План - конспект учебного занятия по теме "Подготовка к обучению грамоте" по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
план-конспект урока

Конспкт учебного занятия поможет преподавателям и обучающимся актуализировать знания и умения по теме "Подготовка к обучению грамоте"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Дисциплина: МДК 03.02. Теория и методика развития речи дошкольников

Специальность: «Дошкольное образование»

Курс: 3

Группа: ДО-31

Дата проведения: 11 апреля 2023 года

Тема: Подготовка к обучению грамоте

Цель учебного занятия: закрепление и систематизиция знаний обучающихся по разделу «Подготовка к обучению грамоте»

Задачи учебного занятия:

  • Систематизировать знания обучающихся об основных понятиях в области обучения грамоте  дошкольников;
  • систематизировать профессиональные компетенции обучающихся, необходимые для организации и проведения занятий по обучению грамоте с дошкольниками;
  • формировать умения применять теоретические знания при решении профессиональных задач;
  • воспитывать  устойчивый интерес к работе с дошкольниками;
  • воспитывать желание работать в коллективе, взаимодействовать с педагогом.
  • активизировать познавательную деятельность.

Вид учебного занятия: практико-ориентированный.

Тип учебного занятия: итоговое занятие

Методы учебного занятия:

- информационно - развивающие (объяснение, разъяснение, беседа (вводная, проблемная), инструктаж);

- наглядные (показ, демонстрация);

- практические (упражнения).

Внутрипредметные связи:

Теоретические основы методики развития речи, грамматический строй речи, словарная работа, звуковая культура речи и др.

Междисциплинарные связи: психология, педагогика.

Оборудование и методическое обеспечение урока: презентация; компьютер; раздаточный материал для выполнения заданий, учебные ноутбуки.

В соответствии с ФГОС СПО обкчающийся должен:

Знать: основы организации обучения дошкольников,особенности и методику речевого развития детей, основные принципы речевой коммуникации.

Уметь: определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста; формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями; использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях.

ОК 1-10; ПК 3.1-3.5

Литература:

Ход урока

элемента

занятия

Элементы занятия

Время,

минут

Методы

1

Организационный момент:

Обеспечение комфортной психологической обстановки для обучающихся, подготовка к продуктивному общению на занятии.

Проверка присутствующих на учебном занятии, выяснение причин отсутствия обучающихся.

Итоговое учебное занятие по разделу будет состоять из нескольких частей.

  1. я часть - проверка теоретических знаний по разделу с помощью вопросов и заданий на интерактивной доске.
  2. я часть - работа в подгруппах.
  3. я часть - деловая игра по разделу.

2 мин

Разъяснение

2

Мотивация учебной деятельности:

степень активности и качества работы на учебном занятии будет оцениваться в конце занятия

1 мин

Указание

3

Сообщение темы, цели задач учебного занятия:

- Сегодня нам предстоит закрепить тему, по одному из разделов методики развития речи. Перед вами на доске представлены названия направлений. Посмотрите внимательно и определите к какому разделу относятся эти направления работы. Совершенно верно, это раздел «Подготовка к обучению грамоте».

- Сформулируйте основную задачу сегодняшнего урока (Закрепить и систематизировать знания по разделу «Подготовка к обучению грамоте»).

5 мин

Беседа, запись темы и плана

4

Проверка теоретических знаний по разделу:

(за каждый правильный ответ, вы получаете  жетончики, в конце урока мы подсчитаем их количество)

- Опрос и задания на интерактивной доске (Приложение 1)

15  мин

Демонстрация,

4

Основная часть урока:

- Работа в подгруппах (Приложение 2):

  • Установить соответствие приемов обучения.
  • Заполнение таблицы «Подготовка дошкольников к обучению грамоте» (определить задачи и содержание по разделу в возрастных группах)
  • Анализ конспектов занятий по схеме:

- соответствие задач занятия по теме

- структура занятия

- приемы организации занятия

- оригинальность и творчество.

Задание: изучить занятие, проанализировать в соответствии со схемой и сделать вывод.

  • Разработка смарт игры (в подгруппах) по своему направлению и представление игры педагогу.

35-45 мин

Работа в парах, обсуждение, анализ

5

Закрепление, повторение полученных знаний:

- Деловая игра «Обучение дошкольников грамоте»

- обсуждение получившихся результатов.

18 мин

Деловая игра.

7.

Рефлексия. Осмысление обучающимися своей деятельности.

- Подведем итог урока:

Все ли ответы вы получили? Достигли мы цели, поставленной вначале урока?

Были ли реализованы поставленные нами в ходе урока задачи?

Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего урока?

- Подумайте, насколько продуктивно вы сегодня работали на уроке?

-Какие моменты в уроке позволяли вам поддерживать внимание, не отвлекаться от темы?

-Заполните лист самооценки (Приложение 4)

3 мин

Самооценка достижения целей занятия и продуктивности собственной деятельности. Заполнение листа самооценки.                                           

7

Задание на дом:

Составить кроссворд по разделу «Обучение грамоте дошкольников» в программе  LearningApps.org

1 мин

Запись


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МДК 03.02 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Слайд 2

Ознакомление детей со словом Ознакомление с предложением Ознакомление со словесным составом предложением Ознакомление со слогом Ознакомление со слоговым составом слова

Слайд 3

Раздел «Подготовка к обучению грамоте»

Слайд 4

Основная задача учебного занятия: закрепить и систематизировать знания по разделу «Подготовка к обучению грамоте»

Слайд 5

ПРИЕМЫ ознакомления детей со словом Использование художественной литературы А.Л. Барто «Игра в слове. Серова а», «Подскажи словечко» Игры и игровые действия «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо» Сравнение слов со звукосочетаниями

Слайд 6

ПРИЕМЫ ознакомления с предложением Выделение воспитателем предложений из потока речи Подсчет предложений в рассказе Составление детьми предложений по картинкам, игрушкам Графическое изображение предложений Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова Придумывание названия к картине Анализ смыслового содержания предложения

Слайд 7

ПРИЕМЫ ознакомления со словесным составом предложения Выделение слов голосом Счет слов в предложении (количественный и порядковый) Пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло) Использование схем предложений Составление предложений из разного количества слов Называние слов последовательно Называние слов вразбивку Игры «Живые слова», «Хор», «Путаница» Произнесение слов под хлопки и т.д.

Слайд 8

ПРИЕМЫ ознакомления со слоговым строением слова Количественный и порядковый счет слогов в слове Подсчет прикасаний тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова Схематическое изображение слогового состава слова Моделирование слогового состава слова с помощью слоговой линейки Игра «Живые слоги» Подбор слов с заданным количеством слогов Подбор слов с заданным слогом «Превращение» коротких слов в длинные и наоборот Трансформация слов (перестановка слогов в слове)

Слайд 9

ПРИЕМЫ ознакомления со звуковым анализом слова Использование художественного слова Звуковые линейки Интонационное выделение звуков в слове Работа с картинками-схемами, карточками-схемами и фишками Подсчёт звуков в слове Подбор слов с определённым звуком Игра «Живые звуки» и т.д.

Слайд 10

Задачи ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями

Слайд 11

Задачи СРЕДНЯЯ ГРУППА Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Слайд 12

Задачи СТАРШАЯ ГРУППА Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Слайд 13

Задачи ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи Дать представления о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

программа курсов повышения квалификации для воспитателей по теории и методике развития речи у детей

2.Методика обучения связной речи (монологической)1.Ознакомление детей с художественной литературой...

Конспект урока по учебной дисциплине "Теория и методика развития речи у детей"

Представлен конспект урока  "Ознакомление с поэзией" для студентов педколледжа из раздела "Методика ознакомления с художественной литературой"...

Методика формирования способов словообразования.Конспект урока по теории и методике развития речи у детей

Чуковский К.И. писал:" Вообще мне кажется, что начиная с двух лет,  всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти- шести годам, эту гениальность утрачив...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...

План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...