Образовательные технологии
статья

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВИШНЯКОВА Г.В.

МЕТОДИСТ КИЖИНГИНСКОГО ФИЛИАЛА

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Важнейшим компонентом любого профессионального учебного заведения является выпуск конкурентоспособного специалиста. Поэтому на современном рынке труда востребованы не просто специалисты как носители определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, а профессионалы, способные к анализу собственной деятельности, к быстрому и неординарному решению возникающих перед ним профессиональных проблем, стремящихся к самосовершенствованию и саморазвитию.

И на первый план в процессе подготовки специалиста выдвигается развитие у студентов способностей к овладению методами, позволяющими самостоятельно находить, анализировать и использовать знания в своей профессиональной деятельности.

Актуальность проектной – исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Проектная деятельность прописана в стандарте образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов. Следовательно, каждый студент должен быть обучен этой деятельности.

В связи с этим, актуальное значение приобрела проблема формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию проектно - исследовательской деятельности.

ОБЩЕПРИНЯТЫМИ СЧИТАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

  • выполнение лабораторных работ;
  • написание рефератов;
  •  участие в предметных олимпиадах, НПК;
  • подготовка докладов;
  • заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
  • изучение выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации;
  • курсовые, дипломные работы и проекты.

Способность студентов к творческой (а значит, и к проектно -исследовательской) деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством преподавателя. Исходя из этого, преподаватель выступает в роли тьютера, он организует и сопровождает деятельность студентов по самостоятельному получению знаний, что не всегда легко психологически педагогам. Занятие со студентами исследовательской деятельностью требует от преподавателя не только высокого уровня знаний, но и грамотного владения методиками исследования, а также желания заниматься данной работой.

Для успешного ведения в колледжах проектно - исследовательской работы, преподаватель СПО должен представлять структуру проектно - исследовательской деятельности студентов в условиях СПО, а также знать общие принципы ведения научной работы применительно к условиям своего труда.

С учётом вышесказанного, весьма интересными представляются нам результаты опроса, проведённого среди преподавателей и мастеров производственного обучения Кижингинского филиала колледжа.

Опрошено 15 преподавателей и мастеров п/о

На вопрос «Используете ли вы в работе с обучающимися научно-исследовательскую деятельность?».

- 68 % преподавателей ответили положительно;

- 42% – отрицательно;

Такой большой процент положительных ответов можно объяснить тем, что преподавателю подготовка обучающегося дает бонус в копилку портфолио, повышает его профессиональный уровень.

Обучающимся это дает возможность, выступлений на конференциях, публикаций работы на конференциях различного уровня.

Все это позволяет обучающимся в будущем успешно представить и защитить свои курсовые и дипломные работы.

Участие в какой - либо исследовательской деятельности делает их более конкурентоспособными при поступлении в ВУЗ и на рынке труда. Приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют их среди других обучающихся и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса.

На вопрос, «Какие проблемы позволяет решать научно-исследовательская деятельность?».

- 65% ответили «Способствует творческому развитию личности обучающегося»;

- 20% ожидают профессионально-квалификационного роста преподавателя;

- 10% надеются на повышение статуса учебного заведения;

- 5% – на возможность получения качественно новых знаний.

На вопрос, «С какими трудностями Вы сталкиваетесь при организации научно-исследовательской деятельности?».

- 54% преподавателей пожаловались на отсутствие у них свободного времени;

- 24% не хватает знаний по организации научно-исследовательской деятельности;

- 22% волнует большая загруженность обучающихся.

Анализ результатов вышеприведённого опроса позволил сделать следующие выводы. Преподавателям не хватает знаний и рекомендаций по организации в учреждениях СПО научно-исследовательской работы.

Стадии работы над проектом — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта: черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

В Кижингинском филиале колледжа на протяжении многих лет трудом преподавателей и мастеров производственного обучения сформировалась стабильная система организации НИДС.

Для успешного осуществления научно-исследовательской работы преподавателями мастерами производственного обучения реализуются следующие принципы научной работы:

- добровольность участия;

- профессиональная направленность;

- свободный выбор темы;

- возможность очного участия в конференциях;

- возможность публикации результатов;

- внедрение в учебный процесс;

- связь с производством;

Активизация проектно-исследовательской деятельности обучающихся – это один из путей повышения конкурентоспособности нашего филиала колледжа в образовательной среде. Хотелось бы отметить, что и проектные, и исследовательские работы наши обучающиеся выполняют давно и весьма успешно. Наработан положительный опыт применения данной технологии отдельными преподавателями.

Совместные усилия преподавателей филиала колледжа позволяют обучающимся реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, приобрести навыки научной работы, осознать свою значимость и принадлежность к большой науке.

Слайд 13 Таблица

Уровень мероприятия

Год

Количество участников

Призеры

Номинанты

Всероссийский

2021-2022уч.г

3

3

-

2022-2023уч.г

-

-

-

2023-2024уч.г

35

26

9с/у

Международный

2021-2022уч.г

1

1

-

2022-2023уч.г

2

-

2с/у

2023-2024уч.г

6

6

-

Межрегиональный

2021-2022уч.г

4

2

2

2022-2023уч.г

4

1

3

2023-2024уч.г

11

4

7

Республиканский

2021-2022уч.г

10

4

6 с/у

2022-2023уч.г

7

1

4; 2 с/у

2023-2024уч.г

18

7

6

Районный

2021-2022уч.г

3

3

-

2022-2023уч.г

1

-

с/у

2023-2024уч.г

11

11

-

Муниципальный

2021-2022уч.г

-

-

-

2022-2023уч.г

-

-

-

2023-2024уч.г

10

10

-

Привлечение студентов к проектной и исследовательской деятельности начинается с первого курса обучения.

Участие студентов в научных конференциях (подготовка и написание статей, выступление перед аудиторией, участие в олимпиадах); работа под руководством опытных преподавателей позволяет сформировать общие и профессиональные компетенции и получать новые знания в сфере проектирования.

Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:

развивают исследовательские умения, умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа – (ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к контекстам)

используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность, учатся презентовать свои проекты – (ОК 2.Использовать современные средства поиска , анализа и интерпретации информации и информационных технологий для выполнения задач профессиональной деятельности)

самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников – (ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере использовать знания финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях);

учатся совместному труду: постепенное включение студентов в проектную деятельность (написание и защита проектов, участие в конкурсах на лучший проект) привело к формированию таких общих компетенций, как способность работать в команде над проектами, взаимодействовать с экспертами в различных областях. (ОК4.Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде)

Подготовка обучающихся к конкурсам WorldSkills Russia «Молодые Профессионалы» – это новое направление в проектно - исследовательской деятельности педагогов и обучающихся СПО, которая требует инновационной деятельности со стороны педагога, поиска новых видов взаимодействия преподаватель – обучающийся.

Преподаватели и мастера п/о в рамках подготовки обучающихся к конкурсам, ориентирует свою работу на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, способность к постоянному самообучению, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высоко конкурентной среде.

Студенты Кижингинского филиала достойно выступили и заняли призовые места:

по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин»

2019 – 2020 учебный год – Тароев Сергей, Диплом I степени, VII открытый Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WORLDSKILS RUSSIA) Наставник Кукшинов С.В.

2020 - 2021 учебный год – Гуруев Жалсан Диплом II место, VIII открытый Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WORLDSKILS RUSSIA) Республики Бурятия наставник Цырендашиев С.Ц.

2023-2024 учебный год – Карпов Сергей Диплом I степени, VII открытый Региональный чемпионат «Молодые профессионалы», наставник Цырендашиев С.Ц.

по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»

2020 - 2021 – Цыденов Доржо, сертификат участника VII открытый Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WORLDSKILS RUSSIA).

2021 – 2022 учебный год – Дьячковский Ярослав, Диплом II степени, VIII открытый Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WORLDSKILS RUSSIA).

2022 -2023г – Санданов Иван сертификат участника регионального этапа чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» 

Конкурс профессионального мастерства

2019г – 1 место Медведев Сергей, Республиканский конкурс «Лучший пахарь»

Республиканский конкурс профессионального мастерства управления трактором «Лучший тракторист – 2021

2021г – Гуруев Жалсан, Грамота II место в Республиканском конкурсе профессионального мастерства управления трактором «Лучший тракторист – 2021 (колесные трактора)», среди студентов ПОО

2021г – Гуруев Жалсан, Грамота в номинации «Пахарь - профессионал», Республиканский конкурс профессионального мастерства управления трактором «Лучший тракторист – 2021 (колесные трактора)», среди студентов ПОО

2021г Бальжинимаев Аюр, Грамота I место в Республиканском конкурсе профессионального мастерства управления трактором «Лучший тракторист – 2021 (колесные трактора)», среди студентов ПОО

2021г – Данзанов Дугар. Грамота I степени за участие в Республиканском конкурсе профессионального мастерства водителей автотранспортных средств категории «В», в номинации «Лучший по теоретическому этапу»

2022г – Санданов Иван Грамота в номинации «Самая качественная обработка почвы», Межрегиональная выставочно – ярморочное мероприятие в АПК Республики Бурятия

Итогом успешности участия обучающихся в конкурсе является то что, преподаватель и мастер производственного обучения выстраивает учебные занятия, консультации посредством реализации компетентностного подхода на основе проектных и других практико-ориентированных методов обучения.

Одним из самых важных продуктов проектной деятельности студента, который показывает степень сформированности профессиональных компетенций, является выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – завершенная научно-практическая работа студента по определенной проблеме, систематизирующая, закрепляющая и расширяющая теоретические знания и практические навыки обучающегося при решении конкретной задачи, демонстрирующая умение самостоятельно решать профессиональные задачи и характеризующая итоговый уровень его квалификации, подтверждающая его готовность к профессиональной деятельности.

С точки зрения компетентностного подхода применение проектной деятельности позволяет так же формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.

Работы студентов год от года становятся все качественнее, исследовательская деятельность все разнообразнее, что говорит и о качественных изменениях в работе педагогических работников системы среднего профессионального образования, вызванном внедрением ФГОС нового поколения, а так же Демоэкзаменов.

Заключение. Оценивание степени сформированности общих и профессиональных компетенций важный этап, причем и для обучающихся, и для преподавателя. Дальнейшее использование в образовательном процессе проектно – исследовательской деятельности позволяет обеспечить продвижение студентов по компетентностной образовательной траектории и способствует подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена. Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Таким образом, проектно - исследовательская деятельность, являясь основным фактором формирования компетенций будущего специалиста, предстает составной частью системы современного образования, направленного на подготовку мобильного, высококвалифицированного и творческого специалиста.

Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить.

Вот основной тезис современного понимания метода проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Образовательные технологии.Основы Дальтон-технологии как личностно-ориентированной. Реализация технологии в моей практике."

В этой статье сформулированы основные положения Дальтон-технологии, показаны примеры использования её элементов на уроках русского языка и литературы...

Современные образовательные технологии в условиях реализации федеральных образовательных стандартов НПО и СПО

Стандарт профессионального образования третьего поколения (ФГОС) имеет ряд особенностей: он построен на основе компетентностного подхода.Для формирования  общих компетенций, усвоения и закреплени...

Использование в образовательном процессе образовательных технологий

В деятельности педагога важным является использование современных педагогических технологий: продуктивного, дифференцированного, развивающего и проектного обучения, реализации личностно-ориентированно...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...

Применение прогрессивных образовательных технологий в образовательном процессе

Роль наовых технологий в повышении качества и результативности образования...

"Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с раз...