Формирование профессиональных компетенций студентов в области товароведения продовольственных товаров посредством интерактивных методов обучения
статья

Голубь Алла Валентиновна

Аннотация

Представленная публикация направлена на рассмотрение актуальных аспектов формирования профессиональных компетенций студентов, проходящих обучение по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров», с использованием интерактивных методов обучения. Работа акцентирует внимание на преимуществах и потенциале интерактивных технологий в учебном процессе, иллюстрируя успешные примеры применения данных методов для повышения качества подготовки специалистов. Предназначается для преподавателей высших учебных заведений, аспирантов и ученых-исследователей, проявляющих интерес к оптимизации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование профессиональных компетенций студентов в области товароведения продовольственных товаров посредством интерактивных методов обучения

Аннотация

Представленная публикация направлена на рассмотрение актуальных аспектов формирования профессиональных компетенций студентов, проходящих обучение по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров», с использованием интерактивных методов обучения. Работа акцентирует внимание на преимуществах и потенциале интерактивных технологий в учебном процессе, иллюстрируя успешные примеры применения данных методов для повышения качества подготовки специалистов. Предназначается для преподавателей высших учебных заведений, аспирантов и ученых-исследователей, проявляющих интерес к оптимизации образовательного процесса.

Формирование профессиональных компетенций в товароведении продовольственных товаров посредством интерактивных методов обучения и оценка их эффективности в высшем образовании.

Обеспечение качественного образования в области товароведения продовольственных товаров находится в центре внимания образовательных учреждений, учитывая прямую связь данной дисциплины с сохранением общественного здоровья и благополучия. Постоянно увеличивающийся спрос потребителей на качественные и безопасные продукты питания выдвигает требование подготовки специалистов, обладающих глубокими теоретическими знаниями, развитыми умениями критического анализа, высокими творческими возможностями и способностью решать нестандартные задачи в производственных процессах. Решение обозначенных задач возможно путем применения интерактивных методов обучения, способствующих усилению глубины восприятия материалов и формированию профессиональных компетенций, соответствующих ожиданиям работодателей и общества.

Специалист, прошедший обучение по направлению «Товароведение продовольственных товаров», обязан владеть обширным набором компетенций, начиная от детального понимания характеристик отдельных видов продукции и заканчивая возможностью квалифицированно управлять контролем качества и обеспечивать безопасность готовой продукции. Учебный процесс предусматривает освоение нормативно-правовой базы, принципов классификаций товаров, методов идентификационного и экспертного оценивания качества, механизмов маркетингового продвижения и ассортиментного менеджмента. Основными профессиональными компетенциями товароведа признаются:

  • глубокое знание физико-химических свойств продуктов питания;
  • четкое представление о принципах маркирования и упаковочной техники;
  • навыки проведения комплексной оценки качественных показателей товаров;
  • способность сопоставлять аналогичные товары и давать объективные заключения;
  • владение процедурами документальной фиксации и отчетности.

Указанные компетенции требуют обязательного активного участия студентов в учебном процессе, регулярного тренировочного режима мыслительных функций и целенаправленного воспитания личностных качеств, характеризующихся инициативностью, ответственностью и стремлением к постоянному самосовершенствованию.

Интерактивные методы характеризуются тем, что включают активного участника образовательного процесса в качестве равноправного субъекта деятельности, стимулируя творческие, коммуникативные и лидерские качества студентов.

Эмпирические исследования подтверждают положительное влияние внедрения интерактивных технологий на академическую успеваемость студентов и глубину освоения ими специфичных понятий и терминов товароведения. Так, технология business simulation games помогает глубже проникнуть в суть логистических процессов закупки, распространения и продажи товаров, формируя навыки оперативного управления качеством продукции и налаживанием взаимоотношений с поставщиками.

Ярким примером удачного использования интерактивных методов служат стажировки студентов на предприятиях-поставщиках продовольственной продукции, где учащиеся решают настоящие бизнес-задачи, приобретают навыки взаимодействия с персоналом различных подразделений и практикуют выступления на официальных мероприятиях.

Организация проектной деятельности способствует формированию навыков самостоятельной постановки целей, самоуправления временем и представления итогов проделанной работы. Совместные проекты с партнерами-предприятиями предоставляют уникальную возможность знакомства с реальным рабочим процессом и адаптации к предстоящей профессиональной деятельности.

Опыт внедрения интерактивных методов разнообразен и зависит от ряда обстоятельств, таких как специфика университета, техническая оснащенность лабораторий, профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава и мотивированность студенческого сообщества. Следует учитывать различия в характере различных интерактивных методов и выбирать наиболее подходящий вариант исходя из поставленных целей и особенностей контингента студентов.

Так, изучение химического состава продуктов рекомендуется сопровождать проведением экспериментов в лабораториях, привлекая студентов к процессу анализа и последующего обсуждения результатов. Педагог выступает координатором научной группы, создавая обстановку взаимоподдержки и совместной ответственности, где каждый участник несет персональную ответственность за достижение общего результата.

Альтернативным вариантом может стать семинар-дискуссия, где учащимся предлагают рассматривать вопросы защиты качества продовольствия, рассматривая фактические случаи нарушений прав потребителей, исследовать действующие законодательные нормы и вырабатывать предложения по их усовершенствованию.

Наиболее распространенным методом считается комбинирование традиционной схемы обучения с элементами интерактивности, при котором преподаватель поддерживает индивидуальный прогресс студента, ставит развивающие задачи и поощряет инициативность и творчество.

Реализация интерактивных методов обучения является ключевым фактором в формировании профессиональных компетенций студентов по направлению «Товароведение продовольственных товаров». Они способствуют развитию всесторонне подготовленных специалистов, умеющих действовать в информационно-насыщенном пространстве, свободно используя имеющиеся знания и навыки. Способствуют этому стимуляция творческих начал в обучении, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде, что придает молодым специалистам уверенность и увеличивает их конкурентоспособность на современном рынке труда.

Внедрение интерактивных методов требует предварительного серьезного педагогического проектирования, наличия технической инфраструктуры и систематического мониторинга образовательных результатов. В дальнейшем научные исследования должны сосредоточиться на анализе долговременных последствий применения интерактивных методов, укреплении взаимосвязи между теорией и практикой, а также развитии существующей модели интерактивного обучения.

Используемая литература:

Качалова Ю.Н. Современные подходы к обучению студентов посредством интерактивных методов // Высшее образование сегодня. 2022. № 6. С. 34–41.

Щербакова Е.М. Товароведческая экспертиза пищевой продукции как фактор формирования профессиональных компетенций студента // Материалы II Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и техники». СПб.: СпбГУПТД, 2021. С. 312–318.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»

Цель  работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...

Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

Формирование профессиональных компетенций студентов заочной формы обучения: опыт, проблемы, перспективы

Формирование профессиональных компетенций студентов заочной формы обучения: опыт, проблемы, перспективы...

Статья «Применение современных форм и методов для формирования профессиональных компетенций студентов специальности Туризм» Е.М. Миланина Мастер п/о ГАПОУ БТОТиС

Современные тенденции развития отрасли туризма и гостеприимства в нашей стране отмечены усилением интереса со стороны государства, о чем свидетельствует решение правительства Российской Федерации о со...

Организация познавательного развития обучающихся первого класса с ЗПР на уроках окружающего мира посредством интерактивных методов обучения

Организация познавательного развития обучающихся первого класса с ЗПР на уроках окружающего мира посредством интерактивных методов обучения...