Доклад на тему: «Формирование у студентов стрессовой устойчивости на занятиях физической культуры»
материал
В современном мире никто не защищен от стрессов, а тем более учащиеся и студенты. Выбор будущей профессии, вступительные испытания, недосыпание, подготовка к экзаменационной сессии и другие обстоятельства жизни студентов приводят к возникновению различных стрессовых ситуаций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ
ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ «КБГТК»)
Доклад на тему:
«Формирование у студентов стрессовой устойчивости на занятиях физической культуры»
Разработчик:
Жеттеева Е.С преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории
Доклад заслушан и рекомендован к утверждению на заседании предметной (цикловой) комиссии от «_23_» 11 2023 г. протокол № ____
Нальчик 2023г
В современном мире никто не защищен от стрессов, а тем более учащиеся и студенты. Выбор будущей профессии, вступительные испытания, недосыпание, подготовка к экзаменационной сессии и другие обстоятельства жизни студентов приводят к возникновению различных стрессовых ситуаций.
Под стрессом понимают состояние сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.
Незначительные стрессы неизбежны и в основном безвредны, а вот высокий стресс отрицательно влияет на продуктивность внимания, нарушает нормальную работу органов и систем. К тому же, чрезмерные переживания и стресс приводят к появлению проблем не только у самого студента, но и у его ближайшего окружения.
Как отмечают многие ученые, стресс - причина многих заболеваний, а следовательно, он способен наносить ощутимый вред здоровью учащегося, тогда как здоровье - это залог достижения успехов в учебной, а впоследствии, и трудовой деятельности.
Дисциплина «Физическая культура» включена в учебные планы всех учебных заведений России, как в различных профессиональных областях (гуманитарных, естественно-научных, медицинских, технических, сельскохозяйственных), так и в религиозных. Физическая культура в сфере своего влияния позволяет приблизиться к достижению всесторонне развитой личности в сочетании всех аспектов ее развивающейся культуры (телесной, социальной, духовной); вызывает развитие, связанное с достижением в нем определенного уровня гармонии духа, души и тела. В учебных заведениях преподавание физической культуры осуществляется на основе требований Государственных образовательных стандартов и Федеральных образовательных стандартов высшего образования. Также в процессе тренировок и физического воспитания учитываются пожелания студентов различных специальностей по восстановлению, укреплению и развитию их здоровья. Содержание программы по дисциплинам «Физическая культура», «Физическая культура и спорт», «Прикладная физическая культура» или «Факультативные курсы по физическому воспитанию» (с вариациями в разных учебных заведениях ) носит междисциплинарный характер. Помимо специализированных знаний в области физической культуры и спорта, программа также составлена с опорой на необходимый комплекс достижений современных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Учебная дисциплина «Физическая культура» является многофункциональной. Эта дисциплина направлена на главное, а именно на укрепление и развитие здоровья молодежи.
Она выполняет целый ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих задач. К этим важным задачам относятся следующие: 1) Укрепление физического здоровья студентов, повышение и поддержание на оптимальном уровне физической и умственной работоспособности, психомоторных навыков студентов; 2) Развитие и совершенствование базовых физических, прикладных умственных и специальных психомоторных навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности в той или иной области. Специальности (техническая, медицинская, сельскохозяйственная, информационно-компьютерная, гуманитарно-культурная и т. д.), с постепенным повышением навыков и умений на протяжении всех лет обучения в университете; 3) Развитие личностно–ценностных установок студентов на качественное использование средств и методов физического воспитания как неотъемлемой составляющей их здорового образа жизни; 4) Развитие процесса укрепления здоровья молодежи как особого фактора общекультурного развития молодежи, а в медицине — для овладения медицинской профессии; 5) Формирование психофизического статуса личности будущего специалиста с учетом содержания и специфики его двигательной деятельности. Для малоподвижных профессий это психофизическое состояние человека с дополнительными физическими нагрузками, а для профессий с высокими двигательными нагрузками — с усвоением специфики профессиональных движений; 6) В процессе обучения происходит усвоение и накопление практических навыков традиционных средств оздоровления в структуре физической культуры. Образование для укрепления и восстановления здоровья
Стрессоустойчивость — не врожденное свойство организма, ее можно выработать правильным образом жизни, воспитанием и самовоспитанием.
Если стресс не снимать, то это может со временем привести к возникновению заболеваний, как нервной системы, так и всего организма. При этом может нарушиться функция желудочно-кишечного тракта, возникнут изменения в сердечно - сосудистой системе, ухудшится сон.
Специалисты предлагают немало методов борьбы со стрессом, например, психологические практики, но жизнь показывает, что именно спорт и физическая активность является одним из самых эффективных средств снятия нервных перегрузок и психологического стресса.
Занимаясь спортом, человек выглядит подтянутым, красивым, а главное – уверенным в себе. Он совершенствует не только тело, но и свой дух. Спорт – лучший способ справиться со своими комплексами, а значит, повысить самооценку и побороть стресс.
Не секрет, что спортсмены и просто увлекающиеся спортом, аэробикой или фитнесом люди более устойчивы к психологическим перегрузкам. Главной причиной тому знаменитый «гормон счастья» эндорфин, уровень которого в крови заметно повышается даже после 10-15 минут занятий спортом.
Во время тренировочного процесса появляется возможность научиться быстро реагировать на смену ситуации и применить свои новые знания в обычной жизни – на работе, учебе или в семье. Регулярные тренировки позволят забыть о таких проблемах со здоровьем, как головокружения, головные боли, боли в спине, сердцебиения. Правильно подобранный спорт способен поправить физическое здоровье и укрепить иммунитет.
К числу наиболее популярных видов спорта, помогающих преодолеть психологическое напряжение, можно отнести плавание, различные единоборства, бег, а также гимнастика.
Плавание. Достаточно поплавать всего полчаса в день, чтобы получить бодрость, энергию, хорошее настроение и устойчивую тенденцию к уменьшению лишнего веса. Интенсивная, но при этом и мягкая нагрузка при плавании оказывает тренирующее воздействие на сердце и легкие, укрепляет сердечно-сосудистую систему в целом, усиливается кровообращение и обмен веществ.
Плавание дает комплексную и всестороннюю нагрузку. Эффект от регулярного посещения бассейна проявляется в повышении тонуса и гармоничном развитии всех групп мышц.
Усиленный синтез организмом эндорфинов в процессе плавания улучшает настроение, и эффективно снимает стресс, убирает негативные состояния, вызванные напряжением на учебе или работе, и улучшает внешний вид
Пребывание в воде снимает усталость, суету, тревоги, исчезает напряжение в мышцах, тело двигается легко. Кроме того, повышается работоспособность, появляется умиротворение, нормализуется сон. Для этого вовсе не нужны большие нагрузки — эффективны умеренные движения и размеренное плавание. Немаловажны и дополнительные удобства и услуги, доступные в бассейне: обучение плаванию, консультации тренера, фитнесс-услуги, да и просто удобство помещений. К тому же посещать бассейн с пользой для здоровья может большинство из нас. Это один из немногих видов спорта, который подходит людям с различной физической подготовкой. Единоборства - замечательное средство от стресса. При работе со спарринг-партнером или с грушей можно выплеснуть всю свою негативную энергию.
Занятия традиционными боевыми искусствами позволяют снизить уровень агрессии, повысить самооценку и позитивное отношение к жизни, снять стресс и научиться управлять своим разумом и телом.
При обучении боевым искусствам: вы научитесь реагировать на ситуации, связанные со страхом, принимать быстрые решения в стрессовой ситуации; даже под давлением вы сможете оставаться спокойным.
Бег - незаменимое средство разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций, нервного перенапряжения. Особенно полезна в этом отношении вечерняя пробежка, которая снимает отрицательные эмоции, накопленные за день, и «сжигает» избыток адреналина, выделяемого в результате стрессов.
В результате многообразного влияния бега на центральную нервную систему при регулярных многолетних занятиях изменяется и тип личности бегуна, его психический статус. Любители оздоровительного бега становятся более общительны, доброжелательны, имеют более высокую самооценку и уверенность в своих силах и возможностях, конфликтные ситуации у бегунов возникают значительно реже, а воспринимаются они намного спокойнее. Психологический стресс или вообще не развивается, или же вовремя нейтрализуется, что является лучшим средством профилактики инфаркта миокарда.
У каждого из нас свои способы справиться с напряжением, возникшим в результате стрессовой ситуации. Среди студентов был проведен опрос, в котором они отвечали на вопрос: "Какой прием снятия стрессового напряжения вы применяете?".
Показательно, что физическая активность как средство преодоления стресса, возникающего в период сессии, не пользуется популярностью у студентов, хотя эффективность данного способа представляется несомненной.
По нашему мнению, в качестве одного из наиболее действенных способов повышения стрессоустойчивости студентов в период сессии следует назвать занятия физической культурой, поскольку именно физические нагрузки способствуют тому, что обучающийся может отвлечься от подготовки к экзаменам, и наилучшим образом позволяют восстановить силы и работоспособность.
Необходимо отметить, что в период сессии, как правило, отсутствует такая форма двигательной активности студента, как предусмотренные учебным планом занятия физической культурой, и если обучающийся еще и не занимается в какой-либо спортивной секции, либо на этот период устраивает для себя «перерыв» в занятиях спортом, то очевидно, что двигательная активность у такого студента во время сессии снизится до неприемлемого
уровня. Указанные выше две формы двигательной активности студентов (в виде занятий, предусмотренных учебным планом, и занятий в рамках спортивных секций) можно отнести к организованным. При этом в экзаменационный период более востребованной является такая во многом на сегодняшний день неорганизованная форма физической активности, как самостоятельные занятия физической культурой.
Существенным отличием от занятий физическими упражнениями в рамках учебного процесса или в спортивных секциях является то обстоятельство, что при самостоятельных занятиях физической культурой студент может сам решать, когда и в какой форме будет осуществляться физическая активность.
И если повлиять на наличие у студента свободного времени, которое возможно уделить занятиям физическими упражнениями, в период сессии вуз существенно не может, поскольку в данном случае многое зависит от самого обучающегося (в частности, от его способностей, отношения к учебе, умения организовать свое время), то оказать содействие в организации самостоятельных занятий высшему учебному заведению вполне по силам.
При этом некоторые упражнения (утренняя гимнастика, пробежки, «физкультминутки» и т.п.) могут выполняться студентами самостоятельно. Поскольку для выполнения данных упражнений студенту не потребуется никуда специально идти, занимающийся этими видами физической активности сэкономит определенное время. В смысле организации данных занятий достаточно рекомендовать студенту наиболее эффективные упражнения, продолжительность их выполнения и т.д.
Помощь вуза может значительно возрасти при организации тех видов физической активности, которые требуют большей продолжительности времени или использования специализированного инвентаря.
Так, если у студента имеется интерес к спортивным играм, занятиям на тренажерах т.п., то целесообразно предусмотреть время, когда «неорганизованные» студенты (т.е. не занимающиеся в данный момент в соответствующей спортивной секции) могут воспользоваться спортивными объектами высшего учебного заведения.
Полагаем, что присутствие в месте осуществления такой формально самостоятельной деятельности студентов преподавателя физической культуры, способного дать квалифицированную консультацию, является совсем не лишним и не отменяет «самостоятельного» статуса работы обучающихся. В частности, помощь со стороны преподавателя будет весьма не лишней при определении оптимальной продолжительности и интенсивности физических упражнений.
Очевидно, что во время сессии физические нагрузки должны быть весьма дозированными. Если студент полностью «выложится», скажем, во время интенсивной тренировки, то ему потребуется значительное время для восстановления сил и возвращение к учебной деятельности может затянуться, что обычно нежелательно, поскольку все же основная цель для обучающегося на данном этапе – успешно сдать сессию. Именно преподаватель физической культуры, присутствующий во время самостоятельных занятий, может указать студенту ту грань, за которой тренировка рискует принести больше вреда, чем пользы. Также преподаватель в силах помочь самостоятельно занимающемуся студенту построить занятия таким образом, чтобы они имели максимальный эффект, в том числе для успешной сдачи экзаменов и зачетов.
Именно самостоятельные занятия имеют большое значение для привития молодым людям навыков ведения здорового образа жизни в период и после обучения в высшем учебном заведении, когда уже не будет занятий физической культурой, предусмотренных учебным планом, и на первое место выйдет осознанная необходимость самому заниматься физическими упражнениями.
Работа по организации двигательной активности обучающихся в период сессии в учебном заведении должна строиться на основании соответствующей программы, включающей комплекс методических рекомендаций по самостоятельной работе студентов применительно к занятиям физической культурой.
Такая программа, в частности, должна включать научно обоснованные минимумы двигательной активности студентов, предлагаемые физические упражнения, конечной целью выполнения которых будет снятие нервного напряжения, а также повышение работоспособности и стрессоустойчивости студента.
Вывод
Как уже отмечалось выше, стрессу подвержены все категории населения. Каждый человек по-разному избавляется от стрессового напряжения, но все-таки физическая активность признается наиболее эффективным и полезным средством против нервного перенапряжения. Она позволяет повысить работоспособность и укрепить здоровье студента. Не обязательно это должны быть какие-нибудь серьезные тренировки, вполне достаточными будут упражнения умеренного характера (оздоровительные ходьба, бег, плавание, гимнастика и др.).
Список литературы
- Богородицкий, И.Б., Бородаенко, В.Н., Соловьев, А.Ю. Особенности влияния экзаменационных сессий на физическую подготовленность студентов // Современные проблемы права, экономики и управления / Частное учреждение высшего образования Институт законоведения и управления ВПА (Тула). – 2015. – № 1. – С. 177 – 183.
- Щербакова, Н.А. Профилактика стресса у студентов педагогического вуза // Образовательная среда сегодня: стратегии развития / ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» (Чебоксары). – 2016. – № 1 (5). С. 171 – 173.
- Андреева, Е.А., Соловьева, С.А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология / Некоммерческое Партнерство «Институт направленного образования» (Тольятти). – 2016. – Т. 5. № 1 (14). – С. 140 – 143.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Формирование самостоятельности студентов, системного мышления, информационной и коммуникативной культуры"
Спрос на специалистов экономических специальностей на рынке труда является высоким, несмотря на активную подготовку п...

Доклад на тему: «Формирование общих и профессиональных компетенций в физическом воспитании студентов в ходе использования здоровьесберегающих технологий в обучении»
Главная цель работы преподавателей физкультуры – обеспечить студентам возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже. Для этого необходимо:-...

Экспериментальная работа по теме "Влияние занятий физической культуры на уровень физической подготовленности студентов "Саратовского политехнического колледжа"
Для мониторенга берется группа студентов. При поступление в колледж проводится входной контроль физического развития, анкетирование. При окончание второго курса студенты контрольной группы проходят ко...

Методические рекомендации для студентов "Осуществление безопасности на занятиях физической культурой в ДОО. Медицинский контроль за детьми".
Методические рекомендации могут быть использованы студентами при прохождении производственной практики в ДОО....

Формирование и управление умственного и физического развития студента в процессе занятий физической культурой
В связи с возросшей интенсивностью учебного процесса и большим объемом учебной работы в последнее время у студентов в высшем учебном заведении наблюдается высокая умствен...

Формирование у учащихся потребности к систематическим занятиям физической культурой через спортивные и подвижные игры
Проект работы по формирование у учащихся потребностик систематическим занятиям физической культурой через спортивные и подвижные игры...
Методическая разработка занятия по физической культуре, Тема: "Использование инновационных технологий (оздоровительные системы) на занятиях физической культуры. Гимнастика с элементами фитнес – технологий"
В методической разработке описывается выполнение физических упражненний для оздоровления различных систем организма....
