СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ
статья

Овечкина Елена Александровна

Аннотация:  Сегодня в век инноваций в современном образовании мы все чаще возвращаемся к мысли о необходимости возрождения такого явления, как наставничество. Предметом наставничества является оказание помощи студентам в их профессиональном становлении с учетом индивидуальных наклонностей, талантов. Создание «дельты», которая необходима в дополнение к профессионализму и  Человечности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ovechkina_e.a._sektsiya_no_3.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ

Овечкина Е.А.

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский государственный машиностроительный колледж им.Н.Демидова», Тула

Аннотация: Сегодня в век инноваций в современном образовании мы все чаще возвращаемся к мысли о необходимости возрождения такого явления, как наставничество. Предметом наставничества является оказание помощи студентам в их профессиональном становлении с учетом индивидуальных наклонностей, талантов. Создание «дельты», которая необходима в дополнение к профессионализму и Человечности.

Ключевые Слова: Наставничество, высококвалифицированный специалист, индивидуальная траектория развития студента, адаптация студентов, дуальное обучение.

Наставничество это не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный метод обучения, однако данное явление не развито в процессе обучения студентов. В настоящее время суть обучения молодежи свелось только к передаче знаний и формированию умений эти знания применять на практике. Поэтому коллектив ГПОУ ТО «Тульский государственный машиностроительный колледж имени Никиты Демидова» (далее колледж) заинтересовался вопросом наставничества студентов в процессе профессионального становления личности, как будущего специалиста и с 2015 года была введена система Наставничества.

Задачи системы Наставничества:

- обучение действиям над часто встречающимися проблемами;

- мотивация к творческой активности, к поиску уникальных решений, к участию в реализации нового;

- ускорение и оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений студентов;

- оказание помощи в сокращении адаптационного периода студентов к условиям осуществления трудовой деятельности на высокотехнологичном производстве;

- построение индивидуальной траектории развития студента с учетом персонального таланта.

Функции системы Наставничества:

- содействие выработке навыков профессионального поведения студентов, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам;

- развитие у студентов интереса к научно-исследовательской, изобретательской, трудовой деятельности с учетом развития передовых технологий;

- воспитание профессионально-значимых, Человеческих качеств личности студентов;

- формирование и развитие ответственного и сознательного отношения к работе.

Система наставничества в колледже постоянно развивается и совершенствуется на основе соглашений о социальном партнерстве с ведущими промышленными предприятиями Тульской области. В систему наставничества вовлечены более 60 наставников с предприятий и свыше 700 наставляемых. Наставничество развивается как в процессе реализации элементов дуального обучения, производственной практики, так и в среде колледжа.

Используя метод проектного наставничества, 48 педагогических работников (прошедших производственную стажировку с целью повышения квалификации и ознакомления с инновационными технологиями производства) привлекают студентов в научно-исследовательскую работу колледжа, Метод предполагает выделение фрагментов реальной работы (определенных заданий) специалиста и построение на их основе системы проектного обучения студента, посредством приобретенного опыта с возможностью его дальнейшего применения на производстве. Как результат - подготовка реальной части дипломного проекта и развитие навыков адаптации, способности работать в условиях неопределенности, задавать вопросы, делать обобщение на основе конкретного опыта.

Каждый студент колледжа в течение периода обучения проходит школу практической работы на предприятии. Как правило, это крупное машиностроительное или металлургическое предприятие, где наставничество давно вошло в практику, и является надежным способом подготовки будущих работников производственных коллективов.

Такие предприятия, как АО «Тулачермет», ОАО «КБП», ПАО «Императорский Тульский завод», АО «Тулаточмаш», ОАО «Тульский патронный завод», АО «Газстройдеталь», АО «ЦКБА» и др. очень ответственно подходят к наставничеству, закрепляя за каждым студентом-практикантом опытного специалиста, который стремится поделиться секретами профессии, жизненным опытом, привить навыки профессионального мастерства, учит правильно мыслить в сложной ситуации, стремиться к саморазвитию, уважать любой общественно-полезный труд.

Предприятия предлагает наставляемым не только вакансии, помощь в дальнейшем профессиональном развитии и росте, но и возможность на их базе выполнить выпускную квалификационную работу (по профессиям), реальную часть дипломного проекта (по специальностям), сдать экзамен (квалификационный).

Важным мероприятием в развитии системы наставничества является участие студентов и предприятий – социальных партнеров в ежегодном региональном конкурсе профессионального мастерства «Наследники Никиты Демидова», практический этап которого проходит на базе предприятий, в реальных условиях производства, ведущие специалисты которых разрабатывают и утверждают конкурсные задания. В ходе конкурса студенты общаются со специалистами предприятий, наставниками, которые помогают справиться с волнением, сконцентрироваться на выполнении задания, поддерживают советами. В региональном конкурсе принимают участие 470 студентов образовательных организаций и 21 ведущее предприятие.

Результатом наставничества является подготовка высококвалифицированного специалиста, всесторонне развитой личности. Кроме того, успешный процесс наставничества формирует среди студентов категорию тех молодых специалистов, у которых возникает желание остаться в своей специальности, установить длительные трудовые отношения с предприятием и приобщиться к корпоративной культуре предприятия, продолжить дело наставничества. Главный показатель системы наставничества в нашем учебном заведении – высокий процент трудоустройства выпускников.

Показатели оценки эффективности:

- 100% наставляемых раскрыли свой профессиональный потенциал, овладели инновационными технологиями, достигли положительных результатов.

- 90% молодых специалистов, у которых возникает желание остаться в своей специальности, установить длительные трудовые отношения с предприятием и приобщиться к корпоративной культуре предприятия, продолжить дело наставничества.

- 100% обучающихся достигают положительных результатов, сокращая адаптационный период профессионального становления, что повышает производительность труда.

Ключевые факторы успеха:

- Развитие, воспитание и профессиональная адаптация студента в профессиональной деятельности.

- Студент привлекается в роли наставника для первокурсника с целью вовлечения его в выбранную специальность и жизнь колледжа, Студент самостоятельно проводит мастер – классы, участвует в региональных конкурсах, выступает на семинарах и конференциях, самостоятельно разрабатывает проекты и их решения, осуществляет свои предложения на практике.

Список использованных источников:

1. Чеглакова, Л.М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций // Экономическая социология [Текст]./ Л.М.Чеглакова. - Т. 12. № 2, - 80-98 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центр маркетинговых исследований и содействие трудоустройству выпускников

на сегодняшний день во всех СПО созданы подобные центры, делимся опытом о работе своего центра....

Организация профориентационной работы и содействие трудоустройству выпускников в ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум» подразделение с.Тарасово

Данная работа является актуальной в современном мире, профессиональная ориентация учащихся тесно связана с процессом социализации. Профессиональная ориентация - это педагогическая проблема подведения ...

ПУТИ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Данная научно-исследовательская статья "ПУТИ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ  ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ" была представлена на международной конференции «Современное состоя...

Республиканское методическое объединение руководителей служб содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования республики Тыва

Методическое пособие для проведения республиканского семинара для руководителей центров/служб содействия трудоустройству выпускников профессионального образованияРоль и место центров/служб содействия ...

Фрагмент занятия «Перспектива ближайшего будущего» для обучающихся 3 курса, в рамках программы «Сопровождение и содействие трудоустройству выпускников»

Фрагмент занятия  «Перспектива  ближайшего будущего»  для обучающихся 3 курса, в рамках программы службы «сопровождения и содействия трудоустройству выпускников»...

Профессиональная реабилитация и организация содействия трудоустройству выпускников СПб ГБУ "Профессионально-реабилитационный центр".

В статье описывается процесс профессиональной реабилитации и трудовой интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на примере обучающихся и выпускников СПб ГБУ "Професси...