Формирование профессиональных компетенций студентов в области товароведения продовольственных товаров посредством интерактивных методов обучения
статья
Аннотация
Представленная публикация направлена на рассмотрение актуальных аспектов формирования профессиональных компетенций студентов, проходящих обучение по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров», с использованием интерактивных методов обучения. Работа акцентирует внимание на преимуществах и потенциале интерактивных технологий в учебном процессе, иллюстрируя успешные примеры применения данных методов для повышения качества подготовки специалистов. Предназначается для преподавателей высших учебных заведений, аспирантов и ученых-исследователей, проявляющих интерес к оптимизации образовательного процесса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональных компетенций студентов в области товароведения продовольственных товаров посредством интерактивных методов обучения
Аннотация
Представленная публикация направлена на рассмотрение актуальных аспектов формирования профессиональных компетенций студентов, проходящих обучение по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров», с использованием интерактивных методов обучения. Работа акцентирует внимание на преимуществах и потенциале интерактивных технологий в учебном процессе, иллюстрируя успешные примеры применения данных методов для повышения качества подготовки специалистов. Предназначается для преподавателей высших учебных заведений, аспирантов и ученых-исследователей, проявляющих интерес к оптимизации образовательного процесса.
Формирование профессиональных компетенций в товароведении продовольственных товаров посредством интерактивных методов обучения и оценка их эффективности в высшем образовании.
Обеспечение качественного образования в области товароведения продовольственных товаров находится в центре внимания образовательных учреждений, учитывая прямую связь данной дисциплины с сохранением общественного здоровья и благополучия. Постоянно увеличивающийся спрос потребителей на качественные и безопасные продукты питания выдвигает требование подготовки специалистов, обладающих глубокими теоретическими знаниями, развитыми умениями критического анализа, высокими творческими возможностями и способностью решать нестандартные задачи в производственных процессах. Решение обозначенных задач возможно путем применения интерактивных методов обучения, способствующих усилению глубины восприятия материалов и формированию профессиональных компетенций, соответствующих ожиданиям работодателей и общества.
Специалист, прошедший обучение по направлению «Товароведение продовольственных товаров», обязан владеть обширным набором компетенций, начиная от детального понимания характеристик отдельных видов продукции и заканчивая возможностью квалифицированно управлять контролем качества и обеспечивать безопасность готовой продукции. Учебный процесс предусматривает освоение нормативно-правовой базы, принципов классификаций товаров, методов идентификационного и экспертного оценивания качества, механизмов маркетингового продвижения и ассортиментного менеджмента. Основными профессиональными компетенциями товароведа признаются:
- глубокое знание физико-химических свойств продуктов питания;
- четкое представление о принципах маркирования и упаковочной техники;
- навыки проведения комплексной оценки качественных показателей товаров;
- способность сопоставлять аналогичные товары и давать объективные заключения;
- владение процедурами документальной фиксации и отчетности.
Указанные компетенции требуют обязательного активного участия студентов в учебном процессе, регулярного тренировочного режима мыслительных функций и целенаправленного воспитания личностных качеств, характеризующихся инициативностью, ответственностью и стремлением к постоянному самосовершенствованию.
Интерактивные методы характеризуются тем, что включают активного участника образовательного процесса в качестве равноправного субъекта деятельности, стимулируя творческие, коммуникативные и лидерские качества студентов.
Эмпирические исследования подтверждают положительное влияние внедрения интерактивных технологий на академическую успеваемость студентов и глубину освоения ими специфичных понятий и терминов товароведения. Так, технология business simulation games помогает глубже проникнуть в суть логистических процессов закупки, распространения и продажи товаров, формируя навыки оперативного управления качеством продукции и налаживанием взаимоотношений с поставщиками.
Ярким примером удачного использования интерактивных методов служат стажировки студентов на предприятиях-поставщиках продовольственной продукции, где учащиеся решают настоящие бизнес-задачи, приобретают навыки взаимодействия с персоналом различных подразделений и практикуют выступления на официальных мероприятиях.
Организация проектной деятельности способствует формированию навыков самостоятельной постановки целей, самоуправления временем и представления итогов проделанной работы. Совместные проекты с партнерами-предприятиями предоставляют уникальную возможность знакомства с реальным рабочим процессом и адаптации к предстоящей профессиональной деятельности.
Опыт внедрения интерактивных методов разнообразен и зависит от ряда обстоятельств, таких как специфика университета, техническая оснащенность лабораторий, профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава и мотивированность студенческого сообщества. Следует учитывать различия в характере различных интерактивных методов и выбирать наиболее подходящий вариант исходя из поставленных целей и особенностей контингента студентов.
Так, изучение химического состава продуктов рекомендуется сопровождать проведением экспериментов в лабораториях, привлекая студентов к процессу анализа и последующего обсуждения результатов. Педагог выступает координатором научной группы, создавая обстановку взаимоподдержки и совместной ответственности, где каждый участник несет персональную ответственность за достижение общего результата.
Альтернативным вариантом может стать семинар-дискуссия, где учащимся предлагают рассматривать вопросы защиты качества продовольствия, рассматривая фактические случаи нарушений прав потребителей, исследовать действующие законодательные нормы и вырабатывать предложения по их усовершенствованию.
Наиболее распространенным методом считается комбинирование традиционной схемы обучения с элементами интерактивности, при котором преподаватель поддерживает индивидуальный прогресс студента, ставит развивающие задачи и поощряет инициативность и творчество.
Реализация интерактивных методов обучения является ключевым фактором в формировании профессиональных компетенций студентов по направлению «Товароведение продовольственных товаров». Они способствуют развитию всесторонне подготовленных специалистов, умеющих действовать в информационно-насыщенном пространстве, свободно используя имеющиеся знания и навыки. Способствуют этому стимуляция творческих начал в обучении, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде, что придает молодым специалистам уверенность и увеличивает их конкурентоспособность на современном рынке труда.
Внедрение интерактивных методов требует предварительного серьезного педагогического проектирования, наличия технической инфраструктуры и систематического мониторинга образовательных результатов. В дальнейшем научные исследования должны сосредоточиться на анализе долговременных последствий применения интерактивных методов, укреплении взаимосвязи между теорией и практикой, а также развитии существующей модели интерактивного обучения.
Используемая литература:
Качалова Ю.Н. Современные подходы к обучению студентов посредством интерактивных методов // Высшее образование сегодня. 2022. № 6. С. 34–41.
Щербакова Е.М. Товароведческая экспертиза пищевой продукции как фактор формирования профессиональных компетенций студента // Материалы II Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и техники». СПб.: СпбГУПТД, 2021. С. 312–318.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»
Цель работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ»
Методический доклад Журавлевой О.И. на педагогические чтения. декабрь-2014...

Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.
Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...
Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»
В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве основного...

Формирование профессиональных компетенций студентов заочной формы обучения: опыт, проблемы, перспективы
Формирование профессиональных компетенций студентов заочной формы обучения: опыт, проблемы, перспективы...

Статья «Применение современных форм и методов для формирования профессиональных компетенций студентов специальности Туризм» Е.М. Миланина Мастер п/о ГАПОУ БТОТиС
Современные тенденции развития отрасли туризма и гостеприимства в нашей стране отмечены усилением интереса со стороны государства, о чем свидетельствует решение правительства Российской Федерации о со...
Организация познавательного развития обучающихся первого класса с ЗПР на уроках окружающего мира посредством интерактивных методов обучения
Организация познавательного развития обучающихся первого класса с ЗПР на уроках окружающего мира посредством интерактивных методов обучения...
