Программа дефектологических занятий с детьми с аутизмом
рабочая программа

Струченко Анна Михайловна

Программа дефектологических занятий с детьми с аутизмом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ras_8g_5b_5v.docx58.87 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ачинская  школа № 3»

Рассмотрено

на заседании МС

__________________

Эксперт_______________

___________/_____________

Протокол № _____ от

«_____»______________202_г

Согласовано

Заместитель директора по учебной работе _________/

«____»_____________202_г

Утверждаю

Директор школы

_________/И.Л. Шадрина

Приказ № ________от

«______»________202_г

Рабочая программа

учителя-дефектолога

(индивидуальные занятия)

Класс   5б, 5в, 8г

       

Учитель        Струченко Анна Михайловна        

Количество часов по программе      68 часов 

Ачинск 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………………………...

3

Характеристика обучающихся с РАС 5б, 5в, 8г классов…………………………………………

6

Содержание программы………………………….…………………………………………………

7

Учебно-тематический план…………………………………………………………………………

7

Календарно-тематическое планирование………….………………………………………………

8

Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми с РАС 5б, 5в, 8г классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

 Программа составлена с учетом рекомендаций ПМПК, результатов диагностического обследования познавательной деятельности обучающихся.

Целью программы является коррекция нежелательного поведения, развитие речи, ее коммуникативной функции. Формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений.

Задачи: -учить аутичного ребенка ориентироваться во внешнем мире;

-формировать мотивацию к обучению;

-обучать его простым навыкам контакта;

 -развивать мелкую моторику, графические навыки;

-формировать умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- формировать умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь;

При реализации данной программы соблюдаются следующие принципы:

Принцип развивающего обучения - развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.

Принцип постепенности. Заключается в прогрессивном нарастании объема и интенсивности нагрузки и в усложнении техники выполняемых упражнении.

Принцип доступности предполагает построение обучения на уровне реальных познавательных возможностей учащихся.

Целью деятельностного принципа является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты

Виды и формы организации учебного процесса

Тип занятий: занятие-изучение нового материала; занятие-повторение и усвоение пройденного материала; занятие-закрепление знаний, умений и навыков, занятие-применение полученных знаний и умений, комбинированное занятие, занятие-игра.

Формы работы: индвидуальные занятия

Методы обучения: наглядные, словесные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративный.

Технологии обучения: игровые, практические, здоровьесберегающие, развивающие технологии.

Коррекционные занятия проводятся в первую и во вторую половину дня. Каждому ребенку в расписании отводится 2 часа в неделю (34 рабочих недель), т.е. 68 часов в год.  Продолжительность проведения индивидуального занятия - 20 мин.

Формирование БУД у обучающихся:

Личностные:

- осознавать себя как ученика, заинтересованного в посещении занятий;

- проявлять самостоятельность во время выполнения заданий.

Регулятивные:  

- ориентироваться в пространстве учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе, активно участвовать в деятельности;

- следовать показу и инструкции педагога, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные:

- делать простейшие сравнения, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.

Коммуникативные:

- вступать в контакт и работать в паре учитель - ученик;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Занятия имеют следующую структуру:

- организационный этап;

- работа по теме занятия;

- самостоятельная работа;

- итог занятия.

Планируемые результаты описаны ниже для каждого раздела программы.

Система оценки достижения планируемых результатов.

          Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:

  • первичной (входящей) аттестации;
  • текущего мониторинга;
  • промежуточной аттестации в конце учебного года.

Аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своем развитии и  на основе которого составляется дефектологическое заключение на ребёнка и программа на подгруппу детей. Возможны корректировки программ в течение учебного года на основе выявленных особенностей.  Первичная (входящая) аттестация проводится в первые две недели сентября, промежуточная - в последние две недели мая в форме практических заданий.

          Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а так же их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для педагогов, работающих на классах.

Критерии оценивания мониторинга эффективности коррекционной работы

1  балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает, принимает частично или только при пошаговой инструкции.

2  балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого; переносит способ действия на аналогичные задания.

3  балла — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

Материально-техническое оснащение

Для обеспечения коррекционно-развивающей работы с детьми подготовлен кабинет дефектолога, оснащенный:

- мебелью: ученические столы и стулья, шкафы для дидактических и наглядных пособий;

- техническими средствами обучения: ноутбук, принтер;

- дидактическими материалами по темам реализуемой программы;

- наглядно-иллюстративным материалом;

- учебно-методическими материалами: учебники по школьным предметам, специальная литература, учебные пособия с дидактическими заданиями и упражнениями для организации познавательной деятельности обучающихся;

- оборудованием для развития мелкой моторики.

Характеристика обучающихся 5б, 5в, 8г классов.

По данной программе обучаются дети, имеющие статус ребенка с РАС. Таким образом, данная программа реализуется только у 3 обучающихся, два из которых обучаются в 5х классах, один ребенок обучается в 8 классе (София М, 5б класс, Даниил З, 5в класс; Валерия М, 8г класс). На каждый возраст составлено отдельное календарно-тематическое планирование. Занятия проводятся в индивидуальном режиме.

Дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения, самообслуживания. Самостоятельная речь отсутствует.

Дети с РАС сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов.

Учащихся, с которыми реализуется данная программа, не привлекает новизна ситуации, они не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок длительное время часами крутить одно колесо на машинке. Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях.

У учащихся наблюдаются трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.

Дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). 

Часто наблюдается негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Это сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).

Выражена моторная неловкость.

Содержание программы

Первичная (входящая) и промежуточная аттестации, целью которых является определения уровня развития детей и освоения ими образовательных программ.

Предметно-практические действия:

             - выполнять практические действия с различными материалами одной и двумя руками;

              -пересыпать крупы, песок, мелкие предметы;

              -переливать воду;

              -наматывать веревку шерстяные нитки, шнурок;

              -выполнять практические действия с различными предметами: захватывать, удерживать, отпускать шарики, кубики, мелкие игрушки и др.;

Альтернативная коммуникация:

-направлять взгляд на лицо взрослого;

-удерживать контакт;

 -направлять взгляд на выполняемое задание;

- учить принимать помощь взрослого;

- выполнять простых речевых инструкций: возьми, дай

-штриховать в разных направлениях, аккуратно закрашивать

Математические представления:

-закреплять понятия «один-много»

-повторить основные геометрические фигуры, узнавать их в ряду других фигур

-различать предметы по размеру большой/маленький;

- различать множества «один», «много», «мало», «пусто»;

-закреплять пространственные значения.

Представления об окружающем мире:

-закреплять знания о временах года;

-закреплять знания о диких и домашних животных;

-закреплять знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во

часов

I четверть

17

1

Первичная (входящая) аттестация

4

2

Предметно-практические действия и сенсомоторное развитие

4

3

Альтернативная коммуникация

3

4

Математические представления

3

5

Представления об окружающем мире

3

II четверть

16

1

Предметно-практические действия и сенсомоторное развитие

4

2

Альтернативная коммуникация

4

3

Математические представления

4

4

Представления об окружающем мире

4

III четверть

20

1

Предметно-практические действия и сенсомоторное развитие

5

2

Альтернативная коммуникация

5

3

Математические представления

5

4

Представления об окружающем мире

5

IV четверть

16

1

Предметно-практические действия и сенсомоторное развитие

4

2

Альтернативная коммуникация

3

3

Математические представления

2

4

Представления об окружающем мире

3

5

Промежуточная аттестация

4

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата

По плану

По факту

I четверть

Первичная (входящая) аттестация

1

Диагностика

01.09.2023

2

Диагностика

06.09.2023

3

Диагностика

08.09.2023

4

Диагностика

13.09.2023

Предметно-практические действия и сенсомоторное развитие

1

Вырезание ножницами по линии

15.09.2023

2

Игры с пластилином

20.09.2023

3

Составление узора из мелких пуговиц

22.09.2023

4

Сжимание предмета двумя руками

27.09.2023

Альтернативная коммуникация

1

Обводка фигур по пунктирным линиям

29.09.2023

2

Реагирование на голос учителя

04.10.2023

3

Привлечение внимания звучащими игрушками.

06.10.2023

Математические представления

1

Части суток: день, ночь

11.10.2023

2

Количественные представления: «один»- «много»

13.10.2023

3

Геометрическая форма: шар. Мяч. Игры с мячом

18.10.2023

Представления об окружающем мире

1

Признаки осени

20.10.2023

2

Рассматривание осенних картин

25.10.2023

3

Фрукты и овощи

27.10.2023

II четверть

Предметно-практические действия и сенсомоторное развитие

1

Игры с прищепками

08.11.2023

2

Игры с конструктором

10.11.2023

3

Отыщи в крупе картинку

15.11.2023

4

Складывание разрезных картинок

17.11.2023

Альтернативная коммуникация

1

Штриховка в разных направлениях

22.11.2023

2

Реагирование на собственное имя

24.11.2023

3

Различение звуков окружающей действительности (голоса птиц: ворона, воробей)

29.11.2023

4

Звуки окружающей действительности (ту –поезд, пароход)

01.12.2023

Математические представления

1

Д/и «Танграм»

06.12.2023

2

Работа со счетными палочками

08.12.2023

3

Д/и «Дай такой же»

13.12.2023

4

Д/и «Найди все треугольники, квадраты, круги»

15.12.2023

Представления об окружающем мире

1

Признаки зимы

20.12.2023

2

Опасности зимой

22.12.2023

3

Д/и «Когда это бывает?»

27.12.2023

4

Новый год к нам мчится

29.12.2023

III четверть

Предметно-практические действия и сенсомоторное развитие

1

Шнурование предметов

10.01.2024

2

Переливание воды из одного сосуда в другой

12.01.2024

3

Игры с песком

17.01.2024

4

Складывание из счетных палочек домика

19.01.2024

5

Узнавание и различение предметов по весу

24.01.2024

Альтернативная коммуникация

1

Слушание речевых и неречевых звуков

26.01.2024

2

Нахождение местоположения  близко расположенного источника звука

31.01.2024

3

Различение звуков окружающей действительности (звон)

02.02.2024

4

Различение звуков окружающей действительности (стук)

07.02.2024

5

Выполнение инструкций: «Дай мяч», «Дай круг»

09.02.2024

Математические представления

1

Ориентировка в собственном теле (правая, левая рука)

14.02.2024

2

Количественные представления: «мало», «пусто»

16.02.2024

3

Верх-низ

21.02.2024

4

Закрепление понятия «верх-низ»

28.02.2024

5

Работа со счетными палочками.

01.03.2024

Представления об окружающем мире

1

Мамин день

06.03.2024

2

Признаки весны

13.03.2024

3

Д/и «Кто так голос подает?»

15.03.2024

4

Д/и «Чей детёныш?»

20.03.2024

5

Дикие и домашние животные

22.03.2024

IV четверть

Предметно-практические действия и сенсомоторное развитие

1

Нанизывание на стержень

03.04.2024

2

Игры со скрепками

05.04.2024

3

Выкладывание предметов по размеру

10.04.2024

4

Выполнение по показу и самостоятельно плетения

12.04.2024

Альтернативная коммуникация

1

Слушание и пересказ рассказа «Весна»

17.04.2024

2

Д/и «Выложи букву»

19.04.2024

3

Чтение слогов и слов

24.04.2024

Математические представления

26.04.2024

1

Д/и «Выложи узор из геометрических фигур»

03.05.2024

2

Напиши цифру.

08.05.2024

Представления об окружающем мире

1

Части тела человека

15.05.2024

2

Правила поведения в магазине.

17.05.2024

3

Д/и «Светофор»

22.05.2024

Промежуточная аттестация

1

Диагностика

24.05.2024

2

Диагностика

25.05.2024

3

Диагностика

27.05.2024

4

Диагностика

28.05.2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Детский шумовой оркестр. Оркестровые занятия с детьми 5-6 лет"

Авторская образовательная программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Рассчитана на два потока: 1 год для детей с 6 лет и 2 года для детей с 5 лет....

Мониторинг реализации программы коррекционного курса «Дефектологические занятия».

Мониторинг реализации программы коррекционного курса «Дефектологические занятия»....

Рабочая программа «Дефектологические занятия»

Рабочая программа «Дефектологические занятия»...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4г. ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.) Занятие в младшей группе №2

ПРОГРАММА  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ЗАНЯТИЙС  ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА(3-4г. )  «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»(Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И....

Методическое пособие. Технологическая карта занятия с детьми дошкольного возраста по программе дошкольного образования

 В методическом пособии  представлена примерная технологическая карта занятия с детьми дошкольного возраста,  разработанная  с учётом методики  проведения демонстрацион...

Конспект индивидуального коррекционно-дефектологического занятия по развитию мелкой моторики Тема: Изготовление поздравительной открытки ко дню святого Валентина

Конспект индивидуального коррекционно-дефектологического занятияпо развитию мелкой моторикиТема: Изготовление поздравительной открытки ко дню святого Валентина Цель: развитие творческих способнос...

Конспект группового дефектологического занятия Тема: Соотнесение предметов по основным цветам (красный, желтый, синий, зеленый).

Конспект группового дефектологического занятия Тема: Соотнесение предметов по основным цветам (красный, желтый, синий, зеленый). Цель: закрепить умение соотносить предметы по основ...