ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
методическая разработка

Штаненко Вера Владимировна

Открытый урок был проведен в формате областной стажировочной площадки. Где была показана методика активизации познавательной деятельности обучающихся в ходе решения проблемных вопросов на уроках химии.

Были осуществлены следующие межпредметные связи: физика, литература. математика, освоение профессии"Пожарный", аварийно-спасательная техника и оборудование, медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvernutyy_plan_uroka_17.03.2023.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Дата:

Преподаватель: Штаненко В.В.

Специальность: 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.

Группа: ЧС-12

Предмет  Химия

Тема урока: Неметаллы

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-неметаллов и образуемых ими простых и сложных веществ, закрепить материал по теме «Неметаллы», навыки решения задач, выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли;
  •  развивать знания, умения и навыки по химическим формулам неметаллов и их соединений, речевые навыки, наблюдение и умение делать выводы, развивать интерес к предмету, общеучебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике), самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление;
  • воспитывать коллективизм, умение работать в группах, проводить рефлексию собственной деятельности, в процессе подготовки и выполнения заданий продолжать формировать чувство ответственности за результаты своей работы, самокритичности в оценке результатов решения задач наряду с чувством уверенности в правильности выполнения работы.

Методическая цель: Методика активизации познавательной деятельности обучающихся в ходе решения проблемных вопросов на уроках химии.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательский, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Результаты обучения:

метапредметные:

−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

−− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

предметные:

−− сформированность представлений у обучающихся о применении химических соединений в изготовлении огнетушителей, костюмов и рукавов, способах описания явлений реального мира на химическом языке;

−− сформированность представлений об основных понятиях химии, научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

Межпредметные связи: физика, литература, математика, освоение профессии «Пожарный», аварийно-спасательная техника и оборудование, Медико - биологические основы безопасности жизнедеятельности.

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиапроектор,  карточки-задания для групп обучающихся, огнетушители, рукава, пожарные костюмы.

Литература:

Основная:

Габриелян О.С. Химия «Базовый уровень» 10кл. ООО Дрофа 2015

Габриелян О.С. Химия «Базовый уровень» 11кл. ООО Дрофа 2015

Дополнительная:

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов

профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и

специальности СПО. – М., 2017

Ход урока

1. Организационный момент                                                                      1 мин

2. Мотивация учебной деятельности                                                         2 мин

3. Актуализация знаний и закрепление                                                   39 мин

  • работа в малых группах, моделирование работы трудовых коллективов;

а) блиц-опрос                                                                                     5 мин;

б) цепочки превращений                                                                   5 мин;

в) решение задач                                                                                 5 мин;

г) представление результатов опережающих заданий микро-групп

в презентациях                                                                                    25 мин

               - Огнетушители

- костюмы  

               - рукава

               - первая помощь

8. Подведение итогов                                                                                  1 мин

9. Домашнее задание                                                                                   1 мин

  1. Здравствуйте уважаемые кадеты

- дежурные скажите, кто сегодня отсутствует на занятии….хорошо присядьте.

2. Формулирование темы урока:

 Сера, фосфор, углерод,

Кремний, кислород, азот.

Свойства их нам все известны.

Примененье – интересно.

Им сплошные комплименты!

Это что за элементы?   (неметаллы)

Правильно, неметаллы.

Эта тема для вас не новая, вы ее уже изучали в школе, а на сегодняшнем занятии мы вспомним, обобщим и систематизируем эти знания. А еще особенность нашего занятия в том, что согласно вашей специальности на 2 курсе вы будите изучать такие предметы как:

- освоение профессии «Пожарный»,

- аварийно-спасательная техника и оборудование,

-  Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности.

А если конкретнее, то будете изучать состав, строение и применение огнетушителей, костюмов, рукавов, оказания первой медицинской помощи. И сегодняшнее занятие поможет вам в освоении этого материала. 

  1. И так тема сегодняшнего занятия «Неметаллы»

Запишите тему в тетради.

Цель нашего занятия: обобщить и систематизировать знания по теме «Неметаллы»

  1. Сегодняшнее занятие будет необычное.

Все вы знаете, что сейчас на работу устроиться не просто, необходимо для начала пройти собеседование, а учитывая вашу будущую специальность, собеседование будет достаточно сложным. Поэтому вам необходимо показать высочайшие разносторонние знания.

А  у нас на собеседование приглашено 2 трудовых коллектива

№1    №2 оценить знания у сотрудников каждого коллектива нам поможет  экспертная группа:

- Артамошина Валентина и Белозеров Александр.

Оценивание будет проходить по бальной системе (максимальное количество баллов за правильный ответ  – 1балл)

Оценивание коллектива №1 проводит – Артамошина Валентина

Оценивание коллектива №2 проводит - Белозеров Александр

И так мы начинаем наше собеседование.

Помните ваша задача устроиться на работу, а для этого вы должны показать свои глубокие знания.

ВСЕМ УДАЧИ!

А вспоминать ваши знания мы начнем с БЛИЦ-ОПРОСА

Команда №1

 «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ».

(БЛИЦ-ОПРОС)

1. Перечислите аллотропные модификации кислорода (озон, атомный кислород);

2. Какие свойства характерны для неметаллов - окислительные или восстановительные (окислительные и восстановительные);

3. У какого атома радиус меньше - металла или неметалла (у неметалла);

4. Назовите неметалл, простое вещество которого жидкость (бром);

5. Неметалл, которого больше всего содержится в организме человека; (фосфор)

6. Неметалл, обладающий металлическим блеском (кремний);

7. Инертный газ (неон, ксенон, криптон, гелий);

8. Неметалл, входящий в состав песка и глины (кремний);

9. Его соединения используются для отбеливания тканей и бумаги (хлор);

10. Название в переводе с латинского означает рождающий воду (кислород);

11. Обязательная составляющая часть философского камня (воздух);

12. Газ, содержащийся в воде Чёрного моря (сероводород);

13. Кислота, разъедающая стекло (плавиковая);

14. Без чего невозможны современные спички (фосфора, серы);

15. Какой химический элемент составляет алмаз, графит, сажа, фуллерен (углерод);

16. Как называется содержание в воде гидрокарбонатов (жёсткость воды);

17. Какие соли определяют постоянную жёсткость воды (хлориды и фосфаты натрия и магния);

18. В какой капусте много йода? (В морской).

19. Какой элемент считают «царем живой природы»? (Углерод).

20. Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная).

Команда №2

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ».

(БЛИЦ-ОПРОС)

21. Какое вещество составляет основу карандаша? (Графит).

22. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот).

23. О каких веществах можно сказать, что один сверкал в короне царской, а брат его чумазый трубочист? (Об алмазе и аморфном угле).

24. Как называются соли угольной кислоты? ( Карбонаты).

25. Белый воздуха боится, покраснел, чтоб сохраниться. ( Белый и красный фосфор).

26. Используется она в производстве спичек, бумаги, взрывчатых веществ, лекарств, но основной ее потребитель – химическая промышленность. Назовите этот неметалл. (Сера).

27. Назовите сильнейший окислитель. (Фтор).

28. Какова массовая доля кислорода в воздухе? (21%)

29. Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона? ( Мышьяк).

30. Какова формула озона? (О3).        

31. Как называется семейство элементов 7 группы главной подгруппы? (Галогены).

32. Этот оксид выдыхают животные и человек? ( Углекислый газ).

33. Какой элемент называют «элементом жизни и мысли?» ( Фосфор).

34. Как называется семейство элементов 6 группы главной подгруппы? (Халькогены).

35. Как называются соли серной кислоты? (Сульфаты).

36. В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор).

37. Благодаря какому процессу масса кислорода в воздухе почти не меняется? (Фотосинтезу).

38. Недостаток, какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йода).

39. При недостатке этого элемента в организме наблюдается хрупкость и ломкость костей, и выпадение волос? (Кальция).

40. Соединения этого галогена регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Что это за галоген? (Бром).

Следующим заданием нашего собеседования будет осуществление цепочек превращения

Мы предлагаем вам стихотворения, которые отражают генетический ряд неметаллов. Вам необходимо эти стихотворения перевести на язык химии и записать уравнения соответствующих реакций (для реакций ионного обмена следует составить полные и сокращенные ионные уравнения). Пожалуйста, уважаемые эксперты прочитайте нам стихотворения, а у вас участники они лежат на столах. Уравнения записываем в тетрадях у вас 2 минуты, а затем на доске.

Белозеров Александр

Пусть эти превращения

Дадут вам уравнения.

Красный фосфор я сжигаю,

К дымку воду приливаю.

Проверяю лакмусом,

Станет сразу красным он!

Добавим натрия гидроксид —

Цвет фиолетовый в колбе возник.

Потом получаю фосфат серебра,

Цветом - лимонная кожура.

Растворяю осадок желтый

Добавлением кислоты азотной.

И на доске превращения эти

Вы запишите, умные дети!


Ответ. Генетический ряд фосфора выглядит следующим образом:

Р → Р2О5 → Н3РО4 → Na3PO4 → Ag3PO4 → Н3РО4.

1) 4Р+5О2 = 2Р2О5

2) Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4

3) 3NaOH + Н3РО4 = Na3PO4+ 3H2O

3Na+ + 3ОН- + 3Н+ + РО43- =3Na+ РО43-+3H2O

ОН- +Н+=Н2О

4) Na3PO+ 3 AgNO3 = Ag3PO4↓ + 3NaNO3

3Na+ РО43- +3 Ag+ + 3NO3- = Ag3PO4↓ + 3Na+ + 3NO3-

3 Ag+ + РО43- = Ag3PO4

5) Ag3PO4+ 3HNO3 = H3PO4+ 3AgNO3

Ковалев Михаил



Артамошина Валентина

Бросим мы в костер бревно

И получим вещество.

В кислороде он горит —

Получается оксид.

А затем оксид другой,

Догадайтесь вот, какой?

Есть он в воздухе и в нас.

В лимонаде тот же газ.

Ну, а если мы прибавим

Гидроксида натрия,

То получим очень скоро

Соль такую знатную.

Станет пышным с ней пирог,

И подумать кто бы мог!

Разлагаем эту соль

Мы при нагревании.

В результате получаем

Соль с другим названием.

Сыпем кальция хлорид,

Видим изменения,

Белый порошок возник –

Признак без сомнения.

Растворяем в кислоте,

Видим пузырьки на дне,

Газ какой-то или что же,

Кто ответит верно, мне?

Смело пишем на доске

Чудо превращения.

Классы нам веществ нужны –

Все без исключения.

Ответ. Генетический ряд углерода выглядит следующим образом:

С → СО → СО2 → NaHCO3 → Na2CO3

1)2С+О2=2СО

2) 2СО + О2 = 2СО2 

3) СО2 + NaOH = NaHCO3 

4) 2NaHCO3 = Na2CO3 + CO2 + H2O

5) Na2CO3 + CaCl2 = CaCО3 + 2NaCl  

2Na+  +  CO32- + Ca2+ + 2C1-  = CaCO3 + 2Na+  + 2C1-

CO32-  +Са2+ = СаСО3

6) CaCO3 + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + CO2↑ + H2O

Банько Даниил

Следующим заданием нашего собеседования будет решение задач – пожалуйста, уважаемые эксперты зачитайте задачи, а на ваших столах эти задачи уже лежат. Задачи записываем в тетрадях у вас 2 минуты, а затем на доске.

Задача.

Вычислить объем углекислоты, необходимой для заправки огнетушителя ОУ-05, если внутренние размеры  баллона 70см,  а диаметр16см.

 Решение:

Баллон имеет форму цилиндра. Объем цилиндра находим по формуле

V= ПR2H,

где  R- радиус цилиндра, Н-высота, П =3,14 (постоянное число)

Найдем  радиус R, он равен половине диаметра, т.е.  R=70 : 2 = 35см  = 0,35 м

Высота Н =16см = 0,16м

Найдем объем:

V = 3,14 · (0,3)2 ·0,16 = 0,061544(м2) = 6,15 дм2  или  6,15 л (т.к. 1 дм3  = 1 литру)

Ответ 6,15 л

Анашкина Полина

Под каким давление находится газ в углекислотном огнетушителе, если его емкость 2 дм2, масса газа равна 1,4 кг, а температура 370С.

Дано:

СО2

V= 2 дм2

m  = 1,4 кг

t = 370С                

P -?

СИ

2*10-3м3

Т=37+273=310К

Решение:

Согласно уравнения Менделеева Клай перрона

 универсальная газовая постоянная

М(СО2)=(12+2*16)*10-3=44*10-3 кг/моль

Ответ: 41*106Па

Харченко Александра

Вы показали хорошие результаты, а теперь мы переходим к проверке вашего домашнего задания, которое заключалось в создании презентаций.  И если вы помните

В начале занятия мы упомянули о том, что на 2 курсе при изучении  спецпредметов, вы будете изучать состав, строение и применение огнетушителей, костюмов, рукавов, оказания первой медицинской помощи.

Так вот презентации должны рассказать нам о, том,  что наука химия глубоко внедрилась в различные специальности, в том числе и вашу специальность – СПАСАТЕЛЯ.

Далее презентации:

1.  Углекислотными; Латышев Кирилл

2.  Порошковыми; Клыков Ал-ей

3.  Воздушно-пенными; Ежак Иван

4. Хладоновыми; Кочарян Артур

5. Водными; Плохих Николай

6. Воздушно-эмульсионными с фторсодержащим зарядом. Февронин Ал-ей

7. Легкий защитный костюм «Л-1»: Крюков Иван

8. Костюмы изолирующие КИХ-4м и КИХ-5м (пневмокостюмы автономные):  Ковалоев Михаил

9. Мобильный радиационно-защитный костюм РЗК и РЗК-М (ТАСК-М): Шатохин Сергей

10. Всасывающие ; Кудинов Михаил

11. напорно-  всасывающие; Банько Даниил

12. напорные. Кивва Кирилл

13. Первая помощь

Термические ожоги Богданова Екатерина

14. Химические ожоги Артамошина Валентина

Рефлексия.

1. Сегодня я понял, насколько важны простые вещества неметаллы в моей будущей специальности.

2. Теперь я могу с уверенность рассказать принцип действия углекислотного огнетушителя.

4. Меня удивило, что моя будущая специальность требует глубокие и разносторонние знания.

6. Мне захотелось еще больше  и глубже изучать  химию.

Домашнее задание. Домашнее задание, дифференцированное на выбор: творческие задания (составить кроссворд, тест или  сказку по сегодняшней теме: «Неметаллы»).  И всем  заполнить дома сравнительную таблицу по теме: «Металлы» и «Неметаллы».

(Решить тестовое задание)

Заполните таблицу «Металлы» «Неметаллы»

Физическое свойство

Металлы

Неметаллы

Агрегатное состояние

Цвет

Электро – и теплопроводность.

Пластичность

Температура плавления

Вид химической связи

Тип кристаллической решетки

Физическое свойство

Металлы

Неметаллы

Агрегатное состояние

Твердые

Жидкое (ртуть)

Газообразное (О2, Н2)

Жидкое (Br 2)

Твердое (C)

Цвет

Большинство металлов имеют серебристо-белый цвет

Белый (Р)

Черный (графит)

Красный (Br 2)

Желтый (S)

Фиолетовый (I2)

Бесцветный(О2, Н2)

(учитель демонстрирует данные неметаллы)

Электро – и теплопроводность.

Электро – и теплопроводны.

Большинство не проводят электрический ток (проводниками являются, например, Si, графит).

Пластичность

Ковкие пластичные, тягучие.

В твердом состоянии хрупкие.

Температура плавления

От 3.3800С (W) до – 38,9 0С (Hg)

От 3.8000С (графит) до – 210 0С (N2)

Вид химической связи

Металлическая

Ковалентная неполярная

Тип кристаллической решетки

Металлическая

Атомная

Молекулярная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"

Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".

Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе ....

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».

План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...

План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»

Тема  программы: «Создание гипертекстовых документов».  Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...