он(она)

1

Забота о детях

2

Проверка домашнего задания детей

3

Посещение родительских собраний

4

Решение проблем детей

5

Организация детских торжеств в детском саду, школе

6

Организация семейных праздников

7

Чтение специальной литературы по воспитанию детей

8

Выполнение тяжёлой физической работы по дому

9

Выполнение работы, требующей большой сосредоточенности

10

Покупка продуктов

11

Уборка квартиры

12

Стирка белья

13

Текущий ремонт квартиры

14

Мелкий ремонт по дому (мебель, электроприборы)

15

Поддержания контактов с соседями

16

Планирование семейного бюджета

17

Оплата коммунальных услуг

18

Покупка одежды, обуви

19

Кормление и уход за домашними животными

20

Покупка мебели, бытовой техники

Ключ: за каждый ответ «Я» участник получает по одному баллу.

   Отработка результатов:

5 и менее баллов. Вы хотите получить не супруга (супругу), а домашнего работника. Вам ещё многое предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь.

От 6 до 14 баллов. У Вас нет особых причин для тревоги, но все же думайте  над тем, не много ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга (супруги).

15 и более баллов. Вы полностью готовы к семейной жизни.

  1. Информационный блок

С началом семейной жизни почти неизбежно уходят в прошлое романтическая восторженность, ощущение чего-то неизвестного, неиспытанного. Но зато взамен приходят чувство уверенности в жизни, возможность самоутвердиться в новом качестве (мужа, жены), проявить себя в своих детях. Устойчивость семейного союза определяется не пылкостью и восторженностью добрачных встреч, а с тем, удастся ли супругам создать атмосферу  взаимной заботы, нежности, доверия, преданности. Супружеская любовь- это плод большого труда души и разума.

Одна из причин в том, что молодые люди, вступая в брак, не задумываются о сложностях семейного бытия. Предстоящее супружество видится им продолжением прежней, беззаботной холостяцкой жизни, но уже вдвоём- с любимой, любимым. А трудности в молодой семье неизбежны: и материальные, и психологические связанные с пониманием  особенностей характера друг друга, неумением прощать, уступать. Например, из письма молодой девушки  в молодёжную газету мы узнали о том, что ссора молодожёнов  началась из-за того, что как следует промывать сваренные макароны. Супруг утверждал, что надо это делать кипятком, а она настаивала на холодной воде. Если  бы полгода назад, до свадьбы, кто не будь сказал  им, что такая ссора возможна, они не поверили бы. Влюблённым казалось они способны пойти за любимым на край света, в огонь и воду.

Но в семейной жизни совершать подвиги во имя любви приходится редко, а идти на край света тем более. Зато надо научиться уступать друг другу, приспосабливаться к мелким недостаткам  другого, к его манерам,   привычкам, не раздражаться по пустякам. И пока супруги этому не научатся, никакая сила любви не убережёт их от сор.

  Одним из примеров может послужить один из бракоразводных процессов молодых супругов, которые не прожили вместе и года. У молодой женщины было много претензией к мужу. Сквозь слёзы она рассказывала: «Раньше он был просто необыкновенным. А каким оказался на деле?  Он совершено не умеет себя прилично вести! Вы бы посмотрели, как он ест: чавкает ужасно, мама, просто слышать не может этого. Одежду бросает, где попало, хохочет на всю квартиру. Да и вообще он меня уже не так любит. Раньше он меня прямо на руках носил, наглядеться не мог, а теперь? Ни слова о любви…»   стало совершено ясно, что « идеал», за которого женщина выходила замуж, окончательно низвергнут с пьедестала.

 

  Очень хорошо отразил эту психологическую проблему  Лев Толстой в романе  Анна Каренина. “ Левин был женат третий месяц. Он был счастлив, но совсем не так, как ожидал. На каждом шагу он находил разочарование в прежних мечтах”. Главную причину семейных невзгод  Л.Н. Толстой видел в том, что в семейной жизни каждый ожидает того, что не бывает, и не ожидает того, что всегда бывает.

Основная задача семьи- рождение и воспитание детей. Согласно 68 статьи Семейного кодекса РФ родители обязаны заниматься воспитанием детей.

 Когда и как следует начинать « воспитывать ребёнка?

 

Однажды молодая мама обратилась к великому педагогу К. Ушинскому с вопросом , когда следует начинать воспитание малыша , а он спросил её о возрасте ребёнка.

- О, он совсем ещё мал! Ему всего один день от роду!

- Дорогая моя. Вы опоздали ровно на одну неделю - воскликнул знаменитый педагог!

Воспитание детей - очень серьёзный и ответственный процесс. Именно в семье закладывается будущее любого народа и государства. А если в семье неуютно супругам, то неуютно и их детям. Молодым супругам следует запомнить, что хорошие, тёплые супружеские  отношения важны не только для них самих, но и для детей независимо от возраста. У ребёнка не должно быть сомнений, что родители любят друг друга.

  1. Творческий блок

Давайте представим себе, что у нас есть возможность - вернуться в своё детство.

 

В каких красках вы могли бы раскрасить своё детство и почему?

В каких красках вы могли бы раскрасить свой сегодняшний день?

Дайте характеристику собственного детства, используя только имена существительные ( например, детство для меня- это море, река, мороженое, руки мама и т.д.)

  1. Проблемный блок

Как вы считаете, каким не должно быть детство?

Запомни!!!

Детство не должно быть:

  • жестоким
  • бесправным
  • злым
  • травмирующим

Законы Российской Федерации устанавливают тесную связь между правами и обязанностями родителей и детей в семье.

Конституция РФ

Статья 38

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанности родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

 

В многообразии и  сложностях  семейных отношений говорят приводимые казусы. Обсудите их в группах, выскажите своё мнение.

Работа в группах

М. вела  беспечный образ жизни. Внебрачный ребёнок связал её по рукам и ногам. Она подбросила его другим людям, оставив на пороге в одеяльце зимой. Прошло 15 лет. М. потребовала вернуть ребёнка, делая упор на положительные характеристики с места работы.

- Что  решит суд?

Отец злоупотреблял спиртными напитками, поднимал руку на жену и ребёнка. Во время очередной ссоры, когда мать заступилась за сына, т.к. отец начал жестоко избивать его за двойку, разъярённый отец убил мальчика и жестоко избил жену.

- Что решит суд?

После развода бывший супруг отказался помогать своим детям, открыто завляя бывшей жене: “ Мне не нужны ни ты, ни  твои дети ”.

- Что говорит закон? 

Отец и мать в семье сильно злоупотребляли спиртным, оказывали дурное влияние на детей. Дети плохо учатся, постоянно пропускают уроки.

- Стоит ли оставлять детей у таких родителей? 

- Будут ли нарушены права детей в случае определения их в интернат?

Семья Ф. не имеет постоянного дохода. Родители заставляют детей попрошайничать в общественном транспорте.

- Какие нормы морали и прав нарушаются в семье?

Как Вы считаете, какие качества должна воспитывать семья в детях?

Запомни!

Семья должна воспитывать в детях

- трудолюбие

- честность

- уважение к окружающим

-стойкость

- дисциплину

- стремление к знаниям и т.п.

5. Информационный блок

Принято считать, что детей воспитывают только родители и окружающие. Но это не совсем верно. Очень важно самому заниматься своим воспитанием.

Вот некоторые советы для самовоспитания:

- умей  управлять своими поступками

- учись терпеливо преодолевать свои трудности

- определи цель, которую ты должен достичь

- воспитывай волю

- замечай в людях хорошее

Запомни!

 

Родители и дети обязаны, заботится друг о друге.

С уважением относись к старшим.

Не огорчай родных своими поступками.

Знай и почитай традиции своей семьи. Старайся как можно больше узнавать о своих предках.

Ещё в древности многие народы утверждали правила поведения в семье.

Например, князь Владимир Мономах оставил « Поучения детям»:

  • при старших молчать
  • мудрых слушать
  • старшим повиноваться
  • с равными себе дружить

При Иване Грозном появился знаменитый « Домострой». Он учил:

  • не красть
  • не лгать
  • не завидовать
  • не осуждать других
  • соблюдать порядок и чистоту в доме
  • строго выполнять свои обязанности

В крестьянской среде тоже действовали правила поведения в семье:

  • уважать старших
  • выполнять свои обязанности по хозяйству
  • воспитывать патриотизм к Родине и др.

  1. Проблемный блок

За чем в семье нужны правила?

Сценка « Она не работает»

( действующие лица: доктор и больной)

- Много у Вас детей?- спросил доктор?

- Родились шестнадцать, живы только девять,- ответил больной.

- Ваша жена работает?

- Нет, она сидит дома.

- Понятно… И как она проводит свой день?

- Ну, она встаёт в четыре утра. Приносит воду и дрова. Разводит огонь и готовит завтрак для семьи. Потом она идёт на речку и стирает одежду. Потом она едет в город, чтобы продать на базаре кукурузу и купить, что нужно по хозяйству. Потом готовит обед.

- Вы приходите домой обедать?

- Нет-нет, она приносит мне еду на поле, это около трёх километров от нашего дома.

- А потом?

- Ну, она ухаживает за курами и поросятами. И, наконец, весь день присматривает за детьми. Потом она готовит ужин, чтобы он был готов к моему возвращению .

- Она ложится спать после ужина?

- Нет, это я ложусь. Она возится  по хозяйству до девяти.

- Но вы же говори, что ваша жена не работает…

- Ну да, я же сказал - она сидит дома.

Определите перечень дел, которые выполняет жена в этой семье.

Назовите, как можно больше причин того, почему муж считает, что жена не работает?

Как можно назвать такое отношение к женщине в данной семье? ( Дискриминация)

Конституция РФ является основополагающим документом для норм семейного права.

Статья 19 закрепляет личные права граждан России перед законом и судом.

В  Конституции РФ провозглашены личные права, которые распространяются на семейные отношения:

- право на жизнь (статья20)

- достоинство личности (статья 21)

- право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22)

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 23)

- свобода совести, свобода вероисповедании (статья 28)

- право на судебную ошибку (статья 46)

Главным источником семейного права является Семейный кодекс РФ (декабрь 1995г.)

Запомни!

- Закон защищает равные права всех членов семьи.

- Запрещается дискриминация по возрасту, полу, вероисповедания и др.

  1. Рефлексия

Слово «семья» означает семь «Я», которые живут под одной крышей. Подготовить человека к семейной жизни - это конечно, не просто дать ему запас каких – то знаний. Каждый из Вас должен понимать, что семья требует серьёзного, ответственного отношения - перед мужем или женой и детьми.

Спасибо за внимание!!!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа Семейные традиции

Методическая разработка классного часа, проведенного в рамках Недели спец. "Технология продукции общественного питания".Рассматриваются кулинарные традиции семей студентов с представлением и дегустаци...

Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему: «Семья и семейные ценности» с презентацией

Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему: «Семья и семейные ценности»Форма проведения - круглый стол. Для создания необходимой эмоциональной атмосферы использованы:1 В...

Методическая разработка классного часа «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Методическая разработка классного часа      «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ    МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Методическая разработка классного часа Актуальный разговор на тему «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

В методической разработке представлен конспект классного часа в форме актуального разговора на тему «Семья и семейные ценности» для студентов-старшекурсников, информационно-познавательные ...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...

Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»

Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток     приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...