Как организовать занятие в детском саду по ФОП ДО
материал

Шуракова Мария Евгеньевна

Под занятиями понимают форму организации образовательной деятельности, которая направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей или их интеграцию (п. 24.14 ФОП ДО). Занятие является формой организации обучения наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organizovat_zanyatiya_v_detskom_sadu_po_fop_do.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Как организовать занятия в детском саду по ФОП ДО

Какие учитывать нормативные документы

Под занятиями понимают форму организации образовательной деятельности, которая направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей или их интеграцию (п. 24.14 ФОП ДО).

Планировать и организовывать занятия в возрастных группах педагоги теперь обязаны по требованиям трех нормативных документов: ФГОС ДО, ФОП ДО, СанПиН. Рассмотрим более подробно.

ФГОС ДО

ФГОС ДО определяет общие задачи, принципы дошкольного образования. В содержании документа указаны требования к разработке образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

Конкретной информации о том, как проводить занятия, сколько и каких их должно быть, здесь не указано. Но в документе сделан акцент на то, что ребенок имеет право выбора содержания, партнера и материалов для своей деятельности (п. 3.2.1 ФГОС ДО). Это требует от педагогов пересмотра установки, что образовательная деятельность является обязательной для всех детей группы.

ФОП ДО

Разработчики ФОП ДО оставили право за педагогом в выборе содержания и методики проведения занятий самостоятельно (п. 24.14 ФОП ДО) В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей педагог может выбрать для себя одну из ролей (п. 24.2 ФОП ДО). Смотрите ниже в таблице.

Роль педагога на занятиях в возрастных группах

Роль

Содержание деятельности

Педагог-наставник

Педагог передает детям нормы, культурные образцы, традиции, обучает приемам, способам, прежде всего собственным примером.

Педагог-партнер

Педагог разделяет с детьми процесс узнавания, проб, поиска, выбора. Педагог не имеет готовых ответов, но имеет право голоса.

Педагог-модератор

Педагог участвует вместе с детьми в процессе, но направляет его, сопровождает и координирует.

Педагог-организатор

Педагог создает условия для самостоятельной деятельности детей, например, готовит материалы в центры активности. В деятельности не участвует.

Педагог-наблюдатель

Педагог наблюдает за самостоятельной, спонтанной деятельностью детей, но не участвует в процессе, не организовывает его, не сопровождает.

Занятие является формой организации обучения наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и др. Занятие может проводиться в виде:

  • образовательных ситуаций;
  • тематических событий;
  • проектной деятельности;
  • проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей;
  • творческих и исследовательских проектов (п. 24.12 ФОП ДО).

Занятие не регламентирует образовательный процесс. Главная задача педагога – в рамках отведенного времени организовать образовательную деятельность с учетом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей (п. 24.12 ФОП ДО).

Еще педагог при организации занятий должен создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, ее участников. Также педагог должен грамотно подбирать оборудование и материалы, которые поспособствуют принятию детьми самостоятельных решений, выражения своих чувств и мыслей, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.

СанПиН

Гигиенические требования к нагрузке и организации занятий устанавливают СанПиН 1.2.3685-21. В СанПиН 1.2.3685-21 указаны требования к продолжительности занятий, общей образовательной нагрузке и перерывам с учетом возраста детей. Продолжительность занятия и нагрузки должна быть не более указанного времени, а продолжительность перерывов – не менее.

Начало занятий запланируйте не ранее восьми утра, а окончание – не позднее пяти вечера (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Это значит, что начало последнего занятия надо запланировать так, чтобы оно завершилось к 17:00.

Продолжительность занятий в каждой возрастной группе также прописана в СанПиН (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Также есть требования к продолжительности дневной суммарной образовательной нагрузки (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Смотрите показатели в таблице.

Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста

Возрастная группа

Норматив

Количество занятий в день

Группа раннего возраста

от 1,5 до 3 лет

10 минут

20 минут

Младшая группа

от 3 до 4 лет

15 минут

30 минут

Средняя группа

от 4 до 5 лет

20 минут

40 минут

Старшая группа

от 5 до 6 лет

25 минут

50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна

Подготовительная к школе группа

от 6 до 7 лет

30 минут

90 минут

Также при проведении занятий педагоги должны учитывать перерывы между занятиями. Перерывы между занятиями должны составлять не менее 10 минут (таблица 6.7 СанПиН 1.2.3685-21). При этом продолжительность перерывов общая для детей всех возрастов.

Обязательной составляющей во время проведения занятий являются физкультминутки и гимнастика для глаз. Педагог должен отвести на них не менее 2 минут (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

Обоснование

Под физминутками возможно понимать не только специально организованные двигательные упражнения, прерывающие основную деятельность детей, но и активное перемещение детей, ходьба, прыжки, бег в ходе выполнения отдельных заданий.

Какие выделяют виды занятий

На законодательном уровне нет требований, какие виды занятий могут применять педагоги в работе с детьми. Традиционно в детских садах используют три вида организации и проведения занятий: фронтальное, подгрупповое, индивидуальное. Рассмотрим более подробно каждую из них ниже.

Фронтальные занятия

Педагог проводит занятия со всеми детьми группы. Для всех детей педагог предлагает единую детскую цель, общий замысел занятия и итоговую рефлексию по его итогам –создает проблемную ситуацию. В содержании занятия педагог может предусмотреть деление детей на подгруппы. При этом все подгруппы будут выполнять аналогичные или разные задания, которые так или иначе подчинены общей цели занятия.

При организации фронтальных занятий педагог учитывает желание ребенка принимать в нем участие. Если желание отсутствует, то педагогу необходимо выяснить причину отказа, при возможности – ее исправить. Если это невозможно – предложить ребенку выбрать себе другое дело, при этом не мешая другим детям.

Подгрупповые занятия

Еще педагог может организовать подгрупповое занятие. Количество человек может составлять от 6 до 15 человек. Подгруппы могут быть одновременно на занятии воспитателя и специалиста. Например, учителя-логопеда, педагога-психолога. Затем подгруппы могут меняться. Внутри занятия сохраняется общая логика и последовательность этапов его проведения.

Еще подгруппы на занятии педагог может организовать другим способом. Например, одна подгруппа работает в одном из центров активности группы под руководством педагога, остальные подгруппы работают в других центрах активности, выбранных ими самостоятельно. Для детей этих подгрупп педагог выступает в роли организатора или модератора.

Индивидуальные занятия

Воспитатель использует индивидуальные занятия по необходимости. Например, с часто болеющими детьми, неусидчивыми и возбудимыми дошкольниками, чтобы обеспечить индивидуальный подход в образовательной деятельности. Такие занятия не могут стать основной формой образовательной деятельности, которую организует воспитатель. Но чаще всего такой вид занятий используется в организации деятельности с детьми специалистами. Например, учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом.

Как определить специфику занятий

Проводить занятия с детьми педагоги должны ежедневно. Эту задачу предусматривает ФОП ДО и примерный режим дня (п. 35 ФОП ДО). На уровне детского сада администрация самостоятельно определяет количество, кратность и вид занятий. Или предоставляет эту возможность педагогам.

Занятие будет иметь успех, если педагог планирует его с учетом возраста и индивидуальных особенностей воспитанников в своей группе. Также на занятии педагог должен демонстрировать, насколько хорошо он знает детей, с которыми работает, учитывает их осведомленность по теме занятия, межличностные отношения внутри группы.

Воспользуйтесь готовой справочной таблицей. В таблице – пример организации занятий для трех возрастных групп: раннего возраста, средней и подготовительной.

Детская цель

Выбор

Самостоятельность

Рефлексия

Роль взрослого

Группа раннего возраста от 1,5 до 3 лет

Больше вымышленная (игра в «путешествие», в «гости», чем реальная. Хотя дети уже могут, например, участвовать в подготовке утренника и делать украшения)

Всегда закрытый выбор, то есть выбор из двух предложений педагога. Способ выбора –голосование при помощи инструкции «подойдите сюда, если хотите это, и сюда, если хотите это»

Минимальная. Педагог предлагает сделать самостоятельно элементарные действия: принести себе бумагу для рисования (бумага на общем столе, в доступе детей), вытереть разлитую воду (при необходимости напоминает, где салфетки, или дает их); собрать или убрать фигуры в коробку

Вопросы типа: «Что вам больше понравилось: играть с мячиком или машинкой?», «Танцевать или петь?». Обязательно возвращаться к тем ситуациям, которые были на занятиях, и проговаривать их для детей: произошло это, вы поступили так, а потом так. Как вам больше нравится?

Преобладает наставник, подключается партнер и модератор

Средняя группа от 4 до 5 лет

Соотношение реальной мотивации к вымышленной примерно 50/50, лучше стараться выходить на реальную: готовить среду для себя, помогать конкретным делом, готовить сюрприз или писать письма для конкретных людей

Можно пробовать давать открытый выбор, то есть, например, спрашивать у детей, что они хотят рисовать, без перечисления вариантов. Однако при необходимости (дети растерялись и молчат) выбор можно и закрыть, предложив конкретные варианты действий

Возрастает. Например, в занятиях по продуктивным видам деятельности дети сами могут организовывать себе рабочие места. Не дежурные для всех, а каждый – сам себе. Это важно для развития субъектности ребенка, его автономности. Для этого РППС должна быть максимально «говорящей»

Вопросы типа «Что понравилось больше всего?», «Где было интереснее?», «Какими вы были на занятии?». Обязательно возвращаться к тем ситуациям, которые были на занятиях, и пробовать вместе с ними в них разбираться: «Произошло это, почему?», «В следующий раз можно вот так сделать или так... Как лучше?»

В равной степени наставник, партнер, модератор. Иногда подключается организатор (во второй половине года)

Подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет

Ориентация на реальную детскую цель. Сводим к минимуму ситуации помощи героям, вымышленным персонажам, «волшебные» путешествия

Открытый выбор предоставляется регулярно, однако на некоторых типах занятий у детей все еще закрытый выбор (например, занятия по подготовке к обучению грамоте)

Дети могут самостоятельно приносить себе стулья, переставлять сообща столы, если они видят в этом необходимость, расставлять и убирать оборудование для занятий и пр.

Необходимо добавлять вопросы о трудностях, сложностях, возникавших на занятии, эмоциональном состоянии детей. Обязательно возвращаться к тем ситуациям, которые были на занятиях, и анализировать их вместе с детьми, задавая им вопросы: «Почему так произошло?», «Как ситуацию можно было изменить?»

Организатор, модератор, партнер, наблюдатель, иногда наставник

Рассмотрим более подробно особенности организации занятий в группах

Группа раннего возраста

Занятия в группе раннего возраста будут отличаться от занятий в других возрастных группах не только объемом и содержанием материала, но и приемами проведения. Чтобы занятие имело успех, педагог должен знать характеристику возрастных особенностей детей от 2 до 3 лет. В группе раннего возраста педагоги чаще всего занятия проводят в игровой форме. Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснениях, беседах и внушении. Во время занятия ребенок наблюдает за педагогом, повторяет его движения, слова, начинает усваивать новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, то есть становится более самостоятельным.

Форма организации детей на занятиях может быть различной. Например, малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, на ковре или свободно передвигаются по групповой комнате. Воспользуйтесь готовыми конспектами занятий в группе раннего возраста.

Младшая группа

При планировании и проведении занятий в младшей группе педагог должен учитывать возрастные особенности этого периода. У детей 3–4 лет начинает проявляться интерес к «коллективным» играм. И задача педагога – поддержать и развивать этот интерес.

Средняя группа

К 4–5 годам у дошкольников возрастает потребность в друзьях, интерес к окружающему миру. И педагог должен учитывать эту характеристику при планировании занятий. Главная задача педагога – организовать правильную и четкую мотивацию у дошкольников. А также сделать каждое занятие с детьми увлекательным, ярким и максимально полезным для их развития. Воспользуйтесь готовыми конспектами занятий в средней группе.

Старшая группа

В старшей группе увеличивается не только продолжительность занятия, но и объем и темп работы. При планировании занятий педагог должен учитывать потребности и интересы детей этого возраста.

При организации занятий в старших группах педагог уделяет большое внимание словесным приемам. Развивающие вопросы и побуждения, которые дает педагог во время занятия, направляют деятельность детей для достижения цели. Например, «Почему ты решил делать именно так?», «Докажи, что ты прав!».

Подготовительная к школе группа

В подготовительной группе педагог организует интенсивную работу по поддержке детской субъектности, создает максимальные условия для коммуникации между сверстниками.

Занятие можно читать успешным, если педагог:

  • дает детям четкие инструкции;
  • задает открытые развивающие вопросы и адекватно реагирует на различные детские высказывания;
  • удерживает баланс свободы выбора и заданных условий;
  • создает атмосферу живого, доверительного общения, без гнетущей тишины и страха ошибки.

При этом педагог хорошо подготовлен – свободно общается с воспитанниками и не подглядывает в конспект. Для решения задач он использует необходимые материалы и оборудование, которые предъявляет своевременно и целесообразно, не отвлекая и не растормаживая детей. Воспользуйтесь картотекой готовых конспектов занятий.

Как подготовиться и проводить занятия

В зависимости от модели занятий подготовка педагога к ним может выглядеть по- разному. Например, педагог может готовить центры активности к самостоятельной деятельности детей в них по готовому плану. При такой подготовке педагог опирается на выработанный ранее их совместный с детьми план. Другой вариант планирования: педагог может готовиться к своему занятию, опираясь на перспективный план и выбранные источники.

Независимо от того, какую форму фиксации занятия выбрал педагог ему необходимо продумать его структуру. Поэтому подготовку к занятиям педагогам необходимо продумать поэтапно. 

Традиционно занятие состоит их трех равнозначных частей: вводной, основной и заключительной. В зависимости от образовательных задач, желания и потребностей детей педагог может выбрать для себя одну из ролей. В любой из принятых на себя ролей задача педагога – создать мотивацию так, чтобы у большинства детей возник интерес, любопытство. Рассмотрим деятельность педагога с детьми в каждой части занятия ниже. 

Вводная часть. В водной части занятия педагог должен уметь переключать внимание от игровой или самостоятельной деятельности ребенка на занимательное дело. У каждого ребенка интерес формируется по-разному: одни переключаются быстро, другие постепенно. Но и у тех и у других необходимо учитывать их возрастные особенности. Поэтому задача педагога на этом этапе – грамотно организовать детей, проверить их готовность к занятию. Для этого педагог может использовать приемы, которые содержат занимательность, сюрпризность, загадочность. 

Когда педагог видит заинтересованность детей, его задача провоцировать ребенка на включенность в процесс занятия. На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию. Например, использует затруднения взрослого или игрового персонажа при решении проблемной ситуации. Такой способ провоцирует ребенка на желание включиться в решение созданной ситуации. Педагогу необходимо выслушать предлагаемые решения каждого ребенка, обобщить их, совместно сформулировать и принять детскую цель. В вводной части ребенок должен понимать для чего и чем сейчас он будет заниматься.

Основная часть. После постановки детской цели педагог переходит в основную часть занятия. Действия ребенка на этом этапе будут происходить на основе актуальных представлений. Например, педагог создает затруднения: «Что за карта, а сможем ли мы отправиться в путешествие?», дети начинают «разворачивать» деятельность через собственные «пробы». На этом этапе важны эмоции педагога – удивления и восхищения. Например, эмоции одобрения в действиях, если даже решение данной ситуации противоречит ожиданиям педагога: «Ух ты! Ну давайте попробуем!», «Это поможет нам достичь цель? Конечно, давайте попробуем».

Педагог должен заранее подобрать задания по прогнозируемой проблемной ситуации. Например, «Не могу выполнить задания, ребята вы сможете помочь?». А также использовать в работе с детьми дифференцированный подход. Такой подход позволит педагогу создать у детей уверенность в своих силах.

В середине занятия педагогу необходимо включить новый материал или сведения. Например, затруднение – отличный повод для поиска новой информации. Для этого педагог готовит наглядную информацию, видеоряд для полного погружения детей в ситуацию. Если некоторые дошкольники уже владеют информацией, не стоит их игнорировать, а лучше включить в совместное обсуждение по объяснению материала.

Заключительная часть. После получения нового материала, детям необходимо его применить и закрепить. Для этого педагог может организовать индивидуальную или коллективную деятельность. В этот период педагог анализирует на сколько дети поняли материал и могут его применять в практике. Такой подход к организации занятия поможет раскрыть малоактивных, застенчивых детей.  Затем педагог анализирует «пройденный путь», уровень сложности и заинтересованности детей во время рефлексии.

После каждого занятия, педагог выявляет сильные и слабые стороны: намечает то, на что необходимо обратить внимание на следующем занятии. Если педагог будет сопровождать детей от начала до конца занятия, то подготовка к таким занятиям не должна быть такой, где абсолютно все оборудование и раздаточный материал уже ждут детей «на местах». Педагог должен включать самих детей в подготовку материалов для своей деятельности прямо в процессе занятия. Например, «возьмите, что вам нужно для рисования», «если вам нужны стулья, воспользуйтесь ими». Как организовать занятие в подготовительной к школе группе смотрите ниже в видеоинструкции. Коллеги из МДОАУ № 133 г. Оренбург поделились опытом работы с детьми.

Занятие по конструированию в подготовительной к школе группы по теме «Такие разные мосты» 

 В ФГОС ДО определены специфические виды деятельности дошкольников (п. 2.7 ФГОС ДО). А задача педагога – создать такие условия для детей, в которых дети получают возможность самостоятельно приобретать позитивный опыт эффективного проживания каждого этапа любой деятельности. Основные этапы занятий смотрите ниже, в примере.

Пример

Этапы планирования занятия в возрастных группах

Название этапов

Содержание

Деятельность детей

Первый этап

Создание мотивационной ситуации для появления детской цели.

Ключевым здесь будет ответ ребенка на вопрос «Для чего мне это?». Ответ на него должны понимать и принимать все дети, присутствующие на занятии

Второй этап

Планирование деятельности

Ключевой вопрос: «Как я это буду делать?»

Третий этап

Реализация замысла деятельности

Ключевая фраза этого этапа: «Я делаю это сам!»

Четвертый этап

Рефлексия или самоанализ

Ключевой вопрос: «Что и почему у меня получилось?»

Также можно выделить еще один этап – «Актуализация представлений детей по теме занятия». Он может быть плавающим и стоять то перед первым, то перед вторым этапом или даже может быть интегрирован в третий. Это будет зависеть от логики занятия и образовательных задач, которые стоят перед педагогом

Занятие, как и любой режимный момент, педагог должен планировать заранее. Форму и способы фиксации содержания занятия с детьми воспитатель может выбрать самостоятельно. Например, оформить план в виде таблицы, конспекта, текстового плана.

Степень подробности написания педагогом конспекта будет зависеть от его профессиональных компетенций и стажа работы. Например, молодому педагогу рекомендуют писать более подробный план, с конкретными речевыми формулировками, подробными задачами. Более опытному педагогу может быть достаточно краткого плана занятия.

Также педагогам необходимо писать конспекты с обязательным наличием пространства для детского выбора. Для этого в конспектах занятий всегда будут появляться фразы следующего типа: «содержание письма определяется общим выбором детей», «дети определяют последовательность самостоятельно».

Удобно закрепить форму написания конспекта, кратность их написания и место хранения в локальном акте дошкольной организации. Например, в положении о текущей и отчетной документации педагогов детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему знакомства с правилами дорожного движения "Светофор".

Знакомство с правилами дорожного движения и понятием " Светофор" в игровой и занемательной форме....

Методическая разработка для студентов педколледжа по МДК 02.05 "Теория и методика музыкального развития" на тему "Применение мультимедиа-технологий на музыкальных занятиях в детском саду"

Мультимедийные технологии на музыкальных занятиях в детском саду обогащают процесс обучения дошкольников, позволяют сделать его более эффективным....

Презентация на тему: Занятие по физической культуре в детском саду.

I. ВВЕДЕНИЕ Структура занятия определяется поставленными задачами и особенностями организма ребенка. Исходя из этого , в физкультурном занятии выделяют условно три основные части: вводную, основную, з...

Игровое занятие в детском саду по ФЭМП. Средняя группа. Тема: Классификация по двум признакам

Цели: закреплять умение детей классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма; размер и форма); развивать умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее; сове...

Использование приемов песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать диагностические, коррекционные и развивающие задачи: развивает психические процессы, речь, моторику, фантазию, тактиль...