"Знатоки прав"
план-конспект занятия

Тютченко Вероника Валерьевна

Познавательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pustoy.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны;
  2. Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;
  3. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
  4. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
  5. Воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.

Ход мероприятия.

Видео. 

Слайд 1. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами начинаем игру - викторину «Знатоки прав». В нашей игре принимают участия каждый ребенок. За каждый правильный ответ вам будет вручаться жетон.  

Слайд 2. Разминка «Доскажи слово».
1) Мама работала,
Папа трудился,
А я на учебе все находился.
Все, кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на … (отдых)

2) Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё … (имя)

3) Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)

4) Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только… (врач)

5) Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на … (жильё)
Молодцы, правильно закончили стихи, все были активны. Можно приступать к игре-викторине. Готовы?
Дети: Да, готовы! (хором)

Слайд 3.

1 конкурс «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

  1. Грамоте учиться –                       а потехе час                
  2. Делу время,                                  всегда пригодится            
  3. Жить –                                          суда боится                    
  4. Правда,                                          родине служить            
  5. Дело -                                            мастера боится
  6.  Хочешь, есть калачи –                не сиди на печи        

Слайд 4.

 

Какие права отражены в пословицах

1. Грамоте учиться – всегда пригодится  (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится  (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится  (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещённую законом)

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы)

6. Хочешь, есть калачи,  не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещённую законом)

Слайд 5-9.

2 конкурс «Права в песне»

(детям дается прослушать несколько песен, необходимо определить о каком праве поется в песне. 

  1. «Песня бременских музыкантов» – Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.
  2. «Чему учат в школе» – Право на образование.
  3. «Песенка мамонтенка» – Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.
  4. «Чунга-Чанга» – Право на отдых. Право пользоваться благами.
  5. «В каждом маленьком ребенке» – Право на всестороннее развитие.

Слайд 10-20.

3 конкурс «Права в сказках»

(назвать какое право нарушено в каждой сказке)

Все мы в детстве любим читать и слушать сказки. Но оказывается, даже в сказках права героев иногда нарушаются. Сейчас вам предстоит определить какие права сказочных героев нарушены.

  1. Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
  2. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
  3. Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)
  4. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)
  5. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
  6. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу)
  7. Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (Правом на свободный труд)
  8. Сел Медведь на Теремок и раздавил его. Выскочили звери из теремка и разбежались кто куда. Какое право зверей нарушил Медведь? (право на неприкосновенность жилища)
  9. Гуси-лебеди унесли братца Иванушку к Бабе Яге за тридевять земель в тридесятое царство и посадили под замок в избушку на курьих ножках. (Право на свободу)
  10. Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна - красна – у лисицы избёнка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идёт зайчик да плачет… (Право на жилище)

Слайд 21.

5 конкурс «Слова»

(из предложенного слова составить как можно больше других слов)

  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (новость, совесть, отсвет, весть, ветвь, осень, ответ, совет, тесто, енот, овен, свет, сено, стон, сон, нос)

Слайд 22.

Физкультминутка

 А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности.

Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - топаете.

а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право - хлопают).

б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право - хлопают).

в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность - топают ногами).

г) Дети учатся в школе (Право и обязанность - Хлопают в ладоши и топают).

д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность - топают ногами).

е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность - топают ногами).

ж) Любой ученик может высказать на уроке своё мнение по тому или иному вопросу (Право - хлопают).

з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность - топают ногами).

Слайд 23.

6 конкурс «АНАГРАММЫ»

(из предложенных анаграмм составить слова)

  1. НОКЕВНИЦЯ (конвенция)
  2. ИЖЗНЬ (жизнь)
  3. РБОАЗОАВИНЕ (образование)
  4. КЗАОН (закон)
  5. СТУЦИКОНЯИТ (конституция)
  6. СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность)
  7. Ученик – Ч Н Е У К И 
  8. Право – В О Р А П      
  9. Дружба – Ж Д Б А Р У                     

Слайд 24-29.

7 конкурс «Герой сказки»

(по описанию назвать главного героя сказки).

В конкурсе «Права в сказках» мы с вами угадывали те права, которые были нарушены, а сейчас наоборот попробуем с вами угадать названия сказок, зная что были нарушены права героев.

  1. В какой из сказок личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается благополучно? «Красная шапочка»
  2. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано? «Волк и семеро козлят»
  3. В какой сказке речь идет о некоем спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с препятствиями? Хитрость и незаурядная выдержка позволили подойти ему к самому финишу. Но финал трагичен - проявив преступную самонадеянность и грубо нарушив правила техники безопасности, он погибает. «Колобок»
  1. В какой сказке невеста была украдена накануне свадьбы у одного жениха, убежала от другого и вышла замуж за третьего? «Дюймовочка»
  2. В этой сказке добрая рябая птица уступила свою собственность (золотое изделие) пожелавшим разделить его на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было уничтожено мелкой серой личностью. «Курочка Ряба»

Слайд 30.

8 конкурс «Собери пазл».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ "ГОРОД ЗНАТОКОВ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

Пропагандировать здоровый образ жизни и правила безопасной жизнедеятельности. Формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге....

Интеллектуальная игра "Турнир знатоков избирательного права"

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Турнир знатоков избирательного права"...

Игра-путешествие «Город знатоков правил дорожного движения»

В рамках плана мероприятий, посвящённому Всемирному Дню светофора...

Методическая разработка интеллектуальной правовой игры "Знатоки права!"

Методическая разработка по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних создана в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и основана на материале...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Игра-викторина для детей старшей группы "Знатоки правил безопасности"

Игра-викторина для детей старшей группы             "Знатоки правил безопасности"...

Интеллектуальная игра: «Знатоки права»

Цель - закрепление и обобщение полученных знаний, воспитание правовой культуры. Задачи:              - образовательные: формирован...